Субмарина, которая сама себя потопила
Подводная лодка США «Тэнг» была головной в классе больших океанских субмарин, которые в решающий период войны на Тихом океане, когда американские транспортные оперативные соединения, построившись в боевой порядок, отправлялись в длинные рейсы через океан к внутренним японским островам, разрушили японский флот.
Формозский пролив был благоприятным полигоном для подобной охоты, и именно поэтому здесь на восходе солнца 25 октября 1944 года оказалась лодка «Тэнг». Это был ее пятый военный патруль за восемь месяцев операций, и у командира корабля капитана Ричарда X. О’Кейна были веские причины быть довольным собой. За две ночи до этого в надводной атаке японского конвоя они уничтожили три танкера и два транспортных судна. Затем, накануне вечером, 24 октября, они перехватили радиосигналы другого конвоя и незаметно всю ночь преследовали его, а на восходе снова атаковали уже на поверхности. Торпеды попали в цель и нанесли повреждения одному из кораблей эскорта; другой залп поразил торговое судно «Мацумото Мару» водоизмещением 7024 т, оно взорвалось и начало погружаться в воду. Это довело число судов, потопленных «Тэнгом» за ее восьмимесячную карьеру, до двадцати четырех с валовым тоннажем 93 184 т. Ни одна подводная лодка военно-морских сил США не могла похвастаться таким достижением, как, впрочем, и никакой другой корабль среди американских военных судов.
В результате этой операции на «Тэнге» осталась лишь одна торпеда. Лейтенант Билл Либолд – старший помощник О’Кейна – в шутку предложил сохранить ее в качестве сувенира, однако О’Кейн уже решил использовать ее в бою против эскортного корабля, который в предыдущей атаке был поврежден, но не уничтожен. Он повел подводную лодку по новому курсу, обосновался позади торпедного прицела на капитанском мостике, пододвинул стрелку орудийного угломера в сторону носового торпедного отсека и дал команду стрелять. «Теперь, – подумал он, – «Тэнг» сможет незаметно ускользнуть из этих опасных вод и вернуться на свою базу в Пёрл-Харбор».
Вместе с О’Кейном на мостике находились восемь человек. Внезапно один из них подал знак боевой тревоги. Несколько пар глаз различили фосфоресцирующий след торпеды, пущенной в направлении субмарины. Он был пока еще на приличном расстоянии от носовой части слева по борту. О’Кейн объявил тревогу и немедленно отдал приказ о маневре уклонения. Подводная лодка увеличила скорость, и рулевой дал полный правый ход.
Несмотря на суматоху, О’Кейн пытался понять, откуда же он был атакован. В пределах радиуса действия не было ни одного японского военного корабля, кроме того, который он недавно атаковал и который, совершенно очевидно, был выведен из строя, а постоянно зондирующий гидролокатор не обнаруживал присутствия какой-либо вражеской подводной лодки. «Тэнг» была оснащена самой современной аппаратурой обнаружения; нельзя было даже представить, что ее можно захватить врасплох.
Американская подлодка «Тэнг»
И тем не менее это была торпеда. О’Кейн был уверен, что она пройдет мимо: ведь он заблаговременно предпринял соответствующий маневр уклонения.
Но внезапно капитан застыл, как после сильного удара, – приближающаяся торпеда шла не но прямой. Она, казалось, двигалась вокруг «Тэнга» по большой окружности, но диаметр этой окружности стремительно сужался. Подводная лодка попала в ловушку.
Члены экипажа, расположенные в разных отсеках, не подозревали о развертывающейся драме. Узнали они об этом, только когда судно потряс ужасный взрыв где-то возле кормы. Первое впечатление было такое, что «Тэнг» наскочил на мину. У людей в трех кормовых отсеках не оставалось никаких шансов на спасение. Единственное облегчение их участи состояло в том, что, прежде чем хлынувшая вода затопила отсек, почти все они потеряли сознание от удара.
За несколько мгновений до попадания торпеды О’Кейн успел отдать приказ задраить рубочный люк. Затем силой взрыва его и еще восьмерых шнырнуло в море. Кто-то оказался ранен, но помочь им было некому, к тому же ни у одного не оказалось спасательного жилета. В результате через несколько секунд на поверхности остались только четверо: О’Кейн, Либолд, инженер-механик лейтенант Ларри Савадкин и радист Флойд Каверли – перед самым взрывом он поднялся на палубу, чтобы доложить о выходе из строя части аппаратуры.
Под тяжестью воды, залившей лодку, корма «Тэнга» с ужасающей скоростью стала погружаться в воду. Второй удар, подобный взрыву, произошел, когда корма врезалась в дно на глубине 180 футов. Значительная часть носового отсека все еще торчала над водой.
Мгновенная реакция О’Кейна, отдавшего приказ задраить рубочный люк, несомненно, спасла жизни людям, но их положение внутри подводной лодки было отчаянным. Мало того, что некоторые из них были серьезно ранены, безвыходность их положения усугубил пожар, возникший в носовом аккумуляторном отсеке. Он был быстро потушен, но внутренняя часть лодки продолжала наполняться дымом от тлеющих кабелей.
Одним из оставшихся в лодке был матрос-механик по имени Клейтон Оливер, который, придя в себя, увидел, что находится возле устройства управления второй балластной цистерной. Он знал, что уцелевшие могли использовать свои индивидуальные спасательные средства – аппараты Момсена, – но чтобы добраться до них, лодка должна была находиться в более или менее горизонтальном положении. Он привел в действие устройство управления, и, как только вода устремилась в балластную цистерну, подводная лодка начала погружаться. Затем Оливер позаботился об уничтожении корабельных документов в сейфе контрольной комнаты и с несколькими из оставшихся в живых направился в носовой торпедный отсек. Тем временем японские эскортные корабли начали беспорядочно бомбить глубинными бомбами акваторию вблизи конвоя, атакованного «Тэнгом». Ни одна из глубинных бомб не взорвалась достаточно близко для того, чтобы добить поврежденную подводную лодку, но атака продолжалась четыре часа, превратившись из-за почти не прекращающихся ударов в сплошной кошмар для уже контуженых и раненых людей. Кое-кто потерял сознание. Остальные должны были отказаться от попыток выбраться, поскольку даже на большом расстоянии ударные волны под водой могли оказаться смертельными.
Когда атака закончилась, тридцать уцелевших членов экипажа под руководством торпедного командира лейтенанта Джима Флэнагана приготовились покинуть подводную лодку. Флэнаган приказал четверым морякам войти в спасательную камеру, куда перед за надувная резиновая лодка. Через тридцать минут камера была осушена и открыта. Внутри нее все еще находились почти в бессознательном состоянии трое едва не утонувших людей. Только одному удалось выйти наружу, но, как позже узнал Флэнаган, и он не добрался до поверхности.
Флэнаган отдал приказ на вторую попытку. В камеру на этот раз втиснулись пять человек. Процесс затопления и последующего осушения занял сорок пять минут, и, когда он завершился, Флэнаган увидел, что выбрались только трое. Двое остались внутри.
К тому времени Флэнаган обессилел настолько, что руководство спасательной операцией принял на себя другой офицер – Энсин Пирс.
По его указанию в камеру вошли еще четыре человека, но хотя каждый из них прошел через спасательный люк, только один поднялся живым на поверхность.
Пирс убедил измотанного Флэнагана покинуть лодку с четвертой группой. Когда Флэн с трудом подтягивался вверх по тросу, идущему из спасательной камеры к бую на поверхность, он почувствовал прямо под собой несколько толчков. Перед отходом Флэнаган заметил, в аккумуляторном отсеке снова вспыхнуло пламя – оно было таким сильным, что начала пузыриться краска на переборке, отделяющей носовое торпедное отделение от того места, где бушевал пожар. Вдобавок от сильного нагрева начала тлеть резиновая прокладка, образующая уплотнение вокруг герметичной двери. Теперь у тех, кто все еще был замурован в корпусе «Тэнга», не осталось надежды на спасение.
Из восьмидесяти восьми офицеров, старшин и рядовых, входивших в состав экипажа «Тэнга», уцелели только пятнадцать человек, подобранных японскими судами.
Когда 29 августа 1945 года лагерь для военнопленных в Омори, где содержались уцелевшие моряки с «Тэнга», освободили американские войска, они нашли здесь только девятерых из пятнадцати оставшихся в живых. Среди них были капитан О’Кейн и лейтенант Флэнаган. О’Кейн был позже награжден Почетной медалью Конгресса.
Он и раскрыл подлинную историю гибели «Тэнга». Лодка сама потопила себя своей последней торпедой. Из орудийного ствола торпеда вышла в полном порядке, но потом что-то испортилось в ее рулевом механизме, и, развернувшись, торпеда нацелилась на собственный корабль.
Билл Либолд оказался прав. Им следовало оставить свою последнюю торпеду в качестве сувенира…
Ракетное чудовище[41]
В 1944 году на границе с Восточной Пруссией в воздушном бою был сбит немецкий ас обер-лейтенант Франц Ресли. Его доставили в штаб фронта, и на допрос пригласили генерал-майора авиации Евгения Яковлевича Савицкого. Немецкому асу было 28 лет, на его спортивной фигуре ладно сидела дымчато-сизая униформа с эмблемой люфтваффе – летящий орел со свастикой и Железный крест. Но лицо летчика невольно заставляло отшатнуться – настолько оно было обезображено застарелым ожогом. Особенно жуткое впечатление производил сильно укоротившийся от жаркого пламени нос и губы, превратившиеся просто в «ротовую щель». Ближе к ушам, от горла видна была полоса нетронутой пламенем кожи, которую прикрывал шлемофон и очки. Шелковистые, густые, светло-русые волосы усиливали ужасный контраст.
Савицкий, облаченный в американский меховой летный костюм, неотразимо красивый, всегда решительный и не терпящий возражений, едва взглянув на немецкого аса, осекся на полуслове. Некоторое время он молча смотрел на багровые шрамы, затем невольно опустил глаза и, достав серебряный портсигар, раскрыл его и протянул летчику.
На долгом допросе немецкий летчик рассказал об удивительных вещах. Он сказал, что на Восточном фронте он недавно, крест заслужил себе в небе Испании и Франции и что некоторое время был летчиком-испытателем ракетной секретной авиатехники на аэродроме Бад-Цвишенан, близ Ольденбурга. В одном из полетов произошла авария. Уже после посадки самолет неожиданно вспыхнул и загорелся, как бенгальский огонь. Ресли сбросил фонарь, успел выскочить из кабины и отбежать в сторону, полыхая как факел. Примчавшаяся команда пожарных окатила его струями воды и пены…
«Этот сверхсекретный самолет пока «сырой» и страдает многими конструктивными недостатками, но сам ракетный двигатель, бесспорно, имеет будущее», – заключил свои показания Ресли.
«Какая максимальная скорость и «потолок» этой машины?» – задал вопрос Савицкий.
«В 1941 году летчик-испытатель фирмы Хейни Дитмар достиг на Ме-163-а «комет» скорости 1004 км/ч, установив неофициальный мировой рекорд, за что рейхсмаршал Герман Геринг лично вручил ему награду. Скороподъемность самолета около 100 м/с, и он может забраться в считанные минуты на высоту до 15 км».
«Какой двигатель на машине, вооружение?» – продолжал задавать вопросы генерал Савицкий.
«Двигатель конструкции инженера Вальтера HWK 509 А с тягой 1750 кг, работает на двух компонентах Z-топлива и Т-топлива, состав которых засекречен. Если топливо попадает на человека, то он «варится в собственном соку» – поэтому комбинезоны летчиков и технического состава из специальной ткани.
Ме-163 в полете
Ракетный самолет после выработки топлива на большой скорости планирует на свой аэродром, при этом, в случае «промашки», он не может уйти на второй круг. Изрядную сложность для летного состава составляют взлет и посадка. Ме-163 использует особые шасси, которые необходимо успеть сбросить при переводе в набор до высоты 25–30 м. Однажды произошел дикий случай. После сброса шасси оно, рикошетом отскочив от земли, пробило топливный бак. Самолет рухнул, объятый пламенем, летчик сгорел заживо.
Посадка тоже подчас оборачивается «цирком». Двухместного Ме-163 не существует, поэтому посадку на выдвижную лыжу каждый осваивает, опираясь на свой опыт и интуицию. Если летчик забывает выпустить лыжу, есть большая угроза, что он сломает себе позвоночник. Такие случаи уже были при испытаниях на главной ракетной базе в Пенемюнде. При выкатывании за границу аэродрома (было и такое), машина, из-за малой площади опоры, переворачивалась и взрывалась от остатка топлива в баках»…
Савицкий слушал рассказ немецкого летчика с возрастающим интересом. Меховую куртку он снял, и немец, завидев две золотых звезды и ряд боевых орденов на кителе, преисполнился невольным уважением профессионала.
«Самолет вооружен одной пушкой калибра 20-мм, оказавшейся неэффективной. Успешно прошли испытания на стрельбу реактивными снарядами, установленными вертикально в комлевой части крыла (где наибольшее утолщение). Их смастерил изобретатель фаустпатронов доктор Лангвелер.
Ме-163, благодаря большому преимуществу в скорости, настигал цель, проходил под нею и осуществлял автоматический пуск снарядов. Попадание даже одним снарядом разносило цель вдребезги. Однако после ряда аварий самолетов поступил приказ высшего командования о прекращении испытаний «самолетного миномета».
Затем Савицкий попросил Ресли изобразить на бумаге общий вид ракетного самолета и схему компоновки двигателя и агрегатов. Немец оказался неплохим рисовальщиком, и очень быстро его карандаш набросал в трех проекциях и самолет, и основные детали двигателя, и прочие элементы конструкции. Топливный бак Т-топлива помещался сразу за кабиной пилота, далее бак поменьше, с Z-топливом и сливным устройством.
Несколько странно выглядела выдвижная посадочная лыжа. Она давала выигрыш в весе и была «рациональнее». Видимо, встроить классическое шасси в столь тонкое и высоко расположенное крыло было трудно. К тому же лыжа, скользя по земле, хорошо гасила скорость при посадке. За прихотливый нрав летчики окрестили самолет «ракетным чудовищем». Любопытно, что отцом-создателем его был талантливый ученый и конструктор Александр Липпиш, долго вынашивавший идею постройки этого сверхскоростного самолета. Но после того как первый опытный экземпляр выкатили на поле аэродрома в Пенемюнде, он получил обозначение «Ме-163 А».
Каждый полет на «ракетном чудовище» был настолько сложен и опасен, что Ресли при одном воспоминании о них чувствует, как у него пересыхает в горле и начинает гореть лицо.
«Почему столь прихотливую в эксплуатации машину запустили в серию?» – задал в заключение вопрос Савицкий.
«Американцы начали интенсивную «ковровую» бомбардировку городов Германии. Система ПВО не могла справиться, была малоэффективной, так как бомбардировка осуществлялась с больших высот. Нужен был перехватчик, способный в считанные минуты достигнуть высоты 8–9 км и атаковать строй бомбардировщиков. Возложенные на «ракетное чудовище» надежды оправдались лишь частично. Из-за несовершенства двигательной установки начались частые аварии в воздухе и на земле. Однако удавалось сбивать даже «летающие крепости» Б-29. Поэтому эмблемой «отряда 16» стала «реактивная» летящая блоха на черном щите с девизом: «Блоха – флох, но кусает – ох!»
Допрос обер-лейтенанта Франца Ресли подходил к концу. Все сигареты из серебряного портсигара генерала Савицкого были выкурены. Неожиданно немецкий летчик сказал: «Я благодарен вам, герр генерал, за то, что вы не были пристрастны к сведениям, касающимся моей эскадрильи, где продолжают драться мои товарищи, которых я не могу предать. Сведения же о сверхсекретном Ме-163 я сообщаю весьма охотно, так как надеюсь, что после войны летчикам и России, и Германии предстоит осваивать новые области скоростей, которые будут подвластны только реактивной авиации».
Уже сидя в «виллисе» и следуя по тряской ухабистой фронтовой дороге в свою дивизию, Савицкий развернул рисунок Ресли и стал прикидывать, когда он сможет передать их конструктору Александру Яковлеву, чтобы тот показал их Сталину.
Немецкое чудо-оружие и как с ним боролись[42]
В 1923 году в Германии под эгидой министерства авиации началась разработка беспилотного, управляемого по радио самолета. В основе проекта лежала идея французского инженера В. Лорена, который еще в годы Первой мировой войны для нанесения ударов по Берлину предложил беспилотный самолет-снаряд, снабженный стабилизируемым гироскопом и управляемый по радио летчиком сопровождающего самолета. Одновременно весьма активно разрабатывались германские баллистические ракеты. Они были отдельным, совершенно другим направлением развития ракетной техники. Поэтому здесь мы рассмотрим только крылатые ракеты «Третьего рейха».
В 1936 году главнокомандующий сухопутными войсками генерал Фрич, руководитель германского самолетостроения генерал Кессельринг, начальник исследовательского отдела министерства авиации Рихтгофен, начальник отдела баллистики и боеприпасов Беккер, а также главные конструкторы Дорбенгер и фон Браун приняли согласованное решение перевести германские ракетные эксперименты в Пенемюнде. Начальником центра был назначен Вальтер Дорнбенгер.
Ракета «Фау-2»
Ракеты стали одним из направлений, по которым изыскивались эффективные средства ведения тотальной войны. Вот еще одно подтверждение террористической направленности государственной политики фашистской Германии. После вторжения союзников во Францию главнокомандующий гитлеровскими войсками на Западе Рундштедт и командующий группой армий «Б» Роммель обратились к Ставке с просьбой применить новое оружие против десанта, а если это трудно с технической стороны, то против портов погрузки десанта в южной Англии. Ставка отклонила их просьбу, заявив, что удары «Фау» должны быть сосредоточены только по Лондону.
Работы по беспилотным самолетам продвигались весьма медленно. Группа конструкторов под руководством инженера Георгии на полигоне «Пенемюнде-Вест» сначала разработала проект управляемого по радио аэрофоторазведчика с поршневыми двигателями. Такой самолет предназначался для разведки линии Мажино и в июле 1939 года демонстрировался гитлеровскому руководству. Однако из-за плохой системы управления самолет не был принят на вооружение.
Начиная с 1942 года на станции «Пенемюнде-Вест» осуществлялась его разработка как системы оружия дальнего действия под названием «Физилер Fi-103», которой позднее было присвоено наименование «V-1» («Фау-1», Vergeltungswaffe – оружие возмездия. Это обозначение было придумано Геббельсом и ничего общего с характером оружия не имело. В начале 1942 года проект в целях маскировки получил название «VZG» (Flakzielgerat – самолет-мишень для зенитной артиллерии). В июне того же года проект был представлен руководству министерства авиации. Простота конструкции и ее сравнительно малая стоимость («V-1» стоил 60 тысяч марок, «V-2» – 300 тысяч марок) произвели большое впечатление, и был отдан приказ всемерно ускорить создание самолета-снаряда с тем, чтобы с 1943 года принять его на вооружение.
Следует сказать, что с весны 1943 года за ходом разработки ракетного оружия начал пристально следить и Гиммлер. Он намеревался весьма прибыльное дело взять в свои руки. В сентябре того же года, благодаря его интригам, руководителем строительства ракетных заводов был назначен бригадефюрер СС Каммлер. Последний сразу же стал «копать» под Дорбергера, обвиняя его в некомпетентности (это главного-то конструктора!) и… саботаже. Конечно же, таким образом Гиммлер пытался подчинить себе ракетную промышленность. Руководители ВВС Германии отстояли и главного конструктора, и крылатую ракету как более экономичную и не менее эффективную по сравнению с «V-2».
Что же представлял собой этот самолет-снаряд? Фюзеляж «V-1» имел длину 7,6 м и диаметр – 0,82 м. Общая масса самолета-снаряда была 2750 кг. В носовой части помещалась фугасная боеголовка с 1000 кг (по другим данным – 700 кг) взрывчатого вещества. За боевой головкой размещался бак с 80-октановым бензином. Затем шли два оплетенных проволокой сферических стальных баллона сжатого воздуха для обеспечения работы рулей и других механизмов. Хвостовая часть была занята упрощенным автопилотом. Размах крыльев составлял 5,4 м. Высота полета составляла от 200 до 2000 м. Самой интересной новинкой был пульсирующий воздушно-ракетный двигатель, установленный в задней части фюзеляжа. Он обеспечивал самолету-снаряду скорость 550–560 км в час.
Наведение «V-1» на цель осуществлялось с помощью компаса по заранее вычисленному курсу. Самолет-снаряд имел пропеллер, соединенный со счетчиком оборотов. Над целью счетчик, установленный на соответствующее число оборотов, приводил в действие механизм руля высоты и «V-1» пикировал вертикально вниз. Механизм срабатывал и когда кончался запас топлива. Боевой заряд мог взрываться как на заданной высоте, так и при ударе о землю.
Массовое серийное производство «V-1» было организовано в сентябре 1943 года кооперированно на большом количестве заводов, изготовлявших отдельные агрегаты. Окончательная сборка происходила на заводе «Фольксваген» в Фаллерслебене. Фирма «Физилер» на своих заводах в Касселе под руководством инженера Р. Лусара производила опытные образцы самолета-снаряда и небольшую опытную серию для экспериментальных исследований и обучения военных ракетчиков.
Еще весной 1942 года английская разведка узнала об испытаниях ракет, производившихся немцами на Балтике, а в мае 1943 года им удалось заснять первый вариант «V-1». Поздно вечером 17 августа 1943 г. немцы узнали о концентрации крупных сил английской бомбардировочной авиации над Балтийским морем. Их приближение заставило предположить, что англичане решили провести массированный налет на Берлин. Но над островом Рюген английские самолеты изменили курс на юго-восток. Армада из 570 тяжелых бомбардировщиков типа «Ланкастер» и «Галифакс» сбросила свыше 1500 т фугасных и большое количество зажигательных бомб. Целями бомбардировки были испытательные стенды, производственные цехи и поселок на острове Узедом. Испытательная станция «Пенемюнде-Запад» бомбардировке не подверглась, весь удар пришелся по району гавани, электростанции и заводу по производству жидкого кислорода. Потери в людях составили 735 человек. Среди них погибли доктор Вальтер Тиль, руководивший разработкой двигателей; главный инженер Вальтер. Сооружениям был также нанесен значительный ущерб. 50 из 80 зданий было разрушено. Правда, уцелели такие важные объекты, как аэродинамическая труба, экспериментальная лаборатория и испытательные площадки. Из 39 бараков, где жили 12 тысяч рабочих, 18 были полностью разрушены. После войны генерал Дорбенгер написал, что погибло только «120 немцев, остальные русские, поляки и др.».
С 5 декабря 1943 года тактические ВВС и бомбардировочное авиационное командование Великобритании, а также 8-я стратегическая и 9-я тактическая воздушные армии США приступили к нанесению ударов по стартовым площадкам. 24 декабря 672 летающих крепости «Б-17» атаковали 24 позиции «V-1» и сбросили на них более 1500 т бомб. Всего в декабре на 52 стартовых позиции было сброшено более 3 тыс. т бомб. По английским данным, 21 стартовая площадка была разрушена или серьезно повреждена, 15 получили некоторые повреждения, 6 остались неповрежденными, а результат действия по 10 площадкам остался невыясненным. Продолжавшиеся бомбардировки вплоть до апреля 1944 года вывели из строя большинство стартовых площадок «V-1».
К началу 1944 года все четыре дивизиона 155-го зенитного полка, на вооружении которого стояли «Фау», уже перебрались во Францию. Примерно от 70 до 80 усовершенствованных стартовых площадок в полосе между Кале и Сеной были готовы для использования. Большинство из них были нацелены на Лондон, другая часть – на Саутгемптон. 16 мая 1944 г. верховное главнокомандование вермахта отдало приказ на боевое применение «V-1».
Вечером 12 июня немецкие дальнобойные пушки, расположенные в районе Кале, начали необычайно сильный обстрел английской территории через Ла-Манш с целью отвлечь внимание англичан от подготовки запуска самолетов-снарядов. Основным объектом артиллерийского налета был выбран Мейдостаун, населенный пункт в нескольких километрах от побережья Ла-Манша. Обстреляны были также Отам и Фолкстаун.
В 4 часа ночи обстрел прекратился. Через несколько минут над наблюдательным пунктом в Кенте был замечен странный «самолет», издававший резкий свистящий звук и испускавший яркий свет из хвостовой части. «Самолет» не спикировал на Кент, а продолжал полет над Даунсом. Он упал на землю с оглушительным взрывом в Суонскоуме, близ Грейвсенда, в 4 часа 18 мин. В течение последующего часа еще три таких «самолета» упали в Какфилде, Бетнал-Грине и в Плэтте. В результате этих взрывов в Бетнал-Грине было убито шесть и ранено девять человек; кроме того, был разрушен железнодорожный мост.
В результате ранним утром 13 июня 1944 года немцы произвели всего 10 запусков «V-1». 5 из них разбились сразу после старта, 4 достигли южной части Англии, а судьба десятого самолета-снаряда оказалась неизвестной. Таким образом, из-за технической неподготовленности внезапного массированного ракетного оружия не получилось.
После 40-часового перерыва немцам удалось начать более интенсивные ракетные бомбардировки. 15 июня в 22 ч 30 мин был произведен залп небольшим количеством «Фау-1», а затем пуски велись с малыми интервалами до 16 июня. Всего было выпущено 244 самолета-снаряда по Лондону и предположительно 50 – по Саутгемптону с 55 площадок. Из этого числа 45 «V-1» разбилось сразу после старта. Английскими постами было зафиксировано, что 144 снаряда достигли Англии и 73 – Лондона.
В течение пяти суток с 16 по 21 июня на английское побережье в среднем залетело 100 «V-1». Из них 30 % уничтожалось авиацией, до 10 % – зенитной артиллерией и часть взрывалась на аэростатах заграждения. Сбитые зенитной артиллерией «V-1» не взрывались в воздухе, а, падая в черте города, разрывались на земле. Они вызывали разрушения и жертвы.
Первые удары «V-1» показали, что ракеты для Англии представляют большую опасность. 18 июня прямым попаданием в Веллингтонские казармы был убит 21 человек. Через 10 дней крылатая ракета попала в здание министерства авиации и убила 198 человек. В начале июля от взрыва «V-1» в Челси погибло 124 человека. Гитлеровское командование ликовало: немецкая агентура докладывала о все новых разрушениях и жертвах.
После того как одна из крылатых бомб разорвалась в 400 м от Букингемского дворца, а ее взрывом было убито почти две сотни людей и причинены большие разрушения, генерал армии Эйзенхауэр отдал приказ: сосредоточить основные усилия бомбардировочной авиации на удары по стартовым позициям. Для этой цели было выделено 200 «летающих крепостей» ВВС США. Первоочередными объектами бомбардировок стали базы снабжения, стартовые позиции были определены как второстепенные цели. Впоследствии выяснилось, что бомбардировщики наносили интенсивные удары по объектам, которые не имели никакого отношения к ракетному оружию. К тому времени склады ракет уже размещались в тоннелях и подземных хранилищах и были неуязвимы для союзной авиации.
К началу сентября интенсивность обстрелов снизилась, ибо англо-американские войска заняли большую часть районов, где размещались стартовые позиции. Но часть позиций к тому времени уже была перемещена в юго-западную часть Голландии.
Немецкие крылатые ракеты «V-1» нанесли Англии большой ущерб: было уничтожено 24 491 жилое здание, 52 293 постройки сделаны непригодными для жилья. Было убито 5864 человека, тяжело ранено 17 197 и легко ранено 23 174 человека. В среднем на один самолет-снаряд, достигший Лондона и его окрестностей, приходилось 10 убитых и тяжелораненых. Кроме Лондона, бомбардировке подверглись Портсмут, Саутгемптон, Манчестер и другие города Англии.
Космонавты Третьего Рейха?[43]
Хорошо известно, с каким вниманием Гитлер и другие нацистские бонзы прислушивались к предсказаниям астрологов. Однако об отношении Третьего рейха к другой, столь же необычной теме, – инопланетянам, практически не говорят. Западные уфологи считают, что вопрос старательно замалчивается потому, что слишком многое из таинственного военно-технологического наследства нацистов досталось разным странам антигитлеровской коалиции.
Многие вещи, о которых пишут историки и уфологи на Западе, могут показаться чересчур фантастичными, даже абсурдными российскому читателю, воспитанному на определенных стандартах идеологии. Тем не менее стоит серьезно задуматься над многими фактами и оставшимися неразгаданными тайнами Третьего рейха.
Известно, что нацисты вели упорные и довольно успешные работы в области создания ядерной бомбы, других новейших видов вооружения, а также достигли невиданных в то время технологических высот. Ряд западных исследователей считают, что это удалось им благодаря контактам с инопланетянами, причем такие контакты носили не эпизодический, а достаточно регулярный характер.
Еще до прихода Гитлера к власти национал-социалисты активно разрабатывали ряд направлений, связанных с поисками истоков легендарных ариев и местонахождения не менее легендарной Шамбалы, в надежде получить тайные сверхзнания, способные помочь им быстро завоевать мировое господство. Для этого в Тибет и Гималаи отправлялись секретные экспедиции. Первое время они были редкими и малочисленными, но когда нацисты взяли власть в 1933 году, количество их значительно возросло. Особенно активно эта секретная работа проводилась примерно в период 1935–1939 годов. Вполне вероятно, что отдельные экспедиции отправлялись и после начала военных действий в Европе. Но практически вся документация по этим вопросам была уничтожена перед капитуляцией Германии или до сего времени находится в так и не обнаруженных тайниках.
Руководитель немецкой ракетной программы Вернер фон Браун
Уфологи не раз выдвигали гипотезу о том, что одна из нацистских экспедиций могла обнаружить потерпевшую аварию «летающую тарелку» и вступить в контакт с ее экипажем. Скорее всего это произошло в Гималаях, в одном из труднодоступных горных районов. Предлагаются и другие варианты развития событий: немцы захватили в плен экипаж потерпевшего аварию НЛО или случайно обнаружили базу инопланетян, которые никак не ожидали вторжения столь хитрых и агрессивных незваных гостей. Наиболее вероятным сценарием большинство исследователей считают версию об аварии и контакте с инопланетянами на «взаимовыгодных условиях»: пришельцы получали от немцев необходимые им для ремонта межзвездного корабля материалы, а национал-социалисты взамен обретали новые, ранее недоступные землянам знания и технологии.
Косвенным подтверждением этой версии считается то, что в условиях, когда Германию покинули многие выдающиеся ученые и существовавшие много лет научные школы практически перестали функционировать, в стране просто не могли разработать научно-технические новинки, которыми тем не менее Германия располагала. Действительно, по многим направлениям нацисты на много лет обогнали в сфере новейших технологий и видов вооружений своих основных противников по войне – богатейшие Соединенные Штаты и обладавший огромным научным потенциалом СССР.
Специалисты по военной технике и экономике указывают, например, что, имея в конце 30-х годов всего 57 субмарин, за четыре года войны Германия сумела построить на своих верфях 1163 суперсовременные (то есть в конструктивном отношении более продвинутые, чем у их противников) по тем временам подводные лодки и ввести их в строй: они приняли участие в боевых действиях. И это при острой нехватке множества стратегически важных материалов для ведения войны, в последние два года под жуткими, сметавшими с лица земли целые города бомбежками союзников?
Казалось бы, если нацисты имели контакты с внеземным разумом, они вполне могли получить возможность создать более совершенные виды оружия – типа атомных подводных крейсеров. Но надо быть реалистами и учитывать, что немцы использовали те технологии, которые могла в условиях войны в максимально сжатые сроки запустить в производство промышленность рейха. Создать флот ядерных субмарин в тех условиях было нереально, несмотря на то, что разработки ядерного оружия Германия вела очень успешно и, на счастье союзников, просто не успела закончить работы.
Зато нацисты успели создать первый реактивный истребитель, развивавший скорость до тысячи километров в час, значительно превосходивший по скорости и вооружению любые самолеты всех стран антигитлеровской коалиции. Загадка, как в 1945 году под беспрерывными бомбежками нацисты умудрились за считанные месяцы выпустить 2000 новых боевых машин и успели использовать их в боях!
Германия разработала принципиально новый тип авиационного двигателя, и многие западные эксперты абсолютно уверены: если бы фашисты запустили свой новый реактивный истребитель «Мессершмит М-163» в серию хотя бы во второй половине 1944 года, ход всей войны мог круто измениться: немцы получили бы полное господство в воздухе!
Еще один достоверный случай наблюдения НЛО, сведения о котором сохранились в архивах, произошел в 1943 году. В своем рапорте майор английских ВВС Р.Т. Холмс писал, что 14 октября во время бомбежки немецкого города Швайнфурта были замечены несколько «больших блестящих дисков». Причем они никак не реагировали на огонь, который вели по ним воздушные стрелки с бомбардировщиков. Вслед за англичанами с загадочными объектами столкнулись и американские летчики, воевавшие в Европе. Ссылки на такие случаи есть в архивах Управления разведки ВВС США, где НЛО фигурируют под названием «фу-файтеры». Так прозвали их американские летчики 415-й эскадрильи ночных истребителей-перехватчиков, действовавшей над территорией Германии зимой 1944–1945 годов.
В наши дни появились публикации, в которых авторы утверждают, что в описанных выше эпизодах речь идет о секретном оружии Третьего рейха. Делаются даже ссылки на немецких конструкторов Шривера, Хабермола, Митхе, Беллонцо, якобы с 1941 года работавших над летающими дисками. Однако видные авиационные специалисты категорически отвергли эту версию. Они привели два главных аргумента: неуязвимость и скорость неопознанных летающих объектов, которые технически недостижимы и сейчас.
Поистине удивительным было заявление, сделанное 85-летним жителем Германии Раулем Штрайхером в интервью журналу «Шпигель» в 2000 году. Старик утверждал, что титул «космонавта № 1» принадлежит не Гагарину, а ему, так как он побывал на орбите еще в 1945 году.
Еще до начала Второй мировой войны в Германии была создана сеть закрытых научно-исследовательских институтов с целью разработки и усовершенствования вооружений, а также методов воздействия на человека. В том числе в 1938 году неподалеку от Вевельсбурга, где находился главный штаб СС, был создан специализированный НИИ ракетной техники. Возглавлял исследовательский центр Вернер фон Браун, а курировал работу института рейхсмаршал Геринг, министр авиации. В стенах этого НИИ были разработаны фаустпатроны, карманный гранатомет «Панцеркнакке», а также боевые ракеты различных классов: твердотопливные одноступенчатые класса «земля-земля», зенитные, ракетный комплекс «Фау-3».
Именно на последний нацисты возлагали большие надежды и, как выяснилось, не ошиблись. Крылатая ракета А-9/А-10, входившая в состав комплекса, могла использоваться как межконтинентальная (Гитлер планировал летом 1945 года уничтожить Нью-Йорк) либо как космическая. Объединив их между собой, конструкторы Третьего рейха получили гибридную двухступенчатую ракету А-9/А-10 с дальностью полета 4500 километров, что позволяло достичь территории США, доставив к цели б