О проведении смотра-конкурса на звание
«Лучший психолог внутренних войск МВД России»
1. Смотр-конкурс на звание «Лучший психолог внутренних войск МВД России»[26] проводится в целях совершенствования системы социально-психологической работы, а также повышения уровня профессиональной подготовки психологов внутренних войск.
В смотре-конкурсе принимают участие психологи объединений, соединений, воинских частей, ВООВО, воинских частей, непосредственно подчиненных ГКВВ МВД России, прослужившие в должности не менее 1 года, положительно характеризующиеся и не имеющие дисциплинарных взысканий.
2. Основными задачами смотра-конкурса являются:
совершенствование системы социально-психологической работы с личным составом;
повышение профессионального мастерства офицеров социально-психологической службы;
обобщение и распространение передового опыта организации и проведения социально-психологической работы;
подготовка к участию в конкурсе профессионального мастерства психологов МВД России и общероссийскому конкурсу психологов силовых структур.
3. Смотр-конкурс проводится по следующим направлениям:
соответствие социально-психологической работы требованиям руководящих документов;
качество планирующей и отчетной документации, материалов проведенных социально-психологических исследований;
эффективность психодиагностической деятельности (использование психодиагностических методик, соответствие психологических заключений, выводов и рекомендаций);
психологическое сопровождение СБД.
4. Руководство смотром-конкурсом осуществляет заместитель главнокомандующего внутренними войсками – начальник УРЛС ГКВВ МВД России (заместители по РЛС объединения, соединения).
5. Смотр-конкурс проводится в три этапа:
1 этап (июль) – среди психологов воинских частей соединений и психологов воинских частей непосредственно подчиненных командующим войсками региональных командований.
2 этап (август) – среди психологов – победителей 1 этапа, психологов ВООВО и воинских частей, непосредственно подчиненных ГКВВ МВД России;
3 этап (1 раз в 3 года, сентябрь) – проводится УРЛС ГКВВ МВД России среди победителей (лауреатов) 2 этапа.
Для проведения смотра-конкурса создаются конкурсные комиссии в состав которых включают: на 1 этапе – офицеров соединений и объединений, на 2 и 3 этапах – офицеров УРЛС ГКВВ МВД России и НИО по ИСПП.
6. До 30 августа органы по РЛС объединений представляют в УРЛС ГКВВ МВД России доклады об итогах проведения 2 этапа смотра-конкурса. К докладу прилагаются: копия протокола результатов смотра-конкурса, развернутая служебная характеристика победителя, творческая работа победителя.
7. В 3 (заключительном) этапе смотра-конкурса принимают участие победители (лауреаты) 2 этапа, которые должны представить в конкурсную комиссию:
заявку на участие, подписанную командиром (начальником) соединения (воинской части, ВООВО, учреждения);
краткую характеристику с указанием фамилии, имени, отчества, воинского звания, должности, места службы, образования, наличия поощрений, взысканий;
фотографию 4 см на 6 см в повседневной (парадной) форме одежды;
видеоролик с презентацией своей творческой работы по одному из основных направлений профессиональной деятельности продолжительностью не более 15 минут;
отчет о результатах деятельности за предыдущий год, утвержденный командиром (начальником) соединения (воинской части, ВООВО, учреждения);
аналитическую справку по проведенному в текущем году социально-психологическому исследованию в воинской части.
8. В ходе смотра-конкурса конкурсанты представляют и защищают свои творческие работы и выполняют конкурсные задания.
Представление и защита творческой работы, характеризующей профессиональную деятельность психолога, описывающей его практический опыт использования психотехнологий в работе с личным составом, может проводиться конкурсантами в любом формате (видео-, аудио-, слайд- или ином), с привлечением (без привлечения) других лиц, сил и средств, продолжительностью не более 15 минут.
В смотре-конкурсе могут использоваться следующие конкурсные задания:
«психологический ринг» – участники конкурса распределяются по парам, им предлагаются проблемные ситуации, которые они кратко описывают, исходя из опыта своей профессиональной деятельности и представляют вариант решения, конкурсная комиссия сравнивает варианты решения и определяет победителя в каждом раунде;
«мастер-класс» – участники конкурса представляют методику (метод) психологической работы с привлечением или без привлечения других лиц, сил и средств, продолжительностью не более 15 минут.
По решению конкурсной комиссии конкурсные задания могут быть дополнены разминочными испытаниями, также могут быть изменены последовательность и количество конкурсных заданий.
9. Оценка уровня профессионального мастерства психологов, участвующих в смотре-конкурсе, проводится следующим образом:
членами конкурсной комиссии выставляются оценки за каждое конкурсное задание по 5-ти бальной системе;
вычисляется средний балл за каждое конкурсное задание;
средние баллы суммируются и выставляется итоговая оценка за все конкурсные задания;
победители смотра-конкурса определяется по наивысшей итоговой оценке.
На каждом этапе смотра-конкурса победителями признаются и допускаются к следующему этапу участники, набравшие наибольшее количество баллов. При равенстве количества баллов у двух и более участников смотра-конкурса председатель конкурсной комиссии, которому делегированы полномочия, принимает решение о выборе победителя либо о проведении дополнительных испытаний, отдавая преимущество участнику, набравшему наибольшее количество баллов по результатам конкурсных испытаний по направлению деятельности.
10. По итогам смотра-конкурса в соединениях определяются победители, а в объединениях, ВООВО – лауреаты.
Лауреаты и победители смотра-конкурса награждаются дипломами или грамотами, а также ценными подарками.
Конкурсная комиссия определяет трех победителей. Участнику, занявшему 1 место на заключительном этапе смотра-конкурса, присуждается звание «Лучший психолог внутренних войск МВД России».
Приложение № 4
к приказу главнокомандующего
внутренними войсками МВД России
от 2014 №
ОБРАЗЦЫ
оформления документов по организации социально-психологической работы во внутренних войсках МВД России
Образец 1
Раздел «Социально-психологическая работа»
плана морально-психологического обеспечения служебно-боевой
деятельности объединения, соединения (воинской части)
№ п/п | Наименование мероприятия | Дата | Ответственный | Отметка о выполн. |
1. | Занятие с администрацией учебного сбора по организации индивидуальной воспитательной работы и оказанию психологической помощи военнослужащим с признаками затрудненной адаптации и нервно-психической неустойчивости | |||
2. | Проведение первичного психодиагностического обследования и изучения личного состава, прибывшего на пополнение | |||
3. | Углубленное психодиагностическое обследование военнослужащих ГПДН, ГПППВ | |||
4. | Составление психологических характеристик на военнослужащих, прибывшего на пополнение на основе результатов обследования и изучения | |||
5. | Представление командиру воинской части списков военнослужащих, не рекомендованных для несения боевого дежурства и караульной службы (по итогам изучения пополнения) | |||
6. | Участие в подготовке приказа командира воинской части о допуске личного состава к несению боевой службы (по результатам психодиагностического обследования личного состава) | |||
7. | Подготовка предложений командованию воинской части по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих, прибывших на пополнение | |||
8. | Выработка предложений командиру воинской части по распределению нового пополнения по подразделениям и воинским специальностям | |||
9. | Консультация должностных лиц по психологическим особенностям военнослужащих нового пополнения | |||
10. | Индивидуальные беседы и занятия по психокоррекции с военнослужащими ГПДН, ГПППВ | |||
11. | Повторное психодиагностическое обследование военнослужащих, включенных в ГПДН, ГПППВ | |||
12. | Занятия в системе командирской и профессионально-должностной подготовки по психологическому просвещению офицеров, прапорщиков, сержантов | |||
13. | Психологическая экспертиза влияния бытовых условий расположения подразделения на эмоциональную сферу военнослужащих | |||
14. | Совершенствование методического и материально-технического обеспечения, оборудование Ц(К)ППиР | |||
15. | Составление психологических характеристик на военнослужащих, входящих в ГПДН, ГПППВ, с выводами и рекомендациями по проведению индивидуальной воспитательной работы | |||
16. | Психоконсультационная работа с военнослужащими и членами их семей | |||
17. | ППО кандидатов для прохождения военной службы по контракту (подготовка заключений о целесообразности приема на военную службу) | |||
18. | Занятия с командирами взводов по формам и методам изучения социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах, разрешению всех возникающих конфликтных ситуаций | |||
19. | Занятия с офицерами управления, командирами подразделений, заместителями по РЛС по организации социально-психологической работы в воинской части, о месте и роли в ней должностных лиц | |||
20. | Занятия с личным составом воинской части по обучению их приемам и методам психической саморегуляции и в процессе несения боевой службы | |||
21. | Диагностика психического состояния личного состава, заступающего на боевую и караульную службу | |||
22. | Занятия по психоэмоциональной регуляции с личным составом караулов | |||
23. | Участие в отборе личного состава, убывающего для выполнения СБЗ в ПВД | |||
24. | Организация психореабилитационных мероприятий с военнослужащими, прибывшими после выполнения СБЗ | |||
25. | Занятия (в системе командирской и профессионально-должностной подготовки) с командирами подразделений их заместителями по РЛС по выявлению и предупреждению конфликтов в воинском коллективе | |||
26. | Обучение командного состава выявлению признаков отклоняющего поведения и специфике работы с военнослужащими ГПДН, ГПППВ | |||
27. | Работа с военнослужащими ГПДН, ГПППВ, лицами с отклоняющимся поведением. | |||
28. | Анализ социально-психологических причин и условий, способствующих нарушению воинской дисциплины, выработка мер по их устранению | |||
29. | Инструкторско-методические занятия с офицерами, прапорщиками, сержантами по формам и методам организаторской, воспитательной и психологической работы по предупреждению самовольного оставления части, нарушения уставных правил взаимоотношений, употребления спиртных напитков | |||
30. | Занятие с офицерами: «Психологические основы предупреждения отклоняющегося поведения у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и контракту на должностях солдат и сержантов» | |||
31. | Профилактическая работа с военнослужащими, имеющими предрасположенность к суицидальным поступкам | |||
32. | Анализ качественно-количественных показателей укомплектованности должностей психологов воинских частей (соединений) | |||
33. | Анализ качественно-количественных показателей укомплектованности должностей ответственных исполнителей (по ППО) воинских частей | |||
34. | Анализ результатов психодиагностического обследования военнослужащих, прибывших на пополнение в воинские части внутренних войск МВД России | |||
35. | Анализ результатов повторного психодиагностического обследования военнослужащих, включенных в ГПДН И ГПППВ | |||
36. | Подготовка обзора о социально-психологической работе (в объединении) | |||
37. | Анализ причин и условий совершения суицидальных происшествий в объединении с выработкой предложений и рекомендаций | |||
38. | Анализ работы Ц(К)ППиР, проведение смотра-конкурса Ц(К)ППиР воинских частей | |||
39. | Организация работы подвижных групп психологов в ПВД воинской части (соединения) |
Образец 2
УТВЕРЖДАЮ
заместитель командира
войсковой части 0000
по работе с личным составом
подполковник
С.В. Прошин
« » __________ 20____ г.
ПЛАН
работы центра (комнаты) психологической помощи и реабилитации
на ____________ 20__г.
№ п/п | Наименование мероприятия | Кто привлекается | Дата | Время | Примечание |
1. | Психокоррекционная работа с военнослужащими, имеющими трудности в социальной адаптации в воинском коллективе | ряд. Н.К. Иванов, ряд. С.С. Авдеев, ряд. Н.В. Пак | |||
2. | Психодиагностические беседы, диагностика психического состояния военнослужащих по методике Люшера | в день заступления с л/с караула | |||
3. | ППО кандидатов для поступления на военную службу по контракту | кандидаты при поступлении | |||
4. | Консультация командиров подразделений по работе с военнослужащими, требующими дополнительного психолого-педагогического внимания | майор А.А. Петров, майор Б.В. Захаров | |||
5. | Психологическое консультирование по проблемам нормализации семейных отношений | гражданка С.И. Николаева | |||
6. | Занятия по освоению приемов психоэмоциональной саморегуляции | л/с роты МТО | |||
7. | Видеосеанс снятия тревожности | л/с узла связи | |||
8. | Прослушивание мобилизующего аудиосеанса | л/с, заступающий в наряд | |||
9. | Диагностика суицидального риска по методике «Незаконченные предложения» | л/с 1 роты |
Психолог войсковой части 0000
капитан В.В. Петров
Примечание.
План работы Ц(К)ППиР составляется на месяц и должен включать следующие основные мероприятия:
индивидуальную работу с военнослужащими, нуждающимися в психологической помощи;
психодиагностические и психореабилитационные мероприятия;
профессиональный психологический отбор кандидатов на военную службу по контракту;
групповую работу с военнослужащими;
консультирование командиров военнослужащих, находящихся на психодинамическом наблюдении;
психологическое консультирование членов семей военнослужащих;
видео- аудисеансы психологической помощи и реабилитации;
контроль социальной адаптации военнослужащих к условиям военной службы;
контроль исполнения рекомендаций психолога по ограничениям в служебной деятельности (перемещение в другие подразделения, ограничения по несению боевой службы и управлению автотранспортными средствами).
Образец 3
ЖУРНАЛ
учета индивидуальной работы и психокоррекции ______________________
(воинская часть, соединение)
РАЗДЕЛ 1[27]
№ п/п | Дата обращения | С кем проведено | Кто проводил | Причина обращения, результаты психодиагностики, проведенные мероприятия, выводы и рекомендации |
1. | 01.11.2014 | рядовой Иванов Сергей Иванович (1 рон, 1 бон) | капитан Смирнов Андрей Вадимович | 1. Высокий уровень тревожности, нарушение сна, психосоматические изменения. 2. Психологическое обследование по методике актуального-доминирующего состояния, беседа. 3. Психорелаксационная программа R-1 с использованием «Вояджер». 4. Обучение приемам психологической самопомощи и саморегуляции по методике «Ключ». 5. Контроль практического исполнения рекомендаций психолога (в т.ч. по ограничениям в служебной деятельности). 6. Повторное консультирование 08.11.2014г. 7. Даны рекомендации. |
2. | ||||
3. |
Примечание.
Листы журнала нумеруются, прошиваются и опечатываются. Журнал регистрируется.
Учет всех лиц, ведется по мере обращения. При регистрации заполняется: номер по порядку, воинское звание, фамилия, имя, отчество, подразделение, (у членов семей военнослужащих - фамилия, имя, отчество) причина обращения к психологу (описывается проблема и его актуальное психологическое состояние), результаты психодиагностики ((если проводилась (полное название методики, результаты, психологический диагноз)), оказанная психологическая помощь (рекомендации обратившемуся за психологической помощью, психотерапевтические и психокоррекционные мероприятия), указывается дата или срок повторной консультации (при необходимости).
РАЗДЕЛ 2[28]
№ | Дата обращения | С кем проведено | Кто проводил | Выводы и рекомендации для должностных лиц | Отметка об ознакомлении (дата) |
1. | 01.11. 2014 | рядовой Иванов Сергей Иванович (1 рон, 1 бон) | капитан Смирнов Андрей Вадимович | Состояние психоэмоционнального истощения, апатия. Необходимо наблюдение за поведением, при ухудшении эмоционального состояния обратиться к психологу. По возможности ежедневная индивидуальная беседа на тему настроения, положения дел дома и т.д. (в течение недели) Снижение служебной нагрузки (в течение недели). Организовать опрос близких родственников и сослуживцев на предмет конкретных, истинных причин состояния. Повторная консультация психолога (15-16.11.2014) | 03.11.2014 г. командир 1 рон к-н (подпись) С.А. Иванов доведено по телефону до зк1бон по рлс м-ра Протасова И.А. 01.11.2014г. |
5. | |||||
9. |
Примечание.
1. Раздел 2 занимает вторую половину Журнала учета индивидуальной работы и психокоррекции.
2. Номер по порядку указывается такой же, как в Разделе 1.
3. Выдача рекомендаций должностным лицам обязательна с указанием в Разделе 1 о том, что рекомендации выданы.
4. Рекомендации должны формулироваться конкретно и адресно, без разглашения конфиденциальной информации с указанием периода их реализации.
5. О принятии рекомендаций к сведению должностные лица подтверждают собственноручной подписью. В случаях, когда нет возможности ознакомить должностных лиц лично, а ситуация не требует отлагательств, психолог доводит ее до должностного лица персонально по средствам связи с последующим ознакомлением под роспись.
Образец 4
ЖУРНАЛ
учета проводимых групповых мероприятий __________________________
(воинская часть, соединение)
№ п/п | Дата проведения, время | Подразделение, категория, количество | Кто проводил | Форма проведения, тема. | |
1. | 01.11.2014 - 2 часа | 1вон, 1 рон, 1 бон, 12 чел. | капитан Смирнов С.В. | 1. Групповой тренинг, направленный на сплочение воинского коллектива. 2. Программа релаксационных технологий с использованием аудиовизуализации и аутотренингом. | |
2. | 02.11.2014 - 3 часа | ГПДН, 15 чел. | капитан Смирнов С.В. | 1. Тест: «Анкета реабилитанта», «Волшебная страна чувств». 2. Входной контроль психоэмоционального состояния. 3. Тренинг общения и доверия. Тренинг с использованием упражнений: «Доверяющее падение», «Поднятие тела», «Свеча», «Спички», «Круг доверия», «Положительные – отрицательные комментарии», «Доверие это…». 4. Релаксационные мероприятия с использованием аудиовизуальной программы «Горные пейзажи». | |
3. |
Примечание.
Листы журнала нумеруются, прошиваются и опечатываются. Журнал регистрируется.
При регистрации заполняется: номер по порядку, наименование части (подразделения), форма проведения группового мероприятия, тема проведения и должностное лицо (воинское звание, фамилия, инициалы) проводившее мероприятия.
Образец 5
ПРОГРАММА (система)[29]
выявления и профилактики отклоняющегося поведения[30] военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов (на период обучения, мероприятия оформляются в Комплексном плане по укреплению воинской дисциплины и профилактики правонарушений, Плане МПО, Плане индивидуальной воспитательной работы воинской части (соединения))
№ п/п | Мероприятия | Время проведения | Формы и методы |
1. | Проведение ИМЗ, направленных на обучение должностных лиц подразделений (офицеров, младших командиров) методам выявления лиц, склонных к различным видам отклоняющегося поведения, а также основам работы по профилактике отклоняющегося поведения в подразделении | в ходе УМС перед началом периода обучения | Рассказ, показ |
2. | Проведение психодиагностического исследования для выявления военнослужащих, склонных к различным видам отклоняющегося поведения, изучение социально-психологических процессов в воинских коллективах и определение социометрического статуса личности | январь, февраль | Методики СОП, ДС Куликова, СР, социометрия, анкетирование и др. |
3. | Проведение всестороннего анализа причин и условий воспроизводства различных форм отклоняющегося поведения военнослужащих, с разработкой конкретных профилактических мер | февраль, июль | Анализ документов, опрос, обобщение независимых характеристик и др. |
4. | Организация взаимодействия с работниками военных судов, прокуратуры, следственного комитета, медицинскими работниками и выработка комплекса совместных мероприятий, направленных на профилактику отклоняющегося поведения военнослужащих | февраль, июль | Беседа, служебное совещание |
5. | Консультирование должностных лиц подразделений по проведению индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими, склонными к отклоняющемуся поведению, вопросам профилактики отклоняющегося поведения | весь период по мере необходимости | Беседа |
6. | Организация и проведение мероприятий психокоррекционной и психопрофилактической работы с военнослужащими, склонными к отклоняющемуся поведению | весь период по мере необходимости | Индивидуальная беседа, убеждение, упражнение |
7. | Организация и проведение консультаций членов семей военнослужащих, склонных к отклоняющемуся поведению | весь период по мере необходимости | Беседа |
8. | Анализ внеслужебной сферы социального взаимодействия и жизнедеятельности, социально-бытовых условий проживания военнослужащих, склонных к отклоняющемуся поведению | весь период | Беседа, посещение мест проживания |
9. | Социально-психологический анализ эффективности работы должностных лиц воинской части (соединения) по профилактике отклоняющегося поведения военнослужащих | май, ноябрь | Анализ результатов деятельности, документов |
Образец 6
РЕЗУЛЬТАТЫ
психодиагностического обследования военнослужащих, прибывших на пополнение в воинские части внутренних войск МВД России
Характеризующие показатели | в/ч 0000 | в/ч 0000 | в/ч 0000 | в/ч 0000 | в/ч 0000 | За РК | ||||||
Всего прибыло | % | % | % | % | % | % | ||||||
ПО ОБРАЗОВАНИЮ: | ||||||||||||
высшее | ||||||||||||
среднее (среднее-профессиональн) | ||||||||||||
общее (начальное профессиональн) | ||||||||||||
начальное | ||||||||||||
РОД ЗАНЯТИЙ ДО ПРИЗЫВА: | ||||||||||||
работали на предприятиях: | ||||||||||||
а) государственные, муниципальные | ||||||||||||
б) других форм собственности | ||||||||||||
работали в сельском хозяйстве | ||||||||||||
учились | ||||||||||||
нигде не работали и не учились | ||||||||||||
УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ: | ||||||||||||
воспитывались в неполных семьях | ||||||||||||
воспитывались без родителей | ||||||||||||
МЕДИЦИНСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ: | ||||||||||||
с III группой здоровья, из них: | ||||||||||||
с соматическими заболеваниями | ||||||||||||
с нервно-психическими заболеваниями | ||||||||||||
с пониженным питанием | ||||||||||||
госпитализировано | ||||||||||||
подлежит увольнению (уволено) по болезни | ||||||||||||
с гипотрофией | ||||||||||||
госпитализировано | ||||||||||||
подлежит увольнению (уволено) по болезни | ||||||||||||
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: | ||||||||||||
с низкими адаптационными способностями | ||||||||||||
с низкой НПУ | ||||||||||||
признаки депрессивных состояний (суицидальный риск) | ||||||||||||
со сниженным психофизиологическим потенциалом | ||||||||||||
поставлено на психодинамическое наблюдение | ||||||||||||
ДРУГИЕ ДАННЫЕ: | ||||||||||||
женатые | ||||||||||||
имеющие судимых родственников | ||||||||||||
имевших приводы в полицию | ||||||||||||
имеющие опыт наркопотребления | ||||||||||||
совершившие СОЧ с учебного сбора | ||||||||||||
имеющие родственников суицидентов | ||||||||||||
имевшие попытку суицида до призыва | ||||||||||||
имевшие попытку суицида на уч сборе | ||||||||||||
имеющие погашенную судимость | ||||||||||||
дополнительные данные |
Примечание.
Под видами образования понимается:
высшее – если лицо прошло полный курс обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования или ином учебном заведении и ему была присвоена квалификация (степень) «бакалавр», «специалист» или «магистр»;
среднее (среднее профессиональное) – если лицо прошло полный курс обучения в среднем общеобразовательном, специальном учебном заведении (колледже) или первую ступень обучения в высшем учебном заведении и ему был выдан диплом о среднем (полном) общем или профессиональном образовании;
общее (начальное профессиональное) – если лицо прошло обязательный курс обучения в среднем общеобразовательном учреждении, учебном заведении начального профессионального образования (ПТУ) по конкретной специальности;
начальное общее – если лицо прошло начальный курс обучения общеобразовательного учебного заведения.
Образец 7
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
на ________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
____________года рождения, образование ________________
___________________, призванного______________________
(должность) (название РВК)
______________________________________________________________
(область, край, республика) (дата призыва)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы и рекомендации
_____________________________________________________________________________________________________