Боевой путь 125-го гвардейского бомбардировочного авиационного Борисовского орденов Суворова и Кутузова полка имени Героя Советского Союза Марины Расковой
125-й Гвардейским бомбардировочный авиационный Борисовский полк имени Героя Советского Союза Марины Расковой прошел славный боевой путь от Волги до берегов Балтийского моря.
Сражаясь на пикирующих бомбардировщиках, летчицы полка уничтожали оборонительные сооружения, живую силу и технику противника на берегах Волги, содействовали наземным войскам по прорыву обороны противника на Северном Кавказе, вместе с другими авиационными соединениями обеспечивали ввод в прорыв танковой группы на Орловско-Курском направлении, выполняли задачи по прорыву долговременной, сильно укрепленной оборонительной полосы и разрушению узлов сопротивления противника на участке Богушевск — Орша.
Полк участвовал в боях за Ельню, Смоленск, Витебск, Борисов, за освобождение Белоруссии, Прибалтики и в разгроме немецко-фашистских войск ч Восточной Пруссии.
За период Великой Отечественной войны полк совершил 1 134 боевых вылета, сбросив на врага 980 тонн бомб.
За отличные боевые действия и проявленный личным составом героизм полк награжден орденами Суворова и Кутузова III степени. [27]
В. В. Марков, командир полка. Горжусь боевыми друзьями!
Боевые друзья! Эти слова очень дороги и понятны тем, кто в суровое время войны обрел настоящих, преданных друзей, сплоченных одной целью. Такими боевыми друзьями стали для меня летчики, штурманы, стрелки-радисты, техники 125-го Гвардейского женского авиаполка.
Нельзя сказать, что первое время, когда меня назначили командиром этого полка, мне было легко. Ведь на пикирующем бомбардировщике до этого не летала ни одна женщина. И, конечно, закралось сомнение: как-то справятся девушки с такой сложной задачей в боевых условиях?
Но тревоги оказались напрасными. Девушки отлично справились с теми задачами, которые были поставлены перед полком.
Время, конечно, сгладило в памяти многие подробности тех дней. Но и сейчас я с большой теплотой и уважением вспоминаю своего первого помощника — заместителя командира полка майора Евгению Тимофееву — отличного летчика и замечательного командира, Героев Советского Союза командиров эскадрилий капитана Надежду Федутенко и капитана Клавдию Фомичеву, заместителя командира полка по политчасти Лину Яковлевну Елисееву, начальника штаба капитана Милицу Александровну Казаринову, штурмана полка капитана Валентину Кравченко. Это они своими знаниями и добрыми советами помогали мне в моей работе. [28]
А летчики и штурманы полка? Трудно выделить кого-либо из них. Любому из них можно было доверить самое ответственное задание и быть уверенным, что оно будет выполнено.
Всем сердцем каждый летчик, штурман, радист рвались в бой, чтобы как можно скорее освободить нашу Родину от фашистских захватчиков. Дни и ночи готовили самолеты к боевым полетам наши девушки — техники, механики, прибористы. Нельзя без волнения вспоминать и девушек-вооруженцев, подростков на вид, ловко подвешивающих бомбы и готовящих самолеты к боевым вылетам. И только такая дружная, сплоченная работа помогла с честью пройти всю войну одному из женских авиационных полков — 125-му Гвардейскому, дважды орденоносному Борисовскому, имени Героя Советского Союза Марины Расковой. [29]
Галина Ольховская, штурман эскадрильи{2}. Отважная эскадрилья
«...При освобождении советскими войсками города Орши от фашистских захватчиков особенно отличилась эскадрилья под командованием гвардии майора Федутенко Н. Н.».
(Из приказа 2-го Гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса)
26 июня 1944 года эскадрилья, которую вела в бой Надежда Федутенко, нанесла меткий бомбовый удар по крупному железнодорожному узлу Орше. В результате были уничтожены воинские эшелоны, боеприпасы и техника противника, повреждены железнодорожные пути.
Это был снайперский удар!
«С детских лет я мечтала стать летчицей, с тех пор как увидела самолет, который сел невдалеке от нашего дома», — рассказывает Надежда Никифоровна Федутенко.
Приземлившийся самолет произвел настолько сильное впечатление на маленькую черноглазую и жизнерадостную девочку, [30] что желание научиться летать уже не покидало ее в дальнейшем.
«Семья наша жила тогда в селе Ракитном Курской области. Родители мои работали на сахарном заводе, где позже формовщицей стала работать и я. У нас была большая и дружная семья...» — продолжает Надежда Никифоровна.
Школьницей Надя любила бегать на лыжах, на коньках, легко занимала первые места в школьных состязаниях. Любила Надя и верховую езду, любила ее за скорость, как состязание смелых. И здесь ей удавалось приходить первой, оставляя позади своих сверстников.
Надя училась в ФЗУ, осваивала специальность токаря, а по вечерам пропадала в кружке юных моделистов. Здесь состоялось ее первое знакомство с самолетом. Здесь получила она ответы на вопросы: почему он летает, как устроен и как управляет им человек? Конструируя легкие модели, Надя думает о настоящем самолете, на котором полетит сама. Как только ей исполняется восемнадцать лет, она поступает в Тамбовское летное училище, оканчивает его и получает звание пилота Гражданского Воздушного Флота.
Более шести лет до войны Надежда Никифоровна летала над просторами нашей необъятной Родины, возила пассажиров, доставляла грузы новостройкам пятилетки. Летать ей приходилось много и днем и ночью, в любую погоду, в туман и пургу, когда единственным ориентиром остается радиомаяк. В ее летной книжке была записана уже не одна тысяча часов налета, не один тип самолета был освоен ею.
С первых дней Великой Отечественной войны Надежда Никифоровна на фронте. В составе Киевской особой группы Гражданского Воздушного Флота ей приходится выполнять ответственные задания по доставке боеприпасов, снаряжения, продовольствия и медикаментов войскам, находящимся в окружении и глубоком тылу противника, а также вывозить из окружения тяжело раненных и доставлять разведывательные данные о противнике.
Ее полеты на «П-5», как правило, на бреющем полете, без прикрытия требовали не только знания местности, но и отличного пилотирования.
Однажды она летела в Киев с представителями Генерального штаба. В районе Брянска самолет вначале шел над лесом, чуть-чуть не касаясь верхушек деревьев. Но вот лес кончился. И вдруг сверху из облаков выскочил истребитель противнику и бросился в атаку на одинокий транспортный самолет. Заметив врага, Федутенко резко изменила курс. Истребитель пролетел мимо, разрывы снарядов подняли с земли тучи пыли. Но вот враг снова заходит для атаки. Надя [31] еще больше снижается и маневрирует у земли. Перед ней овраг — она скрывается в нем, лощина — она использует и ее. Вдали снова виднеется лес. «Только бы добраться до него!» — проносится в голове. При подходе к лесу новая атака. Машина вздрагивает от удара, но продолжает лететь. «Мотор цел, рули работают — значит, пока все в порядке», — думает Надя, а взгляд неотступно следит за противником. Теперь истребитель с разворота заходит в лобовую атаку. Ярость и злоба закипают в ней: «Таранить, таранить бы его! Но нельзя рисковать — везу людей. Надо уходить!»
Вот и лес. Федутенко идет вдоль просеки. Истребитель проскакивает мимо. Она меняет направление раз, еще раз, теперь вдоль дороги, прикрываясь лесом, потом оврагом... Напряженно следя за воздухом, с облегчением видит, что враг уходит в сторону. «Потерял, потерял меня наконец!» — обрадованно заключает Федутенко.
На горизонте показался город. Теперь недалеко и аэродром. Осталось несколько минут полета. Сели. Вылезая из самолета, командиры пробуют шутить:
— Мы, кажется, вернулись с того света, — и крепко жмут Надежде Никифоровне руку. — Спасибо вам за второе рождение!
Как-то нужно было доставить к фронту бутылки с горючей жидкостью. Посадка должна быть юго-западнее Киева, у станции Ротмистровка. Уверенно вела машину Федутенко, так как прекрасно знала местность. Самолет приземлился и, теряя скорость, остановился на посадочной полосе. Но что это? Ее никто не встречает? Она вылезает и оглядывается кругом. К самолету бежит группа вооруженных людей. «Фашисты! — молнией проносится в голове. — Что делать?» Она бросается к самолету, дает полный газ, взлетает. Ничего, что по ветру, разворачиваться некогда, будет поздно.
Самолет взмыл над головами ошеломленного врага. От [32] злости, что упустили русского летчика, фашисты старались изрешетить самолет.
«Да! Это была посадка к черту в зубы!» — шутила Надя, когда товарищи встретили ее на аэродроме. В машине техники насчитали 47 пробоин.
Так летала Надежда Федутенко до назначения ее в полк Расковой. Около 200 вылетов совершила она к тому времени, иногда находясь в воздухе по 7—8 часов в день. Более 150 тяжело раненных бойцов и командиров вывезла ока из окружения.
Благодаря высокому летнему мастерству и большим организаторским способностям Надежда Федутенко была назначена командиром эскадрильи пикировщиков.
Быстро завоевала она любовь и уважение девушек. Стройная, с вьющимися каштановыми волосами, она сразу понравилась всем. Особенно хороши были глаза — как две спелые вишни, выразительные, теплые, а иногда в них пряталась смешливая искорка. «Большой души человек», — говорили о ней девушки.
Тогда я не предполагала, что мне с ней придется не раз ходить в бой. На таких летчиц, как Надя Федутенко, Леля Шолохова, Женя Тимофеева, мы, «зеленые» штурманы, смотрели с большим уважением. У них за плечами была немалая летная практика, а мы, восемнадцатилетние девчонки, ничего, по существу, еще не видели в жизни.
Долго и упорно готовились мы к фронту. Уже сражались с врагом наши подруги, а мы пока только с завистью узнавали об этом. Но, наконец, учеба и тренировки остались позади.
И вот мы на фронтовом аэродроме. В дивизии встретили нас недоверчиво. Летчики-мужчины не допускали мысли, что какие-то девчонки так же, как и они, овладели сложной техникой и смогут выполнить любое боевое задание. Но после первых же полетов они убедились, что мы летаем не хуже, а порой и лучше их. [33]
Мне особенно запомнился первый боевой вылет. Это было 28 января 1943 года. Честь вылететь первыми выпала двум нашим экипажам: мне с Надей Федутенко и Тимофеевой с Кравченко. Нас включили в девятку соседнего полка: этим нам давали возможность ознакомиться с боевой обстановкой в строю летчиков, имеющих большой опыт.
Как я волновалась перед вылетом!.. Сделаны все предварительные расчеты. Дана команда: «По самолетам!» В воздух взвилась ракета. Самолеты выруливают на старт. Вот они взлетают и идут плотным строем. Надя настолько спокойно и уверенно чувствует себя в воздухе, что это невольно передается и мне. Заход делаем со стороны Верхней Ахтубы. Под нами разрушенный, но не сдавшийся город-герой! Чувство исполненного долга охватывает нас, когда наши бомбы летят на головы ненавистного врага. Цель уничтожена, победа ближе на какой-то миг. Разрывы зенитных снарядов преследуют нас. Но мы без потерь возвращаемся на аэродром.
В тот же день перед нашим полком была поставлена задача: тремя лучшими экипажами, действуя в составе группы соседнего полка, нанести удар по окруженной группировке в северной [34] части Сталинграда. Звено повела в бой Надежда Федутенко. В него были включены экипажи летчиц Зины Третьяковой со штурманом Надей Васильевой и Саши Кривоноговой со штурманом Леной Пономаревой. В первый же вылет звено сбросило на головы фашистов 1 200 килограммов бомб.
Вместе с Надеждой Федутенко мы бомбили фашистские укрепления, артилллерию и пехоту в районе Крымской и Киевской станиц. Не раз нам приходилось пробиваться сквозь ураганный зенитный огонь, отражать атаки истребителей.
Помню такой случай. 26 мая 1943 года нам было поручено разгромить артиллерийские и минометные позиции противника в районе станицы Киевской. Несмотря на мощный заслон заградительного огня, мы упорно шли к цели. Вдруг наш самолет резко тряхнуло, он опустил нос и начал переходить в пикирование. Но Надя быстро выровняла его на прежней высоте. Я взглянула на нее и увидела, что из-под шлема по ее лицу струйкой течет кровь. «Ранена в голову!» — мелькнула мысль. До цели оставались считанные секунды. Видя мое беспокойство, Надя сказала: «Ничего, потерплю! Целься точнее!» Вот сброшены бомбы, на земле возникли пожары, замолчала вражеская батарея. Превозмогая боль, Надя строго выдержала боевой курс. Хладнокровно и уверенно посадила она самолет, доложила о выполнении задания, и только после этого ее увезли в госпиталь. За точный и эффективный удар, который обеспечил наступление нашей пехоты, мы еще в воздухе получили благодарность командующего наземной армией. Надежда Федутенко получила свою первую награду — орден Отечественной войны 1-й степени.
Вскоре Надя снова вернулась в строй.
Летом 1944 года начались бои в районе Орши, Витебска и Борисова. Это были дни напряженных боев, когда порой приходилось вылетать по два-три раза в день. В то время я уже [35] не летала с Федутенко. Штурманом у нее стала Тося Зубкова. До войны Тося не имела ничего общего с авиацией. Она училась на третьем курсе механико-математического факультета Московского государственного университета. В октябре 1941 года, когда Тосе исполнился двадцать один год, она вместе со своими подругами пошла в ЦК ВЛКСМ и заявила о желании идти на фронт. Внешний вид этой маленькой девушки, ее застенчивый, мягкий характер никак не гармонировали с военной формой. Много потребовалось упорства, настойчивости, чтобы стать штурманом боевого самолета.
— Совершила я с ней не один десяток боевых вылетов, — вспоминает Федутенко, — вместе мы были удостоены звания Героя Советского Союза.
Сохранился обрывок карты, на обратной стороне которой рукой Твси Зубковой написаны ее стихи о полете в район Двинска (Даугавпилса), где Федутенко была второй раз ранена.
Блеснуло озеро. Там станция, лесок,
А дальше тянется грунтовая дорога.
«С земли приказано... — передает стрелок. —
Бомбите цель, что северней немного!» [36]
Пусть карту унесло струей в пробитий люк.
Сапог солдатский полон липкой крови.
Лететь осталось двадцать пять минут.
Мы доведем машину силой воли...
И действительно, сколько силы воли, мужества, бесстрашия проявили летчицы и штурманы первой эскадрильи Оля Шолохова, Ира Осадзе, Валя Волкова, Саша Кривоногова, Саша Еременко, Галя Доманова, Зина Степанова, Лена Малютина, Маша Тарасенко, Лена Юшина, Лена Азаркина и многие другие!
Более 500 вылетов совершили летчицы первой эскадрильи за годы Великой Отечественной войны.
Навечно в наших сердцах останется память о Любе Губиной, Ане Язовской и Лене Пономаревой, отдавших свои молодые жизни за счастье советского народа, за свободу нашей Родины... [37]
Галина Ломанова, командир звена. Боевые эпизоды
Шли бои на Кубани. После сбрасывания бомб прямым попаданием зенитного снаряда на моем самолете были выведены из строя водяная, масляная и бензосистемы. Широкий серо-бурый хвост потянулся за нами. Увеличив насколько возможно скорость, я со снижением направилась на аэродром. Ведущий нашей девятки, командир полка Марков, понимая, что одинокий самолет может стать легкой добычей фашистских истребителей, всей группой прикрывает меня сверху. Это позволило мне добраться до прифронтового аэродрома Абинская. Левая покрышка была повреждена, и направление на пробеге пришлось держать мотором. Но от сильного торможения разрушилась и правая покрышка, так что с посадочной полосы самолет был уже отбуксирован на ободах...
* * *
В начале лета 1943 года мы стояли на аэродроме Грабцево, под Калугой. Однажды, чтобы опробовать работу мотора, я летела по кругу над аэродромом. При заходе на посадку, после четвертого разворота, справа увидела «фокке-вульф-190». [38]
С выпущенными шасси наш самолет быстро приближался к земле. Я только успела крикнуть экипажу: «Противник справа!» Штурман и стрелок-радист схватились за оружие, но поздно... «фокке-вульф», выйдя несколько вперед, «пробрил» над стоянками самолетов и улетел. Это был разведчик. Когда я рулила на стоянку, видела, как наши зенитчики наводили орудия вслед скрывающемуся на горизонте самолету противника. Сбить его так и не удалось. Нам же этот «визит» не прошел даром. Несколько ночей подряд противник бомбил наш аэродром, пока мы не перебазировались на новое место, ближе к линии фронта.
* * *
Однажды мы вылетели на бомбежку порта Лиепая. Отбомбившись, должны были для дозаправки сесть на ближайший прифронтовой аэродром. Но я была ранена в правую руку, осколком снаряда был поврежден левый мотор. На мгновение я, очевидно, потеряла сознание, потому что вывела самолет в горизонтальное положение только на высоте трех тысяч метров, хотя бомбили мы с пяти тысяч.
Несмотря на повреждение самолета, мы со штурманом Людой Поповой решили идти на свой аэродром, так как самолет требовал основательного ремонта.
Долетели благополучно. Посадить машину помогла мне Люда, а зарулил самолет на стоянку уже механик. После доклада командиру о выполнении задания я была отправлена в госпиталь. [39]
Александра Еременко, штурман звена. Жизнь за товарища
Будем жизнью защищать Отчизну,
Чтобы жизнь, как песню, воспевать.
Умирать с такою страстью к жизни,
Чтобы никогда не умирать!
(Из дневника Любы Губиной)
Высокая, стройная девушка, немногословная, требовательная к себе и к подчиненным, беспредельно преданная Родине — такой мы знали Любу Губину.
В 1933 году Люба окончила ФЗУ при заводе «Динамо» в Москве и несколько лет проработала на заводе. Но ее все время тянуло в авиацию. И Люба поступает в летную школу в Батайске. Окончив школу, она работает летчиком-инструктором.
С первых дней Великой Отечественной войны Люба на фронте. В составе Особой западной группы Гражданского Воздушного Флота она вывезла с передовых позиций в тыл 170 тяжело раненных командиров и бойцов.
С апреля 1943 года Люба участвует в боях в составе полка пикирующих бомбардировщиков. 23 раза командир звена Губина водила свое звено в бой и возвращалась победительницей.
В двадцать четвертый раз...
Это было 14 октября 1943 года. Аэродром наш находился в Леонидово, в шести километрах от Ельни. День был безоблачный. Не по-осеннему тепло грело солнце. Тихо было кругом. Казалось, ничто не помешает спокойно заняться подготовкой к приближающейся годовщине полка.
Срочный вызов на командный пункт полка быстро рассеял возникшие с утра «мирные» настроения. Предстояло перед наступлением наших войск нанести массированный бомбовый [40] удар по артиллерийским и минометным позициям, а также живой силе противника в районе Орши.
Быстро поднимается в воздух очередная девятка. Ее ведет командир эскадрильи Надежда Федутенко. В состав девятки входит звено Любы Губиной, Группу бомбардировщиков прикрывают шесть истребителей.
Фашистские зенитки пытаются создать огневую завесу, преградить путь нашим бомбардировщикам. Все ближе и ближе облачка разрывов, но девятка Федутенко идет твердым курсом. Уже близка цель. Огонь зениток усиливается Разрывом снаряда поврежден правый мотор. Люба продолжает уверенно вести машину Главное сейчас — не отстать от своей девятки. Вот уже цель под крылом. Дружно и метко сбрасывают бомбы самолеты звена Губиной. Ведущий девятки Надежда Федутенко уже знает, что поврежден самолет Любы. Она медленно делает разворот от цели, стараясь в случае нападения прикрыть поврежденный самолет огнем всей эскадрильи. Идущие следом другие девятки не понимают маневра Федутенко и более крутым разворотом на большой скорости уходят. За ними уходят и истребители прикрытия.
Не теряя надежды благополучно добраться до своего аэродрома, девятка Федутенко сомкнутым строем пересекает линию фронта. Вот уже позади осталась Орша. Теперь кратчайшим путем на Леонидово — домой. Но все хуже и хуже тянет левый мотор самолета Губиной. Ее звено начинает отставать и терять высоту. Ведомые Аня Язовская и Ирина Осадзе не. бросают в трудную минуту своего командира.
Вдруг из-за облаков появляются фашистские истребители Завязывается неравный бой. Пользуясь отсутствием наших истребителей, фашисты все более наглеют. Два «мессершмитта» заходят в хвост самолета Ирины Осадзе. Пробит бензобак, самолет загорелся. Мужество не покидает Ирину. Ранена рука, лицо порезано осколками плексигласа, одежда горит, пламя [41] опаляет лицо и руки, но она продолжает вести самолет, не отрываясь от самолета Губиной, прикрывая его огнем своих пулеметов. Штурман Валя Волкова ведет непрерывный пулеметный огонь, пока тяжелое ранение в голову не заставляет ее умолкнуть. Огонь и дым наполняют кабину. Ирина дает команду экипажу выброситься на парашютах, сама последней покидает самолет. Воздушные пираты переносят огонь по парашютистам. Им удается изрешетить пулями парашют стрелка-радиста Горского. Спуск перешел почти в падение, и Горский повредил себе позвоночник. Более благополучно приземляются Ирина и Валя. Всех троих отправляют в госпиталь.
Два других истребителя заходят в хвост самолета Ани Язовской. Первая атака врага отбита, но стервятникам все же удается поджечь наш бомбардировщик. Двадцатилетняя летчица, комсомолка Аня Язовская продолжает спокойно вести самолет, строго выдерживает строй, прикрывая командира звена. Но вот истребители начали вторую атаку. Снаряд пробивает бронеспинку самолета и разрывается в кабине. Убиты командир экипажа Аня Язовская и ее штурман Лена Пономарева. Бомбардировщик, потеряв управление, входит в крутую спираль и врезается в землю. Стрелок-радист Валя Котов в последнюю минуту успевает выпрыгнуть из самолета. [43]
Уничтожив ведомые самолеты, фашистские стервятники со всей силой набрасываются на поврежденный самолет Любы Губиной. Ее экипаж мужественно отбивает одну атаку за другой. И пока штурман Катя Батухтина и стрелок-радист Омельченко ведут огонь, Люба старается выжать из самолета все возможное, уйти от врага, сохранить машину, спасти людей.
Фашисты атакуют непрерывно, пользуясь своим численным превосходством. На бомбардировщике повреждено управление. Люба приказывает экипажу покинуть самолет. Первым выбрасывается и благополучно приземляется стрелок-радист Омельченко, за ним прыгает Катя Батухтина, но зацепляется ранцем парашюта за турель пулемета и беспомощно повисает, не в силах отцепиться.
Самолет переходит в пикирование. Быстро, слишком быстро приближается земля. Люба поворачивает голову, чтобы убедиться, что Катя выпрыгнула и можно прыгнуть самой, и вдруг видит, что штурман не может освободиться. До земли остается несколько секунд. Что делать? Прыгать, спастись самой, бросив на неминуемую гибель товарища? Или... И Губина принимает твердое решение: схватившись за штурвал, она делает резкий рывок в сторону неработающего мотора. От рывка лямка парашюта соскальзывает с турели пулемета, и Батухтина отделяется от самолета.
Несколько секунд падения, и Катя распускает парашют. С замиранием сердца она оглядывается, ищет второй купол парашюта, ищет своего боевого друга и командира. Но в воздухе никого больше нет. В это время недалеко от Кати раздается взрыв, и пламя охватывает обломки самолета...
У летчицы Губиной уже не оставалось высоты, чтобы успеть выпрыгнуть с парашютом. Она погибла, спасая жизнь экипажа, до последнего дыхания выполнив долг командира.
Боевые подруги Люба Губина, Аня Язовская и Лена Пономарева похоронены в деревне Иваньково Смоленской области, ныне переименованной в Губино. Тихо шелестят березы, заботливо посаженные однополчанами на братской могиле.
* * *
Гвардии старший лейтенант Любовь Губина, гвардии лейтенант Анна Язовская и гвардии младший лейтенант Елена Пономарева навечно зачислены в списки 125-го Гвардейского бомбардировочного авиационного Борисовского орденов Суворова и Кутузова полка имени Героя Советского Союза Марины Расковой. [45]
А. М. Березницкая, начальник строевого отдела и кадров полка. Снайперский экипаж
1943 год. Самый разгар Великой Отечественной войны. Наши войска перешли в наступление, но враг упорно и отчаянно сопротивляется. Город Ельня превращен в сильно укрепленный район. Фашисты успели тут основательно окопаться, сосредоточили большое количество артиллерии, танков и другой техники. Предпринятые нашими войсками атаки не имели успеха. Необходима была помощь бомбардировочной авиации. Мощный и точный удар с воздуха — только так можно было раздавить этот «орех».
По заданию командования в воздух поднимается Гвардейский бомбардировочный авиационный корпус. Ведет колонну 125-й Гвардейский полк. Четким, плотным строем идут грозные машины «Пе-2». Курс — на запад. Правое звено первой эскадрильи ведет Саша Кривоногова со штурманом Сашей Еременко и стрелком-радистом Раифом Абибулаевым. Обе Саши — неразлучные друзья, имеющие уже за плечами опыт боев на Волге, под Орлом, на Курской дуге и Северном Кавказе. Эти бои и сдружили экипаж, заслуженно считающийся одним из лучших в полку.
Сегодня задание особенно сложное. Еще на земле экипажи были предупреждены о том, что бомбовый удар должен быть предельно точным — вблизи позиций противника залегла наша пехота. Ошибки не должно быть.
Еще раз проверяются расчеты, вносятся поправки на снос, уточняется ориентировка. Скоро цель.
Фашисты уже заметили нас и открыли ураганный огонь. Чем ближе цель, тем сильнее свирепствуют зенитки. Вокруг — сплошные шапки разрывов, как лес гигантских одуванчиков каждый из которых таит в себе смерть. Кажется, невозможно прорваться сквозь этот огонь. Но... такова участь бомбардировщика: нужно идти вперед, лезть в самое пекло, — внизу с надеждой смотрит на нас пехота. Сразу же после нашего удара она бросится вперед, не давая опомниться врагу.
Вот и цель. Штурман спокоен: в крепких руках Саши Кривоноговой [46] бомбардировщик не свернет с боевого курса. Штурман — весь внимание. Для нее уже не существует ни зениток, ни снарядов, что рвутся вокруг. Глаза впились в перекрестие прицела.
Есть! Цель поймана! Рука нажимает сбрасыватель бомб. 1 100 килограммов полетели вниз. Включен фотоаппарат. Не только уничтожить, но и зафиксировать на пленке результат. Секунды — и гигантский черный столб поднимается к небу.
Чувство глубокого удовлетворения охватывает штурмана. Сложное и ответственное задание выполнено. Теперь — скорее домой. Тут только Саша Еременко замечает, что с машиной что-то неладно. Саша Кривоногова — первоклассный летчик, мало кто мог сравниться с ней в технике пилотирования. Но это не Сашин «почерк». Мелькает догадка: «Саша ранена?» От этой мысли холодеет сердце. Но в шлемофоне слышится спокойный голос командира:
— Абибулаев, передай ведущему — заклинило управление. Наверное, перебиты тяги. Иду на моторах. Как только отойдем от линии фронта, экипажу покинуть самолет на парашютах. Ясно?
Ясно. Они прекрасно понимают серьезность положения. Самолет неуправляем. На моторах можно идти только по прямой, но нельзя же идти так бесконечно. Единственный выход — прыгать. Пока машина в надежных Сашиных руках, они могут спокойно прыгать, но как будет прыгать она? Чьи сильные руки удержат тяжелый двухмоторный бомбардировщик, пока летчик выберется из кабины?
Проходят минуты. Снова в шлемофоне слышен голос Кривоноговой:
— Почему не выполняете команды? Почему медлите?
— Саша, а как же ты? — спрашивает штурман.
— Я буду сажать машину!
— Если ты не будешь прыгать, то и я тоже, — решительно заявила Еременко. [47]
Абибулаев также отказался прыгать.
Наконец аэродром. С взлетно-посадочной полосы быстро уходят только что севшие самолеты. Спешит санитарная машина и трактор. На земле уже знают: идет на посадку Кривоногова. Расчет должен быть исключительно точным. Никакого промаха, никакой ошибки! Штурвал в машине мертв. В случае неточного захода на «Т» — неминуемая катастрофа. В распоряжении летчика только моторы и триммера.
Нервы у всех наблюдавших за посадкой самолета напряжены до предела. Техники экипажа Кривоноговой не в силах смотреть на поле. Вот из-за леса показался самолет. Прямо с ходу заходит на посадку. Все ниже, ниже... Вот уже он плавно коснулся земли и мчится по полю. Выключены моторы, остановились винты. Вздох облегчения прокатился по аэродрому. К самолету бегут летчики, техники, командиры с горячими поздравлениями.
Да, было с чем поздравить! Редкое мастерство, выдержку [48] и самообладание проявила гвардии старший лейтенант Кривоногова.
А с командного пункта уже бежит связной с телеграммой. Наземное командование объявило группе бомбардировщиков благодарность за образцовое выполнение задания. Вскоре на аэродром сел самолет командира корпуса. Генерал-лейтенант Ушаков прибыл, чтобы лично поздравить Кривоногову и объявить приказ о ее награждении орденом Отечественной войны 1-й степени за проявленные мужество и мастерство в бою с фашистскими захватчиками.
Кончилась война. Грудь гвардии старшего лейтенанта Кривоноговой украшают ордена и медали. 71 боевой вылет на пикирующем бомбардировщике совершила отважная летчица со своим неизменным штурманом Сашей Еременко. Не раз водили они в бой звено боевых подруг. 154 успешных вылета без потерь совершило звено Саши Кривоноговой. Она мстила за поруганную землю, за матерей, потерявших своих детей. Ведь их боль и горе были так близки ей: в эвакуации тяжело заболела и умерла ее маленькая дочь. Удары Саши Кривоноговой были беспощадны. Отгремели бои, мирным стало родное небо. Воздушные лайнеры бороздят его голубые просторы, и вновь повела пассажирские самолеты пилот Гражданского Воздушного Флота Александра Кривоногова. Вначале вторым пилотом, а затем командиром корабля, она одной из первых женщин-пилотов Советского Союза налетала 3 миллиона километров, пробыв за штурвалом самолета 25 лет.
Сменила военную гимнастерку на гражданское платье и ее подруга Саша Еременко. Но и до сегодняшнего дня она не оставляет свою любимую профессию. Замечательный мастер своего дела, Александра Давыдовна Еременко более 8 тысяч часов провела в воздухе, летая штурманом Рижской авиагруппы ГВФ. На груди ее — значок отличника Аэрофлота. Более 2 миллионов километров налетала на воздушных дорогах страны штурман-миллионер. Помимо рейсовых полетов, Александре Давыдовне приходилось выполнять и специальные задания. Скольким людям спасла она жизнь!
...В море потерпели бедствие рыбаки. Поднялся сильный [49] шторм и унес их далеко в море. В исключительно сложных метеорологических условиях «Ил-14» разыскал пострадавших — люди были спасены.
В январе 1960 года, во время охоты за тюленями, в Рижском заливе оторвало льдину и понесло в открытое море. На льдине — люди, их жизнь в опасности! И снова штурман Еременко вылетает на поиски. В течение двух дней в сплошной облачности продолжались розыски. Наконец люди были сняты со льдины.
По достоинству оценила Родина многолетний плодотворный труд замечательного штурмана, удостоив ее высокой правительственной награды — ордена Ленина. [50]
Галина Волова, инженер полка по вооружению. Наши вооруженцы
Когда началась война, я работала в научно-исследовательском институте инженером по испытаниям авиационного вооружения.
В октябре 1941 года по нашему настоянию нас вместе с инженером Скворцовой направили в город Энгельс, где проходило формирование женских авиационных полков. Антонина Скворцова получила назначение в истребительный полк, а я — в бомбардировочный.
Перед нами была поставлена задача: в короткий срок подготовить мастеров и механиков по вооружению, изучить с летными экипажами авиационное вооружение. Не скрою, задача была не из легких. Девушки, которых нам предстояло обучать, никогда раньше с авиационной техникой не имели дела. А работа механиков и мастеров по вооружению на самолете «Пе-2» была очень трудная и ответственная: пять пулеметов, устройства для подвески и сбрасывания бомб, прицелы. И за все должна была отвечать одна девушка — мастер по вооружению. Ответственность на нее ложилась большая: откажет оружие в бою — может погибнуть экипаж, не сбросятся бомбы — сорвется боевое задание.
Учиться девушкам было нелегко. Нужно было привыкать и к воинской дисциплине и осваивать новую технику. Но такое у них было горячее желание все поскорее постичь и отправиться на фронт, такая была выдержка, такое упорство, так они умели хорошо помогать друг другу, что все трудности и лишения оказались им по плечу.
Часто в дни напряженной боевой обстановки девушкам-вооружением [51] нужно было обеспечивать по два-три боевых вылета. За несколько минут надо было тщательно проверить все вооружение, пополнить боекомплект для пулеметов и зарядить оружие, подвесить бомбы. Только отличное знание своего дела, организованность, взаимная выручка помогали девушкам всегда хорошо и в срок справляться с таким сложным делом.
Сейчас, когда прошло столько времени, просто удивляешься, как справлялись с такой тяжелой, даже для мужчин, работой хрупкие, маленькие, но ловкие и выносливые Наташа Алферова, Женя Запольнова, Тося Лепилина, Тамара Мещерякова и другие девушки.
Быстро, уверенно, без суеты делали девушки свое на вид незаметное, но трудное и важное дело. Зимой на сильном морозе зачастую работали без рукавиц: многое в рукавицах не сделаешь. Летом обливались потом в накаленных кабинах, и никогда не помню, чтобы кто-нибудь пожаловался на трудности, на слишком большие и неудобные кирзовые сапоги или куртки, на тяжесть пулеметов или бомб.
Наоборот, с какой гордостью Сонечка Мосолова снаряжала своему командиру Наде Федутенко самолет с повышенной нагрузкой до тысячи и более килограммов! [52]
Бывало, получаем какое-нибудь срочное задание: например, за полчаса заменить на самолетах одни бомбы другими. Соберешь девушек, объяснишь, что и как нужно сделать, и знаешь, что все будет сделано точно и в срок. А чуть время свободное — песни поют, шутят.
Вот за эту великую, без громких слов, любовь к своей Родине, за горячие стремления отдать все силы для скорейшего разгрома ненавистного врага, за скромность, выдержку, упорство, за большую, настоящую боевую дружбу и взаимную выручку я до сих пор с большим уважением и любовью вспоминаю моих дорогих боевых товарищей — девушек-вооруженцев! [53]
Даша Чалая, мастер вооружения. На посту!
С первых дней войны мне очень хотелось попасть на фронт, чтобы с оружием в руках защищать Родину. Но на фронт брали девушек, имеющих медицинскую подготовку или какую-либо военную специальность, а я в то время училась на курсах стенографии. Тогда я записалась на курсы медицинских сестер и поступила санитаркой в больницу.
В октябре я окончила курсы медсестер, и ЦК ВЛКСМ направил меня писарем в часть, которую формировала Герой Советского Союза Марина Раскова.
«Зачем было учиться на курсах медсестер? — думала я. — Ведь писарем я могла бы стать и раньше». Но мне не пришлось быть писарем. В полку я получила третью специальность. Майор Раскова, поговорив со мной, решительно заявила:
— С удовольствием беру вас в полк, но не писарем. Нам нужны грамотные, сильные, физически выносливые вооруженны. Вы для этого вполне подходите. Из вас выйдет хороший мастер вооружения.
В Энгельсе начались дни напряженной учебы. Мы изучали уставы, самолеты, стрелковое и бомбардировочное вооружение. Учились не только в классе, но и на складе боепитания, на самолетах и на стрельбище. На складе боепитания мы разбирали, чистили, смазывали и собирали оружие и боеприпасы. На стрельбище мы занимались стрельбой из винтовок и пулеметов, и многие из нас научились отлично стрелять. Затем начали приобретать навыки в подготовке вооружения на самолете к боевому вылету, научились быстро определять неисправности и устранять их.
Первые полеты, строгий режим, воинская дисциплина, систематические [54] тренировки, работа в суровых зимних условиях закалили нас, сделали выносливее и сильнее. Мы свободно грузили и разгружали с автомашин сорокакилограммовые учебные бомбы, легко и быстро подвешивали их на самолет.
Но вот стало известно, что наш полк вооружается пикирующими бомбардировщиками «Пе-2». Мы на