Группа советских оккупационных войск в Германии

Группа советских оккупационных войск в Германии - student2.ru

5 июня 1945 года.

В июне 1945 года 1-й Белорусский фронт переименован в Группу советских оккупационных войск в Германии (ГСОВГ), главнокомандующим которой становится возглавлявший войска фронта маршал Жуков. Также он возглавил организованную в том же месяце Советскую военную администрацию в Германии (СВАГ).

Как отмечается, таким образом в оккупированной советскими войсками части Германии (Советская зона оккупации Германии) в тот период устанавливались два, военный и военно-административный центры власти: Советские оккупационные войска и Советская военная администрация, руководство обеими структурами осуществлял один Главнокомандующий — маршал Г. Жуков[83].

Как главнокомандующий ГСОВГ, в июле 1945 года Жуков как представитель СССР, вошёл в союзнический Контрольный совет по управлению Германией.

Менее чем через год, с оформлением Сухопутных войск как вида Вооружённых Сил СССР, в марте 1946 года Жуков назначен на должность Главнокомандующего Сухопутными войсками и замминистра Вооружённых Сил СССР[84].

«Авиационное дело» 1946 года

Сталин не смог вынести авторитета полководца Жукова в армии и стране, его международного престижа. Поэтому после Победы, сняв мундир генералиссимуса, он не забывает о Георгии Константиновиче, "задвинув" его в 1946 году командующим Одесским военным округом. Маргарита Жукова [85].

Летом 1946 года состоялось заседание Высшего военного совета, на котором разбиралось дело маршала Жукова по материалам допроса Главного маршала авиации А. А. Новикова, арестованного перед тем органами госбезопасности по «делу авиаторов». Жуков был обвинён в незаконном присвоении трофеев и раздувании своих заслуг в деле разгрома Гитлера с личной формулировкой И. В. Сталина «присваивал себе разработку операций, к которым не имел никакого отношения». На заседании практически все высшие военачальники, за исключением начальника Главного управления кадров Ф. И. Голикова, высказались в поддержку Жукова. Однако члены Политбюро обвинили Жукова в «бонапартизме» за то, что он вывел политотделы из состава сухопутных войск[86][87].

В июне 1946 года было открыто расследование по «трофейному делу». Предварительным следствием были добыты свидетельства о том, что Жуков вывозил из Германии «в значительных количествах» мебель, произведения искусства, различное другое трофейное имущество «для своего личного пользования». Также в деле имеется объяснительная записка Жукова на имя секретаря ЦК ВКП(б) А. А. Жданова:

- Я признаю себя очень виноватым в том, что не сдал всё это ненужное мне барахло куда-либо на склад, надеясь на то, что оно никому не нужно.
- Я даю крепкую клятву большевика — не допускать подобных ошибок и глупостей…
- Я уверен, что я ещё нужен буду Родине, великому вождю товарищу Сталину и партии… [88]
[см. коммент.- 4]

Мемориальная доска Г. К. Жукова на здании штаба Одесского военного округа.

9 июня 1946 года Жуков был снят с должности Главкома сухопутных войск — замминистра Вооружённых Сил СССР и назначен командующим войсками Одесского округа. На Пленуме ЦК ВКП(б) в феврале 1947 г. маршал Жуков был выведен из числа кандидатов в члены ЦК ВКП(б)[89].

20 января 1948 г. Политбюро приняло постановление «О т. Жукове Г. К., Маршале Советского Союза». В постановлении, среди прочего, указывалось:

Тов. Жуков в бытность главнокомом группы советских оккупационных войск в Германии допустил поступки, позорящие высокое звание члена ВКП(б) и честь командира Советской Армии. Будучи обеспечен со стороны государства всем необходимым, тов. Жуков злоупотреблял своим служебным положением, встал на путь мародёрства, занявшись присвоением и вывозом из Германии для личных нужд большого количества различных ценностей. В этих целях т. Жуков, давши волю безудержной тяге к стяжательству, использовал своих подчинённых, которые, угодничая перед ним, шли на явные преступления… Будучи вызван в комиссию для дачи объяснений, т. Жуков вёл себя неподобающим для члена партии и командира Советской Армии образом, в объяснениях был неискренним и пытался всячески скрыть и замазать факты своего антипартийного поведения. Указанные выше поступки и поведение Жукова на комиссии характеризуют его как человека, опустившегося в политическом и моральном отношении[90]

4 февраля 1948 года приказом министра вооружённых сил Николая Булганина Жуков был переведён с должности командующего Одесским военным округом на должность командующего Уральским военным округом.

Годы

На XIX съезде партии в октябре 1952 г. Жуков вновь был избран кандидатом в члены ЦК[91].

После смерти Сталина в 1953 году по ходатайству Л. П. Берии Жуков был назначен на должность первого заместителя министра обороны СССР (министром обороны стал Н. А. Булганин). (По утверждению Сергея Хрущёва, возвращение Жукова с Урала и назначение на должность замминистра произошло по настоянию Н. С. Хрущёва[92]).

Хрущёв и Булганин планировали устранить Берию (членам Президиума ЦК по инициативе Хрущёва было объявлено, что Берия планирует провести государственный переворот и арестовать Президиум на премьере оперы «Декабристы»). По некоторым свидетельствам, Жуков предупредил Берию, но тот был уверен, что это произойдёт на съезде и «у него будет открытая трибуна»[93]. Участник ареста Берии во время заседания Президиума 26 июня 1953 года, непосредственно задержавший Берию по указанию Г. М. Маленкова[94], Жуков, как отмечают, был привлечён к этому в последний момент и, что было особо оговорено Булганиным, без оружия[95]. На пленуме ЦК КПСС в июле 1953 года переведён из кандидатов в члены ЦК КПСС[87][91].

В 1954 году Жукову было поручено подготовить и провести учения с применением атомного оружия на Тоцком полигоне. В учениях участвовало не менее 45 тысяч солдат[96]. Как солдаты, так и жители окрестных деревень подверглись воздействию радиоактивного излучения. Информация об этих учениях весь советский период была засекречена.

Министр обороны СССР

В феврале 1955 года Н. А. Булганин был назначен председателем Совета Министров СССР. Жуков получил назначение Министром обороны СССР. В феврале 1956 года Жуков был избран кандидатом в члены Президиума ЦК КПСС.

Жуков восстановил должность главнокомандующего сухопутных войск, упраздненную Сталиным в 1950 году, и назначил на неё маршала Конева, своего заместителя на посту министра. 21 марта 1955 года он создал пост заместителя министра обороны по специальному вооружению и ракетной технике, на который назначил маршала Неделина[97].

Жуков по инициативе Хрущева осуществил сокращение численности вооружённых сил с 4 815 870 до менее чем 3 миллионов человек, был сокращён срок службы по призыву[97].

Министр обороны СССР Г. К. Жуков в Берлине. 6 мая 1955 года.

18-23 июля 1955 года Жуков вместе с Хрущёвым, Булганиным и Молотовым участвовал в переговорах в Женеве, где впервые после окончания Второй мировой войны встретились руководители СССР, США, Великобритании и Франции. Хрущев при этом возлагал большие надежды на хорошие личные отношения, сложившиеся между Жуковым и Эйзенхауэром, ставшим в 1952 г. президентом США. На переговорах Эйзенхауэр предложил политику «открытого неба», позволяющую одной стороне совершать инспекционные полеты над территорией другой, чтобы своевременно заметить возможную военную угрозу. Вопреки мнению Хрущева и других членов советской делегации, даже не посоветовавшись с ними, Жуков поддержал предложение Эйзенхауэра. Чарльз Боулен (англ.)русск., посол США в Москве, тоже присутствовавший на переговорах в Женеве, написал в своих воспоминаниях: «[Маршал] сильно отличался по характеру от хитрых большевистских вождей. Он проявлял терпимость, даже уважение к Соединенным Штатам, и у меня нет никаких сомнений в том, что его симпатия к генералу Эйзенхауэру была искренней, а не изображаемой для какой-то цели»[97].

В ноябре 1956 г. Жуков руководил участием советских войск в подавлении антикоммунистического восстания в Венгрии. Эта операция называлась «Вихрь»[98]. По мнению западных исследователей Жуков сыграл одну из ключевых ролей в подавлении восстания[99].

Главнокомандующий Объединенными вооруженными силами стран Варшавского договора Маршал Советского Союза И. С. Конев руководил подавлением венгерского восстания 1956 года).

«За подавление венгерского фашистского мятежа» и в связи с 60-летием со дня рождения — 1 декабря 1956 года в четвёртый раз был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» за № 1 и ордена Ленина (№ 276136). До 18 декабря 1981 года был первым и единственным четырежды Героем Советского Союза. О том, что в 1981 году Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев тоже стал четырежды Героем Советского Союза Г. К. Жуков уже не узнал.

Жуков уделял большое внимание разработке и принятию на вооружение ракетно-ядерного оружия, но при этом считал, что оно не умаляет решающего значения сухопутных войск. С 13 по 20 мая 1957 года по инициативе Г. К. Жукова состоялась военно-научная конференция с участием высших командиров различных родов войск, начальников и преподавателей военных академий, руководителей конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов. На ней обсуждался вероятный характер возможной в будущем войны[97].

22 — 29 июня 1957 года на Пленуме ЦК КПСС вместе с председателем КГБ СССР генералом армии И. А. Серовым и другими активно поддержал Н. С. Хрущёва в борьбе с так называемой «антипартийной группой Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова». Тогда же был избран членом Президиума ЦК КПСС.

Группа советских оккупационных войск в Германии - student2.ru Георгий Константинович, пожалуй, первым рассказал о том, как Сталин и его подручные утверждали расстрельные приговоры списками[100] Леонид Млечин: «Ликвидация ущерба» Группа советских оккупационных войск в Германии - student2.ru

Хрущёвская опала

29 октября 1957 года Пленум ЦК КПСС, посвящённый улучшению партийно-политической работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, постановил, что Г. К. Жуков «нарушал ленинские, партийные принципы руководства Вооружёнными Силами, проводил линию на свёртывание работы партийных организаций, политорганов и Военных советов, на ликвидацию руководства и контроля над армией и Военно-Морским Флотом со стороны партии, её ЦК и правительства…»[101].

Этим же постановлением Жуков был выведен из состава Президиума ЦК и ЦК КПСС. Указом Президиума Верховного Совета СССР он был освобождён от должности министра обороны СССР[87].

3 ноября 1957 года в печатном органе ЦК КПСС газете «Правда» опубликована статья Маршала Советского Союза И. С. Конева «Сила Советской Армии и Флота — в руководстве партии, в неразрывной связи с народом». В ней, в частности утверждалось, что «Жуков не оправдал доверия партии„ оказался политически несостоятельным деятелем, склонным к авантюризму в понимании важнейших задач внешней политики СССР и в руководстве Министерством обороны“[102].

Постановлением Совета министров СССР № 240 (от 27 февраля 1958 года.) Г. К. Жуков был отправлен в отставку[103]. К XXII съезду КПСС Г. К. Жукова называют в составе участников антипартийной группы[104][87].

Г. К. Жуков был единственным маршалом СССР, который после отставки не был зачислен в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР, куда входили все видные полководцы-герои Великой Отечественной войны, по состоянию здоровья или по выслуге лет оставившие службу.

В последние годы жизни

Группа советских оккупационных войск в Германии - student2.ru

Съёмки фильма „Если дорог тебе твой дом“, 1967 год.

После отставки Хрущёва в 1964 году, в мае 1965 года, Георгия Константиновича после продолжительного перерыва приглашают в Кремлевский дворец съездов на торжественное заседание, посвященное 20-летию Победы. Присутствующие в зале встретили его появление продолжительными аплодисментами и бурной овацией[105].

В 1966 году Жуков принимает участие в создании малоизвестного до недавнего времени документального фильма „Если дорог тебе твой дом“ Константина Симонова и Василия Ордынского, где даёт большое интервью по теме боев 1941 года и обороны Москвы. Фильм выходит на экраны только в 1967 году, после значительного монтажа и цензуры по настоянию ГПУ СА и ВМФ[106].

В том же году соглашается быть консультантом многосерийного документального фильма „Страницы Сталинградской битвы“ и одновременно снимается в двух его сериях: „На степных рубежах“ и „Операция Уран“. Фильм он посмотрел на своей даче летом 1969 года, когда после перенесённого в 1967 году инсульта уже ходил опираясь на трость. На просмотре присутствовали: его жена Галина Александровна, режиссёр фильма Виктор Кадиевич Магатаев, мать жены Клавдия Евгеньевна Семёнова и порученец маршала, майор Предухин Иван Александрович.

30 декабря 1966 года маршал Г. К. Жуков был награждён орденом Ленина „В связи с 70-летием со дня рождения и за заслуги перед вооруженными силами“, а указом от 22 февраля 1968 года — орденом Октябрьской Революции „За заслуги в строительстве и укреплении армии и в связи с её 50-летием“[107].

Медицинское заключение о смерти Г. К. Жукова

В марте 1969 года наконец выходит в свет его книга — „Воспоминания и размышления“, работу над которой он начал ещё в 1958 году.

Жуков с энтузиазмом приступает к редактированию и дописыванию 2-го издания[108]. После смерти Жукова книга неоднократно редактируется и переиздаётся.

13 ноября 1973 года скончалась жена маршала — Галина Александровна. После её смерти Георгий Константинович чувствовал себя всё хуже. Вскоре у него случился инфаркт. В мае 1974 года Жуков впал в кому.

Г. К. Жуков умер в Центральной клинической больнице на улице Грановского 18 июня 1974 года, накануне 17-летия своей младшей дочери[109].

Вопреки последней воле Жукова о погребении в земле и невзирая на просьбы семьи к высшему руководству страны[110], тело его было кремировано. Урна с прахом захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади Москвы (прим. как исключение — на правой стороне, рядом с прахом С. С. Каменева).

2 декабря 1996 года — в год 100-летия со дня рождения Жукова — на Красной площади, впервые за все годы существования кремлёвского некрополя, была отслужена панихида.

Для меня главным было служение Родине, своему народу. И с чистой совестью могу сказать: я сделал все, чтобы выполнить этот свой долг. Дни моих самых больших радостей совпали с радостями Отечества. Тревога Родины, ее потери и огорчения всегда волновали меня больше, чем личные. Я прожил жизнь с сознанием, что приношу пользу народу, а это главное для любой жизни.

Георгий Жуков. 1969 г

Воспоминания современников

Человек большого полководческого таланта, смелый и оригинальный в своих суждениях, очень твёрдый в проведении решений в жизнь, не останавливающийся ни перед какими препятствиями для достижения поставленных военных целей. Чувствуя свою правоту в том или ином спорном вопросе, Георгий Константинович мог довольно резко возражать Сталину, на что никто другой не отваживался.

— Штеменко С. М. «Генеральный штаб в годы войны» — 1-е издание. — М.: Воениздат, 1968 [111].

Наши рекомендации