Письмо для команды (предмет – нотная тетрадь)
ПИСЬМО СМЕРТЕЛЬНО РАНЕННОГО ТАНКИСТА И. С. КОЛОСОВА НЕВЕСТЕ
25 октября 1941 г.
Здравствуй, моя Варя!
Нет, не встретимся мы с тобой.
Вчера мы в полдень громили еще одну гитлеровскую колонну. Фашистский снаряд пробил боковую броню и разорвался внутри. Пока уводил я машину в лес, Василий умер. Рана моя жестока.
Похоронил я Василия Орлова в березовой роще. В ней было светло. Василий умер, не успев сказать мне ни единого слова, ничего не передал своей красивой Зое и беловолосой Машеньке, похожей на одуванчик в пуху.
Вот так из трех танкистов остался один.
В сутемени въехал я в лес. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо.
Очень обидно, что мы не все сделали. Но мы сделали все, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам.
Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда: на Халхин-Голе и здесь. Наверное, все-таки, кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.
Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь, возможно даже по нотной тетради. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов.
У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить.
А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе.
Твой Иван Колосов
Подводка для трекера:
На Смоленщине, у одной из дорог, на постаменте возвышается советский танк с бортовым номером 12. На этой машине все первые месяцы войны воевал младший лейтенант Иван Сидорович Колосов — кадровый танкист, начавший свой боевой путь еще от Халхин-Гола.
Экипаж танка: командир Иван Колосов, механик Павел Рудов и заряжающий Василий Орлов — как нельзя лучше походил на персонажей популярной в довоенное время песни о трех танкистах:
Три танкиста, три веселых друга
— экипаж машины боевой...
В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом. Она поднимала дух, объединяла солдат и вела их в бой! У каждой такой песни есть своя история. А какие песни военных лет и их истории знаете вы, мы сейчас проверим!
Задание: «Нам песня жить и любить помогает»
Суть задания:участникам необходимо будет вспомнить и опознать советские песни, ставшие легендами.
Реквизит: телефон (mp3) с аудиозаписью, наушники
Инструкция: Знакомство с военной музыкой с помощью известной для всех игры «Крокодил». Один из участников слушает песню в наушниках и затем объясняет без слов название песни. Остальные участники, соответственно, должны отгадать название и напеть несколько строчек.
Смуглянка
В землянке
В лесу прифронтовом
Казаки в Берлине
Враги сожгли родную хату
Аудиозаписи в приложении.
Оценивается точное название песен, знание 4 полных строчек песни и скорость выполнения задания. На каждую песню (прослушивание одним из участников и отгадывание песни командой) отводится 1,5 минуты.
Можайская линия обороны
Историческая справка:Можайско-Малоярославецкая операция — оборонительная операция Западного фронта (10 октября — 30 октября 1941 года) в ходе Битвы за Москву. Цель - не допустить прорыва противника с Запада. Готовясь к отражению нового наступления противника (гр. армий «Центр», Ф.Бок), советское командование главным рубежом сопротивления определило Можайскую линию обороны. В состав Западного фронта в течение недели прибыло из резерва Ставки, а также с Сев.-Зап. и Юго-Зап.фронтов и из Московского ВО 14 стрелковых дивизий, 16 танковых бригад, более 40 арт. полков и другие части. Советские войска, уступая противнику в численности, оказали ему упорное сопротивление на калужском, малоярославецком, можайском и волоколамском направлении, обескровили и к концу октября остановили его ударные группировки, которые так и не смогли прорвать созданный на Можайской линии новый фронт обороны.
Факт:
А знаете ли вы, что за первые месяцы войны Московский Кремль «исчез» с лица Москвы? Наверное, фашистские асы были немало удивлены тем, что их карты врут, и они не могут обнаружить некоторые здания, летая над Москвой. На самом деле разгадка была очень простая, наши архитекторы постарались «замаскировать» важные объекты в столице. По всему периметру Кремлевской стены построили трехмерные макеты жилых построек, за ними не просматривались зубцы. Часть Красной и Манежной площади и Александровский сад заполнились фанерными декорациями домов. Мавзолей стал трехэтажным, а от Боровицких ворот до Спасских насыпали песчаную дорогу, изображавшую шоссе. Звезды на башнях и кресты на соборах зачехлили, а купола соборов покрасили в черный цвет.
Если раньше светло-желтые фасады кремлевских зданий отличались своей яркостью, то теперь они стали «как все» – грязно-серыми, крышам тоже пришлось менять цвет с зеленого на общемосковский красно-коричневый. Никогда еще дворцовый ансамбль не выглядел так демократично.
Даже Москва-река у Кремля изменила очертания: между Москворецким и Большим Каменным мостами установили еще один, деревянный. Сегодня, когда мы видим из космоса каждый дом, «кремлевский маскхалат» может показаться наивным, но в то время, несмотря на то, что «Кремль-невидимку» то и дело разоблачали снег и дожди, он себя оправдал. Число налетов немецкой авиации на Кремль удалось сократить до минимума (в 1941г. их всего пять, в 1942 г. – три, далее – ни одного).
Письмо для команды: (предмет – моток ниток)
Из воспоминаний молодого партизана Петя Шавня:
«…Началась война. Можайскую швейную фабрику, что производила ткани, одежду, нитки, эвакуировали на восток, а нас распустили по домам. Но не ушли из города директор фабрики Георгий Алексеевич Лесников, главный механик Николай Матвеевич Иванов, некоторые рабочие. Неожиданно на фабрику приехал инструктор горкома партии Федор Иванович Зайцев и сообщил о создании в Можайском районе партизанских отрядов: немцы были уже совсем близко. После неоднократных просьб приняли в партизанский отряд и меня. Особо сложным было задание установить связь с соседним партизанским отрядом. Четыре дня шел я лесными тропами по территории, занятой немцами, но задание выполнил в срок...»
Подводка для трекера:
Петя Шавня был участником партизанского отряда во время Можайско-Малоярославецкой оборонительной операции, которая проходила с 10 октября по 30 октября 1941 года. Его отряд был одним из тех, кто вовремя предупредил Москву о приближающихся вражеских войсках.
Враг подходил все ближе, и столица была в положении эвакуации, подвергалась бомбардировкам, урон от которых мог быть гораздо страшнее, если бы не предварительная подготовка не только к нападению с суши, но и с воздуха! Почти весь центр Москвы буквально исчез за первые пару месяцев.
Наверное, фашистские асы были немало удивлены тем, что их карты врут, и они не могут обнаружить некоторые здания, летая над Москвой. На самом деле разгадка была очень простая, наши архитекторы постарались «замаскировать» важные объекты в столице. По всему периметру Кремлевской стены построили трехмерные макеты жилых построек, за ними не просматривались зубцы. Часть Красной и Манежной площадей и Александровский сад заполнились фанерными декорациями домов, Мавзолей так вообще стал трехэтажным! Только коренные москвичи могли в строениях увидеть родные очертания сердца России.
Сейчас вам предстоит стать свидетелями изменений, которые могли бы быть сделаны архитекторами для безопасности города. Рано или поздно, война закончится, а значит мы должны быть уверены, что есть люди, которые точно помнят, как все было. У вас будет 1 минута на то, чтобы ознакомиться с оригиналом, после чего вы отвернетесь на 1 минуту. Затем у вас будет ровно 7 минут на то, чтобы найти все изменения и воссоздать первоначальный облик города.
Задание: «Стратегическая маскировка»
Суть задания: команде предстоит ознакомиться с первичной планировкой города и внешним видом зданий, после чего по памяти восстановить их
Реквизит: картон, бумага, деревянные бруски, детский конструктор, ватман с разметкой, прочее
Подготовка трека:заготавливаются из различных подручных и бытовых средств макеты зданий или сооружений (лего, кубики и т. д.) таким образом, чтобы за минуту можно было изменить, добавить или убрать несколько деталей.
Большую часть материалов желательно использовать заранее и создать возможные разборные макеты. У трекера должна быть фотография того, как все должно выглядеть.
Инструкция: у команды есть 40 секунд на то, чтобы ознакомиться с расположением строений, с их структурой и формой. Спустя это время, команда отворачивается, а трекер может менять в любой форме содержимое макета.
После того, как трекер все поменял, у команды есть 7 минут на воссоздание оригинальной картины. Команда может общаться, трекер не подсказывает, может лишь намекать, что оригинальность восстановлена.