Же было no прясловЬо: жвалятъ ха гроягь
ковы*, тузять на ц*лковыв».
«Монета рубль» и «полушка» надписаны: «Что поле без солнца, то дух без похвалы: от дождя всё повымокнет. Ленивого жури чаще, хвали кратко; радивого жури мало, хвали много, дабы не было по присловию: «хвалят на грош новый, тузят на целковый».Выражение «грошъ новый»
ркс а§ «s.
«ВысокИ рангъ».
«Малый рАвгъ».
«От* высоты подаАчшжж» « прябы-
ваетъ с***у, ***° «"»«»У pa«« не
лряяосягь р&зук*»-
означает похвалу, брои!енную вскользь с высоты блистающего величия, как милость.
Между тем, похвала имеет огромное примирительное значение в положении солдата, ибо ни чинов, ни пенсий, ни комфорта для него нет. У него нет ничего, чем для других скрашивается личное положение, и вся его отрада в том, что КРЕСТ доблестной ограниченности его прав видят, высоко ценят и хвалят.
Суворов называл солдат «чудо-богатырями» и снимал шапку, когда благодарил за победы. Постоянным подражателем его в этом отношении был Скобелев. В ответ на снятую «белым генералом» фуражку взлетали вверх из строя солдатские шапки; грубо нарушалась форма подчиненности, но доблестно выигрывала сущность. Когда завистники упрекнули Скобелева, что он на дешевинку играет в популярность, он ответил: «Попробуйте и вы!» Они
** **• «вогъ-союзвикъ нзяаганныд».
«Яаджжлежвяя трость ** pjxj
Яфмв. обршцмтск»«
«Трусджвыж другъ оп&снЪе врага, жоо врага остерегаешься, я ж* друга опираешься; тако и ожждаНе сжжурса». (То-есть поддержки въ бою).
!Ю попробовали, потому что достойно похвалить труднее, чем победить, и не напрасно рубль и грош напоминали суворовцам о необходимости упражняться в этой доблести. А другой рисунок —- солнца и свечи — учил их скромности.
Надпись: «От высоты подсвечника не прибывает свету, тако чванному ранги не приносят разума» — открывала честолюбцам глаза на несоответствие их стремлений.
Надпись другая: «Солнце от свечи не светлеет, тако разумный от рангов не чваннеет» — напоминала получившим повышение об их обязанности оставаться по прежнему скромными.
Рисунок 42-й указывает необходимость быть осторожным в выборе друзей и союзников. На переломившейся под ногой доске написано: «Трусливый друг». Внизу подпись:
«Трусливый друг опаснее врага, ибо врага остерегаешься9 а на
«Служб» дсужшвд».
«Ожо :
Ранга».
«ftna хужавая».
s**, а* 4«.
«Худой врэжъ службы лужавой»
друга опираешься; тако и ожидание сикурса» (то есть поддержки в бою).
Далее нарисована рука, опирающаяся на расколовшуюся трость, а под рукой написано: «Надломленная трость в руку впивается; тако изменчивый союзник во врага обращается, Вверху надпись: «БОГСОЮЗНИК НЕИЗМЕННЫЙ». Те же, кто мало надеются на БОЖИЮ
«Нашсьжжкъ беацрцоскмунтмй».
«Кон долгохвоста! стрюегЬц ешкурсжой ж вараджржаго строя жр*шн> шфочхуо прочь я* [ хЬж* joua*»»*
ПОМОЩЬ,изощряются не трудом, а изворотливостью снискать внимание и похвалу начальника, изображено на схеме № 43, озаглавленной «Служба
Лукавая».
У глаза надпись: «Око начальника высокого ранга»;лукавая рука так близко подносит «свое малое» ко глазу начальника, что совсем закрывает от него «чужое большое» (прочтите надписи на рисунке). Рядом изображен карточный домик с надписью: «Худой прок службы лукавой».
Шар, изолированный от прочих пространством, означал необходимость удалять людей вредного направления из строя, особенно начальников. Надписью пояснялось: «Кои долгохвостой стратегии, сикурсной тактики и парадирного строя крепко держатся, таковых нарочито прочь на особыя неважный дела усылать».То есть: кто сторонник длинной коммуникации, прикрывающей тыл, или убежден в пользе выжидания поддержек, того нельзя оставлять в строю, как начальника. Но и хорошие стратеги, смелые тактики могут быть не на должной высоте в отношении внутреннего строевого распорядка: например, если фельдфебелю, либо взводным унтерофицерам на время отсутствия моего передам я право ставить провинившихся под ружье, то я уже глубоко погрешил против воинской правды. «Власть про время».
Рисунок № 46, подписанный «Власть про время» (то есть временная) указывает, что лишь непосредственному подчиненному полезно передавать свое право, отсутствуя. Справа зубцы означают градации власти, пониженные только на одну ступень. Верхний зубец надписан: «Царская власть вождю»и приходится против зубца «вождя», а нижний — «стариковская власть
богатырю».(Прочтите по рисунку все ступени). Отношение начальников к подчиненным характерно выражалось нижеследующими рисунками.
Гиря означает тяготу службы; с правой стороны гиря висит на одной только петле, означающей ближайшего начальника, и одним только крючком, который означает самого старшего из подчиненных: лишь через него они имеют право обращаться к недоступному начальству, когда последнее степенью недоступности ошибочно определяет высоту своей чести. Рисунок надписан:
«Непрочностьзависимости недоступной». Смерть Валленштейна, низложение Наполеона ~— два яркие примера из множества подобных, где армия, даже при желании помочь вождю своему, оказывается бессильною, вследствие сложности отношений, вызываемых недоступностью начальника. С левой стороны изображен крюк с надписью: «подчиненные»;крюк девятью зубцами держится за девять петель, изображающих собой начальство, что означает допустимость свободной беседы подчиненных с начальством, независимо от служебного положения, на досуге. Надпись: «Прочность зависимости доступной».Но лучше русские люди не довольствовались и этим. Так, Петр Великий, Суворов, Государь Николай I, зная, что открыто им не обо всем говорят, переодевались в разное платье,
•Шлчш жьшшшъ вддостум мыШ*.
случалось даже, что бывали биты, но благодарили БОГА за то, что не остались в неведении о доле подчиненных, ответственность за которых часто подолгу не давала покоя их совести, чуткой к своим обязанностям- Пример Нахимова, к которому не только офицеры, но и матросы на службе и в бою обращались без титула, называя его просто Павлом
Степановичем, далеко не редкий в русской армии и весьма полезный, ибо для
чего матросу добиваться завистливо высшего служебного положения, когда
для него сам адмирал всего только Павел Степанович!
Но есть начальники недоступные, которые на совет подчиненного
обыкновенно говорят: «не твое дело, тебя не спрашивают». На образном
чертеже показано, что он, боясь
*Ж$ШС&«-НВаЧНиа<"
проиграть при сопоставлении своих знаний служебных с умом и опытом лучших людей, маскируется всезнайством,
соприкасаясь с подчиненными через людей одинакового с собой или низшего уровня в «надо овр«я?аая деле соприкосновения. (ОбраяшяоеЩ». тите внимание на соприкосновение среднего шара с равными и меньшими). Не смея ш&тшш шшювтт». обеспокоить его чуткое само-
любие, решают обыкновенно дела на свой страх, за что от него же и гроза бывает: «почему не доложили?». Гроза переносится довольно равнодушно, как давно ожиданная, а докладывать все-таки не докладывают, чтобы не прогнали: «зачем-де по пустякам беспокоят?» иди: «как смеешь обращаться
не по начальству!».
На чертежи № 49 надписи: «Непрочная зависимость» «отвес законный», где гиря — тягота службы, петля — подчиненный, а крюк — непосредственный начальник; довольно сорваться с этого крюка, чтобы упасть. Напротив, доступность, послужившая основанием к инспекторским смотрам, освобождает подчиненных от тяготы служебной даже и тогда, когда гневается непосредственный начальник, или боится вступиться, или просто отсутствует, а новый еще не назначен.
Девять очков петли на рисунке «предажшш шшзшога» ядокшш». «преданной, прочной зависимости» «отвеса законного» означают правовой доступ подчиненного к высшим начальникам, изображенным девятью крюками в напоминание их обязанности, «поддерживать правых»: сорвется с восьми, на девятом удержится (прочтите по чертежу надписи). Подобной обличительной точностью положений, «наука побеждать» нажила себе много врагов, но солдаты еще более любили за это великого полководца и говорили, что он знает «планиду БОЖИЮ».
Чертеж «меча отрицательного влияния» (на рисунке № 376) изображает, как самочинец-фельдфебель, злоупотребляя безграничным доверием неопытного, либо беспечного начальника, выбирает сам людей на должности, приближая к себе единомышленников, отчего центр доброго морального влияния перемещается все дальше от командной руки. В старину были такие мечи, да ломались от тяжести конца; поднимать их тоже было трудно, как трудно управлять и неблагонадежной ротой. Ненадежна и та рота, где повышают только за выправку (на рисунке № 37в), да за ум и
хозяйственность (таковой была та гренадерская дивизия, которую Суворов не взял с собой на штурм Измаила, считая ее ненадежной за неуверенность в себе). Но где правдолюбивая, а не суеславная преданность службе чаще предпоставляется учености при выборе в начальники, там при обучении войск равномернее развивается «ум», «дух сердца» и «душа» подчиненных. Преимущественное же господство «ума» вносить односторонность даже в основные определения: так нынешнее объяснение ПРИСЯГИговорит, что ПРИСЯГАесть клятва, данная перед ЛИЦЕМ БОЖИИМслужить ВЕРОЮи правдою Царю и отечеству до последнего издыхания, и кажется слабодушным поэтому только цепью, приковывающею их насильно к исполнению долга. Суворовское же объяснение о присяге говорило прямо к сердцу: «Один десятерых своею силою не одолеешь, ПОМОЩЬ БОЖИЯ нужна! она в присяге: будешь богатырь в бою, хоть овцой в дому;я овцой в дому, так и останешься, чтобы не загордился»...Кто не испытывал или не наблюдал этого необъяснимого на первый взгляд явления? Правдивая безыскусственность истолкования присяги весьма ободряла слабодушных, которые узнавали, что в бою получать и храбрость, и силу, как в торжественные дни парадную одежду и чарку.
ВЕРАи начальник — вот два основные столпа единодержавной государственности, поднимающей высоко дух войска правильным воспитательным началом. О других же способах величайший из начальников Суворов сказал: «Будь проклято педантство и мелочное копанье!»(то есть служебное подкапывание друг под друга, под начальника или подчиненного).
Грустно выслушивать модное мнение, будто «наука побеждать»устарела. Устаревают буквы, но не звуки; так и в «науке побеждать» устарела форма, но не сущность. На форму Суворов смотрел и сам, как на меняющуюся вибрацию дела сообразно с обстановкой: так французов, воевавших колоннами, он бил колоннами же. В первом же десятилетии по кончине Суворова была героически приобретена Финляндия целым рядом блестящих
побед меньшинства над большинством, пока еще помнились твердо заветы «науки побеждать».Отечественная война оказалась уже ниже; Крымская 1854—55 гг. и Турецкая 1877—78 гг. еше ниже, а о Японо-Русской и говорить нечего: чем дальше от суворовской «науки побеждать» -— тем плоше, хотя академическое, стрелковое и техническое образование все возрастало и возрастает. Образование и техника развились в ущерб духу, который становится либо беспечным, либо надменным и самоуверенным от обилия познаний, а для побед нужен дух не самомнения, а преданности долгу и самопожертвования, ибо дух, а не ум дает решимость победить, либо умереть! Ум же не более как книга, с растерянными временем и разрозненными памятью страницами. Хотя учиться советовал и Суворов, так как не только среди младших офицеров, аи среди генералов его встречались неграмотные, как уже сказано было вначале, но для образования не отрывали тогда от прямого дела, а «наука побеждать» вполне обеспечивала должную высоту воспитания духа, которым побеждали врагов так, как ныне уже не побеждаем, хотя имеем неодно, а несколько аналогичных «науке побеждать» позднейших руководств... Не напрасно говорит пословица: «Старый друг лучше новых двух!»
Именной указатель.
Аннибал Барка (Ганнибал, 247 - 183 гг. до Р.Х.) - талантливый карфагенский военачальник, полководец. Талант его как крупного политика и стратега раскрылся при подготовке и в ходе 2-й Пунической войны. В 218 г. предпринял поход из Испании в Италию, а в 216г. в сражении при Каннах нанес противнику сокрушительное поражение. Ганнибал внес значительный вклад в развитие военного искусства
Багратион князь Петр Иванович (1765 - 1812) - полководец русской армии, генерал от инфантерии, принадлежал к древней грузинской фамилии. Участвовал в походах против чеченцев (1783-1784, 1786, 1790 гг.), в осаде и взятии Очакова в русско-турецкой войне, герой Отечественной войны 1812 года. Был сподвижником A.B. Суворова и М.И. Кутузова. Смертельно ранен в ходе Бородинского сражения.
Бонналь Вильгельм-Генрих (родился в 1844) - французский военный писатель. В 1899 - бригадный генерал и профессор военной истории и тактики.
Веймарн Иван Иванович (около 1722 - 1792) - начальник Суворова в войну с польскими конфедератами (1768-1772 гг.). Придирчиво относился к Суворову, которого не понял и не оценил, будучи военным другого склада ума и характера.
Вобан Себастиан ле-Претр (1633 - 1707) - знаменитый инженер, маршал Франции. Вобан построил 33 новых крепости, исправил 300 старых, управлял 53 осадами, участвовал в 140 сражениях. Сочинения его собраны в 12 томах под названием "Мои досуги".
Вольф Христиан (24.01.1679 - 09.04.1754) - немецкий философ, представитель рационализма. Долгое время бал профессором математики и философии в Галле.
Геруа Александр Владимирович (род. 1870) - полковник Генерального штаба, военный писатель. Участвовал в кампании 1904-1905 гг., в 1910-1912 гг. состоял членом военно-исторической комиссии по описанию русскотурецкой войны 1877-1878 гг. Кроме журнальных статей Геруа, наиболее известны отдельно изданные им книги: "Суворов-солдат, 1742-1754" (по архивным данным), "Бородино" и др.
Гюбнер (1668-1731) - немецкий педагог и писатель, был ректором в Мерзенбурге и Гамбурге, написал ряд трудов по истории и географии.
Дерфельден Вильгельм Христофорович (1735 - 1819) - генерал от кавалерии. Участвовал в сражениях армии Румянцева против турок, в турецкой войне 1770-1773 гг. Позднее содействовал Суворову в поражении неприятеля у Фокшан, в Итальянском и Швейцарском походах. Суворов высоко ценил воинские дарования Дерфельдена.
Драгомиров Михаил Иванович (08(20). 11.1830 близ Конотопа, ныне Сумской области, - 15(28). 10.1905, Конотоп) - генерал от инфантерии, член Государственного Совета, известный военный писатель, мыслитель и педагог. Окончил Академию Генерального штаба (1856). Военную службу начал в 1849 году. Участвовал в Австро-итало-французской войне 1859 года и русскотурецкой войне 1877-78 гг. С 1878 г. - начальник Академии Генерального штаба, с 1889 - командовал войсками Киевского военного округа, а с 1898 также киевский, подольский и волынский генерал-губернатор. Автор трудов по военной истории, тактике, обучению и воспитанию войск.
Дюмурье Шарль Франсуа дю Перье (25.01.1739, Франция, - 14.03.1823, Великобритания) - французский государственный, политический и военный деятель, генерал. Участвовал в захвате острова Корсика, возглавлял войска Барской конфедерации в Польше, был командующим Северной армией при разгроме австро-прусских войск в 1792 г. и др. Также занимал посты министра иностранных дел и военного министра в 1792 году.
Евгений принц Савойский и Кариньянский (18.101663 - 21.01.1736) один из величайших полководцев. Участвовал в австро-турецкой войне 16831699 гг., в 3-ей Нидерландской войне 1688-1697 гг. За победы в Италии в 1693 году был пожалован в фельдмаршалы, потом был главнокомандующим армией в Венгрии против турок, участвовал в войне за испанское наследство в 1700-1714 гг., во время которой совершил 12 походов в Италию и Нидерланды. В 1703 году Евгений был назначен президентом гофкригсрата, и к нему перешло высшее руководство военными делами империи, и с 1718 года он занимался исключительно государственными делами.
Екатерина II Алексеевна (21.04.(02.05.) 1729 - 06.(17.) 11.1796) российская императрица с 28 июня 1762 года, урожденная Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская. Была выдана замуж за наследника российского престола будущего Петра III, которого свергла, опираясь на гвардейские полки. Политика этого периода отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями.
Жилинский Яков Григорьевич (15(27).03.1853 - 1918) - русский генерал от кавалерии. Окончил Николаевское кавалерийское училище и Академию Генерального штаба. Во время русско-японской войны 1904-05 гг. был начальником полевого штаба главнокомандующего вооруженными силами на
Дальнем Востоке. В 1911 - начальник Генерального штаба. В Первую мировую войну был главнокомандующим Северо-западным фронтом и 3 (16) сентября смещен за поражение в Восточно-Прусской операции 1914 г. После Октябрьской революции 1917 г. он эмигрировал и умер на Юге России.
Жубер (1769 - 1799) - французский генерал. Участвовал в походах в Италии в 1793, 1794 гг., был одним из сподвижников Бонапарта в Итальянской кампании 1796 г. В 1798 г. был главнокомандующим в Италии, а в 1799 г. директория назначила его главнокомандующим Итальянской армией вместе с Моро, где он сражался против армии Суворова, убит в сражении при Нови.
Карачай Андрей, барон (1744 - 1808) - знаменитый австрийский кавалерийский генерал. Участвовал в 7-летней войне, в австро-турецкой войне, в сражениях при Фокшанах и Рымнике. Карачай стал горячим почитателем Суворова. Когда у него в 1790 году родился сын, он просил Суворова быть заочно крестным отцом ребенка. Суворов согласился, и в честь его, маленький Карачай получил имя Александра.
Карл XII (27.06.1682 - 30.11.1718) - шведский король. Участвовал в войне против коалиции стран: Дания, Польша, Россия с 1700 по 1718 гг.
Кобург-Заальфелъд, Фридрих-Иосия [принц Кобургский] (1737-1815)в 1756 г. поступил на австрийскую службу и участвовал в 7-летней войне. В русско-турецкой войне 1787-1791 гг. вместе с Суворовым одержал ряд побед, в т.ч. при Фокшанах, Рымнике и др., за что был награжден чином фельдмаршала.
Конде (1621-1688) - известный под именем "великого", один из лучших полководцев своего времени, сын Генриха И. Одержал ряд славных побед.
Корнелий Непот (ок. 100 г. до н.э. - после 32 г. до н.э.) древнеримский историк и поэт. Автор сочинений "Хроника" (краткого очерка греческой и римской истории, до нас не дошел) и "Примеры" (Сборник исторических анекдотов и рассказов о достопримечательностях из истории, географии и т.д.). Сохранились "О выдающихся полководцах иноземных народов" и отрывки из книги "О латинских историках".
Костюшко Тадеуш (1756-1817) - сын бедного шляхтича Гродненской губернии, участвовал в борьбе с русскими войсками, вступившими в Польшу для поддержания тарговицких конфедератов. В 1794 г., когда в Польше вспыхнуло общее восстание против русских, он был провозглашен главнокомандующим.
Лейбниц Готфрид-Вильгельм (1646 - 1716) - знаменитый ученый и философ, президент основанной им берлинской академии наук. Беседами своими с Петром Великим о распространении наук и просвещения в России Лейбниц дал первый толчок к основанию Санкт-Петербургской Академии наук. Знаменитый математик, физик, историк, богослов и юрист, он известен также своими сочинениями в области военной политики.
Макдональд Стефан-Яков-Иосиф-Александр (1765 - 1840) - герцог Тарентский, маршал и пер Франции. Участвовал в военных действиях в Голландии, на Рейне и в Италии, командовал в Риме в 1798 г и в Церковной области. Командовал корпусом в войнах 1812 и 1813 гг., в кампании 1814 оставался при Наполеоне до его отречения. 4 июля 1814 г. он был назначен