МОДУЛЬ 3. Основные направления и формы международного экономического сотрудничества

Тема 3.1. Международное экономическое сотрудничество: содержание и основные направления

I. Задания для самостоятельной работы

1. *Используя рекомендуемую литературу, найдите определения следующих понятий: международное экономическое сотрудничество, формы международного экономического сотрудничества, интеграция, условия и предпосылки интеграции, интеграционные объединения, международные экономические организации, виды международных экономических организаций, международные параорганизации.

2. *Назовите основные этапы развития интеграционных отношений и подберите примеры.

3. Подберите материал для обсуждения проблемы «Проблемы и противоречия функционирования ЕС в условиях мирового экономического кризиса».

4. *На примере конкретного интеграционного объединения подготовьте ответы на следующие вопросы:

- как было организовано данное интеграционное объединение?

- какие страны вошли в данное интеграционное объединение и почему?

- какие преимущества дает стране участие в интеграционном объединении?

- какие стратегии выхода на мировой рынок использует данное интеграционное объединение?

5. *Выберите один правильный ответ:

Задание 1. Членом Европейского союза не является:

А) Швеция;

Б) Швейцария;

В) Финляндия;

Г) Литва;

Д) Польша.

Задание 2. В рамках Всемирной торговой организации (ВТО) запрещенными являются следующие методы регулирования международной торговли:

А) квоты;

Б) экспортные субсидии;

В) тарифы на импорт;

Г) тарифы на экспорт;

Д) добровольные экспортные ограничения.

Задание 3. Отличительной особенностью третьего этапа интеграции общего рынка является:

А) создание наднациональных институтов;

Б) принятие единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам;

В) снижение таможенных пошлин во взаимной торговле;

Г) отмена или ослабление экспортно-импортного контроля;

Д) свободное перемещение факторов производства и услуг между странами.

Задание 4. В число международных экономических организаций не входит:

А) ВТО;

Б) АСЕАН;

В) МВФ;

Г) ОПЕК;

Д) ОЭСР.

II. План семинарского занятия

1. *Сущность и содержание международного экономического сотрудничества.

2. Основные направления и формы организации международного экономического сотрудничества: интеграционные объединения, международные экономические организации, группировки стран.

3. *Интеграционные процессы в мировой экономике: объективные основы, сущность и последствия. Формы международной экономической интеграции. Европейский союз.

4. *Таможенный союз Россия – Беларусь – Казахстан: механизм создания и принципы функционирования.

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к семинарскому занятию

При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите содержание рекомендуемой литературы,

- отыскав определения основных понятий, относящихся к изучаемой теме, составьте их глоссарий;

- для аргументации ответа на семинаре для второго и третьего вопроса подберите примеры, статистические данные.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература:

1. Кочергина, Т. Е. Мировая экономика : учебник / Т. Е. Кочергина. - Ростов н/Д : Феникс, 2009.

2. Международные экономические отношения : учебник / под ред. Б. М. Смитиенко. – М. : Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011.

Дополнительная литература

1. Глобализация мирового хозяйства : учебное пособие / под ред. М. Н. Осьмовой, А. В. Бойченко. – М. : ИНФРА-М, 2011.

2. Ивасенко, А. Г. Мировая экономика : учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. – М. : КНОРУС, 2010.

3. Международные экономические отношения : учебник / А. К. Бондарев, С. М. Дроздов и др.; под ред. А. И. Евдокимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2011.

4. Международные экономические отношения : учебник / под ред. В. Е. Рыбалкина. – 8-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

5. Платонова, И. Н. Международные экономические отношения в эпоху глобализации : учебное пособие / И. Н. Платонова, Н. Н. Ливенцев, Г. М. Костюнина. – М. : Проспект. 2012.

6. Фаминский, И. П. Глобализация – новое качество мировой экономики : учеб. пособие / И. П. Фаминский. – М. : Магистр, 2009.

7. Фаминский, И. П. Мировое хозяйство: динамика, структура производства, мировые товарные рынки (вторая половина XX - начало XXI в.) : учеб. пособие / И. П. Фаминский. – М. : Магистр, 2007.

8. Яковец, Ю. В. Глобальные экономические трансформации XXI века / Ю. В. Яковец. М. : Экономика, 2011.

9. Журналы «Мировая экономика и международные отношения», «Международная экономика», «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Российский внешнеэкономический вестник», «Таможенные ведомости», «Вестник РТА», «Академический вестник», газеты «Экономика и жизнь», «Российская газета».

Сайтография

1. www.tsouz.ru (официальный сайт Комиссии Таможенного союза Россия – Беларусь – Казахстан)

2. www.wto.org (Всемирная торговая организация).

3. www.imf.org (Международный валютный фонд).

4. www.worldbank.org (Всемирный банк).

5. www.un.org (Организация объединенных наций).

6. www.unctad.org (Конференция ООН по торговле и развитию).

7. www.rusimpex.org (Внешнеторговый сервер РОССИЯ-ЭКСПОРТ-ИМПОРТ).

8. www.оесd.org (Организация экономического сотрудничества и развития).

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем заключается сущность и основные направления международного экономического сотрудничества?

2. Каковы организационные формы международного экономического сотрудничества?

3. Назовите основные предпосылки создания интеграционных объединений?

4. Обозначьте этапы развития интеграционных отношений и дайте их характеристику.

5. Назовите примеры интеграционных объединений?

6. В каких интеграционных объединениях страной – участницей является Россия?

7. Каковы цели создания и функционирования Таможенного союза Россия – Беларусь – Казахстан?

Наши рекомендации