В области речи, речевой деятельности
Третьеклассник научится:
-участвовать в коллективном обсуждении вопросов на уроке, вступать в разговор, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, соблюдать при этом основные правила речевого поведения;
-самостоятельно читать задания и другие материалы учебника, понимать их, следовать инструкциям;
-пользоваться словарями учебника для решения различных практических вопросов;
-соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания изученных слов;
-понимать тему текста и его словесно выраженную главную мысль, выделять предложение, содержащее основную мысль; озаглавить текст с учётом его темы и главной мысли;
-озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
-различать повествования и описания предмета (в ясных случаях), выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте;
-замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
-письменно (после коллективной подготовки) подробно, выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), осознанно сохраняя особенности оригинала;
-письменно (после коллективной подготовки) пересказывать текст, внося в него указанные изменения;
-письменно создавать речевые произведения освоенных жанров (н-р, словесную зарисовку), небольшие тексты повествовательного и описательного характера, использовать в них предложения со значением оценки;
-улучшать созданный или пересказанный текст: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
Третьеклассник получит возможность научиться:
-понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавить текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи;
-самостоятельно делить текст на части, составлять план;
-самостоятельно готовиться к пересказу текста, пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, сохраняя особенности оригинала, а также внося требуемые изменения;
-редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
-соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.
В области освоения языка. В области фонетики и графики
Третьеклассник научится:
-различать звуки и буквы, объяснять случаи их несовпадения, в том числе и в количественном отношении (н-р, при наличии непроизносимых согласных, сочетаний -тся, - ться);
-понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;
-анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
-правильно называть буквы алфавита, использовать знание алфавита при работе со словарями;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средством: абзацным отступом («красной строкой»).
Третьеклассник получит возможность научиться:
- классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
- письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.
В области словообразования
Третьеклассник научится:
-выделять в слове основу слова, окончание, понимать их различную роль в слове; находить в основе корень, приставку, суффикс; (в однозначных случаях);
-отличать от однокоренных слов формы одного и того же слова;
-сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;
-соотносить слова с предъявленными моделями, выполнять разнообразные учебные задания с использованием моделей;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
Третьеклассник получит возможность научиться:
-понимать роль каждой из частей основы (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
-отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
-определять значения слова, передаваемое окончанием (грамматическое);
- выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия).
В области лексики
Третьеклассник научится:
-осознавать, что понимание значения слов - обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
-различать в слове два значения: основы (лексическое) и окончания (грамматическое);
-выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;
-в специально предложенных текстах замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;
-стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов;
Третьеклассник получит возможность научиться:
- выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
-самостоятельно замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;
-понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.
В области морфологии
Третьеклассник научится:
-выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);
-ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;
-определять морфологические признаки слова (род, число, падеж имени существительного и имени прилагательного; время, число, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;
-сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;
-пользоваться словарём учебника «Какого рода и числа слово?», для решения вопросов правильности речи;
-правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;
-под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;
-пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи;
Третьеклассник получит возможность научиться:
-различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;
-находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;
-выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия;
-соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;
-замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;
-понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.