Спецслужбы Украинский Народной Республики периода Директории. 14 декабря 1918 – 29 ноября 1921 гг.
Антигетманские настроения охвативший Украину в середине осени – начале зимы 1918 г., обеспечили приход к власти Директории, во главе с Владимиром Винниченко (1880 – 1951). Однако, уже к январю 1919 г., от трехсоттысячной армии Директории УНР (именно так назывался новый режим) не осталось и следа. Многочисленные атаманы отказались ее под-держать. Ситуацию усугубило объявление российскими большевиками войны Украине. В столь сложной обстановке правительство Винниченка фактически с нуля начинает создавать собственные силовые структуры. Организатором вооруженных сил Директории УНР, ее спецслужб стал по-томок древнего украинского казацкого рода Николай Михайлович Галаган(1883 – 1946).
Галаган Николай Михайлович
Подобно П. Скоропадскому лидеры Директории стали кроить армию и спецслужбы по тем же лекалам, но с социальной и национальной поправкой. Начавшаяся украинизация ВС и спецслужб предполагала игнорирование опыта представителей буржуазных прослоек. Попытка создать народно-социалистическую армию была декларирована 10 февраля 1919 г. Согласно этому циркуляру предполагалось ликвидировать все воинские звания и награды. Командный состав силовых структур должны были формироваться по выборному принципу. Такое решение еще больше деморализовало вооруженные силы. Не помогло и обещание предоставлять каждому воину по 5 десятин (4,5 га.) земли в добавок к 2000 гривен выде-ляемых для закупки амуниции. Опытных офицеров царской армии назна-чали на второстепенные должности. Был полностью развален Генеральный штаб. Как следствие возникает такое явление как массовое дезертирство. Причем зачастую мобилизованные удирали вместе с полученной амуницией. Это принесло значительный вред новому режиму, который после первых ударов большевиков был вынужден спасаться бегством. Впрочем, вернемся к истории создания украинских спецслужб периода Директории.
Высшим органом управления войсковой разведкой и контрразведкой выступала Разведывательная управа (управление) Главного управления Генштаба Армии УНР в составе функциональных отделов:
Ø общего;
Ø агентурного (агентурная разведка против вражеских армий, анти-правительственных вооруженных движений, информационно-аналитическая робота, организация повстанческого движения в ты-лу противника);
Ø контрразведывательной полевой жандармерии;
Ø зарубежного (управления военной дипломатии).
Существовала «школа подготовки агентуры», затем – «школа воспи-тания разведчиков» для внефронтовой работы. Разведка Генштаба сумела создать агентурные ячейки в штабах, частях и тыла Красной армии, в со-ветских управленческих учреждениях, достигла значительных успехов в развертывании антисоветского повстанческо-подпольного движения.
В составе штабов дивизий и бригад действовали разведывательные отделы или группы, которые опирались на агентурно-информационные источники, подразделения полевой разведки (сотни пешей разведки, взво-ды конной разведки). Разведывательные задачи выполняла авиация, уна-следованная Директорией от режима П. Скоропадского. Работали также подразделения радиоразведки.
В мае 1920 г. в подчинении Разведывательной управы было переве-дено Информационное бюро Корпуса военной жандармерии (ИНФИБРО), которое стало главным координационным органом разведки и контрраз-ведки вооруженных сил. Центральный штаб ИНФИБРО включал отделы:
Ø внутреннего досмотра (контрразведывательное обслуживание дей-ствующей армии, тыла, и населения, специальная пропаганда и контрпропаганда),
Ø внешнего надзора (внешнее наблюдение, оперативно-розыскная рабо-та);
Ø разведывательный (зафронтовая и зарубежная разведка, организа-ция повстанческого движения в тылу противника, аналитическая работа);
Ø регистрационный (оперативный учет, оперативно-технические и криминалистические меры).
Региональными органами ИНФИБРО служили филиалы штатных типов «А» (в составе отделов внутреннего, внешнего надзора и регистрации), «Б» и «В» (в составе отделов внутреннего и внешнего ухода), которые со-здавали резидентуры из агентов из числа местного населения, на узловых станциях, в армиях П. Врангеля и Н. Махно.
Военные атташе должны были изучать политическую ситуацию и во-оруженные силы стран пребывания, их военно-промышленный потенциал, вести аналитическую обработку собранной информации в интересах дипломатии и Генштаба, проводить акции содействия за рубежом военному и дипломатическому ведомствам УНР. Для проведения контрразведывательной и военно-полицейской работы 12 мая 1919 г. было сформован «Полевой курень стражи». В его обя-занности входила борьба против шпионажа и полевой жандармерии противника.
Для обеспечения безопасности и правопорядка в действующей армии, борьбы с преступностью и дезертирством, защиты коммуникаций и важ-ных объектов правительство УНР 14 марта 1920 г. создает Корпус военных жандармов, находящегося в подчинении военного министра.
Жандармерия делилась на полевую и тыловую, ее подразделения на местах подчинялись военному командованию, а также губернским и уезд-ным комиссарам. Сотни полевой жандармерии существовали при штабах дивизий, «полевая варта» – при корпусе сечевых стрельцов.
На политический департамент МВД УНР и «политические отделы» губернской и уездной администраций, созданные в январе 1919 года, воз-лагались следующие задачи:
Ø выявление и пресечение антигосударственной деятельности со сто-роны политических противников УНР;
Ø противодействие шпионажу;
Ø защита государственного строя;
Ø противодействие политическому экстремизму.
Видными руководителями политического департамента МВД были: Г. Кульчицкий, С. Михайлов, М. Чоботарев, В. Шкляр.
Политический департамент состоял из следующих отделов:
Ø внутренней информации (занимался контрразведывательной рабо-той);
Ø зарубежной информации (сбор оперативных сведений о противнике);
Ø следственный (осуществление оперативно-розыскных действий и до-знания);
Ø юридический (делопроизводство, оказание помощи резидентам, об-мен пленными);
Ø пресс-бюро (агитация и пропаганда).
1 октября 1919 г. политический департамент переименовали в депар-тамент политической информации МВД. Циркуляр МВД от 19 мая 1920 года санкционировал создание отделов политической информации при гу-бернских и уездных комиссарах.
Департамент политической информации МВД включал отделы:
Ø общий;
Ø внутренний (контрразведывательный);
Ø заграничный (разведывательный);
Ø регистрационный;
Ø прессы;
Ø связей с повстанческо-подпольными формированиями в Украине.
Несмотря на размах в деле создания спецслужб, качество их работы заставляло желать лучшего. Для создания эффективного силового аппара-та в годы Директории была слишком неблагоприятная политическая об-становка. Можно утверждать что Директории УНР не повезло еще больше нежели Центральной раде и Западноукраинской народной республике (ЗУНР). Фактически, с момента прихода к власти Директория оказалась в состоянии войны с Советской Россией. С конца ноября 1918 г. на Юге Украины высадился французский десант (60 тыс. чел.), начавший продви-жение вглубь страны. Базой экспедиционного корпуса Антанты стала Одесса. В городе одновременной действовали 17 контрразведок, устроив-ших настоящую охоту за политическими оппонентами.
С запада напирали поляки, постепенно оттеснявшие вооруженные силы ЗУНР до р. Збруч. Врагами Директории стали также представители «зеленого» движения (атаманы: Зеленый, Григорьев и Н. Махно) , метав-шиеся из лагеря в лагерь. С мая 1919 г. большую часть Украины оккупирует армия белого генерала Антона Деникина (1872 – 1947), воевавшая за «единую и неделимую Россию».
Не стабилизировала ситуацию и помпезная злука УНР и ЗУНР, тор-жественно анонсированная на Софийской площади в Киеве, 22 января 1919 г. Идеологические и политические разногласия между главой ЗУНР – Е. Петрушевичем и лидером УНР – Симоном Петлюрой (1879 – 1926) не привели к подлинному объединению Украины.
Военное поражение от большевиков заставило Директорию 18 марта 1919 г. переехать из Киева в Винницу, а 19 марта – в Жмеринку. Если к началу осени Директория оказалась в так называемом «треугольнике смерти», то к концу октября контролируемые ею области выглядели про-сто смешными. В то время родилась пословица: «в вагоне Директория – под вагоном территория»!
Остатки объединенной армии УНР и ЗУНР таяли с каждым днем. Не имея возможность воевать сразу на трех фронтах, уцелевшая часть армии и силовиков, решила прибегнуть к тактике диверсионно-партизанской борьбы. Под руководством Михаила Омеляновича-Павленка (1881 – 1962) с 6 декабря 1919 по 6 мая 1920 г. они совершили удачный рейд по тылам деникинцев – так называемый «первый зимний поход армии УНР».
Получив краткую передышку в 1920 году, С. Петлюра попытался вновь структуризировать собственные спецслужбы. Но время было упущено. Новое наступление большевиков в ходе советско-польской войны поставило точку в борьбе за обладание Украиной. Завершающим аккор-дом стал второй зимний поход армии УНР (4-29 ноября 1921 г.) по тылам большевистских фронтов, окончившийся полным окружением украинских национальных сил возле м-ка Базар на Житомирщине. Рейд возглавлял Юрий Тютюнник (1891 – 1929).
Тютюнник Юрий Иосифович
Созданный при Главной команде войск УНР партизанско-повстанческий штаб под его руководством состоял из 2-х разведыватель-ных отделов в составе секций офензив (разведки) и дефензив (контрразвед-ки), координирующих работу разведывательных и контрразведывательных секций повстанческих подразделений в ряде районов УССР. Только в 1921 г. на территорию УССР было заброшено около 900 разведчиков, ор-ганизаторов нелегальной работы и повстанческой борьбы, ведь в Украине действовали не менее 42 значительные повстанческие формирования.
Это были последние шаги Директории и ее спецслужб в борьбе за возвращение контроля над Украиной, всерьез и надолго оккупированной большевиками.