Военно-патриотического направления

«Малая застава»

Возраст детей: 12-16 лет.

Срок реализации: 3 года.

Автор- составитель:

Сурин Александр Борисович

педагог дополнительного образования

Пгт. Приаргунск, 2016 год.

Содержание программы:

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план

3. Содержание изучаемого курса

4. Методическое обеспечение

5. Список литературы

Приложения

№ 1План воспитательной работы на 2009-2010 учебный год.

№ 2 План работы с родителями

№ 3 Традиции заставы

№ 4 Визитная карточка

№ 5 Кодекс чести и благородства

№ 6 Удостоверение юнармейца

№ 7 Структура органов самоуправления заставы

№ 8 Договор о сотрудничестве с пограничной службой пгт. Приаргунск. План совместной работы

№ 9 Структура взаимодействия с общественными организациями

Пояснительная записка

Актуальность проблемы патриотического воспитания обусловлена объективными тенденциями противоречиями, возникающими в условиях интенсивного социокультурного развития российского демократического общества активной интеграции России в Международное сообщество. Формирования национальных приоритетов и обновление стратегии социально – экономического развития страны, включая подходы к воспитанию подрастающих поколений.

В настоящее время в России всё больше ощущается необходимость формирования таких качеств, как патриотизм, долг перед Отечеством, гражданская ответственность за собственные поступки.

Современное поколение молодёжи всё ещё не является носителем этих качеств. Развитие продуктивных тенденций укрепления государственности, усиления патриотических настроений в обществе, роста социального статуса воспитания происходит на фоне противоречащих преступных проявлений национализма, оскорбляющих историческую память народа, фальсификации фактов, осквернение памятников, возрождения социальных движений антигуманной направленности.

Деструктивному влиянию на молодёжь сегодня противостоит система государственной политики в области воспитания, выраженная в программных документах, содействующих ценностному самоопределению подростков, формированию у них патриотических убеждений, гражданской позиции. В законе РФ «Об образовании в качестве принципа государственной политики и области образования закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, Родине, семье.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» говорится о необходимости развития системы воспитания, «обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей», однако такая система ещё не сформировалась в России.

Принципиальное значение имеет составляющая патриотического воспитания военно – патриотическое, как одно из приоритетных направлений деятельности государственных институтов в условиях реформирования общества, Вооружённых сил РФ.

Актуальность данного воспитания обозначена в Концепции военно – патриотического воспитания, рассмотренной и одобренной координационным советом при Президенте РФ по воспитательной работе в Вооружённых силах РФ. «Готовность к достойному служению Отечеству – это многокомпонентное образование, соответствующее системе требований, предъявляемых обществом и его военной организацией к молодёжи, является результатом его воспитания к выполнению функций по защите общества и государства».

Результат военно – патриотического воспитания - всесторонне подготовленный к защите Отечества молодой человек, а такой результат может быть достигнут согласованными усилиями семьи, школы, учреждениями дополнительного образования, общественностью, всем укладом жизни всей суммой воспитательного воздействия на личность.

В связи с актуальностью данной проблемы, значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодёжных организаций, объединений, в рамках которых происходит формирование общественных ценностей, ориентаций, накопленных детьми опыта гражданского поведения, обеспечению духовного и творческого развития, социализация личности. Программа определена потребностью государства в личности, отвечающей требованиям гражданского общества.

Воинская деятельность предъявляет молодому человеку, его знаниям, практическим навыкам, социально – нравственным качествам определённые требования. Научно – технический прогресс в армии существенно изменил технологическую сторону воинской деятельности для формирования нового типа воина, обладающего необходимыми военно – профессиональными качествами. При анализе социальных характеристик молодёжи и её подготовки к службе необходимо учитывать особенности воинской деятельности. Это, прежде всего, чувство ответственности за успешное выполнение служебных обязанностей и их неукоснительного выполнения в самой сложной обстановке. Сокращённый срок службы в армии диктует скорейшее освоение каждым воином боевой специальности, совершенного владения оружием, техникой, внутренней самоорганизации, самодисциплины, самоотверженности и целеустремлённости в выполнении воинского долга.

В системе дополнительного образования работа по данному направлению ведётся через профильные объединения - юных друзей пограничников. Актуальность создания объединения военно – патриотической направленности обусловлена рядом причин:

- отсутствием государственной целенаправленной программы военно - патриотического воспитания;

- утратой связей между педагогической задачей – воспитание личности, и государственной задачей - воспитание гражданина и патриота своего Отечества.

Социальная потребность в создании военно – патриотического объединения обусловлена следующими факторами:

- низким уровнем физической, психологической подготовки подростков к жизни, к предстоящей службе в армии.

- сокращённые сроки службы в Вооружённых силах требуют всесторонне подготовленную допризывную молодёжь, с определенным уровнем знаний, умений, навыков.

При создании программы учитывалось современное понимание военно – патриотического воспитания как одно из приоритетных направлений воспитательного процесса. Программа авторская. Анализируя программу и опыт работы военно – спортивного клуба «Сыны Отечества» МОУ лицея №9 города Волгограда, были сопоставлены цели и задачи, сравнивалось содержание изучаемого курса, ожидаемый результат. Следует отметить отличительную особенность. Значительная роль в содержании данной программы отведена специфическому компоненту военно – патриотического воспитания, который характеризуется большей конкретной и деятельностной направленностью, что позволяет, прежде всего, сформировать необходимые установки на предстоящую службу, вызвать интерес, стремление, положительное отношение к ней, выработать мотивацию к совершенствованию военно – прикладных навыков и умений.

Наряду с военно - прикладной подготовкой содержание программы предусматривает психологическую подготовку, направленную на выявление проблем, возникающих в социальной среде и формирования адекватной социальной позиции, критического отношения к себе, умение анализировать свои действия и поступки.

Новизна программы заключается в том, что программа комплексная форма деятельности, которая включает все заинтересованные структуры в военно – патриотическом воспитании подростков.

Военно-патриотическое объединение – это модель прекрасного человеческого общения, новое жизненное пространство, новая социальная среда, новые интересные люди.

В названии объединения заложена сама идея, которая проходит через все дела. Немаловажное значение имеют символика, атрибуты и ритуалы.

При составлении программы учитывались основные положения профильных объединений, существовавших до 90-х годов и опыта работы с учётом требований современности с внесением ежегодных корректировок. Для реализации программы требуется качество условий. Региональные особенности нашего посёлка и района позволяют военно-патриотическое воспитание сделать приоритетным в Доме детского творчества. Район пограничный, на территории посёлка расположен Краснознамённый пограничный отряд с богатейшей историей боевого и трудового пути. У малой Родины богатое историческое прошлое.

Расположенные сегодня по р. Аргуни сёла в те далёкие времена были казачьими караулами, поселениями.

Местные жители – казаки, несли охрану южных рубежей российского Забайкалья. На смену им сегодня пришли пограничники.

В районе накоплен большой опыт военно – шефских связей участия населения приграничных сёл в охране границы.

Славной страницей патриотизма в историю района вошли имена более 4-х тысяч приаргунцев, участвовавших в боях с фашистской Германией. Шесть приаргунцев удостоено звания Героя Советского Союза. Увековечен подвиг героя – пограничника Виталия Козлова, погибшего в боях с милитаристской Японией. Имя героя носит застава в с. Зоргол и военно – патриотическое объединение «Малая застава». Приаргунцы свято чтят память молодых земляков, погибших при исполнении служебного долга в Афганистане, Чечне. В Доме детского творчества качество условий было создано 30 лет назад и продолжает создаваться.

Наиболее эффективной и действенной формой воспитания высоких чувств патриотизма является организация военно – патриотического объединения «Малая застава им. В. Козлова», здесь обучающиеся формируют навыки и умения, которые станут нормой поведения в жизни, обществе.

Целью программы является:

Создание условий для развития военно – патриотического воспитания подростков, формирование военно – прикладных умений и навыков, социально – значимых качеств через деятельность детского объединения.

Задачи

Обучающие:

- овладение начальными основами военных знаний.

- приобретение военно – прикладных и профессиональных умений и навыков.

Развивающие:

- развитие критического мышления, морально – психологических качеств, инициативы, самостоятельности, ответственности.

- способствовать физическому развитию подростков, приобщение их к здоровому образу жизни;

Воспитательные:

- формирование общественной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме.

- формирование установки на готовность к службе в армии.

В последние годы интерес к проблемам военно - патриотического воспитания детей и молодёжи возрастает. Разработкой понятий «Отечество», а также «патриотизм» занимались многие российские исследователи.

Анализировали этот вопрос представители современной педагогической науки (А.А. Аронов, А.Н. Вырщиков, М.Б. Заславская, Н.М. Конжиев), которые в данных понятиях определяют такие компоненты как «защитник Родины», «боевые традиции», «героическое прошлое и настоящее народа». В исследованиях данного направления Отечество – это Родина, и среда обитания людей, человеческой культуры, которую следует защищать, оборонять. При этом личность – защитник отечества – руководствуется идеей безопасности Родины, укрепления её обороноспособности. Приобщение обучающихся к такому социальному политическому опыту, как защита Отечества, в основе которого лежит любовь к Родине, происходит при условии «что осознают себя наследниками славных боевых традиций народа».

В трудах Л.В. Кузнецовой, С.А. Шмакова, а также концепции социального воспитания (Б.Г. Витинас, В.П. Бочарова и др.) справедливо отмечается важность нравственного примера родителей, семьи.

Вместе с тем подростковому возрасту уделяется недостаточно внимания при разработке проблем патриотического и военно – патриотического воспитания: воспитательный потенциал содержания дополнительных программ и пути их реализации не являлись предметом специального исследования.

В программе ключевые понятия «долг», «честь», «Отечество», «память», «ответственность», «готовность служению Отечества».

Дополнительное образование менее регламентировано, более гибко и способно к реализации идей вариативного образования, созданию развивающей среды. Вариативность созданной программы обеспечивает сама жизнь, окружающий социум. Пограничный отряд можно рассматривать как образовательную среду объединения, она обладает бесценными средствами педагогического воздействия на подростка. Здесь видится несколько принципиальных подходов к использованию возможностей армии, как социальной среды, для решения задач военно – патриотического воспитания:

- приобщение к военному быту

- расширение и углубление содержания деятельности

- программа даёт возможность образовательно-прикладного маршрута, который выбирает сам подросток

- мотивация оценочные ориентиры (взаимодействие с компонентами социума: воинскими подразделениями, заставами, музеями, библиотеками, общественными организациями).

Включение этих аспектов в среду педагогического воздействия способствует достижению поставленной цели программы. Пограничный отряд выступает в роли участника познавательного процесса. Используются шефские связи, отношения. Мы вторгаемся в систему воинских связей и начинаем в них участвовать. Идёт осмысленный процесс приобретения обучающимся опыта, применение которого идёт по нескольким ступеням:

- воспитание происходит в новых взаимоотношениях между детьми и взрослыми, в солдатском быте;

- каждый подросток открывает для себя что-то новое;

- теоретическом осмысление, которое выражается в выполнении поручений, новых «ролей» в доверительном отношении при изучении оружия, техники.

Таким образом, подросток - субъект военно – патриотического процесса учится жить и действовать в гармонии с собой и коллективом, с окружающей средой, а усвоение и применение собственного опыта – это и есть самореализация.

Принципы деятельности

1. Признание права ребёнка на свободное самоопределение и самореализацию.

Свобода, автономность и ответственность участников образовательной деятельности являются отправными точками в построении содержания форм и методов дополнительного образования. В гуманистической педагогике, что означает: признание свободы как человеческой потребности. Свобода в данном случае выступает в виде «хочу» знать, общаться, играть и др. Ощущение возможности удовлетворить свои потребности даёт воспитаннику чувство свободы. Свобода предполагает осознание и признание свободы других людей. Это означает для ребёнка признание нравственного, культурного, правового законов общества и следование (моральным законом в себе) как долгу, как выражение «надо».

2. Единство и целостность образования.

В процессе обучения идёт освоение знаний, способов познавательной и предметно – технологической деятельности, опыта эмоционально – ценностных отношений. В ходе образования идёт «вживание» в ситуацию, создаются личностные механизмы адаптации, формируются ценностные ориентации, отношение к предмету, складывается собственное понимание и умение продуцировать ценности. Обучающиеся усваивают не только чей - то опыт в образовании, но и приобретают свой опыт культурной деятельности с помощью и поддержки педагога, других детей и родителей. Учение выходит на формирование личности и становится средством воспитания, видом активной социокультурной самодеятельности.

3. Развитие индивидуальности каждого ребёнка в практике образовательного процесса.

Индивидуальное развитие ребёнка – цель образования. Принцип индивидуализации предлагает создание социокультурной среды для максимально свободной реализации заданных природой качеств (физических, умственных, эмоциональных, психических и др.) каждым индивидом.

Каждый воспитанник получает свой «образовательный маршрут» освоения форм жизнедеятельности без оценочного сравнения с другими участниками образовательной деятельности. Сотрудничество в разновозрастных группах позволяет развиваться всем от младших до старших, включая педагога, снимая психологические барьеры, предполагая проявление терпения, внимательности, корректности, ответственности. В ходе образовательного процесса воспитанники приобретают индивидуальный опыт социальных ролей.

4. Непрерывное образование как принцип планирования и обеспечения развития личности.

Потребность в творческой деятельности возникает на определённом этапе развития человека как социального существа. Следует эту проблему для ребёнка превратить в его потребность, дополнить мотивами, интересом и создать индивидуальный маршрут деятельности, предоставить свободу выбора в организации её для себя, соединить потребность с умением, способностью, закрепить её как цель.

5. Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Создание ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребёнка, педагога и группы, определяющей образовательный процесс как процесс становления личности – её осознанной активности к самоорганизации.

Характер организации образовательной деятельности предполагает выдвижение на первый план творческих, продуктивных занятий, определяющих смысл и мотивы выбора репродуктивных задач. Следование учебных заданий логике возрождающей креативности побуждает к самореализации обучающихся в деятельности. Не менее значимы поощрения обучающихся, создание позитивного эмоционального настроя. Системная организация учебно-воспитательного процесса, непрерывность образования, способствует социальному и профессиональному самоопределению детей и подростков.

6. Поэтапное развитие содержания, форм и методов дополнительного образования.

1 уровень репродуктивный. Формирование мотивации интереса у детей к объединению. Развитие и укрепление интереса у ребёнка через освоение опыта деятельности. Модель обучения основана на репродуктивной деятельности. Цель педагога - увлечь ребёнка, закрепить и развить у него мотивации желание регулярно посещать занятия.

2 уровень эвристический. Интерес к знаниям у ребёнка становится «личностно – поисковым».

3 уровень креативный – рефлексивно – созидающий. У детей происходит выражение собственного «Я» в процессе его творчества и педагога. Задача педагога – создать условия для реализации творческого потенциала воспитанника.

7. Развитие теории и практики предполагает: мониторинг, анализ, определение теоретических проблем, пути их решения.

Программа объединения реализуется по разделам: общая подготовка юнармейца и специальная подготовка.

Раздел общей подготовки юных друзей пограничников предусматривает знакомство с историей малой Родины, боевым и трудовым подвигом народа, Краснознамённого пограничного отряда. Через разнообразие форм работы: викторины по истории Родины, творческо-поисковую деятельность, экскурсии в музеи боевой и трудовой славы, посвящение юных друзей пограничников, принятие присяги.

Вся деятельность раздела способствует развитию военно-патриотического воспитания на примере боевых традиций, героического прошлого и настоящего народа своего края, страны. Приобщение обучающихся к истокам прошлого позволяет осознать себя наследниками славных боевых традиций разных поколений. Специальная подготовка юных друзей пограничников предполагает изучение детьми пограничной службы её истории, овладение знаниями воинских специальностей: стрелка, разведчика, связиста, санитара, формирует навыки и умения выживать в экстремальных ситуациях, развиваться физически, готовить себя психологически к предстоящей службе в армии.

Этапы реализации программы обусловлены динамикой личностного развития подростков.

Этапы реализации программы

I этап- подготовительный включает:

· комплектование групп из числа подростков в возрасте 12-16 лет численностью 15 человек;

· информирование о целях и задачах программы, ожидаемых результатах и специфике её реализации, знакомство с традициями, символами, атрибутами объединения.

· диагностирование.

Приём в объединение ведётся на добровольной основе, учитывается интерес, состояние здоровья. Обучение доступно, расписание занятий составляется с учётом желаний родителей и детей.

II этап – практический этап включает: реализацию содержания программы согласно учебно - тематического плана.

70 % занятий отводится практическим занятиям на базе Дома творчества, ДЮСШ, отряда. Широко используются тренировочные занятия, военизированные игры.

III этап – аналитический включает:

· Проведение соревнований по военно – прикладным видам спорта, военно – спортивные игры, юнармейские многоборья, слёты, интеллектуальные игры, тесты по школе выживания, военизированные марш – броски.

· Диагностирование.

Содержание программы ориентировано на возрастную категорию детей 12-16 лет особенности данного подросткового возраста характеризуются переходным периодом от детства к юности. Психологи именуют этот возраст критическим, этот период связан с изменениями в физиологии и психике ребёнка. Характерной чертой данного возраста является противоречивость поведения. Изменения физиологического развития организма влекут за собой тревогу, страх, неуверенность в себе, зажатость и закрытость поведения. Л.С. Выготский отмечал, что в данном возрасте происходят большие изменения в сфере интересов. Он определяет несколько групп интересов, которые являются доминантными и влияют на поведение подростка.

- «Эгоцентрическая доминанта» - интерес к себе, собственной личности;

- «Доминанта дали» - установка взглядов подростка на дальние перспективы, которые для него очень важны;

- «Доминанта усилия» - стремление подростка к борьбе, сопротивлению, которое проявляется в упрямстве, протесте против взрослых, вызывающее поведение;

- «Доминанта романтики» - характеризуется стремлением подростка к новому.

Подросток требует отношение к себе как к взрослому. Процесс самоутверждения подростка осуществляется через (интеллект, силачи-смельчаки, лидеры, таланты, увлечения, надёжность). Для подростков данного возраста характерно увлечение всем, что связано с армией. Содержание программы составлено с учётом возрастных и психологических особенностей детей.

В деятельности объединения широко используются военно – спортивные игры «Граница», «Зарница», «Сильные люди» как имитация серьёзной деятельности. Игры проводятся на базе полевого учебного центра отряда под руководством военнослужащих. Именно военизированные игры вносят наибольший вклад в формирование навыков и умений, необходимых будущему воину. Игра знакомит с основами армейской жизни, выводит на тропы трудных походов, учит достойно выходить из экстремальной ситуации, даёт возможность соприкоснуться с героикой пограничников, помогает всерьёз приобщиться к спорту, закладывает основы бойцовского характера, даёт возможность формировать и проявлять юнармейские знания, умения и навыки.

Вид группы – профильная.

Состав группы – постоянный.

Набор детей осуществляется на добровольной основе, свободный.

План обучающихся по годам:

1 год – 15 человек.

2 год – 10-12 человек.

3 год – 8-10 человек.

Режим занятий:

1 ступень обучения – 144 часа в год, в неделю по 2 часа (45 м.)

2 ступень – 3 ступень – 216 часов в год, 2 раза в неделю по 3 часа.

Занятия:

1 ступень – вторник, пятница.

2 ступень – понедельник, среда.

3 ступень – четверг, суббота.

Формы подведения итогов

- Соревнования

- Военно – спортивные игры

- Концертные выступления

- Показательные выступления (приёмы самозащиты)

- Итоговые занятия (зачёты контрольные тесты)

- Юнармейские слёты

- Тренировочные сборы

- Строевые смотры

- Походы

Работа с родителями

Структура программы военно – патриотического объединения включает в себя учебную, так и внеурочную деятельность. Обуславливается необходимость взаимодействия субъектов образовательного процесса: педагога, воспитанников, родителей. Между субъектами складываются определённые отношения при осуществлении различных форм взаимодействия: занятий, воспитательных мероприятий, родительских собраний, походов. Сотрудничество данных субъектов способствует результативному, коммуникативному общению.

Наши рекомендации