Миф о «миллионах изнасилованных немок» военнослужащими Красной Армии.
Одним из самых эффективных вбросов оказался миф о «миллионах изнасилованных немок» военнослужащими Красной армии на территории Германии. Этот миф сегодня на все лады смакуется политиками и журналистами на Западе. У нас в стране данная тема слегка затрагивалась во времена «перестройка и гласности» в связи с упоминаниями о ней в произведениях именитых диссидентов Александра Солженицына и Льва Копелева. Но настоящий информационный бум начался в середине 2000-х годов, когда многие российские СМИ с радостью принялись воспроизводить к различным военным юбилеям описания ужасов «изнасилованной Германии» из многократно переиздающихся книг с «воспоминаниями невинных жертв русских варваров». А с наступлением XXI века эти сюжеты перебрались на киноэкран, воздействуя на эмоциональную сферу зрителя, слабо знакомого с реальной историей. Такие фильмы, как «Безымянная. Одна женщина в Берлине» (2008), «4 дня в мае» (2011), «Наши матери, наши отцы» (2013) спровоцировали новую волну спекуляций на тему «советских насильников».
Миф о «восточных варварах», которые неминуемо истребят германскую нацию, был создан ещё Геббельсом ради мобилизации немцев на сопротивление Красной Армии.
«Одна из самых запоминающихся фраз – о том, что большевистские варвары насилуют «всех женщин от 10 до 70 лет». Её можно найти в дневниковой записи министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса от 2 марта 1945 года: «…фактически в лице советских солдат мы имеем дело со степными подонками. Это подтверждают поступившие к нам из восточных областей сведения о зверствах. Они действительно вызывают ужас. Их невозможно даже воспроизвести в отдельности. Прежде всего следует упомянуть об ужасных документах, поступивших из Верхней Силезии. В отдельных деревнях и городах бесчисленным изнасилованиям подверглись все женщины от десяти до 70 лет. Кажется, что это делается по приказу сверху, так как в поведении советской солдатни можно усмотреть явную систему».Позднее помощник рейхскомиссара Геббельса доктор Вернер Науман признался, что немецкая «пропаганда относительно русских и того, что населению следует ожидать от них в Берлине, была так успешна, что мы довели берлинцев до состояния крайнего ужаса».
(Сенявская Е. С. Как насилуют историю : [беседа с историком Еленой Сенявской] / записала Елена Новосёлова // Рос. газ. – 2015. – 24 марта. – С. 6)
Полный текст см. http://rg.ru/2015/03/24/istoriya.html
Подобные пропагандистские приёмы использовали страхи немцев, боязнь того, что красноармейцы сделают с ними то же самое, что делали с советскими людьми немецко-фашистские оккупанты – убивали, грабили, насиловали, угоняли в рабство и т.д.
«В наше время геббельсовскую клевету подхватил и расширил английский историк Энтони Бивор. В книге «Падение Берлина. 1945» он пишет: «Облик солдата с горящим факелом над лицами женщин, укрывшихся в бункере, выбирающего себе жертву, характерен для всех советских армий, действовавших в Берлинской операции». Геббельс позавидовал бы полёту фантазии Бивора, ведь на берлинском направлении действовало более 2,5 млн. советских солдат и офицеров. И не желание ли выставить всех их насильниками подвигло англичанина к заявлению, что красноармейцами в Германии было изнасиловано «не менее 2 млн. человек»? Для полноты картины добавлю, что, по Бивору, красноармейцы насиловали не только немок, но и освобождённых из концлагерей украинских и русских женщин.
Как и Геббельс, свои безудержные фантазии британский историк «забыл» подтвердить документами. Как верно заметил крупный отечественный военный историк Олег Ржешевский, выводы Бивора построены «как правило, на общих фразах («берлинцы помнят», «один доктор подсчитал») или даны со ссылкой на «опыт изнасилованных женщин». Такой метод далёк от научного исследования, на которое претендует Бивор». Американский военный историк Альберт Акселл назвал его книгу «постыдной», наполненной «сумасбродными обвинениями и оскорблениями».
(Назаров О. Уничтожать вместе с населением / Олег Назаров // Лит. газ. – 2014. – 7-13 мая (№ 18). – С. 1, 3.)
Полный текст см. : http://www.lgz.ru/article/-18-6461-07-05-2014/unichtozhat-vmeste-s-naseleniem/
«Но даже там, где Э. Бивор ссылается на реальные архивные документы, это ничего не доказывает. В Центральном архиве Министерства обороны РФ действительно хранятся материалы политотделов с донесениями, в которых собраны протоколы красноармейских, комсомольских и партийных собраний с описанием случаев девиантного поведения военнослужащих. Это пухлые папки, содержимое которых представляет собой сплошную чернуху. Но они и комплектовались именно «тематически», о чём свидетельствуют их названия: «Чрезвычайные происшествия и аморальные явления» за такой-то период в такой-то воинской части. Кстати, уже эти названия показывают, что такого рода явления рассматривались армейским руководством не как поведенческая норма, а чрезвычайное событие, требующие принятия решительных мер.
Есть в архиве и материалы военных трибуналов – следственные дела, приговоры и пр., где можно найти множество негативных примеров, потому что именно там такая информация и сконцентрирована. Но дело в том, что виновные в этих преступлениях составляли не более 2% от общего числа военнослужащих. А авторы, подобно господину Бивору, распространяют свои обвинения на всю Советскую Армию в целом. К сожалению, не только зарубежные».
(Сенявская Е. Красная Армия в Европе в 1945 году: старые и новые стереотипы восприятия в России и на Западе / Елена Сенявская // Обозреватель. – 2012. – № 2. – С. 116-117. – Режим доступа: http://www.observer.materik.ru/observer/N2_2012/111_127.pdf (Дата обращения: 4.04.2017)
В год 70-летия Победы 24 сентября 2015 года на сайте Русской службы ВВС вышла статья Люси Эш «Изнасилование Берлина: неизвестная история войны», где утверждается, что «советские солдаты изнасиловали бессчётное число женщин на пути к Берлину». Российские СМИ по её словам, это отрицают и рекомендует читателям «один из многочисленных источников, поведавших нам о том, что происходило» –дневник советского лейтенанта Владимира Гельфанда[6].
Любопытной иллюстрацией взаимоотношений советских военнослужащих и немецких женщин является личный опыт самого автора. В. Гельфанд не идеализирует Красную Армию и заносит в текст дневника множество неприглядных фактов и некоторые эксцессы. Однако этих фактов явно недостаточно для создания эпической картины советских «зверств» на оккупированной территории.
«Лейтенанту В. Гельфанду всего 23 года, он старается знакомиться с симпатичными девушками (а он очень придирчив в этом вопросе) при любой возможности. Это польки (7 чел.) и русские, как военнослужащие, так и вольнонаёмные из числа перемещённых лиц, поступивших на работу в различные службы Красной Армии... А также немки, всего более 60 чел. Немки среди них составляют около половины. Формы и длительность взаимоотношений различны: и чисто дружеские, и эпизодические интимные контакты..., и длительное совместное проживание.
…А вот наблюдение о взаимоотношениях немок и солдат в декабре 1945 г. в г. Креммен, где он [В. Гельфанд]руководил погрузкой вагонов: «С восьми до восьми работаем. Бойцы хорошие, но мягкотелые. Сейчас дали нам женщин и девушек из города. Всего 50 чел., и среди них только с десяток мужчин. С ними очень трудно, тем более, что они уклоняются от работы любыми способами. Девушки, например, обольщают моих солдат глазками и улыбками, на которые они только способны. Бойцы тают, и никакими словами нельзя их привести в чувство. С вечера обещают мужественно и решительно быть требовательными и даже злыми, но утром ребята меняются, и мне уже трудно изменить их, я бы сказал трогательное отношение к молодым красивым немкам. А ведь все были в рабстве немецком, и большинство испытало ужасы фашистских концлагерей и застенков…». В данном эпизоде сложно увидеть в солдатах «зверьё мужского пола», как пишет о них Л. Эш».
(Никифоров Ю. А. «О том, что происходило…» Дневник Владимира Гельфанда / Ю. А. Никифоров, О. В. Сдвижков // Преподавание истории в шк. – 2016. – № 4. – С. 20)
Если мы обратимся к документам военных лет, то обнаружим массу интересного. Например, насилиями и грабежами на польской территории занимались переодетые в красноармейскую форму власовцы, дезертиры немецких частей, в качестве акций устрашения – местные бандформирования. Что касается изнасилованных немок на территории Восточной Пруссии и в других районах, то есть данные, что этим занимались и сами поляки.
«Вот, к примеру, Донесение Политуправления 2-го Белорусского фронта N 0638 от 30 мая 1945 года «О взаимоотношениях между немцами и поляками», где говорится: «Немцы иногда без всякого основания изгоняются из своих квартир, поляки бесцеремонно забирают у населения весь их домашний скарб и скот; известно много случаев, когда поляки снаряжают подводы, объезжают на них немецкие населенные пункты, отбирая у жителей все их ценное имущество. Имеется много фактов насилий над немецкими женщинами…»
(Сенявская Е. С. Как насилуют историю : [беседа с историком Еленой Сенявской] / записала Елена Новосёлова // Рос. газ. – 2015. – 24 марта. – С. 6)
Полный текст см. http://rg.ru/2015/03/24/istoriya.html
«Ещё одна тенденция отмечена в докладе военного прокурора 1-го Белорусского фронта генерал-майора юстиции Л. Яченина Военному совету фронта от 2 мая 1945 года: «Насилиями, а особенно грабежами и барахольством, широко занимаются репатриированные, следующие на пункты репатриации, а особенно итальянцы, голландцы и даже немцы. При этом все эти безобразия сваливают на наших военнослужащих… Есть случаи, когда немцы занимаются провокациями, заявляя об изнасиловании, когда это не имело места. Я сам установил два таких случая. Не менее интересно то, что наши люди иной раз без проверки сообщают по инстанции об имевших место насилиях и убийствах, тогда как при проверке это оказывается вымыслом» [ЦА МО РФ. Ф. 372. Оп. 6570. Д. 76. Л. 86]. Напрасные оговоры уже тогда имели место…»
(Сенявская Е. С. Поруганное целомудрие Европы / Е. С. Сенявская // Рус. история. – 2015. – № 3. – С. 89)
В ходе продвижения Красной Армии на Запад и неизбежных разнообразных контактов с местным населением, советские военнослужащие, никогда ранее не бывавшие за пределами собственной страны, получили немало новых впечатлений, среди которых важнейшее место занимал образ европейских женщин. Упоминания, а то и подробные рассказы о них встречаются в письмах и дневниках, на страницах воспоминаний многих участников войны, где чаще всего чередуются лиричные и циничные оценки и интонации.
«В «Исповеди отщепенца» великий русский мыслитель Александр Зиновьев вспомнил о своих впечатлениях от Германии 1945-го: «Германия ошеломила нас своим сказочным (сравнительно с нашей российской нищетой) богатством… Германия поразила нас также обилием общедоступных женщин. Практически доступны были все… В одной деревне нас распределили на ночлег по домам. Хозяин дома, старик, вышел к нам и предложил в наше распоряжение дочь и внучку. В руках у него был лист бумаги, в котором расписывались те, кто пользовался его «гостеприимством». Немцы чувствовали себя соучастниками Гитлера и виновными в том, что немецкая армия творила в Советском Союзе. Они ожидали нечто подобное и со стороны советской армии. И готовы были услужить чем угодно, и в первую очередь – женским телом».
А вот свидетельство поэта-фронтовика Бориса Слуцкого: «В Европе женщины сдались, изменили раньше всех… Меня всегда потрясала, сбивала с толку, дезориентировала лёгкость, позорная лёгкость любовных отношений …» Поведение немок шокировало и миномётчика Наума Орлова: «Зашли в какой-то немецкий город, разместились в домах. Появляется «фрау», лет 45-ти... Она заявляет, что является ответственной по кварталу, и собрала 20 немецких женщин для сексуального (!!!) обслуживания русских солдат... Реакция наших офицеров была гневной и матерной. Немку прогнали вместе с её готовым к обслуживанию «отрядом».
И хотя от услуг «гостеприимных» немок наши солдаты и офицеры отказывались не всегда, щедро за них расплачиваясь, упрекнуть их можно лишь в нарушении нравственных норм. Впрочем, не Бивору рассуждать о нравственности».
(Назаров О. Уничтожать вместе с населением / Олег Назаров // Лит. газ. – 2014. – 7-13 мая (№ 18). – С. 1, 3.)
Полный текст см. http://www.lgz.ru/article/-18-6461-07-05-2014/unichtozhat-vmeste-s-naseleniem/
«Общее впечатление от европейских женщин, сложившееся у советских военнослужащих, – холёные и нарядные (в сравнении с измученными войной соотечественницами в полуголодном тылу, на освобожденных от оккупации землях, да и с одетыми в застиранные гимнастерки фронтовыми подругами), доступные, корыстные, распущенные либо трусливо покорные. Исключением стали югославки и болгарки... Приятное впечатление оставили о себе чешские красавицы, радостно встречавшие советских солдат-освободителей.
…Но в остальных странах, через которые прошла армия победителей, женская часть населения не вызывала к себе уважения. В целом следует признать, что образ европейских женщин, сформировавшийся у воинов Красной армии в 1944-1945 гг., за редким исключением, оказался весьма далёк от страдальческой фигуры с закованными в цепи руками, с надеждой взирающей с советского плаката «Европа будет свободной!»
(Сенявская Е. С. Женщины освобождённой Европы глазами советских солдат и офицеров (1944-1945 гг.) [Электронный ресурс] / Е. С. Сенявская. – Режим доступа: https://topwar.ru/21540-zhenschiny-osvobozhdennoy-evropy-glazami-sovetskih-soldat-i-oficerov-1944-1945-gg.html (Дата обращения: 3.04.2017)
«Если бы не политизация, эта тема, скорее всего, была бы гораздо менее интересна и менее изучена. В конце концов, преступная политика гитлеровцев на оккупированных территориях, приведшая к гибели миллионов, «оттеняла» бы любые мыслимые преступные акты отдельных солдат коалиции. Однако история сложилась так, что США и Великобритания активно пытаются «выпихнуть» Советский Союз из числа членов антигитлеровской коалиции, выдвигая мыслимые и немыслимые обвинения, из-за чего обсуждение проблемы изнасилований в Восточной зоне оккупации приняло просто неестественные масштабы.
…Изнасилования на Востоке просто не могли быть столь массовыми, как описывали многие западные исследователи, а используемая ими «статистика жертв» является итогом достаточно произвольных манипуляций с числами. Более того, многие описания конкретных преступных актов, которые упоминаются как установленные факты, более чем сомнительны и логически противоречивы.
…Российским исследователям нет нужды что-то замалчивать и скрывать в этой теме. Заниматься этим можно только при неверии в свою страну и свою историю. Опасно или «неудобно» не изучение тех или иных тем, а тенденциозный подбор фактов и пропагандистский надрыв, которым грешат слишком многие российские и западные «разоблачители».
Любой объективный разбор фактов и источников по сколь угодно «распропагандированной» или «скользкой теме» позволяет быстро выяснить истину и развеять пропагандистские мифы. История бесконечных поисков «ужасных скелетов в шкафу» российской истории, к каковым относится и кампания вокруг «красноармейских изнасилований», подтверждают этот нехитрый тезис».
(Мендкович Н[7]. Кто «изнасиловал Германию» (часть 3). Оккупация на Западе [Электронный ресурс] / Н. Мендкович // Актуальная история. – Режим доступа: http://actualhistory.ru/91 (Дата обращения: 4.04.2017)