Сотрудничество российского движения школьников в рамках развития военно-патриотического направления
Основными задачами военно-патриотического объединения (Рисунок 4) в школе являются:
- участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи;
- воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;
- изучение истории и культуры Отечества;
- физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни;
- участие в подготовке граждан к военной службе.
Рисунок 4 - Основные задачи военно-патриотического объединения в школе.
В своей деятельности Российское движение школьников берет лучший накопленный опыт и практики развития воспитания детей, рассматривает к реализации инновационные формы в том числе по военно-патриотической направленности. Исторически сложилось, что у нас в стране ребята занимаются в военно-патриотических клубах по следующим направлениям (Рисунок 5):
-юный десантник;
-юный летчик;
- юный инспектор движения;
- юный пограничник;
- юный разведчик;
- юный спецназовец;
-юный моряк;
- юный помощник полиции
- юный казак.
Рисунок 5 – Основные направления деятельности военно-патриотических клубов.
Каждое из этих направлений поддерживается профильным министерством или ведомством как методически, так и предоставлением тренировочной базы, полигонов, тиров, в некоторых случаях возводятся полосы препятствий на территории учебного заведения. Но самое главное, это инструкторский состав.
Это не полный перечень направлений. Нужно учитывать, чем хотят заниматься ребята и самое главное, выбор направления клуба зависит от его руководителя.
Цель военно-патриотического воспитания предполагает сотрудничество с различными общественными военно-патриотическими и ветеранскими организациями. Представить себе данную работу без тесного взаимодействия с воинскими частями, с территориальными подразделениями органов МВД, ФСБ, МЧС и другими подразделениями специального назначения, базирующихся неподалёку от школы невозможно. И конечно основную роль при координации работы со всеми перечисленными ведомствами и организациями отводится региональным и муниципальным органам власти.
Почти во всех регионах Российской Федерации приняты программы субъекта Российской Федерации в сфере патриотического воспитания, созданы координационные Советы по патриотическому воспитанию и функционируют региональные центр патриотического воспитания. (Рисунок 6).
Очень часто, родители школьников, являются руководителями таких организаций, которые сами выходят с предложением о заключении соглашения со школой, но и сама школа может выйти с инициативой о заключении подобного соглашения либо через региональные органы власти, либо через Председателя регионального отделения Российского движения школьников и регионального координатора. Как показывает опыт их руководители в целом всегда подходят с пониманием к существующим проблемам военно-патриотического воспитания в школе, стараясь в силу своих возможностей участвовать в совместно спланированных мероприятиях.
Данная система совместной работы школы с воинскими и другими подразделениями способствует более качественному проведению мероприятий по военно-патриотическому воспитанию, а активная и целеустремленная позиция администрации школы не позволяет командирам и руководителям частей и организаций формально подходить к выполнению намеченных планов военно-патриотического воспитания.
Рисунок 6 – Межведомственная система взаимодействия военно-патриотического направления в системе Российского движения школьников.
При взаимодействии с частями и подразделениями Министерства обороны Российской Федерации, предлагаем пользоваться приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2014 г. N 745 «Об утверждении порядка взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при организации и проведении мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации» (Приложение 3) который регламентирует взаимодействие органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при организации и проведении некоммерческими общеобразовательными организациями, а также военно-патриотическими общественными объединениями мероприятий, связанных с военно-патриотическим воспитанием граждан Российской Федерации, с использованием учебно-материальной базы соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Кроме того, при работе по военно-патриотическому воспитанию школьников рекомендуем в случае необходимости, через региональных координаторов Российского движения школьников налаживать отношения с подведомственными учреждениями Министерства обороны и общественно-государственной организацией (Рисунок 7):
Рисунок 7 - Подведомственные учреждения Министерства обороны Российской Федерации.
- Федеральное государственное автономное упреждение «Военно- патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных сил Российской Федерации «Патриот» (ВППКиО ВС РФ «Патриот»);
- Федеральное автономное учреждение Министерства обороны Российской Федерации «Центральный спортивный клуб Армии» (ЦСКА);
- Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ России).
При взаимодействии с Федеральной службой безопасности Российской Федерации необходимо действовать в соответствии с ведомственными инструкциями. Как правило в территориальных органах ФСБ России есть сотрудник, курирующий детско-юношеские патриотические организации, либо с вами будет работать сотрудник кадровой службы.
Большая работа по взаимодействию с военно-патриотическими организациями ведется в Пограничной службе ФСБ России. Так в соответствии с решением коллегии Пограничной службы ФСБ России от 18 марта 2010 г. с Минобрнауки России в январе 2011 г. было подписано совместное письмо «О порядке создания отрядов «Юных друзей пограничников» в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации». Проведенный анализ, поступившей информации свидетельствует, что пограничными органами и образовательными учреждениями субъектов Российской Федерации выражена поддержка в развитии данного направления военно-патриотической работы с молодежью, а в местах дислокации пограничных органов возрастает активность молодежи участвовать в военно-патриотической деятельности. Продолжается практика проведения совместных рабочих встреч руководства пограничных органов с руководством органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования субъектов Российской Федерации. Так же разработан и находится в стадии согласования проект приказ Пограничной службы России «О совершенствовании работы с военно-молодежными патриотическими детскими объединениями и подшефными образовательными организациями» (Приложение 4). Данная работы ведется в субъектах Российской Федерации имеющими границу с сопредельными государствами.
В министерстве внутренних дел, в настоящее время ведется большая работа по возрождению отрядов «Юный помощник полиции». Помимо этого, управлением правового регулирования и пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД России совместно с Всероссийским сообществом отрядов юных инспекторов движения ведется работа по направлению «Юный инспектор движения», которое сегодня в России насчитывает более 27 тысяч отрядов ЮИД с охватом более 300 тысяч детей. Основная цель этих отрядов - профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганда безопасности дорожного движения.
Также, чтобы организовать взаимодействие с силовыми структурами (Министерство обороны, МВД, ФСБ, Росгвардия, ФСИН, ФССП, ФТС), можно выйти с предложением о совместной деятельности на их подведомственные образовательные учреждения, которые располагаются в вашем регионе. Они заинтересованы в физически и морально подготовленных ребятах, а вы их методиках и инструкторах.
Отдельный большой пласт военно-патриотической работы со школьниками занимает Казачество России.
Военно-патриотическое воспитание казачества прежде всего основывается на идеалах православной веры, духовно-нравственных принципах традиционной культуры казачества, идеологии служения и защиты веры, Отечества, народа, национальных святынь и культурного наследия, суверенности и целостности государства.
Военная патриотика казачества предполагает, помимо углубленной военной подготовки, фундаментальные знания учащихся и практические умения в области истории, духовно-нравственной культуры, народных традиций, хозяйственно-экономической деятельности, военно-патриотической, художественной культуры казачества как самобытной народной общности. Это позволит представителям юного поколения сформировать объективные представления о значении казачества в качестве авангарда общественно-патриотических сил в служении России. Программа по военно-патриотической подготовке казачьей молодежи должна быть направлена на развитие у детей и юношества представлений о системе смыслообразующих нравственных ценностей казачества и опираться на примеры жизни и героических подвигов его лучших представителей из числа воинской, научной, культурной элиты.
В настоящее время, в условиях сложных геополитических трансформаций и противоборства в мировом пространстве разнонаправленных мировоззренческих парадигм, моральных и этико-эстетических ориентиров, особенно актуальна задача всесторонней разработки целостной идеологической системы военно-патриотического воспитания казачьей молодежи и формирования стратегии его развития как мощного ресурса управления, защиты государства и сохранения ценностных православно-мировоззренческих оснований.
Казачья духовно-нравственная и военно-патриотическая идеология должна быть эффективно-действенной, способной раскрыть традиционные ценности казачества и продемонстрировать их значение для созидания национальной безопасности страны. Патриотизм казачества предполагает служение своему народу, поскольку Россия – это, прежде всего, народ, создавший великое государство и великую культуру. Патриотизм казаков должен проявляться в основных традиционных ценностях казачества — государственных, соборных, воспитательных, семейных, которые раскрывают казачью идею служения Отечеству во многих аспектах и на разных уровнях. Современное казачество призвано активно участвовать в распространении и дальнейшем совершенствовании своей педагогики, ведет широкую работу в молодежной среде, выполняя благородную задачу воспитания патриотов России. Казаки должны являть собой сознательную и действенную часть нации, для которой воспитание высоконравственной патриотической личности, строительство гармоничного общества и мощного государства предстают первостепенными задачами развития страны.
Деятельность по направлению «Военная патриотика казачества» должна включать:
- обеспечение духовно-нравственного, гражданского, военно-патриотического воспитания учащихся, формирование у них традиционных ценностей, являющихся историко-культурной и морально-этической основой мировоззрения казачества и российской ментальности;
- формирование у детей и юношества представления о казачестве как о самобытной, социально активной общности, основу которой составляет православное вероисповедание, являющееся определяющим вектором казачьей культуры и воинского служения по защите веры, народа, государства;
- понимание особой миссии казачества как высокоорганизованного воинства, главный патриотический долг которого – защита веры и Отечества;
- оснащение учащихся знаниями о традициях семейного уклада, специфике образования казачества, системе хозяйствования и повседневной культуре как образцах психофизического, нравственного и социального здоровья;
- осмысление значительного вклада выдающихся представителей духовной, воинской, научной элиты казачества в разные периоды истории России и формирование у них чувства уважения к героическому прошлому страны, сохранение памяти о великих подвигах защитников Отечества;
- расширение представлений о художественной культуре казачества, соединяющей в себе элементы религиозной духовной традиции, церковного искусства, фольклора, народной обрядовости; раскрытие образов казачества в различных видах искусства;
- повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций благодаря высокому духовно-нравственному и общекультурному уровню развития на основе полученного образования, а также сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций по военно-патриотической проблематике;
- усиленную спортивно-оздоровительную подготовку юных представителей казачества, исключающую наличие вредных привычек и способствующую развитию социально-психологического и психофизического здоровья.
С целью фундаментальной военно-патриотической подготовки казачьей молодежи следует мотивировать детей и юношество, опираясь на возрастные и индивидуально-психологические особенности. Важно использовать организационные, информационно-технические методы, Интернет-ресурс, систему наглядных мер, спортивных и культурно-массовых мероприятий, в которых каждый из участников может проявить свою активность, лидерские качества, способность к личностному росту и самоактуализации. Считаем целесообразным и даже необходимым проведение постоянных мониторингов, обеспечивающих отслеживание динамики мотивации и военно-патриотической подготовки школьников.
В настоящее время образовательные учреждения казачьей направленности открываются во многих российских субъектах. В стране действует 24 казачьих кадетских корпуса. Так, только на Дону сложилась и успешно развивается полномасштабная система казачьего образования, которая включает в себя 147 учреждений, в том числе: 6 казачьих кадетских корпусов, 6 казачьих кадетских профессиональных училищ, 97 муниципальных общеобразовательных учреждений с областным статусом «казачьи», 15 казачьих центров дополнительного образования, 22 казачьих детских сада. Статистика свидетельствует, что более 90 процентов выпускников казачьих кадетских корпусов продолжают свое образование в высших учебных заведениях.
Огромную значимость в военно-патриотической работе, на всей территории Российской Федерации проводят общественные ветеранские организации (Рисунок 8), которые в свою очередь делятся на:
- Ветеранские организации ведомств (Кремлевского полка, ФСБ, МВД, Союз десантников и т.п.).
- Ветеранские организации участников боевых действий и локальных конфликтов (Совет ветеранов войны, Боевое братство, Совет участников локальных конфликтов и т.п.).
- Ветеранские организации, создавшие детско-юношеские общественные объединения (Ассоциация Витязей, Ратники Отечества, ВПЦ «Вымпел» и т.п.).
Рисунок 8 - Общественные ветеранские организации.
Одним из самых ярких примеров таких детских центров является Военно-патриотический центр «Вымпел», который был создан ветеранами Группы специального назначения органов государственной безопасности «Вымпел» и ветеранами Кремлёвского полка. Многообразием задач по комплексному развитию личности продиктована специфика кадрового состава ВПЦ «Вымпел», в который входят ветераны и действующие сотрудники силовых структур России, а также педагоги, психологи, экологи, врачи, специалисты в сфере культурно-просветительской деятельности. Активное участие в работе ВПЦ «Вымпел» принимают ветераны военных действий, Герои Советского Союза и Герои России.
Основной формой работы ВПЦ «Вымпел» с детьми и молодёжью является проведение тематических героико-патриотических, исторических, военно-спортивных детско-юношеских мобильных и стационарных лагерей и эколого-краеведческих экспедиций во время школьных каникул в разных регионах России, а также осуществление круглогодичных воспитательных и социальных проектов патриотической направленности.
Для работы с подростками разработаны комплексные программы, (например, «Антитеррор: голос юных, выбор молодых», «Родительский десант», «Дорога к обелиску» эстафета памяти», видеопроект «Откуда приходят герои» и др.) включающие воспитательный, образовательный и оздоровительный компоненты.
На основе огромного опыта в ВПЦ «Вымпел» была разработана Межрегиональная комплексная программа патриотического воспитания молодёжи «Честь имею!», которая является крупномасштабным проектом в сферах патриотического воспитания и дополнительного образования молодёжи. Программа представляет собой комплекс организационных, методических и практических мероприятий, призванных содействовать формированию единой эффективной системы патриотического воспитания подрастающего поколения на территории Российской Федерации.
Необходимо отметить, что все, кто отвечает за военно-патриотическое воспитание, как гражданские, а особенно военные всегда с большим желанием и ответственностью проводят запланированные мероприятия. Высокий профессионализм руководителей занятий, их уважительное отношение к детям снискали большое уважение. Сотрудничать необходимо со всеми подразделениями, как боевыми, так и с редакциями военных СМИ, ансамблями и оркестрами, музеями.
Понимание важности военно-патриотического воспитания в школе, доброе и чуткое отношение к детям со стороны указанных организаций и воинских частей способствует воспитанию учащихся школы.