Начало раскола христианской церкви и падение Западной Римской империи
В это время в Римской церкви начинается раскол. Христианству приходилось еще с I века н. э. соперничать с другими религиями. Но теперь в самом христианстве появляются разные направления. Именно в этом интересы христианской церкви порой расходились с интересами Римского государства. Если христианство воспринималось как момент объединяющий, то в это время в самом религиозном учении возникают разные направления и секты.
Апофеозом сталIVВселенский собор, который проходил в 451 году. На этом соборе Восточная часть христианской церкви открыто выразила несогласие с идей превосходства папы римского, и именно на этом соборе в серединеVвека был заложен фундамент кризиса, который в итоге приведет к разделению христианства на католицизм и православие.
Гораздо важнее и опаснее, чем христианский раскол, было другое событие в римской истории, которое начинается в последние годы IV века нашей эры. В 375 (по некоторым версиям в 378 году) начинается процесс, известный как Великое переселение народов (рис. 8). На территорию Римского государства приходят самые разные варварские племена. Некоторые переселялись даже не с территории Европы, а из Азии, таким образом, проделывая огромный путь. Эти завоеватели оказывали на Римскую империю негативное влияние.
Рис. 8. Великое переселение народов (Источник)
Почему Римское государство не смогло отбиться от этих варварских племен? Рим находился в состояние столь глубокого кризиса, что его армия уже не могла оказывать реального влияния на внешнеполитические процессы. Так, в первые годы V века н. э. Рим переживает многочисленные нашествия готов. Вестготы под руководством Алариха (рис. 9)попытались взять город в 408 году, но тогда удалось откупиться. А в 410 году Аларих вернулся, и Рим был разграблен. После того как Рим был разграблен племенами вестготов, другие племена поняли, что этот город является для них законной добычей.
Рис. 9. Король вестготов Аларих (Источник)
Нельзя сказать, что Рим не сопротивлялся. В 451 году произошла битва на Каталаунских полях, в которой римляне разгромили племена гуннов, наиболее опасного своего противника. Гунны были вынуждены отказаться от идеи экспансии на территорию римского государства и осели на границах Рима. В 455 году одно из германских племен – вандалы – разграбило Рим (рис. 10). Отсюда термин вандализм – уничтожение культурных ценностей.
Рис. 10. Нашествие вандалов на Рим (Источник)
После этого и других столкновений Рима с германцами распад Западной части Римского государства был предопределен. Официально это произошло в 476 году н. э. Тогда последний римский император Ромул Августул был низложен Одоакром из племени скиров. Одоактр понял, что свергнуть 16-летнего юношу очень легко. Он понимал, что ему одному не справиться с управлением столь обширными территориями, поэтому знаки императорской власти были отосланы Одоакром в Константинополь, что и позволило потом Византии претендовать на звание преемницы Римской империи. Сам Одоакр сохранил за собой власть лишь на территории Италии. Этой датой заканчивается история Древнего мира и начинается история Средних веков.
Модуль 3.Средние века.
Урок1. «Византийская цивилизация»
Византия сыграла огромную роль в истории средневековой Европы и особенно средневековой Руси. В 988 году Киевская Русь крестилась именно по византийскому образцу.
Период расцвета Византии
Само понятие «Византия» является условным. Оно появилось после того, как само Византийское государство исчезло с лица Земли. Это понятие было разработано учеными вместо термина Римская империя. Сами византийцы называли свое государство Римом, Восточной Римской империей. Себя они называли ромеями, т. е. римлянами. Константинополь (столицу Византии) считали вторым Римом – культурным преемником и наследником Западной Римской империи. В VII веке официальным языком Византии стал греческий, а не латынь, но правители Византии всегда считали себя потомками римских императоров.
Период своего расцвета Византия переживает в самом начале – это время правления императора ЮстинианаI (527–565 гг.) (рис. 1). Ему принадлежат многочисленные заслуги в истории Византии, например, благодаря завоевательным походам, осуществлявшимся в эпоху его правления, византийцам удалось ненадолго завоевать Италию и включить Рим в состав своей державы (рис. 2). Однако эти территории быстро были потеряны. Арабские завоевания, которые начались в VII веке, свели территорию Византии к минимуму. Вся история Византийского государства – это история постепенного сокращения территорий, которая находилась под контролем византийских императоров.
Важный момент в истории Византии времен Юстиниана заключался в том, что им был создан свод гражданского права (рис. 3).Это настоящий свод законов, который действовал в Византии и в соседних государствах на протяжении многих веков.
Рис. 1. Император Юстиниан I (Источник)
Рис. 2. Византийская империя в период правления Юстиниана (Источник)
Рис. 3. Свод гражданского права Юстиниана (Источник)
Свод гражданского права Юстиниана состоял из нескольких частей:
· «Институции» (инструкция о том, как пользоваться этим сводом).
· «Кодекс» (законы императоров, правивших в Риме и в Византии во II–VI вв., т. е. предшественников Юстиниана).
· «Дигесты» (выдержки из сочинений римских юристов).
· «Новеллы» (законы, составленные самим Юстинианом).
Смысл этого свода законов Юстиниана заключался в том, что он предопределил характеристики существования государства в Византии, а также в западных европейских странах и в России. Именно в этом своде гражданского права было закреплено положение о верховной и неограниченной власти императора. Конечно же, речь шла не об абсолютной монархии, но об очень сильной императорской власти и возможности императора вмешиваться в любые социальные, экономические и политические процессы на территории подвластного ему государства. В этом своде законов был закреплен момент, связывающий императорскую власть и православную церковь. Слияние церкви и государства в целом стало характерной чертой европейского Средневековья именно под влиянием тех текстов, которые были созданы византийским императором в середине VI века.
В самом начале эпохи правления Юстиниана произошло восстание Ника, когда социальные низы подняли бунт в Константинополе в 532 году. Проходили восстания и на окраинах империи Юстиниана. В VI–VII веках с севера границы Византии начинают тревожить славяне. Наиболее серьезная угроза пришла в 637 году, когда на южных рубежах Византии появились арабы. Они за считанные годы отняли у Византии огромные территории в восточном средиземноморье и в северной Африке. Византийская империя начиная с этого момента стала ограничиваться территорией Балканского полуострова и полуострова Малая Азия.
В 610–641 гг., когда арабы появляются на византийских границах, в государстве правил император Ираклий (рис. 4). Такое имя обусловлено тем, что он имел армянское происхождение. Именно он перевел всю документацию в Византии на греческий язык. Делопроизводство стало вестись не на латыни, как раньше, а на греческом языке, понятном для большинства жителей Византии. Императорский титул он сменил на греческий по своему происхождению титул басилевс. Именно так мы называем византийских императоров, которые правили начиная с VI века и до последних годов существования Византии.
Рис. 4. Византийский император Ираклий (Источник)
Культурное влияние Византии
Политическое влияние византийских императоров постепенно сокращалось, а увеличивалось влияние культурное. Именно из рук Византии христианство в IX–X вв. получают Болгария, Сербия и Киевская Русь.Такое культурное влияние позволяло заключать Византии выгодные экономические соглашения.
Вместе с религией распространялась и византийская культура – архитектура, живопись и прочее. В русской средневековой культуре тип храмов, искусство мозаики и фрески, жанры средневековой литературы пришли к нам из Византии. Например, летописание на Руси зародилось под воздействием византийского.
Христианство сыграло не только объединительную, но и разделительную роль в истории Византии. Именно здесь в VIII–IX вв. идет движение иконоборчества (религиозно-политическое движение в Византии в VIII – начале IX веков, направленное против почитания икон). Проблемы в управлении страной сопровождались еще и религиозными проблемами.
В 1054 году состоялся великий раскол, так называемая схизма, между православной и католической церквями. Константинопольские патриархи не соглашались с политикой римских пап. Догмат о непогрешимости римского папы не мог устраивать восточных иерархов еще в IV веке, не говоря уже об XI.
Именно в 1054 году константинопольский патриарх и римский папа предали друг друга анафеме(проклятие, изгнание) и запретили друг другу управлять церковью. Взаимные проклятия были сняты только в 1960-е годы. По сей день христианство разделено на православие и католицизм, а в XVI веке добавился еще протестантизм.
Византийская история богата не только событиями культурными, но и событиями политическими. Часто Россию сравнивают с Византией, говоря о том, что в России существуют византийские порядки. Говоря об этом, имеют в виду постоянные заговоры, политические сложности, моменты, связанные с гражданскими войнами и междоусобицами, которыми история Византии была богата. Русь и Византию также сравнивают в соответствии с деспотическим характером государственной власти, с превращением церкви в «служанку режима». Историки объясняют такое большое количество междоусобиц большим количеством династий, которые правили в Византии, и борьбой представителей этих династий за власть. Каждый из них хотел как можно шире распространить свое влияние в Византии, что приводило к дворцовым переворотам. Однако такие дворцовые перевороты нередко поднимались не знатью, а простыми людьми, которые требовали проведения каких-либо реформ. Например, несколько подобных переворотов было проведено под влиянием городских низов Константинополя.