Беда сегодняшнего мира - сепаратные войны

•«Слово о полку Игореве»

Идейный пафос «Слова…» хорошо известен, он заключается в призыве прекратить междоусобные раздоры, призыве к единству действий. Вообще народ всегда сознавал, что его сила в единстве, и эта идея была народна по своему содержанию. Не утратила эта идея своего значения и в наше время, когда многие страны объяты огнем междоусобной войны.

Сепаратный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославовича со своими родичами имел катастрофические последствия: это дало возможность половецким полчищам проникнуть в глубь русских княжеств и принести населению страшные беды. И автор осуждает этот поход, используя солнечную символику. Символический смысл затмения ясен: расплата неминуема, и она уже настигает князей. Князья перестали излучать солнечное благо, их княжеская судьба погасла. В этом символе обозначены и скорбь, и осуждение. Когда же Игорь освободился из плена и на Руси установился мир, когда стали «страны ради, гради весели». Автор заканчивает повесть образом солнечной символики, но уже жизнеутверждающей и оптимистичной: «Солнце светится в небесе, Игорь князь в Русской земле».

10. Война без прикрас (документальная литература)

•А. Адамович, Д. Гранин, «Блокадная книга» (эпизоды)

На большом фактическом материале — документах, письмах, воспоминаниях ленинградцев, переживших блокаду, — авторы рассказывают о мужестве защитников города, о героических и трагических днях обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. В книге звучат живые голоса переживших ужасы войны. Это правда войны, без прикрас, без глянца, именно поэтому книга «продиралась» через жесткую советскую цензуру, её первое издание невозможно было найти в библиотеках.

Собранные вместе, эти свидетельства обретают особую силу и, по словам, А.Адамовича, «народную память, состоящую из множества правдивых рассказов, сводят в фокус…»

Женщина на войне

•С. Алексиевич «У войны не женское лицо» (эпизоды)

Вслед за авторами упомянутой выше книги живые свидетельства людей, прошедших сквозь огонь войны, записала С. Алексиевич. Только обратилась она к тем, кому на войне, казалось бы, совсем не место, к женщинам – бывшим саперам и летчицам, медсестрам и прачкам, - к женщинам, что вместе с мужчинами держали фронт. Так возникла книга «У войны - не женское лицо», обладающая силой особого эмоционального воздействия, вызывающая чувство величайшей благодарности и одновременно неизбывной вины перед ними – сестрами, невестами, женами, которые прошли через войну.

Блокада Ленинграда

•Ф. Абрамов «Потомок Джима».

•Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова».

В. Быков: Его батальон, Знак беды, Круглянский мост, Обелиск, Облава, Пойти и не вернуться, Сотников

1. Между жизнью и смертью (тема нравственного выбора на войне)

2. Тема любви в произведениях о Великой Отечественной войне

3. Дети и война

4. 891 день мужества ленинградцев

5. Мемориал - памятник с особым значением (В. Быков «Обелиск»)

6. "По ком звонит колокол"

7. Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?

8. Значение войн для государства и для человека

9. Правда о войне

10. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А.П. Платонов)

11. «Ах, война, что ты сделала, подлая?..» (Б. Окуджава)

12. «У войны не женское лицо» (Светлана Алексиевич)

13. Тема военного детства в русской прозе.

14. «Я ушла и з детства в грязную теплушку» (Юлия Друнина)

15. «Мы были высоки, русоволосы» (Н.П. Майоров)

16. «Война такое зло, что не бывает совсем не пострадавших на войне»

17. Человек на войне

18. «Твой подвиг вовек не забудут в народе»

19. «От героев былых времен не осталось порой имен» (Евгений Агранович)

20. «Ко всему привыкший сорок первый год» (Ю. Друнина)

21. «ПОДНИМАЛИСЬ МАЛЬЧИКИ ПО СВИСТКУ В АТАКУ» (И. Карпов)

22. «Не сможет позабыться страх» (Б. Пастернак)

23. «Призвал нас к бою воинский закон» (К. Симонов)

24. «Не выпускай, боец, винтовки, пока не отомстишь врагу» (С. Маршак)

25. «Нам в сорок третьем выдали медали, и только в сорок пятом — паспорта» (Ю. Воронов)

26. « В ярости рыдала мать- земля ( Муса Джалиль)

27. « Солдаты помнят все бои» (Юлич)

28. «Война людьми забудется, землею - никогда!» (М. Алигер)

29. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (по М.Ю. Лермонтову, Л.Н. Толстому)

30. Трагическое и героическое в литературе XIX (XX) века о войне

III. Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Есть ли душа у природы или она бездушное материальное начало? Если так, то между человеком и природой возведена непреодолимая стена. Но почему мы в минуту трудную обращаемся к силам природы, очевидно, что человек и природа едины, они наделены душой, чувствами и языком. В произведениях русских и европейских писателей изображение природы выполняет разные функции: она может быть фоном действия, местом действия, отражением психологии героя. Природа и её существование становятся источником для решения вечных вопросов бытия. Кто есть человек, и какова его сущность; человек и высшее надмирное начало, что есть жизнь и смерть. Изменения в природе – источник переживаний человеком эстетических эмоций. Миги красоты, в природе изменчивы, и могут быть соотнесены с душевными движениями.

Роль пейзажа в литературном произведении:

1. Пейзаж как место действия. И.С. Тургенев «Лес и степь», «Отцы и дети», И.А. Гончаров «Обломов» (описание Обломовки), С. Есенин (красота русской природы).

2. Пейзаж как отражение внутреннего состояния героя. Психологический параллелизм (Л.Н. Толстой р. «Война и мир»: встреча кн. Андрея с дубом. Наташа весенней ночью в Отрадном. Сцена охоты. Святки., М. Лермонтов иносказательные пейзажи «Тучи», «Утёс», «На севере диком», «Горные вершины»). М. Лермонтов п. «Мцыри». Описание бури «как эквивалент душевных движений человека». Пейзаж в романтизме.

3. Пейзаж как средство решения вечных вопросов. Философские размышления над законами бытия. Картины мироздания (М.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива», «Горные вершины», «Выхожу один я на дорогу», п. Песня про купца Калашникова», р. «Герой нашего времени» («Фаталист»). И.С. Тургенев р. «Отцы и дети». Лирика Ф.И. Тютчева «День ночь», «Весенняя гроза», И.А. Бунин « Господин из Сан-Франциско»

4. Социальная функция пейзажа. Пейзаж как средство постановки социальных вопросов Тургенев «Отцы и дети» (описание им. Марьино)

5. Изображение красот природы как неповторимых явлений жизни.

Воспевание природы И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Любование природой. Запечатлённый миг красоты (А.А. Фет «Шепот, робкое дыханье»,

2. драматический разлад с природой (А.С. Пушкин «Медный всадник», Ф.И. Тютчев «Певучесть есть в морских волнах»).

7. постмодернисткое отчуждение от природы(А.Иванов «Комьюнити»)

Типы пейзажа: аллегорический, философский,

Виды пейзажа

1.Сентиментальный пейзаж, романтический, реалистический, сюрреалистический пейзаж

2.Городской, сельский, лирический, динамический, статичный, вымышленный, экзотический, фантастический, пейзаж-символ.

3. Роль пейзажа:

фон действия,

отражение психологии героя,

лирическое отступление,

пейзаж-символ (И. Бунин «Антоновские яблоки», А. Блок «Стихи о Прекрасной даме», п. «Двенадцать»)

(Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы)

Общие тезисы по теме:

Русская классическая литература представляет благодатный материал для воспитания в человеке любовного отношения к природе. Трудно найти в мире другую национальную литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме «Природа и человек». Описания природы в русской классической литературе – это не просто фон, на котором разворачивается действие, они имеют важное значение в общей структуре произведения, в характеристике персонажа, ибо в отношении к природе раскрывается и внутренний облик человека, его духовно-нравственная сущность.

Английский писатель Ч.Сноу, говоря об отличии английской литературы от русской, заметил: «Почти во всех произведениях русской литературы и прежде всего Толстого английский читатель ощущает дыхание необъятных пространств, бескрайних русских равнин».

1.Тезис: «Человек и природа - единое целое. Все мы - порождение природы, ее часть»

Наши рекомендации