Пятый крестовый поход (1217-1221).

На 4-м Латеранском соборе в 1215 папа Иннокентий III объявил новый крестовый поход (иногда его рассматривают в качестве продолжения 4-го похода, и тогда последующая нумерация смещается). Выступление было намечено на 1217, его возглавили номинальный король Иерусалима Иоанн Бриеннский, король Венгрии Андрей (Эндре) II и др. В Палестине военные действия шли вяло, однако в 1218, когда прибыли новые подкрепления из Европы, крестоносцы перенесли направление удара на Египет и захватили город Дамиетту, находившийся на берегу моря. Египетский султан предложил христианам уступить Иерусалим в обмен на Дамиетту, но папский легат Пелагий, ожидавший подхода с востока легендарного христианского «царя Давида», не дал на это согласия. В 1221 крестоносцы предприняли неудачный штурм Каира, попали в тяжелое положение и были вынуждены сдать Дамиетту в обмен на беспрепятственное отступление.

Шестой крестовый поход (1228-1229).

Этот крестовый поход, иногда его называют «дипломатическим», возглавил Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы. Королю удалось избежать военных действий, путем переговоров он (в обмен на обещание оказать поддержку одной из сторон в межмусульманской борьбе) получил Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229 Фридрих короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновь завоеван мусульманами.

Седьмой крестовый поход (1248-1250).

Его возглавил французский король Людовик IX Святой. Военная экспедиция, предпринятая против Египта, обернулась сокрушительным поражением. Крестоносцы взяли Дамиетту, но на пути к Каиру были наголову разбиты, а сам Людовик попал в плен и вынужден был заплатить за свое освобождение огромный выкуп.

Восьмой крестовый поход (1270).

Не вняв предостережениям советников, Людовик IX вновь пошел войной на арабов. На сей раз он направил удар на Тунис в Северной Африке. Крестоносцы оказались в Африке в самое жаркое время года и пережили эпидемию чумы, погубившей самого короля (1270). С его смертью завершился этот поход, ставший последней попыткой христиан освободить Святую Землю.

Военные экспедиции христиан на Ближний Восток прекратились после того, как мусульмане взяли Акру в 1291. Однако в Средние века понятие «крестовый поход» применялось к различного рода религиозным войнам католиков против тех, кого они считали врагами истинной веры или церкви, эту веру воплощавшей, в том числе к Реконкисте - продолжавшемуся семь столетий отвоеванию Пиренейского полуострова у мусульман.

Заключение

Крестовые походы, как военно-религиозная акция в конечном итоге закончилась провалом. Крестоносцам, прежде всего предстояло решить политическую задачу при помощи оружия. Эта задача заключалась в захвате новых территорий и установлению власти христиан на Востоке, с чем они, конечно, не справились. Но тем не менее крестовые походы представляют целый этап в развитии западноевропейского общества.

В сущности, четвертым крестовым походом заканчивается большое военно-колониальное движение на Восток. Конечно, большую роль в провале кампании сыграло здесь политическое объединение Востока под властью египетских султанов и усиление отпора крестоносцам.

Но все же главной причиной были экономические и политические перемены в жизни Западной Европы. К XIII в. всюду в Европе наблюдается значительный рост производственных сил. Улучшилась техника сельского хозяйства, всюду распространяется техника трехполье. Крестьян частично начали переводить на денежную форму феодальной ренты. Денежная рента открывала, по крайне мере для зажиточного крестьянства, возможность повышения производительности своего хозяйства и возможность известного накопления.

Некоторые, в частности венецианцы, генуэзцы, провансальские и каталонские, купцы заключали выгодные договоры с мусульманскими государями и не нуждались больше в помощи крестоносцев.

Словом, у всех общественных классов, принимавших участие в первых крестовых походах к рассматриваемому периоду (этот рубеж наступил после четвертого крестового похода, то чем уже говорилось) ослабел интерес к рискованным заморским предприятиям. Все выше изложенное и послужило причиной окончания целой эпохи средневековья –эпохи крестовых походов. Теперь конкретизируем выводы:

Для Европы крестовые походы означали прежде всего огромные человеческие жертвы, при отсутствии каких-либо видимых территориальных приобретений. Кто действительно, оказался в выигрыше, так это Венеция и Генуя. Венецианцы и Генуэзцы остались господами в средиземноморской торговле. Генуя обосновалась в византийских владениях, создала ряд торговых факторий на берегах Черного моря. Венеция завязала тесные отношения с Египтом. За счет торговой монополии происходило громадное обогащение. Спрос на шелка, пряности, жемчуг, которые итальянские купцы ввозили в Западную Европу, приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. Все это способствовало зарождению финансовой аристократии, развитию банковского дела и созданию предпосылок для капиталистических отношений.

Для церкви, крестовые походы означали в конечном итоге падение ее авторитета. Неслучайно, после четвертого крестового похода ни феодалы, ни простой народ практически не реагировали на призывы пап. Четвёртый крестовый поход дискредитировал власть папы. Деловые интересы нередко оказывались выше религиозных соображений, заставляя крестоносцев пренебрегать папскими запретами и вступать в деловые и даже дружеские контакты с мусульманами.

Феодалы и крестьяне. Побывавшие на Востоке рыцари уже не довольствовались грубой домотканой одеждой и плохим вином, выжатым на своих виноградниках, не удовлетворялись своими тесными замками. Потребности их теперь увеличились, а вместе с тем умножились способы удовлетворения их благодаря росту товарооборота с Востоком, откуда привозились предметы роскоши, дорогие и редкие вина, а так же пряности, на которые был большой спрос в высших классах европейского общества.

Для крестьян в первое время крестовые походы принесли известное облегчение. Феодалы, отправляясь в крестовые походы, нуждались в деньгах и поэтому нередко шли на освобождение крестьян от личной зависимости за плату. Крестьянам иногда удавалось на выгодных условиях выкупиться от господ или же облегчить свои повинности. Они пользовались отсутствием феодалов для облегчения своего положения. Но это было лишь временное улучшение, за которым обычно следовало усиление давления на крестьян.

Таким образом, цель данной работы – установление хронологии Крестовых походов и их значения – выполнена.

Наши рекомендации