Выдающиеся советские полководцы Великой отечественной войны 1941-1945 годов
Выдающиеся советские полководцы Великой отечественной войны 1941-1945 годов
Жуков Георгий Константинович (1896 - 1974)
Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, награжден двумя орденами «Победа». Участник гражданской войны, участвовал в разгроме кулацко-эсеровского мятежа в Тамбовской губернии в должности командира кавалерийского эскадрона. Участник боев в МНР на р. Халхин-Гол в 1939 году в должности командующего советской армейской группой войск, которая разгромила вторгшиеся на территорию МНР японские войска. Был командующим Киевским особым военным округом. Великую Отечественную войну начал в звании генерала армии в должности начальника Генерального штаба. Был членом Ставки Верховного Главнокомандования.
С августа 1941-го командовал войсками Резервного, Ленинградского, Западного фронтов. В 1942 году был назначен заместителем Верховного Главнокомандующего и 1-м заместителем Наркома обороны. В 1944-1945 годах командовал 1-м Украинским и 1-м Белорусским фронтами. По поручению ВГК подписал Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Принимал Парад Победы в Москве 24 июня 1945 года. Внес огромный вклад в организацию и проведение ряда выдающихся сражений и операций Великой Отечественной войны.
После войны Маршал Советского Союза Г. К. Жуков являлся главнокомандующим Группой советских войск в Германии. С марта 1946 года - главнокомандующий Сухопутными войсками и заместитель министра Вооруженных Сил СССР. С августа 1946 года и до марта 1953 года командовал войсками Одесского и Уральского военных округов. С марта 1953 года -1-й заместитель министра обороны СССР, а с февраля 1955 года - министр обороны СССР до октября 1957 года.
Награды: Герой Монгольской Народной Республики, 6 орденов Ленина, орден Октябрьской Революции, 3 ордена Красного Знамени, 2 ордена Суворова 1-й степени, орден Тувинской Республики, многие медали Советского Союза, ордена иностранных государств. Награжден Почетным оружием. В городе Москве сооружен памятник великому полководцу.
НАГРАДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
ОРДЕНА И МЕДАЛИ ВОВ
ОРДЕН АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Диаметр — 50 мм
Материал — серебро
Дата учреждения: 29 июля 1942 года
Первое награждение: 5 ноября 1942 года
Количество награждений: 42 165
В конкурсе на рисунок ордена Александра Невского победил архитектор И. С. Телятников. Художник использовал кадр из незадолго до того вышедшего на экраны фильма «Александр Невский», где в главной роли снялся советский актер Николай Черкасов. Его профиль в этой роли был воспроизведен на рисунке будущего ордена. Медальон с портретным изображением Александра Невского находится в центре пятиконечной красной звезды, от которой отходят серебряные лучи; по краям—древние русские воинские атрибуты—скрещенные бердыши, меч, лук и колчан со стрелами.
Согласно статуту орденом награждались офицеры Красной Армии (откомандира дивизии до командира взвода) за проявленную инициативу по выбору удачного момента для внезапного, смелого и успешного нападения на врага и нанесение ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск; за успешное выполнение боевого задания с уничтожением полностью или большей части превосходящих сил противника; за командование артиллерийским, танковым или авиационным подразделением, нанесшим тяжелый урон противнику.
Всего за годы войны орденом Александра Невского было произведено более 42 тысяч награждений советских воинов и около 70 иностранных генералов и офицеров. Более 1470 воинских частей и соединений получили право прикрепить этот орден к боевому знамени.
ОРДЕН КУТУЗОВА
I степени
Дата учреждения: 29 июля 1942 года
Первое награждение: 28 января 1943 года
Количество награждений: I степень — 675
II степень — 3326
III степень — 3328
ОРДЕН КУТУЗОВА
II степени
ОРДЕН КУТУЗОВА
III степени
Орден Кутузова (проект художника Н. И. Москалева) I степени мог получить командующий фронтом, армией, его заместитель или начальник штаба за хорошую организацию вынужденного отхода крупных соединений с нанесением контрударов противнику, выводом своих войск на новые рубежи с малыми потерями; за умелую организацию операции крупных соединений по борьбе с превосходящими силами противника и сохранение своих войск в постоянной готовности к решительному наступлению.
В основу статута положены боевые качества, которые отличали деятельность великого полководца М. И. Кутузова — умелая оборона, изматывание противника и затем переход в решительное контрнаступление.
Одним из первых орденов Кутузова II степени был вручен генерал-майору К. С. Мельнику, командующему 58-й армией, оборонявшей участок Кавказского фронта от Моздока до Малгобека. В трудных оборонительных боях, измотав основные силы противника, армия К. С. Мельника перешла в контрнаступление и, взломав линию обороны врага, вышла с боями в район Ейска.
В положении об ордене Кутузова III степени есть такой пункт: орден может быть дан офицеру «за умелую разработку плана боя, обеспечившего четкое взаимодействне всех родов оружия и успешный его исход».
ОРДЕН СУВОРОВА
I степени
Дата учреждения: 29 июля 1942 года
Первое награждение: 28 января 1943
Количество награждений: 7267
ОРДЕН СУВОРОВА
II степени
ОРДЕН СУВОРОВА
III степени
В июне 1942 года было принято решение об учреждении орденов, названных в честь великих русских полководцев—Суворова, Кутузова и Александра Невского. Этими орденами могли награждаться генералы и офицеры Красной Армии за отличие в сражениях с фашистами, за умелое руководство боевыми действиями.
I степень ордена Суворова вручалась командующим фронтами и армиями, их заместителям, начальникам штабов, оперативных управлений и родов войск фронтов и армий за отлично организованную и проведенную операцию в масштабах армии или фронта, в результате которой противник разгромлен или уничтожен. Особо оговаривалось одно обстоятельство—победа должна была быть одержана меньшими силами над численно превосходящим противником, по знаменитому суворовскому правилу: «Врага бьют не числом, а умением».
Орденом Суворова II степени мог быть награжден командир корпуса, дивизии или бригады, а также его заместитель и начальник штаба за организацию разгрома корпуса или дивизии, за прорыв современной оборонительной полосы противника с последующим его преследованием и уничтожением, а также за организацию боя в окружении, выход из окружения с сохранением боеспособности своих частей, их вооружения и техники. Знак II степени мог так же получить командир бронетанкового соединения за глубокий рейд в тыл противника, «в результате которого противнику нанесен чувствительный удар, обеспечивающий успешное выполнение армейской операции».
Орден Суворова III степени предназначался для награждения командиров полков, батальонов и рот за умелую организацию и осуществление победного боя с меньшими, чем у противника, силами.
ОРДЕН БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО
I степени
Диаметр: 55 мм
Дата учреждения: 10 октября 1943 года
Первое награждение: 28 октября 1943 года
Количество награждений: 8451
ОРДЕН БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО
II степени
ОРДЕН БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО
III степени
Летом 1943 года Советская армия готовилась к освобождению Советской Украины. Идея о награде, носящей имя выдающегося украинского государственного деятеля и полководца, принадлежит кинорежиссеру А. П. Довженко и поэту М. Бажану. Лучшим был признан проект Пащенко. Основной материал для ордена I степени—золото, II и III—серебро. Cтатут ордена утвержден вместе с Указом об учреждении ордена 10 октября 1943 года. Орденом Богдана Хмельницкого награждались бойцы и командиры Красной Армии, а также партизаны за отличие в боях при освобождении советской земли от фашистских захватчиков.
Орден Богдана Хмельницкого I степени мог получить командующий фронтом или армией за успешную, с применением умелого маневра операцию, в результате которой освобожден от врага город или район, причем неприятелю нанесено серьезное поражение в живой силе и технике.
Орден Богдана Хмельницкого II степени мог заслужить офицер от командира корпуса до командира полка за прорыв укрепленной полосы противника, успешный рейд в тыл врага.
Орден Богдана Хмельницкого III степени могли получить наряду с офицерами и партизанскими командирами сержантский, старшинский состав и рядовые бойцы Красной Армии и партизанских отрядов за проявленную в боях смелость и находчивость, способствовавшие выполнению поставленной боевой задачи.
Всего орденом Богдана Хмельницкого произведено около восьми с половиной тысяч награждений, в том числе первой степенью—323, второй—около 2400 и третьей—более 5700. Свыше тысячи воинских частей и соединений получили орден как коллективную награду.
ОРДЕН СЛАВЫ
I степени
Диаметр: 46 мм
Дата учреждения: 8 ноября 1943 года
Первое награждение: 28 ноября 1943 года
Количество награждений: более 1 млн.
ОРДЕН СЛАВЫ
II степени
ОРДЕН СЛАВЫ
III степени
В октябре 1943 года проект Н. И. Москалева был одобрен Верховным Главнокомандующим. Одновременно утвержден предложенный художником цвет ленты будущего ордена Славы—оранжево-черная, повторяющая цвета самой почетной боевой награды дореволюционной России—ордена святого Георгия.
Орден Славы учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года. Он имеет три степени, из которых высшая I степень—золотая, а II и III—серебряные (у второй степени был позолочен центральный медальон). Этот знак отличия мог быть выданы за личный подвиг на поле боя, выдавались в порядке строгой последовательности—от низшей степени к высшей.
Орден Славы мог получить тот, кто первым ворвался в расположение противника, кто в бою спас знамя своей части или захватил вражеское, кто, рискуя жизнью, спас в сражении командира, кто сбил из личного оружия(винтовки или автомата) фашистский самолет либо уничтожил до 50 вражеских солдат и т. д.
Всего за отличие в годы Великой Отечественной войны было выдано около миллиона знаков ордена Славы III степени, более 46 тысяч — II степени и около 2600 — I степени.
ОРДЕН«ПОБЕДА»
Общий вес — 78 г:
Материал:
платина — 47 г,
золото — 2 г,
серебро — 19 г,
рубины — 25 карат,
бриллианты — 16 карат.
Дата учреждения: 8 ноября 1943 года
Первое награждение: 10 апреля 1944 года
Последнее награждение: 9 сентября 1945 года
(20 февраля 1978 года)
Количество награждений: 20 (19)
Указом от 8 ноября 1943 года был учрежден орден, утверждены его статут и описание знака. В статуте было сказано: «Орденом «Победа», как высшим военным орденом, награждаются лица высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение таких боевых операций, в масштабе нескольких или одного фронта, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Красной Армии».
Всего за годы Великой Отечественной войны было произведено 19 награждений орденом «Победа». Дважды его получили Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин, маршалы Г. К. Жуков и А. М. Василевский. По одному ордену заслужили за искусное руководство войсками маршалы И. С. Конев, К. К. Рокоссовский, Р. Я. Малиновский, Ф. И. Толбухин, Л. А. Говоров, С. К. Тимошенко и генерал армии А. И. Антонов. Маршал К. А. Мерецков награжден за отличие в войне с Японией.
Кроме того, советским военным орденом были отмечены пять иностранных военачальников за вклад в общую победу над фашизмом. Это Верховный Главнокомандующий Народноосвободи тельной армией Югославии маршал Броз Тито, Верховный Главнокомандующий Войска Польского маршал М. Роля-Жи-мерский, Верховный Главнокомандующий союзными экспедиционными вооруженными силами в Западной Европе генерал армии Д. Эйзенхауэр, командующий войсками группы армий в Западной Европе Б. Монтгомери и бывший король Румынии Михай.
ОРДЕН НАХИМОВА
I степени
Дата учреждения: 3 марта 1944 года
Первое награждение: 16 мая 1944 года
Количество награждений: более 500
ОРДЕН НАХИМОВА
II степени
Художник Б. М. Хомич.
Учреждён 3 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР:«Об учреждении военных орденов: ордена Ушакова I и II степени и ордена Нахимова I и II степени».
Орден Нахимова выдавался «за выдающиеся успехи в разработке, проведении и обеспечении морских операций, в результате которых была отражена наступательная операция противника или обеспечены активные операции флота, нанесен противнику значительный урон и сохранены свои основные силы; за успешную оборонительную операцию, в результате которой противник был разгромлен; за хорошо проведенную противодесантную операцию, нанесшую врагу большие потери; за умелые действия по обороне от противника своих баз и коммуникаций, приведшие к уничтожению значительных сил врага и срыву его наступательной операции».
ОРДЕН УШАКОВА
I степени
Дата учреждения: 3 марта 1944 года
ОРДЕН УШАКОВА
II степени
Учреждён в 1944 году. Художник Б. М. Хомич.
Орден Ушакова является высшим по отношению к ордену Нахимова. Орден Ушакова подразделяется на две степени. I степень ордена Ушакова изготавливалась из платины, II — из золота. Для ордена Ушакова были взяты цвета Андреевского военно-морского флага дореволюционной России — белый с голубым. Учреждён 3 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР: «Об учреждении военных орденов: ордена Ушакова I и II степени и ордена Нахимова I и II степени».
Орден Ушакова мог быть выдан за активную успешную операцию, в результате чего достигнута победа над численно превосходящим противником. Это могло быть морское сражение, в результате которого уничтожены значительные силы врага; успешная десантная операция, приведшая к уничтожению береговых баз и укреплений противника; смелые действия на морских коммуникациях фашистов, в результате которых потоплены ценные боевые корабли и транспорты противника. Всего орден Ушакова II степени был вручен 194 раза. Среди частей и кораблей ВМФ 13 имеют на своих знаменах эту награду.
При подготовке этой страницы использованы материалы со следующих сайтов:
http://ru.wikipedia.org
http://gym6.narod.ru/1/63/index.htm
Танк ИС-2 | |
Штурмовик Ильюшина (Ил-2) | |
Пистолет-пулемет Шпагина (ППШ-41) | |
Ручной пулемет ДП-27 (Дегтярева Пехотный) | |
Истребитель Яковлева (ЯК-3) | |
Пушка ЗИС-3 | |
Танк Т-34 | |
БМ-13 («Катюша») – установка реактивного огня | |
Истребитель Лавочкина (Ла-5) | |
Противотанковое ружье Дегтярева (ПТРД) |
1. "Штурм Сапун-горы". Мальцев П.Т.
2. "Лихолетье". Присекин Н.С.
3. "Победа". Моисеенко Е.Е.
4. "Враг остановлен". Усыпенко Ф.П.
5. "Ночной бой". Усыпенко Ф.П.
6. "В районе Корсунь-Шевченковской операции". Кривоногов П.А.
7. "На Курской Дуге". Кривоногов П.А.
8. "Сестрица". Самсонов М.И.
9. "Без вести пропавший". Горский А.П.
10. "Капитуляция". Кривоногов П.А.
11. "Победители". Антонов К.М.
12. "За Родину!". Широков А.
13. "Защитники Брестской крепости". Кривоногов П.А.
14. "Товарищи". Тарелкин Б.И.
15. "Зло мира". Щербаков Б.В.
16. "Оборона Севастополя". Дейнека А.А.
17. "Сбитый ас". Дейнека А.А.
18. "Конец". Кукрыниксы.
19. "Последний бой на 35 батарее". Шорохов А.Ф.
20. "Часовой. Детство отменённое войной". Толочко В.И.
22. Диарама "Сталинградская битва". Авторы работы: Бут Н.Я., Жигимонт П.И., Мальцев П.Т., Марченко Г.И., Самсонов М.И., Усыпенко Ф.П.
23. Диарама "Блокада Ленинграда". Корнеев Е.А.
24. Диарама "Штурм Берлина". Сибирский В.М.
25. "Жажда". Шорохов А.Ф.
26. "Прощание Славянки". Васильев К.А.
27. "Парад Победы". Присекин С.Н.
28. "Победа". Кривоногов П.А.
Искусство в годы Великой Отечественной войны
Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Вооруженная до зубов гитлеровская армия, несмотря на мужественное сопротивление советских войск, продвигалась вперед. Смертельная опасность нависла над нашей Родиной. От каждого советского гражданина, на каком бы посту он ни находился: в траншее переднего края или у доменной печи, за штурвалом боевого самолета или за рулем трактора, — требовалась беспредельная самоотверженность, честное служение Родине.
«Все для фронта, все для победы!» Эти слова стали девизом жизни и работы советских людей.
По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом.
Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»
В первые же дни Отечественной войны были созданы «Окна ТАСС». В них сотрудничали поэты Д. Бедный, Маршак, Лебедев-Кумач, Кирсанов, художники Ефимов, Кукрыниксы, Горяев, Черемных. Плакаты «Окон ТАСС» знала вся страна; толпы москвичей собирались у витрин, ожидая нового выпуска. Размноженные в уменьшенном формате, они доставлялись на фронт, самолеты в виде листовок разбрасывали их над оккупированными городами и селами, внушая людям веру в нашу победу. Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет».
Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката — Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг — защитить Отечество.
Тяжелы были первые месяцы войны. Враг теснил нашу армию, захватил Белоруссию, Украину, Прибалтику, кольцом блокады окружил Ленинград, подбирался к окрестностям Москвы. На занятой территории гитлеровцы истребляли советских людей, жгли деревни, насильно увозили молодежь на немецкую каторгу.
С плаката художника Д. Шмаринова «Отомсти» смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках — тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование — отомсти!
Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!»
Многократно повторенный на фанерных щитах у фронтовых дорог, на стенах домов, на почтовых открытках этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий.
...Женщина держит на руках прильнувшего к ней мальчика. Из-под белого платка выбились волосы, ненавистью и болью сведены брови, страдальчески опущены уголки губ. Ребенок в страхе крепко прижался к матери. Слева наискосок к центру, прямо в сердце матери направлен штык гитлеровского солдата. Ни одной лишней детали. Даже кулачок ребенка упрятан под платок. Фигуры матери и сына даны в погрудном изображении, как бы выплывающими из тьмы в неверном колеблющемся свете пожарища.
Обагренный кровью безжалостный фашистский штык и молодая мать, готовая своим телом прикрыть сына, производили неизгладимое впечатление. Не случайно художник Корецкий получал от незнакомых ему фронтовиков сотни взволнованных писем, в которых солдаты клялись изгнать врага из советской земли, освободить свой народ из фашистской неволи.
Корецкий в этой работе мастерски использовал возможности фотографии с тем, чтобы придать изображению характер подлинной достоверности. Ему удалось избежать натурализма, излишней детализации, свойственной многим фотомонтажам.
Лаконичность, строгость в отборе выразительных средств, суровое черно-красное цветовое решение, огромная сила эмоционального воздействия сделали этот плакат значительным произведением советского изобразительного искусства, не имеющим себе равных среди плакатов военного времени.
После неудач и поражений первого года войны наша страна познала и радость побед.
Изменилась тематика советского военного плаката. Больше стало в нем светлых и радостных настроений, вызванных предчувствием близкой победы, все чаще звучал призыв не только освободить советскую землю от врага, но и принести свободу народам Европы. Участникам войны хорошо памятен плакат художника В. Иванова «Пьем воду родного Днепра».
...Широко и привольно течет Днепр по родной земле. Пламенеет в зареве дымных пожарищ предрассветное небо, отраженное в темной и спокойной водной глади. Вдали виднеется только что наведенная саперами переправа. По ней нескончаемым потоком движутся на правый берег танки, автомашины. На переднем плане — крупная фигура советского воина. Он зачерпнул каской прохладную, пахнущую лозняком и речной свежестью днепровскую воду, бережно поднес ее ко рту и медленно пьет, наслаждаясь каждым глотком.
Искренняя взволнованность и лиричность, сыновняя любовь к матери-Родине, звучащие в этом плакате, сделали его любимым произведением народа.
Последние плакаты Отечественной войны посвящены победоносным завершающим сражениям. Они прославляют героический подвиг советского народа, ценой великих жертв спасшего человечество от фашистского рабства.
Советские художники-плакатисты выполнили в годы войны свой патриотический долг, создав замечательную по своим художественным и идейным достоинствам летопись борьбы и побед, которая никогда не забудется нашим народом.
Не только средствами идеологического оружия сражались с врагом художники нашей страны. Многие из них стали солдатами Советской Армии. Они участвовали в борьбе с фашистами в составе боевых частей действующей армии, партизанских отрядов, народного ополчения. Но и на фронте они не переставали быть художниками. В свободное от боевых операций время они не расставались с походными альбомами, делая беглые зарисовки, набрасывая эскизы, композиции будущих картин.
Портреты героев-воинов, сатирические рисунки, фронтовые наброски, появляясь в газетах и боевых листках, способствовали укреплению боевого духа советских воинов.
За годы войны выросло много новых талантливых художников, активно включившихся в творческую работу.
В самые суровые дни 1942 года, когда враг подходил к столице, в Москве и Ленинграде были открыты художественные выставки. Идеи патриотизма определяли содержание искусства этого периода. Пафос героики, прославления советского человека-победителя звучал в живописных полотнах художников военных лет.
О стойкости и мужестве советских людей, о героизме и бесстрашии советской женщины-матери рассказал художник С. В. Герасимов в картине «Мать партизана» (1943).
Бессмертный подвиг Зои Космодемьянской вдохновил художников Кукрыниксов на создание картины «Таня».
О зверствах фашистов, об их надругательстве над советскими людьми поведали художники А. А. Пластов в картине «Фашист пролетел» (1942),
Г. Г. Ряжский «В рабство» (1942), Т. Г. Гапоненко «После изгнания немцев» (1943—1946).
О простых советских людях, скромных тружениках, честно и преданно выполняющих свой долг, рассказал молодой художник Б. М. Неменский в картине «Мать» (1945). Он создал образ матери, для которой каждый воин Советской Армии — родной сын.
Образ женщины-матери поднимается до символического звучания матери-Родины в картине Ф. С. Богородского «Слава павшим героям».
Война заставила по-новому, более глубоко и серьезно ощутить ценность всего того, на что посягал враг, что он хотел отнять и уничтожить.
Для того чтобы отразить самоотверженную и героическую борьбу народа, искусству нужны были особая глубина и сила выявления чувства, повышенная эмоциональность, проникновение во внутреннюю жизнь человека, в смысл явлений. Надо было не просто иллюстрировать отдельные факты и события, а создавать образы, несущие в себе большие чувства, переживания, отвечающие высокому патриотическому подъему советского народа.
В годы Великой Отечественной войны у советских художников, как и у всего народа, с особенной силой проявилось патриотическое чувство, интерес к национальному прошлому нашей Родины, к ее лучшим вековым традициям.
Исторической победе русского народа в Куликовской битве посвятил свою картину «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943) известный баталист М. И. Авилов.
Ряд картин на исторические темы написал в годы войны художник П. П. Соколов-Скаля. Самая значительная из них — «Иван IV в Ливонии. Взятие крепости Кокен Гаузен» (1940— 1942) — посвящается победе русского народа над ливонскими псами-рыцарями.
Старейший советский художник Н. П. Ульянов создал образ великого русского полководца М. И. Кутузова в картине «Лористон в ставке Кутузова» (1945).
Народный художник РСФСР Е. Е. Лансере написал гуашью серию небольших картин, объединенных общим названием «Трофеи русского оружия». Автор задумал показать великие победы русского оружия в различные исторические эпохи: «После Ледового побоища», «На Куликовом поле», «Полтавская победа», «1812 год» и т. д. Смерть помешала художнику завершить эту интересную работу.
Благородную задачу воплотить в искусстве образы наших великих предков, чьи исторические подвиги вдохновляли советских людей на борьбу с врагом, поставили перед собой многие мастера искусства.
Образ Александра Невского, человека могучей воли, глубоко преданного Родине, создал художник П. Д. Корин (1942).
«Я писал его, — рассказывает художник, — в суровые годы войны, писал непокорный гордый дух нашего народа, который «в судный час своего бытия» встал во весь свой гигантский рост».
Темы исторического прошлого тесно переплетались с темами героического настоящего. Художники были свидетелями и непосредственными участниками стремительных атак и боевых штурмов, тяжелых военных походов и кровопролитных сражений. Время не ждало. Надо было писать по живым впечатлениям. Художники работали, напрягая все силы. Картины не всегда удавались, некоторым из них не хватало глубины раскрытия темы, силы обобщения. Но ни у одной из них нельзя было отнять главного — искренности и страстности, сознания высокого патриотического долга.
Картину победоносного наступления советских войск запечатлел в одном из первых батальных полотен военных лет художник В. Н. Яковлев («Бой под слободой Стрелецкой», 1942).
Художник А. А. Дейнека в картине «Оборона Севастополя» (1943) показал небывалую отвагу и стойкость моряков — защитников города-героя.
Им же были написаны картины «Сбитый фашистский ас», «Авиационный десант на Днепре» и другие.
В тяжелые дни блокады художники Ленинграда ни на один день не прекращали работы. О мужестве, необычайной силе воли, исключительном упорстве и терпении ленинградцев, героически переносивших непомерные тяготы жизни в условиях осажденного города, рассказывали они в своих полотнах.
Торжеством великой победы Советской Армии над врагом проникнута большая батальная картина «Прорыв блокады 18 января 1943 года», написанная коллективом ленинградских художников в составе А. А. Казанцева, И. А. Серебряного, В. А. Серова.
Картина изображает радостный момент соединения войск двух фронтов. Она была создана художниками вскоре после прорыва блокады, когда в памяти людей еще свежи были недавние переживания и горести, когда сама земля еще хранила следы ожесточенных сражений.
В годы Отечественной войны выдвинулись многие молодые художники, для которых работа над батальными темами явилась большой и плодотворной школой идейного и творческого роста.
В числе их наиболее ярко проявили себя воспитанники студии военных художников имени Грекова. Основанная в 1934 году как учебная, в дни войны она превратилась в боевой коллектив военных художников-профессионалов. Их работа протекала на передовых линиях фронта. Студийцы были непосредственными участниками подмосковных боев, великой битвы на Волге, форсирования Днепра и штурма Берлина.
Среди этой талантливой молодежи особенно выдвинулся живописец-баталист П. А. Кривоногов. В 1945 году он создал картину «Корсунь-Шевченковский», в которой запечатлел одно из больших сражений в районе Правобережной Украины, во время которого было окружено и уничтожено 11 немецких дивизий. Художник был свидетелем этой операции, что обусловило жизненную достоверность и документальную точность картины.
Наряду с историческим, батальным и бытовым жанрами видное место в советской живописи военных лет принадлежало портрету и пейзажу.
Высокого расцвета достигло искусство художника А. М. Герасимова. В 1944 году им было написано одно из лучших произведений — групповой портрет старейших русских художников В. Н. Мешкова, И. Н. Павлова, В. К. Бялыницкого-Бируля и В. Н. Бакшеева.
Автору удалось передать неповторимое своеобразие каждого и вместе с тем раскрыть то общее, что свойственно всем, — жизнерадостность, душевность, сердечность в отношении к людям.
Целую галерею портретов белорусских партизан оставил нам художник Ф. А. Модоров. Здесь люди различных возрастов и званий, известные прославленные командиры и рядовые участники партизанских рейдов. Художник сосредоточил внимание на раскрытии внутреннего мира каждого, любовно написал их мужественные простые лица.
Новыми чертами отмечена также пейзажная живопись. В военный пейзаж художники вложили взволнованные чувства советских патриотов. Они показали сожженные врагом мирные села и города, варварски разрушенные памятники культуры. Грозное дыхание войны наполнило эти пейзажи героическим звучанием.
Во всенародной борьбе с врагом приняли участие не только живописцы, но и мастера скульптуры.
Отечестве