Николай Васильевич Гоголь «Шинель»
Акакий Акакиевич Башмачкин
он служил ревностно, — нет, он служил с любовью.
«Зачем вы меня обижаете?» - фраза, повлиявшая на молодого человека, прозвучала по библейски: «Я брат твой».
Значительное лицо, до смерти испугавшее Башмачкина своим начальственным окриком, узнав о смерти его «остался даж пораженным, слышал угрызения совести и весь день был не в духе»
Исчезло и скрылось существо, никем. не защищенное, никому не дорогое,
вечный титулярный советник, над которым……..натрунились и наострились вдоволь
в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?
Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели
Уходя из жизни, Башмачкин бунтует: он «сквернохульничал, произнося страшные слова», следовавшие «непосредственно за словом «ваше превосходительство».
История « значительного лица» почти зеркально повторят ,то что случилось с Башмачкиным
«А! так вот ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек, — отдавай же теперь свою!» Бедное значительное лицо чуть не умер.
«Ревизор»
· «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие: к нам едет ревизор» - открывает пьесу эта фраза Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского.
· Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал воли кулакам своим; он, для порядка, всем ставит фонари под глазами — и правому и виноватому.
- Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла!
- «ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия»(позиция Ивана Хлестаков)
- С Пушкиным на дружеской ноге.(врет Хлестаков)
- Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. (судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин)
Такого городничего никогда ещё, государь, не было. Такие обиды чинит, что описать нельзя.
А дочка городничего очень недурна, да и матушка такая, что еще можно бы..."
Попечитель богоугодных заведений Земляника «Человек простой: если умрет, то и так умрет, а если выздоровеет, то и так выздоровеет»
«Единственным положительным героем моей комедии является смех»- признавался Гоголь
Доктор со зловещей фамилией Гибнер «по-русски ни слова не знает»
· Городничий «Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того что пойдешь в посмешище — найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!
Поэма «Мертвые души»Проблема омертвления души человека
В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» нашло отражение «все хорошее и дурное, что есть в России от нас» (Я. Гоголь). «Мертвые души» — это не только помещики и чиновники, это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». Чичиков побывал в пяти помещичьих усадьбах, но это не цикл разрозненных новелл, а единое повествование, развивающееся по своей художественной логике, суть которой определена автором: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого»
Однако их объединяет пустота и никчемность, которая становится чертой не только каждого из них, но принадлежностью всего уклада помещичьей жизни России. Вот почему Гоголь строит повествование по принципу усиления пошлости. Дело не в том, конечно, что кто-то из них лучше или хуже, а в том, что одна пошлость сменяет другую, что, по словам Гоголя, «нет ни одного утешительного явления… и что по прочтении всей книги кажется, как бы точно вышел из какого-то душного погреба на божий свет». И если галерея помещиков открывается Маниловым, о котором хотя бы в первую минуту можно сказать: «Какой приятный и добрый человек», то завершается она «прорехой на человечестве» Плюшкиным.
Принцип изображения помещиков:
o Внешний вид усадьбы
o Состояние хозяйства
o Господского дома
o Внутреннего убранства
o Характеристика помещика
o Его взаимоотношения с Чичиковым
О Манилове Дом господский стоял…… на возвышении, открытом всем ветрам, «глупо и без толку готовится на кухне», «пусто в кладовой», а между тем, воздвигнута «беседка с плоским зеленым куполом, деревянными колоннами и надписью «Храм уединенного уединения»» (духовная пустота) «рыцарь пустоты»(Манилов) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се ………черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельну….. У всякого есть свой задор……….но у Манилова ничего не было.
Коробочка «крепколобая» и «дубинноголовая»
одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов.
«Ноздрев в тридцать пять лет был таков ж совершенно, как в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять»
В кабинете не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья
Ноздрев долго еще не выведется из мира
похож «на средней величины медведя»(Собакевич)
Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности
избы мужиков тож срублены были на диво: не было кирчёных* стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует.
каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!»(интерьер Собакевича)
Плюшкин «прореха на человечестве»
В деревне .Какую-то особенную ветхость
дом выглядел «дряхлым инвалидом»(у Плюшкина)
«прореха на человечестве»(Плюшкин)
«И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти че-ловек! Мог так измениться!»(размышления автора о Пл.)
Общие черты помещиков: бесчеловечность, праздность, пошлость, духовная пустота.
Чиновники губернского города, по словам Со-бакевича: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы». Лица чиновников сливаются в какое-то безликое круглое пятно, единственным признаком «индивидуальности» становится бородавка («лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки»).
Темно и скромно происхождение нашего героя.
«Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой!» - говорил отец Чичикову (завет отца)
«копи копейку»(наказ отца Ч)
Гоголь о Чичикове: «справедливее всего навать его хозяин – приобретатель»
вот весь налицо герой наш, каков он есть
«Подлец»
жизнь во всех довольствах.
"Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?(лир.отступ)
живой и бойкой русской ум
В среде помещиков и чиновников одно ничтожество сменяет другое. Но над этим сборищем «небокоптителей» возвышается образ Руси. Живое начало русской жизни, будущее страны писатель связывает с народом. Крепостное право уродует и калечит людей, но оно не в состоянии убить живую душу русского человека, которая живет и в «замашистом, бойком» русском слове, и в остром уме, и в плодах труда умелых рук. В лирических отступлениях Гоголь создает образы беспредельной, чудесной Руси и народа-богатыря. Поэтому и заканчивается поэма образом Руси-трбй-ки. Каким будет будущее Руси, Гоголь не знает. Но в поэме важен сам пафос этого движения, которое ассоциируется с душой русского человека.
Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем?