Государства АСЕАН в подсистеме МО в АТР и ЮВА; развитие регионального сотрудничества: основные направления и формы (75-91)

60-е годы, когда возникла АСЕАН, были очень тяжелыми для всей Юго-Восточной Азии (ЮВА). В Индокитае разгорелся пожар вьетнамской войны. Маоистский Китай вооружал и обучал повстанцев в Мьянме и Камбодже. В Таиланде партизаны проводили успешные операции против правительственных войск. В Индонезии, ставшей жертвой глубокого экономического и политического кризиса, на смену гражданской администрации президента Сукарно пришел диктатор генерал Сухарто, провозглашенный временным главой государства. На Филиппинах правительство столкнулось с небывалым истощением валютных ресурсов и резким ростом повстанческого движения. Несмотря на то, что к этому времени Малайзия и Сингапур добились определенных экономических успехов, всем в мире казалось, что обстановка в ЮВА еще долго будет нестабильной. Однако вопреки сложившейся ситуации 8 августа 1967 г. в Бангкоке министры иностранных дел Индонезии, Филиппин, Малайзии, Таиланда и Сингапура подписали соглашение о создании новой региональной организации - Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Association of South East Asian Nations - ASEAN). Было заявлено, что основными целями АСЕАН является содействие экономическому, социальному и культурному развитию стран-участниц, установление мира и стабильности в ЮВА, обеспечение безопасности региона от вмешательства извне в любой форме и проявлении.

Первой совместн полит акцией стала деклар о создании в ЮВА зоны мира свободы и нейтралитета. Она была принята на совещ мин ин дел в Куала Лумпуре в 71. Эта деклар стала частью ВП доктрины АСЕАН. В целом она была сформулир в Деклар согласия стран АСЕАН. Важн вехой явилось подпис в фев76 на первом совещ глав гос-в и пр-в АСЕАН состоявшемся на о.Бали (Индонезия) Догов о дружбе и сотрудничестве в ЮВА (Деклар согласия). В ней были закреплены принципы межгос отнош внутри АСЕАН, в т.ч. отказ от угрозы применен силы при урегул возникающих конфликтов и намерение решать спорные вопросы поср-вом переговоров. Было принято решен создать секретариат АСЕАН.В развитие решений совещание в фев77 мин экономики стран АСЕАН подписали соглаш о преференциальном урегулир на 71 вид товаров котор открыло в рамках АСЕАН путь к либерализации торговли. В 84 страны АСЕАН объявили о своем намерен создать в ЮВА безъяд зону что сразу же вызвало негативн реакцию со стороны США. Однако мнр авторитет АСЕАН как организации существенно вырос. В ходе третьей встречи глав г-в и пр-в в дек87 в Маниле была подпис Манильская декл. В нем записан пункт развивать сотр-во не только внутри АСЕАН но и со всеми странами АТР. По инициативе четверт встречи глав г-в и пр-в (Сингапур92) был создан форум АСЕАН по пробл регионал безопасн, обозначивший новый этап в обеспеч мира и стабильн в ЮВА и АТР. След отметить, что в рез принятия целого пакета договорно-правовых док-тов, регул отнош внутри АСЕАН и формирующих общую ВП платформу его членов а также благодаря отлажен сист консультаций с важнейшими ВП партнерами АСЕАН сумела на протяж всей истории своего сущ-ния достаточно независ ВП курс, играя при этом на противореч между великими державами и избегая жесткого блокирования с ними. Вел державы в свою очередь прилагали все усилия для того чтобы превратить АСЕАН в своего союзника в АСЕАН. В 77 начались регул контакты АСЕАН с США, однако еще в Доктрине Форда провозглашенной в 75 АСЕАН было отведено место основного воен-полит союзника США в ЮВА. Особое место в политике АСЕАН занимает Яп стремящаяся сделать ЮВА зоной своего особого влиян. Реализацией этого плана стала с кон 70х концепция тихоокеанского сооб-ва кот часто рассматривается как прогр сотр-ва прежде всего с г-вами АСЕАН. Яп резко увеличила эк помощь АСЕАН. Однако АСЕАН пытается свести к минимуму влиян Яп на ее эк и полит развит. В основном эк хар-р имеет отнош между АСЕАН и ЕС. В марте80 в Куало Лумпуре подписано согл о сотр-ве на 5 лет. Важн место в ВП связях занимает Австралия, кот пыталась превратить АСЕАН в своего рода военный буфер между Австралией и Индокитаем под своим патронажем в рез чего постоянно предоставляла воен помощь АСЕАН. В 77 создан форум Асеан-Австралия. Одн из наиб слож пробл отнош с КНР. На началь этапе в АСЕАН прослеживалась явная анитикит направленность, однако разрядка в МО, амер политика наведения мостов с КНР, нормализ яп-кит отн привело к тому, что на встрече мин ин дел в 72 было принято реш решать этот ? самостоятельно в одностороннем порядке каждым г-вом. В 74 дип отн с КНР Малайзия, 75 - Филип и Тайл. По целому ряду объект и субъект причин отн СССР и АСЕАН не получили до настоящего времени должного развития ни в полит ни в эк плане. Важным свидет усиления роли АСЕАН в АТР стало создан в 80х на базе ежегод конф ее мин ин дел мех-ма регулярн полит консультатций между членами АСЕАН с одн стор и США, Яп, Канад, Автрал, Нов Зел, Юкор и объед делег ЕС с другой. В 90х к ним присоед Рос, Кит и Индия, сначала в кач наблюд, а с 96 в роли полноправ партнеров. Гл задачей при созд АСЕАН было ускор эк и социал прогресса стран-участниц. В этой сфере в посл годы виден ощутим прогресс за счет укрепл внутрирегион торг связей и создан сист взаимн тамож преференций. К началу стлетия АСЕАН рассчитывает заверш формир зоны своб торг (АФТА) и приступить к создан тамож союза. К уровню НИС подошли Малайзия, Таиланд, Индонез.





То есть, за почти 30 лет своего существования ассоциация приобрела большой политический вес не только в регионе, но и в мире и к настоящему времени объединила практически все государства ЮВА. В 1984 г. в АСЕАН вступил Бруней, в 1995-м - Вьетнам, свою заявку на членство уже подала Камбоджа, в самом ближайшем будущем ее примеру, по-видимому, последует и Лаос, уже принимающий участие в работе организации в качестве наблюдателя. Фактически АСЕАН не является ни военным альянсом, ни даже политическим блоком, хотя обеспечение региональной безопасности является одним из приоритетных направлений ее деятельности. Государства-члены организации единодушны в оценке роли военной мощи как стабилизирующего фактора. Однако, принимая во внимание особенности Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где наличествуют 4 признанных "полюса силы" (Россия, Китай, Япония и США), страны АСЕАН не стремятся форсировать военную интеграцию, чтобы не нарушать сложившегося баланса. Предпочтение отдается двухстороннему сотрудничеству в оборонной сфере, которое выражается в первую очередь в проведении совместных военных учений, обмене разведывательной и военно-технической информацией, взаимных поставках вооружений и даже их совместном производстве. Более того, имеются конкретные примеры осуществления двухсторонних военных акций. Так, подразделения ВМС Индонезии и Малайзии проводили совместные боевые операции против пиратов в Малаккском проливе, а части малайзийской армии помогали таиландским правительственным войскам пресечь снабжение сепаратистов в южном Таиланде. Страны АСЕАН дружно заявляют о непризнании военной конфронтации как способа разрешения региональных конфликтов. Правда, это не мешает им всем, за исключением Индонезии и Вьетнама, увеличивать расходы на оборону и модернизацию вооруженных сил. По оценкам западных военных аналитиков, за последние 10 лет военные бюджеты стран АСЕАН выросли в 1,3-2,9 раза. Конечно, пока нет серьезных оснований для разговоров о том, что в ЮВА началась серьезная гонка вооружений, однако наметившаяся тенденция вызывает определенное беспокойство у ряда государств региона, в первую очередь - Китая. Впрочем, эти опасения на столь уж безосновательны. Во-первых, США рассматривают АСЕАН как сдерживающий фактор в отношении экспансионистских устремлений КНР в бассейне Южно-Китайского моря. Во-вторых, существует нерешенная проблема островов Спратли, на которые претендуют Китай, Тайвань, Вьетнам, Филиппины, Бруней и Малайзия. В настоящее время по 21 островку и рифу этого архипелага удерживают Китай и Вьетнам, по 9 - Филиппины и Малайзия, а на одном - самом крупном острове Иту-Або - размещен тайваньский гарнизон. В принципе, нельзя исключить возможность того, что Китай попытается решить данный спор силовым путем. В этом случае логично предположить выступление стран АСЕАН единым фронтом, резкое ускорение процесса военной интеграции и появление в АТР нового "центра силы".

Наши рекомендации