Четвертый крестовый поход, 1202–1204 гг.

Чет­вер­тый Кре­сто­вый поход, ко­то­рый про­хо­дил в 1202–1204 гг., пред­став­ля­ет осо­бый ин­те­рес для ис­то­ри­ков. На этот раз кре­сто­нос­цам уда­лось со­брать се­рьез­ную армию. Они ре­ши­ли от­пра­вить­ся в Иеру­са­лим не через Кон­стан­ти­но­поль, а мор­ским путем. Этот поход мог бы быть удач­ным, но в стане кре­сто­нос­цев воз­ник раз­лад. Для того чтобы пе­ре­пра­вить огром­ное вой­ско в район Иеру­са­ли­ма, по­тре­бо­ва­лось боль­шое ко­ли­че­ство судов. Когда вой­ска со­бра­лись в Ве­не­ции, они ожи­да­ли по­мо­щи от ве­не­ци­ан­цев, но те в свою оче­редь предо­ста­ви­ли свои ко­раб­ли, но не про­сто так: ко­раб­ли предо­став­ля­лись за плату. Сумма была на­столь­ко вы­со­кой, что со­брать эти день­ги было невоз­мож­ным. Ве­не­ци­ан­цы со­гла­си­лись предо­ста­вить свои ко­раб­ли «в долг». В ка­че­стве платы долж­на была по­слу­жить по­ло­ви­на тех бо­гатств, ко­то­рые кре­сто­нос­цы долж­ны были по­лу­чить в Иеру­са­ли­ме. Усло­вия были шо­ки­ру­ю­щие, но у кре­сто­нос­цев не было дру­го­го вы­хо­да. Ве­не­ци­ан­цы жаж­да­ли все новых бо­гатств, а так как Иеру­са­лим был еще да­ле­ко, они пред­ло­жи­ли пойти на Кон­стан­ти­но­поль. Кон­стан­ти­но­поль также счи­тал­ся очень бо­га­тым го­ро­дом, фак­ти­че­ски вто­рым после Иеру­са­ли­ма. Кре­сто­нос­цы вы­нуж­де­ны были со­гла­сить­ся пойти на уступ­ки ве­не­ци­ан­цам и по­тре­бо­вать опла­ты долга ве­не­ци­ан­цам от ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра. В ре­зуль­та­те кре­сто­нос­цы за­хва­ти­ли Кон­стан­ти­но­поль. Это был уни­каль­ный слу­чай в ис­то­рии: они шли во­е­вать на Ближ­ний Во­сток, а за­хва­ти­ли сто­ли­цу хри­сти­ан­ско­го го­су­дар­ства – Кон­стан­ти­но­поль. Имен­но в это время ви­зан­тий­ское го­су­дар­ство пре­кра­ща­ет свое су­ще­ство­ва­ние. Это про­изо­шло в 1204 году. На месте быв­шей Ви­зан­тии кре­сто­нос­цы со­зда­ли Ла­тин­скую им­пе­рию (рис. 8). Но го­су­дар­ство ока­за­лось непроч­ным и рас­па­лось через пол­ве­ка. На этом месте в 1261 году Ви­зан­тия была вновь вос­со­зда­на под видом Ни­кей­ской им­пе­рии.

Четвертый крестовый поход, 1202–1204 гг. - student2.ru

Рис. 8. Ла­тин­ская им­пе­рия (Ис­точ­ник)

Чет­вер­тый кре­сто­вый поход по­ка­зал, что ре­аль­ной целью этих по­хо­дов яв­ля­ет­ся не от­во­е­ва­ние гроба Гос­под­ня, а мер­кан­тиль­ные эко­но­ми­че­ские ин­те­ре­сы за­пад­ных ев­ро­пей­ских стран.

В 1212 году со­сто­ял­ся так на­зы­ва­е­мый Кре­сто­вый поход детей (рис. 9), экс­пе­ди­ция под пред­во­ди­тель­ством юного про­вид­ца по имени Сте­фан, ко­то­рый вдох­нул во фран­цуз­ских и немец­ких детей веру в то, что с его по­мо­щью, как бед­ные и пре­дан­ные слуги Гос­по­да, они смо­гут вер­нуть хри­сти­ан­ству Иеру­са­лим. Дети от­пра­ви­лись на юг Ев­ро­пы, но мно­гие из них не до­стиг­ли даже бе­ре­гов Сре­ди­зем­но­го моря, а по­гиб­ли в пути. Неко­то­рые ис­то­ри­ки счи­та­ют, что Кре­сто­вый поход детей был про­во­ка­ци­ей, устро­ен­ной ра­бо­тор­гов­ца­ми с целью про­дать участ­ни­ков по­хо­да в раб­ство.

Четвертый крестовый поход, 1202–1204 гг. - student2.ru

Рис. 9. Кре­сто­вый поход детей (Ис­точ­ник)

В мае 1212 года, когда немец­кое на­род­ное вой­ско про­шло через Кёльн, в его рядах на­счи­ты­ва­лось около два­дца­ти пяти тысяч детей и под­рост­ков, на­прав­ля­ю­щих­ся в Ита­лию, чтобы от­ту­да морем до­стиг­нуть Па­ле­сти­ны. В хро­ни­ках XIII века более пя­ти­де­ся­ти раз упо­ми­на­ет­ся этот поход, ко­то­рый по­лу­чил на­зва­ние «кре­сто­во­го по­хо­да детей».

Последние крестовые походы

Силы у ев­ро­пей­цев были на ис­хо­де. В XIII веке было пред­при­ня­то еще несколь­ко кре­сто­вых по­хо­дов, из­вест­ных как кре­сто­вые по­хо­ды с Пя­то­го по Вось­мой. Все они за­кан­чи­ва­лись неудач­но.

Во время Ше­сто­го кре­сто­во­го по­хо­да, ко­то­рый про­хо­дил в 1228–1229 гг. гер­ман­ско­му им­пе­ра­то­ру Фри­дри­хуIIШта­у­фе­ну уда­лось вновь вер­нуть Иеру­са­лим. Но в 1244 году город вновь пе­ре­шел в руки му­суль­ман.

Во время Седь­мо­го кре­сто­во­го по­хо­дафран­цуз­ский ко­роль вме­сте со своей сви­той попал в плен к му­суль­ма­нам. При­ш­лось за­пла­тить огром­ный выкуп и от­дать земли, ко­то­рые ему при­над­ле­жа­ли на Ближ­нем Во­сто­ке.

Вось­мой кре­сто­вой поход (1270 год) (рис. 10) за­кон­чил­ся бес­слав­но. Фран­цуз­ский ко­роль Лю­до­вик IX успел пе­ре­пра­вить­ся через Сре­ди­зем­ное море и вы­са­дить­ся на по­бе­ре­жье Ту­ни­са, прак­ти­че­ски сразу он умер от чумы.

Четвертый крестовый поход, 1202–1204 гг. - student2.ru

Рис. 10. Вось­мой кре­сто­вый поход (Ис­точ­ник)

В ре­зуль­та­те про­ва­ла по­след­них кре­сто­вых по­хо­дов в конце XIII века пре­кра­ти­ли свое су­ще­ство­ва­ние го­су­дар­ствен­ные об­ра­зо­ва­ния, на­хо­див­ши­е­ся под вла­стью кре­сто­нос­цев на Ближ­нем Во­сто­ке. В 1268 году была по­те­ря­на Ан­тио­хия, в 1289 – граф­ство Три­по­ли, а в 1291 – пала по­след­няя кре­пость кре­сто­нос­цев, Акра.

Итоги крестовых походов

Кре­сто­вые по­хо­ды за­кон­чи­лись прак­ти­че­ски без­ре­зуль­тат­но. Од­на­ко можно счи­тать, что это было пер­вое круп­но­мас­штаб­ное со­при­кос­но­ве­ние во­сточ­ной и за­пад­ной ци­ви­ли­за­ций в эпоху Сред­них веков. В ре­зуль­та­те за­пад­ная эко­но­ми­ка по­лу­чи­ла ощу­ти­мый тол­чок в своем раз­ви­тии. Имен­но в это время в Ев­ро­пе по­яв­ля­ют­ся те изоб­ре­те­ния, ко­то­рые пер­во­на­чаль­но при­над­ле­жа­ли ара­бам. Что ка­са­ет­ся диа­ло­га куль­тур, то имен­но в 1140–1141 гг. Петр До­сто­по­чтен­ный осу­ще­ствил пер­вый пе­ре­вод Ко­ра­на на ла­тынь, также он по­ве­лел пе­ре­ве­сти на ла­тынь такой ис­точ­ник, как Тал­муд – свя­щен­ную книгу иуде­ев.

Урок8 . «Церковь в средние века»
Предыс­то­рия

Уже в эпоху ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья цер­ковь была силь­ной и раз­ветв­лен­ной ор­га­ни­за­ци­ей с иерар­хи­че­ской струк­ту­рой (на вер­шине на­хо­дил­ся папа рим­ский, ко­то­ро­му под­чи­ня­лись ар­хи­епи­ско­пы, чуть ниже на­хо­ди­лись епи­ско­пы, еще ниже – свя­щен­ни­ки и мо­на­хи).

Власть церк­ви ос­но­вы­ва­лась на мно­гих со­став­ля­ю­щих. Имен­но цер­ковь санк­ци­о­ни­ро­ва­ла власть ко­ро­ля в ка­че­стве по­ма­зан­ни­ка бога. Власть папы рим­ско­го также была свя­за­на с воз­мож­но­стью от­лу­че­ния мо­нар­ха от церк­ви, что ли­ша­ло власть ко­ро­ля ле­ги­тим­но­сти (за­кон­но­сти). Власть церк­ви ос­но­вы­ва­лась и на ее ма­те­ри­аль­ных бо­гат­ствах. Так, 1/3 об­ра­ба­ты­ва­е­мых в Ев­ро­пе зе­мель при­над­ле­жа­ла церк­ви (земля жа­ло­ва­лась ко­ро­ля­ми и фе­о­да­ла­ми). По­это­му им­пе­ра­то­ры Свя­щен­ной Рим­ской им­пе­рии стре­ми­лись под­чи­нить цер­ковь себе, а цер­ковь, на­про­тив, хо­те­ла из­бе­жать за­ви­си­мо­сти от свет­ской вла­сти. Это про­ти­во­сто­я­ние вы­ли­лось в борь­бу пап и им­пе­ра­то­ров за ин­ве­сти­ту­ру.

Со­бы­тия

X в. – Клю­ний­ская ре­фор­ма (пре­об­ра­зо­ва­ния в ка­то­ли­че­ской церк­ви). Клю­ний­цы вы­сту­па­ли за неза­ви­си­мость от свет­ских вла­стей, це­ли­бат (тре­бо­ва­ние без­бра­чия для ду­хо­вен­ства), а также за­прет на си­мо­нию (по­куп­ку и про­да­жу цер­ков­ных долж­но­стей и ду­хов­но­го сана). К се­ре­дине XI в. клю­ний­цы при­об­ре­ли боль­шое вли­я­ние в цер­ков­ной иерар­хии, они за­ни­ма­ли выс­шие цер­ков­ные долж­но­сти.

1059 г. – Ла­те­ран­ский собор. Папу рим­ско­го те­перь дол­жен был из­би­рать совет кар­ди­на­лов. Это пред­по­ла­га­ло большую неза­ви­си­мость от свет­ской вла­сти.

1073–1085 гг. – пап­ский пре­стол за­ни­ма­ет Гри­го­рий VII. Новый папа рим­ский всту­па­ет в борь­бу за ин­ве­сти­ту­ру с Ген­ри­хом IV и в ходе борь­бы от­лу­ча­ет его от церк­ви. Ген­рих IV при­зна­ет свое по­ра­же­ние. Его уни­зи­тель­ное по­ка­я­ние перед папой стало из­вест­но как хож­де­ние в Ка­нос­су в 1077 г..

1122 г. – Ворм­ский кон­кор­дат Ген­ри­ха V с папой рим­ским. В Гер­ма­нии им­пе­ра­тор мог вы­став­лять сво­е­го кан­ди­да­та на вы­бо­рах. В Ита­лии и Бур­гун­дии ин­ве­сти­ту­ра пол­но­стью пе­ре­хо­дит к папе. Ворм­ский кон­кор­дат.

1198–1216 гг. – пап­ский пре­стол за­ни­ма­ет Ин­но­кен­тий III.

Конец XII – на­ча­ло XIII вв. – папы до­стиг­ли наи­выс­ше­го мо­гу­ще­ства. Вас­са­ла­ми папы себя при­зна­ли ко­ро­ли Ан­глии, Поль­ши, неко­то­рых стран Пи­ре­ней­ско­го по­лу­ост­ро­ва.

XIII в. – закат пап­ско­го мо­гу­ще­ства.

1309 г. – папа Кли­мент V пе­ре­но­сит свою ре­зи­ден­цию в Ави­ньон.

1309–1377 гг. – пе­ри­од ави­ньон­ско­го пле­не­ния пап.

1378 г. – Ве­ли­кая Схиз­ма (рас­кол) в ка­то­ли­че­ской церк­ви, когда были од­но­вре­мен­но из­бра­ны два папы, один в Риме, дру­гой – в Ави­ньоне. Ев­ро­пей­ские го­су­дар­ства раз­де­ли­лись на сто­рон­ни­ков рим­ско­го и ави­ньон­ско­го папы.

1414–1418 гг. – цер­ков­ный собор, по­ло­жив­ший конец ве­ли­ко­му рас­ко­лу.

Участ­ни­ки

Оттон I – им­пе­ра­тор Свя­щен­ной Рим­ской им­пе­рии.

Гри­го­рий VII – папа рим­ский.

Ген­рих IV – гер­ман­ский ко­роль, а также им­пе­ра­тор Свя­щен­ной Рим­ской им­пе­рии (с 1084), бо­рол­ся за ин­ве­сти­ту­ру с па­па­ми.

Ин­но­кен­тий III – папа рим­ский.

За­клю­че­ние

Окон­ча­ние схиз­мы немно­го уве­ли­чи­ло ав­то­ри­тет и власть папы рим­ско­го, но се­рьёз­ное по­ли­ти­че­ское вли­я­ние цер­ковь утра­ти­ла.

Урок9 . «Города в середине века»


Предыс­то­рия

После па­де­ния За­пад­ной Рим­ской им­пе­рии в 476 году н.э. го­ро­да Ев­ро­пы на­ча­ли при­хо­дить в упа­док; в те­че­ние по­сле­ду­ю­щих пяти сотен лет (с V по X века) ос­нов­ны­ми ти­па­ми по­се­ле­ний яв­ля­лись мо­на­сты­ри, де­рев­ни и замки фе­о­да­лов.

На­чи­ная с XI века про­ис­хо­дит воз­рож­де­ние ста­рых, остав­ших­ся еще со вре­мен Рима го­ро­дов, а также по­яв­ле­ние новых, это свя­за­но с целым рядом при­чин.

1. Из­ме­не­ние в сель­ском хо­зяй­стве (изоб­ре­те­ние ко­лес­но­го плуга, под­ков и трех­поль­ной си­сте­мы), что уве­ли­чи­ло ко­ли­че­ство про­из­во­ди­мых то­ва­ров.

2. Недо­ста­ток сво­бод­ной земли и свя­зан­ный с этим отток на­се­ле­ния из сель­ской мест­но­сти.

3. По­яв­ле­ние пер­вых ре­мес­лен­ных по­се­ле­ний на пе­ре­крест­ках дорог.

4. Раз­ви­тие во­ен­ной мощи ко­ро­левств, ко­то­рые те­перь могли от­ра­жать на­бе­ги внеш­них вра­гов.

5. Раз­ви­тие тор­го­вых от­но­ше­ний.

Со­бы­тия

Пер­вые сред­не­ве­ко­вые го­ро­да фор­ми­ро­ва­лись либо во­круг зам­ков фе­о­да­лов, либо на ос­но­ве неболь­ших ре­мес­лен­ных по­се­ле­ний, либо во­круг пор­тов. Ран­ний этап их су­ще­ство­ва­ния тесно свя­зан с борь­бой за неза­ви­си­мость от се­ньо­ров, вла­дев­ших зем­ля­ми, на ко­то­рых рас­по­ла­гал­ся город: как пра­ви­ло, го­ро­жане про­сто вы­ку­па­ли земли у фе­о­да­лов, но в неко­то­рых слу­ча­ях по­доб­ное про­ти­во­сто­я­ние вы­ли­ва­лось в во­ен­ные кон­флик­ты (на­при­мер, борь­ба Лом­бард­ской лиги с пра­ви­те­лем Свя­щен­ной Рим­ской им­пе­рии Фри­дри­хом Бар­ба­рос­сой).

До­ста­точ­но часто го­ро­дам уда­ва­лось обес­пе­чить себе ши­ро­кую ав­то­но­мию или пол­ную по­ли­ти­че­скую сво­бо­ду, ха­рак­тер­ным при­ме­ра­ми здесь яв­ля­ют­ся Ган­зей­ский союз, Ве­не­ция или Генуя.

При­ток на­се­ле­ния в го­ро­да обес­пе­чи­вал­ся стрем­ле­ни­ем кре­стьян­ства из­ба­вить­ся от фе­о­даль­ной за­ви­си­мо­сти по от­но­ше­нию к сво­е­му се­ньо­ру, а город мог удо­вле­тво­рить по­доб­ные стрем­ле­ния, так как после года жизни в нем че­ло­век ста­но­вил­ся сво­бод­ным.

Облик го­род­ских по­се­ле­ний Сред­не­ве­ко­вья зна­чи­тель­но от­ли­чал­ся от со­вре­мен­ных пред­став­ле­ний о го­ро­де. Как было ска­за­но выше, го­ро­да часто фор­ми­ро­ва­лись во­круг зам­ков или мо­на­сты­рей, боль­шое зна­че­ние иг­ра­ла цен­траль­ная пло­щадь, на ко­то­рой рас­по­ла­гал­ся глав­ный собор, яв­ля­ю­щий­ся одним из наи­бо­лее зна­чи­мых цен­тров об­ще­ствен­ной жизни. На­се­ле­ние го­ро­дов, как пра­ви­ло, не пре­вы­ша­ло 20 тысяч че­ло­век, боль­шин­ство зда­ний стро­и­лось из де­ре­ва или камня, а улицы были уз­ки­ми. Для сред­не­ве­ко­во­го го­ро­да свой­ствен­на ха­о­тич­ность, что свя­за­но с от­сут­стви­ем ка­кой-ли­бо пла­ни­ров­ки про­стран­ства при стро­и­тель­стве.

Эко­но­ми­че­ская жизнь сред­не­ве­ко­во­го го­ро­да свя­за­на с та­ки­ми ин­сти­ту­та­ми, как цехи и гиль­дии. Пер­вые пред­став­ля­ли собой объ­еди­не­ния ре­мес­лен­ни­ков, це­ха­ми ре­гу­ли­ро­ва­лись все нормы и пра­ви­ла про­из­вод­ства, рас­про­стра­няв­ши­е­ся на каж­дую из ма­стер­ских, вхо­див­ших в цех. Стоит также от­ме­тить, что члены цехов со­став­ля­ли ос­но­ву го­род­ско­го опол­че­ния.

Гиль­дии яв­ля­лись ана­ло­гом цехов, но объ­еди­ня­ли они тор­гов­цев, а не ре­мес­лен­ни­ков. По­доб­ные объ­еди­не­ния воз­ник­ли бла­го­да­ря тому, что го­ро­да были сре­до­то­чи­ем эко­но­ми­че­ских свя­зей с дру­ги­ми стра­на­ми и ре­ги­о­на­ми, что спо­соб­ство­ва­ло раз­ви­тию тор­гов­ли. С раз­ви­ти­ем фи­нан­со­вых от­но­ше­ний по­сте­пен­но начал раз­ви­вать­ся ин­сти­тут ро­стов­щи­че­ства, из ко­то­ро­го впо­след­ствии вы­рос­ли со­вре­мен­ные ев­ро­пей­ские банки.

За­клю­че­ние

Уже на­чи­ная с XI века го­ро­да в Ев­ро­пе сфор­ми­ро­ва­лись в круп­ные и ав­то­ном­ные эко­но­ми­че­ские цен­тры, где быст­ро раз­ви­ва­лись ре­мес­лен­ные про­из­вод­ства и тор­гов­ля. В го­ро­дах на­ча­ли со­зда­вать­ся пред­по­сыл­ки для по­яв­ле­ния бур­жу­а­зии и ка­пи­та­ли­сти­че­ских от­но­ше­ний, ко­то­рые впо­след­ствии пол­но­стью вы­тес­ни­ли фе­о­даль­ную си­сте­му от­но­ше­ний.

Имен­но через го­ро­да осу­ществ­лял­ся кон­такт Ев­ро­пы со стра­на­ми Азии.

Наи­бо­лее зна­чи­мы­ми сред­не­ве­ко­вы­ми го­ро­да­ми счи­та­лись Гам­бург, Любек, Бре­мен, Милан, Фло­рен­ция, Сиена, Ве­не­ция, Генуя, Брюг­ге, Гент, Ант­вер­пен, Йорк, Лон­дон, Ор­ле­ан, Париж.

Урок10 . «Средневековая европейская культура»

Введение

В дан­ном уроке речь пой­дет о сред­не­ве­ко­вой ев­ро­пей­ской куль­ту­ре. Есть ле­ген­да, ко­то­рая го­во­рит о том, что Сред­ние века – это мрач­ное, скуч­ное, страш­ное и бес­куль­тур­ное время. Это утвер­жде­ние яв­ля­ет­ся невер­ным. Сред­не­ве­ко­вая куль­ту­ра свое­об­раз­на и ин­те­рес­на.

Наши рекомендации