Михаил Юрьевич Лермонтов «Песня про купца Калашникова »
Жуковский «Светлана»
Начало баллады
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок
Сняв с ноги, бросали…»
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье»
«Милая Светлана. »
Фонвизин «Недоросль»
Стародум «В большом свете водятся премелкие души»
«Унижать рабством себе подобных беззаконно»
Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю.
...добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может..." (Стародум)
"...Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.."
Простаков
«Без вины виноват»
«без наук люди живут и жили», «ученье- вздор», главное, «достаточек уметь нажить и сохранить» - философия невежественного дворянства
«Уж четыре года как учится» – о Митрофанушке (бессмысленность его обучения)
Еремеевна получает «по пяти рублей в год, да по пяти пощечин на день»
Простакова «Да разве дворянин не вправе поколотить слугу, когда захочет?»
С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда
"...Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!.." (Софья)
"...не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет..." (слова отца Скотининых)
Грибоедов «Горе от ума»
Современники о комедии:
Пушкин «Много ума и смешного в стихах», «разительная картина нравов»
Катенин «Ума и соли тьма»
Софья «Счастливые часов не наблюдают»
«Он не в своем уме» (о Чацком) - первая распускает слух.
Фамусов «Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой»
«Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца» (Софье)
«Кто беден, тот тебе не пара» (Софье)
«Что будет говорить княгиня Марья Алексевна!» (фраза заканчивает комедию, зависимость Фамусова от чужого мнения)
Молчалин: «В мои года не должно сметь
Свое суждение иметь» (бесхребетность и подобострастие)
Завет отца Молчалину – «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была
»
«Злые языки страшнее пистолета»
Чацкий «Чины людьми даются,
А люди могут обмануться»
«Дома новы, но предрассудки стары»
«И дым Отечества нам сладок и приятен…»
«Служить бы рад, прислуживаться тошно»
«Молчалины блаженствуют на свете!»
«А врочем, он дойдет до степеней известных
Ведь нынче любят бессловесных»(о Молчалине)
Вот я пожертвован кому!
Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож;
Молчалин например...
ЛИЗА :Как все московские, ваш батюшка таков:
Желал бы зятя он с звездами, да с чинами,
Пушкин «Капитанская дочка»
«Береги платье снову, а честь смолоду» - эпиграф, завет отца Гриневу
«Я приехала просить милости, а не правосудия» - Маша Миронова Екатерине II
Швабрин омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака. ...
описывает Машу Гриневу «совершенною дурочкою»
«Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести» - Гринев Пугачеву.
«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
«Евгений Онегин»
«Неужто ты влюблен в меньшую?
-А что? – «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт»
законодательницей зал
«Он с лирой странствовал на свете:
Под небом Шилера и Гете
Их поэтическим огнем
Душа воспламенилась в нем» (Ленский)
«Ни красотой сестры своей,
ни прелестью ее румяной,
Не привлекла она б очей» (Татьяна)
«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой»(Татьяна)
«Я вас люблю(к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна»(последнее объяснение Татьяны с Онегиным)
«Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины» (традиции в семье Лариных, которые отчасти объясняют страсть Татьяны к мистике, гаданиям, ее любовь к природе)
Позвольте познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель,
«Чего ж вам больше?
Свет решил,
Что он умен и очень мил»(об Онегине, светское общество узкое во взглядах, мелкое, низкое)
резкий охлажденный ум»
молодой повеса
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
опаснейший чудак
Короче: русская хандра1
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
От делать нечего друзья.
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.(Онегин и Ленский)
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.
Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.
(Зарецкий)Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист...
Лир отступления Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас! ...
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Сочувствие автора Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.
«Уж не пародия ли он?» (Татьяна об Онегине)
«С вашим –то умом быть чувства мелкого рабом?(Татьяна Онегину, вопрос о сомнениях Татьяны по поводу любви к ней Евгения)
Композиционная особенность романа - открытый финал, автор оставляет Онегина после объяснения с Татьяной
«И здесь, героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго….навсегда….»
Различия между Онегиным и автором
Предмет сопоставления | Онегин | Автор |
Театр | Театр для Онегина- это место, где можно показать себя и безнаказанно полюбоваться в лорнет на незнакомых дам. | Для автора театр – это «волшебный край» |
Природа | Природа на Онегина наводит сон. | Автор «предан всей душой полям, цветам, деревне» |
Любовь | Для Онегина любовь- это «наука страсти нежной», обязательным условием которой является умение «лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать» | Автор говорит, вспоминая о своей любви, что «завидовал волнам, бегущим бурной чередою с любовью лечь к ее ногам» |
Творчество | Онегин лишен умения и возможности выразить себя в творчестве «труд упорный, ему был тошен; ничего/ не вышло из пера его» | Смысл собственной жизни автор видит в следующем «быть может, в Лете не потонет, строфа, слагаемая мной» |
Поэма «Медный всадник»
Евгений«Где-то служит «
«Обыкновенный « Приют смиренный и простой»
«На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн
И вдаль глядел.» (о Петре 1)
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Лермонтов «Мцыри»
Мцыри живет в чуждой среде, лишенной всех близких:
«Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
…Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил,
Не то что милых душ - могил!»
«Душой дитя, судьбой монах»
Ты жил, - я также мог бы жить!
Единство «Меж бурным сердцем и грозой?,»
«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил»
«тюремный цветок»
« Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.»
1Мцыри
«Увы! - за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял..»
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы»
«Бой закипел, смертельный бой!»
быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов.
Оттуда виден и Кавказ!
В. Г. Белинский. «Что за огненная душа, что за могучий дух»
Акакий Акакиевич Башмачкин
он служил ревностно, — нет, он служил с любовью.
«Зачем вы меня обижаете?» - фраза, повлиявшая на молодого человека, прозвучала по библейски: «Я брат твой».
Значительное лицо, до смерти испугавшее Башмачкина своим начальственным окриком, узнав о смерти его «остался даж пораженным, слышал угрызения совести и весь день был не в духе»
Исчезло и скрылось существо, никем. не защищенное, никому не дорогое,
вечный титулярный советник, над которым……..натрунились и наострились вдоволь
в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?
Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели
Уходя из жизни, Башмачкин бунтует: он «сквернохульничал, произнося страшные слова», следовавшие «непосредственно за словом «ваше превосходительство».
История « значительного лица» почти зеркально повторят ,то что случилось с Башмачкиным
«А! так вот ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек, — отдавай же теперь свою!» Бедное значительное лицо чуть не умер.
«Ревизор»
· «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие: к нам едет ревизор» - открывает пьесу эта фраза Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского.
· Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал воли кулакам своим; он, для порядка, всем ставит фонари под глазами — и правому и виноватому.
- Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла!
- «ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия»(позиция Ивана Хлестаков)
- С Пушкиным на дружеской ноге.(врет Хлестаков)
- Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. (судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин)
Такого городничего никогда ещё, государь, не было. Такие обиды чинит, что описать нельзя.
А дочка городничего очень недурна, да и матушка такая, что еще можно бы..."
Попечитель богоугодных заведений Земляника «Человек простой: если умрет, то и так умрет, а если выздоровеет, то и так выздоровеет»
«Единственным положительным героем моей комедии является смех»- признавался Гоголь
Доктор со зловещей фамилией Гибнер «по-русски ни слова не знает»
· Городничий «Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того что пойдешь в посмешище — найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!
Поэма «Мертвые души»Проблема омертвления души человека
В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» нашло отражение «все хорошее и дурное, что есть в России от нас» (Я. Гоголь). «Мертвые души» — это не только помещики и чиновники, это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». Чичиков побывал в пяти помещичьих усадьбах, но это не цикл разрозненных новелл, а единое повествование, развивающееся по своей художественной логике, суть которой определена автором: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого»
Однако их объединяет пустота и никчемность, которая становится чертой не только каждого из них, но принадлежностью всего уклада помещичьей жизни России. Вот почему Гоголь строит повествование по принципу усиления пошлости. Дело не в том, конечно, что кто-то из них лучше или хуже, а в том, что одна пошлость сменяет другую, что, по словам Гоголя, «нет ни одного утешительного явления… и что по прочтении всей книги кажется, как бы точно вышел из какого-то душного погреба на божий свет». И если галерея помещиков открывается Маниловым, о котором хотя бы в первую минуту можно сказать: «Какой приятный и добрый человек», то завершается она «прорехой на человечестве» Плюшкиным.
Принцип изображения помещиков:
o Внешний вид усадьбы
o Состояние хозяйства
o Господского дома
o Внутреннего убранства
o Характеристика помещика
o Его взаимоотношения с Чичиковым
О Манилове Дом господский стоял…… на возвышении, открытом всем ветрам, «глупо и без толку готовится на кухне», «пусто в кладовой», а между тем, воздвигнута «беседка с плоским зеленым куполом, деревянными колоннами и надписью «Храм уединенного уединения»» (духовная пустота) «рыцарь пустоты»(Манилов) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се ………черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельну….. У всякого есть свой задор……….но у Манилова ничего не было.
Коробочка «крепколобая» и «дубинноголовая»
одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов.
«Ноздрев в тридцать пять лет был таков ж совершенно, как в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять»
В кабинете не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья
Ноздрев долго еще не выведется из мира
похож «на средней величины медведя»(Собакевич)
Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности
избы мужиков тож срублены были на диво: не было кирчёных* стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует.
каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!»(интерьер Собакевича)
Плюшкин «прореха на человечестве»
В деревне .Какую-то особенную ветхость
дом выглядел «дряхлым инвалидом»(у Плюшкина)
«прореха на человечестве»(Плюшкин)
«И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти че-ловек! Мог так измениться!»(размышления автора о Пл.)
Общие черты помещиков: бесчеловечность, праздность, пошлость, духовная пустота.
Чиновники губернского города, по словам Со-бакевича: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы». Лица чиновников сливаются в какое-то безликое круглое пятно, единственным признаком «индивидуальности» становится бородавка («лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки»).
Темно и скромно происхождение нашего героя.
«Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой!» - говорил отец Чичикову (завет отца)
«копи копейку»(наказ отца Ч)
Гоголь о Чичикове: «справедливее всего навать его хозяин – приобретатель»
вот весь налицо герой наш, каков он есть
«Подлец»
жизнь во всех довольствах.
"Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?(лир.отступ)
живой и бойкой русской ум
В среде помещиков и чиновников одно ничтожество сменяет другое. Но над этим сборищем «небокоптителей» возвышается образ Руси. Живое начало русской жизни, будущее страны писатель связывает с народом. Крепостное право уродует и калечит людей, но оно не в состоянии убить живую душу русского человека, которая живет и в «замашистом, бойком» русском слове, и в остром уме, и в плодах труда умелых рук. В лирических отступлениях Гоголь создает образы беспредельной, чудесной Руси и народа-богатыря. Поэтому и заканчивается поэма образом Руси-трбй-ки. Каким будет будущее Руси, Гоголь не знает. Но в поэме важен сам пафос этого движения, которое ассоциируется с душой русского человека.
Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем?
Тёмные аллеи
Рассказ (как и весь сборник) получил своё название от двух строк стихотворения Николая Огарёва «Обыкновенная повесть»: «Кругом шиповник алый цвел / Стояла тёмных лип аллея…».
Сюжет его незамысловат. Генерал Николай Алексеевич, уже старик, приезжает на почтовую станцию и встречает здесь свою возлюбленную, которую не видел около 35 лет. Надежду он узнает не сразу. Теперь она - хозяйка постоялого двора, в котором однажды произошла их первая встреча. Герой выясняет, что все это время она любила лишь его. Рассказ "Темные аллеи" продолжается. Николай Алексеевич пытается перед женщиной оправдаться за то, что не навещал ее столько лет. "Все проходит", - говорит он. Но очень уж неискренни, неуклюжи эти объяснения. Мудро отвечает Надежда генералу, сказав о том, что молодость проходит у всякого, а любовь - нет. Женщина укоряет возлюбленного, что тот бросил ее бессердечно, поэтому она много раз хотела наложить на себя руки, но сознает, что теперь уже поздно укорять.. Анализ произведения показывает, что Николай Алексеевич как будто не чувствует раскаяния, но Надежда права, говоря о том, что забывается все-таки не все. Генерал тоже не смог забыть эту женщину, свою первую любовь. И все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи», — прибавила она с недоброй улыбкой.Напрасно просит он ее: "Уходи, пожалуйста". И говорит, что лишь бы Бог простил его, а Надежда, видно, уже простила. Но выясняется, что нет. Женщина признается, что не смогла этого сделать. Поэтому генерал вынужден оправдываться, извиняться перед своей бывшей возлюбленной, говоря о том, что никогда не был счастлив, но жену свою любил без памяти, а она бросила Николая Алексеевича, изменила ему. Сына обожал, возлагал большие надежды, а получился из него наглец, мот, без чести, сердца, совести.
– Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные! „Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи...“ Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» И, закрывая глаза, качал головой.
20 октября 1938
Чистый понедельник
Шамаханская царица
“Странная любовь!”
Пусть бог даст сил не отвечать мне — бесполезно длить и увеличивать нашу муку...»
Повесть Олеся
Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин.
Ахматова поэма «Реквием»
Посвящена жертвам сталинских репрессий.
* В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
- А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.
В первых строках «Вступления» возникает образ «страшного мира»:
«Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград»
Изображается драма всей безвинной Руси:
«Буду я, как стрелецкие женки,
Под тюремными башнями выть
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Эпиграфом являются строки их ст. «Так не зря мы вместе беседовали»:
«Нет! И не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл-
Я была тогда с мим народом
Там, где мой народ, к несчастью, был»
Борис Леонидович Пастернак «Доктор Живаго».
Они любили друг друга не из неизбежности, не «опаленные страстью», как это ложно изображают. ………
Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья.
(Стрельников )он стал лелеять мысль стать когда-нибудь судьей между жизнью и коверкающими её темными началами, выйти на её защиту и отомстить за нее.
А мы жизнь приняли, как военный поход, мы камни ворочали ради тех, кого любили.
Иногда урывками, кроме периодических записей для своих медицинских трудов, он писал здесь свою «Игру в людей», мрачный дневник или журнал тех дней, состоявший из прозы, стихов и всякой всячины, внушенной сознанием, что половина людей перестала быть собой и неизвестно что рызыгрывает.
Маленькие люди
Башмачкин «Шинель» Гоголь
Самсон Вырин «Станционный смотритель» Пушкин
Евегений «Медный всадник» Пушкин
Лиза «Бедная Лиза» Карамзин
Мармеладов, Соня, Катерина Ивановна «Преступление и наказание» Достоевский
Макар Девушкин «Бедные люди» Достоевский.
Романы-эпопеи
«Война и мир» Толстой
«Тихий Дон» Шолохов
«Жизнь Клима Самгина» Горький
Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо»
Жуковский «Светлана»
Начало баллады
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок
Сняв с ноги, бросали…»
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье»
«Милая Светлана. »
Фонвизин «Недоросль»
Стародум «В большом свете водятся премелкие души»
«Унижать рабством себе подобных беззаконно»
Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю.
...добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может..." (Стародум)
"...Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.."
Простаков
«Без вины виноват»
«без наук люди живут и жили», «ученье- вздор», главное, «достаточек уметь нажить и сохранить» - философия невежественного дворянства
«Уж четыре года как учится» – о Митрофанушке (бессмысленность его обучения)
Еремеевна получает «по пяти рублей в год, да по пяти пощечин на день»
Простакова «Да разве дворянин не вправе поколотить слугу, когда захочет?»
С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда
"...Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!.." (Софья)
"...не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет..." (слова отца Скотининых)
Грибоедов «Горе от ума»
Современники о комедии:
Пушкин «Много ума и смешного в стихах», «разительная картина нравов»
Катенин «Ума и соли тьма»
Софья «Счастливые часов не наблюдают»
«Он не в своем уме» (о Чацком) - первая распускает слух.
Фамусов «Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой»
«Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца» (Софье)
«Кто беден, тот тебе не пара» (Софье)
«Что будет говорить княгиня Марья Алексевна!» (фраза заканчивает комедию, зависимость Фамусова от чужого мнения)
Молчалин: «В мои года не должно сметь
Свое суждение иметь» (бесхребетность и подобострастие)
Завет отца Молчалину – «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была
»
«Злые языки страшнее пистолета»
Чацкий «Чины людьми даются,
А люди могут обмануться»
«Дома новы, но предрассудки стары»
«И дым Отечества нам сладок и приятен…»
«Служить бы рад, прислуживаться тошно»
«Молчалины блаженствуют на свете!»
«А врочем, он дойдет до степеней известных
Ведь нынче любят бессловесных»(о Молчалине)
Вот я пожертвован кому!
Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож;
Молчалин например...
ЛИЗА :Как все московские, ваш батюшка таков:
Желал бы зятя он с звездами, да с чинами,
Пушкин «Капитанская дочка»
«Береги платье снову, а честь смолоду» - эпиграф, завет отца Гриневу
«Я приехала просить милости, а не правосудия» - Маша Миронова Екатерине II
Швабрин омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака. ...
описывает Машу Гриневу «совершенною дурочкою»
«Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести» - Гринев Пугачеву.
«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
«Евгений Онегин»
«Неужто ты влюблен в меньшую?
-А что? – «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт»
законодательницей зал
«Он с лирой странствовал на свете:
Под небом Шилера и Гете
Их поэтическим огнем
Душа воспламенилась в нем» (Ленский)
«Ни красотой сестры своей,
ни прелестью ее румяной,
Не привлекла она б очей» (Татьяна)
«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой»(Татьяна)
«Я вас люблю(к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна»(последнее объяснение Татьяны с Онегиным)
«Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины» (традиции в семье Лариных, которые отчасти объясняют страсть Татьяны к мистике, гаданиям, ее любовь к природе)
Позвольте познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель,
«Чего ж вам больше?
Свет решил,
Что он умен и очень мил»(об Онегине, светское общество узкое во взглядах, мелкое, низкое)
резкий охлажденный ум»
молодой повеса
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
опаснейший чудак
Короче: русская хандра1
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
От делать нечего друзья.
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.(Онегин и Ленский)
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.
Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.
(Зарецкий)Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист...
Лир отступления Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас! ...
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Сочувствие автора Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.
«Уж не пародия ли он?» (Татьяна об Онегине)
«С вашим –то умом быть чувства мелкого рабом?(Татьяна Онегину, вопрос о сомнениях Татьяны по поводу любви к ней Евгения)
Композиционная особенность романа - открытый финал, автор оставляет Онегина после объяснения с Татьяной
«И здесь, героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго….навсегда….»
Различия между Онегиным и автором
Предмет сопоставления | Онегин | Автор |
Театр | Театр для Онегина- это место, где можно показать себя и безнаказанно полюбоваться в лорнет на незнакомых дам. | Для автора театр – это «волшебный край» |
Природа | Природа на Онегина наводит сон. | Автор «предан всей душой полям, цветам, деревне» |
Любовь | Для Онегина любовь- это «наука страсти нежной», обязательным условием которой является умение «лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать» | Автор говорит, вспоминая о своей любви, что «завидовал волнам, бегущим бурной чередою с любовью лечь к ее ногам» |
Творчество | Онегин лишен умения и возможности выразить себя в творчестве «труд упорный, ему был тошен; ничего/ не вышло из пера его» | Смысл собственной жизни автор видит в следующем «быть может, в Лете не потонет, строфа, слагаемая мной» |
Поэма «Медный всадник»
Евгений«Где-то служит «
«Обыкновенный « Приют смиренный и простой»
«На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн
И вдаль глядел.» (о Петре 1)
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Лермонтов «Мцыри»
Мцыри живет в чуждой среде, лишенной всех близких:
«Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
…Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил,
Не то что милых душ - могил!»
«Душой дитя, судьбой монах»
Ты жил, - я также мог бы жить!
Единство «Меж бурным сердцем и грозой?,»
«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил»
«тюремный цветок»
« Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.»
1Мцыри
«Увы! - за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял..»
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы»
«Бой закипел, смертельный бой!»
быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов.
Оттуда виден и Кавказ!
В. Г. Белинский. «Что за огненная душа, что за могучий дух»
Михаил Юрьевич Лермонтов «Песня про купца Калашникова »
Кто побьет кого, того царь наградит; А кто будет побит, тому бог простит!"
Ты наш старший брат, нам второй отец; Делай сам, как знаешь, как ведаешь, А уж мы тебя, родного, не выдадим.»
«Герой нашего времени»
Хронология глав: «Тамань», «Княжна Мэри», начало повести «Бэла», «Фаталист», конец повести «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к «журналу Печорина»
"нравственный калека"
Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать;
Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном!
Перед дуэлью с Грушницким Печорин размышляет : «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья - и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся - мечта исчезает... остается удвоенный голод и отчаяние!
И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!
«Я шел медленно; мне было грустно... Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле - разрушать чужие надежды?Печорин)
«После всего этого, как бы, кажется, не сделаться фаталистом?»(Печорин)
«И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок?» (Печорин)
Спор с офицерами будто судьба человека написана на небесах
В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу.
«Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи».(М.Максимыч о Печорине)
«любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни»(Печорин о Бэле)
«Что хотите...»(отвечает Печорин Максим Максимычу при встречи)
«честные» контрабандисты
«водяное» общество
«скептик и материалист»(Вернер)
«из двух друзей всегда один раб другого»(Печорин о дружбе)
«При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете»(П. о Вере)
«никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».(Вера о П.)
«Я люблю сомневаться во всем»(П. глава «Фаталист»)
живет «из любопытства»(П)
«нравственный калека»(П)
В.Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени»
«Неужто, думал я, мое единственное назначение на земле - разрушать чужие надежды?»(Печорин)
«Герой нашего времени - это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии»(Лермонтов)
________________________________________