МО в АТР. Политика КНР в регионе. КНР-СССР, КНР-США.

Политика КНР в регионе

АТР является зоной сосредоточения основных внешнеполитических усилий Китая. Китайское руководство проводит курс на поддержание здесь военно-политической стабильности как основного внешнего условия для осуществления внутренних реформ. Такой подход реализуется за счет развития разносторонних связей со всеми, и в первую очередь сопредельными государствами, повышения роли КНР в решении актуальных региональных проблем и сохранения в АТР выгодного Пекину баланса сил. Китай проявляет готовность к обсуждению идеи создания общерегиональной системы безопасности, однако заявляет о преждевременности ее организационного оформления. В межгосударственных отношениях приоритетное место занимают США и Япония, которые рассматриваются китайским руководством в качестве основных потенциальных источников помощи в осуществлении программы "четырех модернизаций", а также как силовые полюса, связи с которыми способны оказывать решающее влияние на формирование условий реализации внутриполитического курса КНР в АТР. Не изменяя принципиального подхода к Японии как к одному из соперников в борьбе за региональное лидерство, китайское руководство последовательно придерживается курса на установление с ней на данном этапе стабильных и многоплановых отношений, развитие которых должно способствовать ограничению влияния США в АТР. За Японией сохраняется место ведущего торгово-экономического партнера КНР. Объем японских инвестиций в ее экономику превышает 5 миллиардов долларов. Сохраняется динамичность отношений КНР с АСЕАН. В перспективе Китай отводит ей роль механизма сдерживания американского и японского влияния в регионе. Для поступательного развития связей с Ассоциацией китайцы предлагают такие принципы, как противодействие гегемонизму в любых формах его проявления, равенство, взаимная выгода. Значительное внимание Пекин уделяет развитию военных связей со странами АСЕАН, поддержке Регионального форума по проблемам безопасности. Одновременно китайцы стремятся к тому, чтобы не допустить создания единой асеановской платформы антикитайской направленности по решению спорных проблем Южно-Китайского моря. В интересах стабильности в Южной Азии и обеспечения своих стратегических интересов Пекин корректирует свой курс и в этом регионе. Сохраняя и развивая тесные отношения с Пакистаном, КНР отошла от его односторонней поддержки по проблеме Кашмира. Одновременно предпринимаются меры по выводу связей с Индией на уровень, позволяющий исключить на ближайшую перспективу их осложнение. Высокая активность сохраняется в отношениях КНР с Мьянмой, которую Китай стремится превратить в зону своего влияния. Китай выражает готовность к поддержанию и последовательному развитию связей с Вьетнамом. Однако сдерживающим фактором по-прежнему остается неурегулированность территориально-пограничной проблемы, затрагивающей как сухопутную границу, так и Тонкинский залив, острова Южно-Китайского моря. В Пекине и Ханое проведено несколько рабочих консультаций и раундов переговоров на уровне заместителей министров иностранных дел по всем ее аспектам. В отношениях с Лаосом китайцы проводят курс на постепенное вовлечение ЛНДР в сферу своего влияния. В 1994 году КНР вошла в число основных стран мира по объему инвестиций в лаосскую экономику. Политика КНР в Камбодже направлена на сохранение китайских позиций в этой стране вне зависимости от исхода межкхмерского конфликта. Пекин развивает связи с коалиционным правительством. В то же время китайское руководство не отказалось от планов политической реабилитации полпотовской группировки "красных кхмеров", которые сохраняют возможность влияния на обстановку в стране. В условиях неустойчивого равновесия в правящей коалиции Камбоджи Китай делает ставку на короля Нородома Сианука и его ближайшее окружение, рассчитывая использовать авторитет монарха в своих целях. Что касается Монголии, то во время визита премьера Госсовета КНР Ли Пэна в Улан-Батор был подписан китайско-монгольский договор о дружбе и сотрудничестве, в соответствии с которым стороны обязались не участвовать в военно-политических союзах, направленных друг против друга, и не предоставлять свои территории третьим странам для нанесения ущерба суверенитету и безопасности одной из сторон. Подписано также несколько соглашений, расширяющих сферу двустороннего сотрудничества.

Отношения КНР-СССР

Эволюция стратегии Китая на мировой арене в начале 80-х годов обусловила изменение подхода руководства КНР к отношениям с СССР. На 12 съезде КПК, официально закрепившем новую внешнеполитическую стратегию Китая, было заявлено о желании китайского руководства нормализовать отношения с СССР на основе пяти принципов мирного сосуществования, был снят тезис о том, что СССР представляет главную угрозу миру и является источником новой мировой войны. В Политическом докладе ЦК КПСС 27 съезду, в частности, отмечалась возможность “взаимодействия на равноправной и принципиальной основе.” 28 июля 1986 года выступая во Владивостоке, Горбачев выдвинул комплексную программу оздоровления обстановки в АТР, которая содержала конкретные предложения по дальнейшему улучшению советско-китайских отношений (подтв. готовность сов. стороны к встрече на любом уровне, к обсуждению конкретных мер по соразмерному снижению уровня сухопутных сил, было объявлено о намерении вывести советские войска из МНР, также было отмечено, что граница между СССР и КНР в ее восточной части могла бы проходить по главному фарватеру Амура.+ конкр. предложения о расшир сотрудничества в разл областях). Таким образом, была предусмотрена ликвидация значительной части факторов отчуждения в двусторонних отношениях. , при том, что факторы сближения- географическая близость, общность социально-экономического строя, исторически сложившаяся взаимодополняемость экономик-продолжали действовать. Важную роль сыграли личные контакты руководителей: 82г-представитель правительства КНР Хуан Хуа беседовал с Громыко, 85,88-встречи Горбачева и Ли Пэна.

Таким образом, позитивные сдвиги в межгосударственных отношениях СССР и КНР наметились с начала 80-х годов. С 1982 эти отношения развивались устойчиво и динамично. Осень 1982-договоренность о проведении политических консультаций между представителями правительств в ранге замминистров ин.дел. К середине 1988 состоялось 12 раундов таких консультаций.

С 1984 года регулярный характер принял информационный обмен по международным вопросам между МИД обеих стран, в ноябре 1984 состоялась встреча министров иностранных дел СССР и КНР.Был заложен механизм регулярных встреч. Важнейшим событием советско-китайских отн. явилось возобновление после 9-летнего перерыва в 1987 г. переговоров по пограничным вопросам. Граница с СССР- 7300 км. Основные неурегулированные пункты:

1. О-ва в р-не Хабаровска

2. Оз Ханко

3. Литера “П” (на Амуре- блуждающий фарватер)

4. Участок в р-не реки Туманная. Участок русла реки Туманной вплоть до ее устья протяженностью в 17 км. По этому отрезку реки Туманной вплоть до ее устья проходит государственная граница между Россией и КНДР, и пограничные воды России на реке Туманной остаются за Россией. Вверх же по течению река Туманная является пограничной между КНР и КНДР. Режим 17-километрового отрезка в устье реки Туманной регулируется двумя государствами - Россией и КНДР, - и без согласия этих двух государств никакая третья сторона не может что-то сооружать на этом отрезке, будь то канал или порт. Граница определяется именно соглашением от 16 мая 1991года. А задача демаркации, которая поручена совместной российско-китайской демаркационной комиссии, - обозначить на местности границу в соответствии с соглашением. И именно в этом, и ни в чем ином, задача комиссии.

Отношения КНР-США

Главными факторами отчуждения в отношениях КНР-США являются:

1. Проблема Тайваня . Кит. руководство называет ее главной в отношениях КНР-США.

2. Проблема Тибета. Правительство КНР стремится жестко контролировать события в этом неспокойном регионе, в котором периодически возникают ”сепаратистские тенденции”. В 1987 году Палата представителей Конгресса США приняла резолюцию о нарушении прав человека в Тибете и о правах человека в Китае.

3. Проблема прав человека в КНР, неуважение свободы слова и печати, преследование инакомыслящих.

4. Постоянное пассивное сальдо США в торговле с КНР.

5. Постоянным раздражителем в Китайско-американских отношениях выступает политика ограничения рождаемости, нередко проводимая властями КНР насильственными методами.

6. Контроль США над экспортом технологий в КНР и эмбарго на продажу Китаю техники и технологий военного и двойного назначения .

Главными факторами сближения в отношениях между КНР и США являются:

1.Предоставление КНР статуса наибольшего благоприятствования.

2. Широкий спектр торгово-экономических связей. Инвестиции США в КНР.

3. Научно-техническое сотрудничество и сфера наукоемких технологий.

4. Сотрудничество между военными ведомствами (3 направления: обмен визитами, поставки технологий производства оружия, функциональные обмены)

5. Широкие связи с китайской диаспорой (привлечение капиталов американских китайцев-хуатяо) и движение городов -побратимов.

Тайвань. Эта проблема стала основной в двусторонних отношениях. В 50-е годы США, следуя политике сдерживания и изоляции КНР, оккуприровали Тайвань и установили блокаду китайского побережья. В 1954г.- договор с США о взаимной совместной обороне. Крнфронтация продолжалась около 2-х десятилетий. Поворот в китайско-американских отношениях наметился на рубеже 60-70-х гг. В феврале 1972 года в ходе визита в США Р.Никсона было подписано Шанхайское коммюнике, зафиксировавшее стремление сторон содействовать нормализации отношений. Лишь в конце 1978 года было достигнуто соглашение об установлении полных дипотношений (с 1 янв. 1979). В середине 70-х наметилось расширение контактов. США играли на антисоветских настроениях в КНР.

В ходе официального визита в США заместителя премьера Госсовета КНР Дэн Сяопина (январь-февраль 1979) были достигнуты договоренности о проведении различных консультаций. Начались обмены, в том числе в военной сфере. Однако после прихода к власти администрации Рейгана возникли осложнения. Причина-реакция китайской стороны на заявления Рейгана по тайваньскому вопросу (в ходе избирательной кампании), а также принятие Закона об отношениях с Тайванем. (1979). Чтобы обойти противоречия по Тайваню, США взяли курс на взаимодействие с КНР на международной арене (сближение позиций по событиям в Афганистане, по проблеме Кампучии и др.)

На 12 съезде КПК был провозглашен курс независимой и самостоятельной внешней политики КНР. Это наложило отпечаток на двусторонние отношения. Несмотря на поступательное развитие двусторонних контактов, углубились расхождения по основным проблемам мировой политики, а также по спорным двусторонним вопросам. 1981-83 - углубление расхождений по проблемам Тайваня и по вопросу о поставках передовых амер. технологий в КНР.

С 1983 американская администрация активизировала усилия по сближению. Визиты Рейгана, затем Буша, госсекретарей, министров обороны. Однако представители руководства КНР официально заявили о невозможности установления всеобъемлющего стратегического партнерства.

В 1984-начале 85 рук-во КНР четко зафиксировало расхождения с позицией США по трем основным вопросам ограничения гонки вооружений: неприменение ядерного оружия первыми и отказе от использования силы в МО, прекращение развертывания ядерных ракет промежуточной дальности в Европе и Азии, а тж. использование космического пространства в военных целях.

Основной тенденцией развития китайско-американских отношений в современный период стало расширение двусторонних связей на основе отхода американской стороны от политики силового давления на Пекин и взаимного стремления к конструктивному диалогу. Расширяются торгово-экономические связи. Увеличивается приток в китайскую экономику американских инвестиций, общая сумма которых по договорным обязательствам превышает 9 миллиардов долларов. Восстановлены военные связи. Работает совместная комиссия по конверсии оборонной промышленности. На уровне правительственных делегаций КНР и США начались двусторонние контакты по проблемам разоружения. В обмен на снятие торговых ограничений, введенных США в 1993 году в связи с поставками Пакистану китайских ракет М-11, КНР взяла на себя обязательства по соблюдению режима контроля за ракетными технологиями. В стадии подготовки находится двустороннее соглашение о сотрудничестве в области освоения космического пространства. Вместе с тем, несмотря на усилия китайской стороны, открытым остается вопрос о снятии США эмбарго на продажу Китаю техники и технологий военного и двойного назначения.


Наши рекомендации