Общая характеристика международных отношений в мире во второй половине 1920-х годов.
В международных отношениях межвоенного двадцатилетия выделяются три периода: 1) 1918-1923 гг. - послевоенное урегулирование создание Версальско-Вашингтонской системы; 2) вторая половина 1920-х годов - период стабилизации, попыток решения проблем сотрудничества и безопасности; 3) 1930-е годы - нарастание международной агрессии и Угрозы войны. Известно утверждение, что внешняя политика является продолжением внутренней. Следует признать, что в названные периоды дело обстояло именно так - характер международных отношении определялся наиболее значительными явлениями и процессами внутренней жизни разных стран.
Оценивая международное положение в Европе во второй половине 1920-х годов, можно отметить три момента.
Во-первых, быстрое развитие экономической мощи Германии, с одной стороны, и узы статей Версальского договора — с другой, из которых Веймарская республика при сильнейшей пропагандистской кампании стремилась как можно скорее вырваться.
Во-вторых, дальнейшее сближение побежденной Германии и советской России, пугающее Запад, который стремился к созданию противостояния Германии Советскому Союзу. Хотя кое-кто уже тогда предполагал, что возрожденная и окрепшая Германия может направить свою мощь не на Восток, а на Запад, против создателей Версальской системы.
В-третьих, разногласия и противоречия среди победителей, которые не могли договориться об определении и проведении общей линии в экономических и политических отношениях с Германией.
Германская проблема была в европейской политике одной из самых острых. Как быть с репарационными обязательствами Германии, которые имели не только экономическое значение, но и политическое? Этот вопрос дискутировался и в западных странах-победительницах и, особенно, в самой Германии. Решение его было найдено.
«плана Дауэса» Вступив в силу 1 сентября 1924 г., он должен был помочь восстановлению тяжелой промышленности Германии, для чего выделялся большой заем в сумме 310 млн долларов. Планом устанавливались ежегодные платежи Германии в счет репараций на ближайшие годы.
За время действия с 1924 по 1932 г. «план Дауэса» позволил Германии не только восстановить, но и быстро обновить и развить тяжелую промышленность и военную индустрию. Именно в эти годы в Германию хлынул огромный поток займов и других видов помощи.
В 1925 г. в соответствии с Версальским договором наступал срок эвакуации французских войск из северной части Рейнской зоны. Стремясь сохранить над германской экономикой свой контроль и укрепить общие силы против СССР, западные страны поставили вопрос о вхождении Германии в Лигу Наций. В сентябре 1924 г. германское правительство обратилось к победителям с просьбой принять ее в эту международную организацию. Одновременно Германия добивалась пересмотра военных постановлений Версальского договора и предоставления мандатов на колонии. В этот период перед Германией стояла дилемма: либо полностью объединиться с западными державами и превратиться в форпост антисоветской политики, либо сохранить установившиеся нормальные советско-германские отношения в соответствии с Рапалльским договором. Все эти вопросы рассматривались на конференции в Локарно в октябре 1925 г.
После Локарно обстановка в Европе приняла напряженный характер:
1) возникла группировка европейских держав,
2)возросли роль и влияние Англии и несколько ослабли позиции Франции, 3)произошло ослабление франко-германского противостояния.
4)Изменилось и положение Германии в связи с ее принятием в качестве полноправного члена в Лигу Наций.
5) если западные границы Германии были определены и гарантированы, то восточные оставались открытыми. По оценке немецких руководителей, для политических целей в отношении восточных границ не было препятствий.
6)европейский пацифизм впервые получил возможность ввести свои идеи в оборот практической международной политики и продвигать их через прессу, депутатский корпус и общественное мнение. В этот период в дипломатической практике становятся самыми распространенными такие виды договоренностей как пакты о ненападении и нейтралитете.
Договоренности первого пятилетия 20-х годов, прежде всего Локарнские, были высшим политическим достижением творцов Версальского порядка, которые впервые показали себя способными не только диктовать условия с позиции силового преобладания, но и принимать с расчет интересы слабой стороны, равно как и объективные потребности всего международного сообщества. Логика и схема выработки компромиссов наподобие локарнского могли теоретически стать моделью для упорядочения международных отношений во всех частях мира и Европы. Но в действительности этого не происходило. Механизм обеспечения стабильности, разработанный применительно к франко-германским отношениям фактически приобрел только относительно узкое, субрегиональное значение. Тем не менее, потенциала "духа Локарно" оказалось достаточно для существенной стабилизации МО во второй половине 20-х годов.
Стабилизация МО в эти годы дала основание современникам заговорить об «эре пацифизма». Сторонники пацифизма призывали к предотвращению международных конфликтов и войн, борьбе за всеобщее разоружение.
Состоянием на 1925 год большевикам удалось добиться политического признания от 22 государств. Если учитывать пути их прихода к власти и события, которые за этим последовали, такие результаты были огромным достижением новой советской власти. Особое место в МО того времени занимало Советское государство. Западные державы смотрели на него с выжиданием: когда и чем закончится большевистский эксперимент. Поддерживая Германию, они были не прочь сделать из неё силу, направленную против СССР. В этой ситуации советское правительство стремилось различными способами преодолеть международную изоляцию.
Весной 1926 г. СССР подписал с Германией договор о нейтралитете. В следующем году советское правительство внесло в подготовительную международную комиссию по разоружению предложения о всеобщем и полном разоружении, которые, однако, не были приняты. В 1928 г. несколько стран подписали так называемый пакт Бриана — Келлога — договор о запрещении войны как средства национальной политики. Советский Союз пригласили (хотя и не сразу) присоединиться к нему. Советское государство не только первым ратифицировало этот договор, но и предложило соседним странам, не дожидаясь общей ратификации, досрочно ввести его в действие между ними.
На внешнеполитический курс западных стран начинали оказывать всевозрастающее влияние социально-экономические неурядицы. Давали о себе знать трудности со сбытом продукции и рост безработицы. Промышленные круги и торговые фирмы США проявили желание заменить Англию на советских рынках. В Соединенных Штатах стали раздаваться требования о развитии торговли с Советским Союзом и получении тех заказов на сбыт транспортных средств и других промышленных товаров, от которых отказалась Англия.
Антисоветская кампания 1926-1927 гг. не ограничилась только Европой. Реакционные силы предприняли попытку спровоцировать военный конфликт Советского Союза с Китаем. Однако, Эти провокации, организованные Англией, были направлены не только против Советского Союза, но и против Китая.
Как и в Европе, так и в Китае английские замыслы потерпели полный провал. Начиная антисоветскую кампанию, в Лондоне рассчитывали, что за Англией, разорвавшей отношения с СССР, последуют и другие страны. Но этого не случилось.
Английская торговля понесла значительный урон из-за прекращения поставок в СССР машин и оборудования. Только за два года (1927-1928) Германия продала товаров Советскому Союзу на 700 млн рублей больше, чем Анг
В 1928 году, правительство США в официальном письме министру иностранных дел Франции, указало на необходимость предоставления членства в Лиге Наций совесткому Союзу, как одному из наиболее крупных мировых государств. Уже в 1929 году правительство СССР вступило в переговоры о получении членства в этой организации.
В октябре 1929 года Советское правительство подписало с Англией пакт о восстановлении дипломатических отношений. В декабре этого года последовало заключения мира с Китаем.
лия. Это естественно вызывало недовольство британских промышленников и рабочих.
Однако в международных отношениях имелись источники нестабильности. Вне международного порядка оставался СССР, который оказался в роли главного оппонента содружества Лиги наций. Оставаясь за ее порогом, Советский Союз считал Лигу враждебной себе и стремился ее ослабить. Германия, ободренная политическими успехами и приостановкой кризиса хозяйства, по-прежнему не считала положение дел справедливым. Берлин добивался ревизии Версальского порядка.