Организация обучения вождению
При организации обученияучитываются следующие положения:
в учебных частях:
- практическое вождение начинается после изучения курсантами общего устройства машин, основных правил их эксплуатации, приобретения на тренажерах навыков выполнения упражнений. В дальнейшем изучение машины и обучение вождению проводятся параллельно;
- курсанты обучаются на тех типах машин, которые для них предназначены; в вузах обучаемые совершенствуют навыки вождения и повышают свою классность на одних и тех же машинах. Упражнение 1 обучаемые могут отрабатывать на вспомогательных средствах, являющихся для данных типов и марок инженерных машин базовыми. Остальные упражнения по вождению выполняются только на инженерных машинах;
- упражнения по вождению выполняются в такой последовательности, как они изложены в Курсе. Вождение плавающих машин (упражнение 3) выполняется после отработки упражнений 1 и 2. Если пропускная способность машинодрома или вододрома недостаточна, то одновременно можно отрабатывать упражнения 2 и 4 или 3 и 4;
- на каждом занятии отрабатываются нормативы технической подготовки. На занятиях по вождению тренировка проводится с учетом объема знаний устройства и эксплуатации машин и достигнутых практических навыков. Контрольный осмотр машины осуществляется на каждом занятии в начале выполнения любых упражнений и инженерных задач;
- инженерные задачи выполняются после отработки упражнения 1 по вождению. В дальнейшем упражнения и инженерные задачи выполняются параллельно. Для отработки инженерных задач формируются расчеты (экипажи) инженерных машин из числа обучаемых;
- занятия по вождению с курсантами учебных подразделений должны проводиться не реже одного раза в неделю, а с другими категориями обучаемых - равномерно в течение всего периода обучения;
- в войсковых частях:
- занятия планируются так, чтобы механики-водители (водители) и расчеты (экипажи) машин получали практику управления ими во все периоды года, днем и ночью;
- последовательность и сроки выполнения упражнений по вождению и инженерных задач Курса увязываются с отработкой программных тем по тактической, тактико-специальной и специальной подготовке, чтобы занятия по вождению способствовали наиболее качественной реализации подразделением учебных задач;
- на каждое занятие, проводимое на машинах, разрабатываются конкретные задания по вождению и выполнению инженерных задач. Каждому механику-водителю (водителю) и расчету (экипажу) ставятся задачи и дается оценка их действиям.
К вождению допускаются военнослужащие, знающие материальную часть и основы эксплуатации инженерных машин.
Курсанты учебных подразделений могут допускаться к выполнению упражнений Курса вождения после изучения основ устройства и эксплуатации и отработки упражнений на тренажерах.
С курсантами и слушателями военно-учебных заведений изучаются основы движения, отрабатываются нормативы вождения и выполнения инженерных задач в объеме учебных программ. Им прививаются навыки организации и методики проведения занятий по вождению. После сдачи испытаний, предусмотренных Курсом, слушателям и курсантам присваивается квалификация механика-водителя 3-го класса одной из инженерных машин. При выполнении инженерных задач расчеты (экипажи) формируются из обучаемых.
К подготовке водителей инженерных машин на колесной базе (ТММ, ПЗМ-2, ТМК-2 и др.) допускаются военнослужащие, имеющие удостоверение на право управления автомобилем.
Большое стимулирующее значение для повышения качества подготовки специалистов инженерных войск имеет установление классной квалификации. Она присваивается офицерам, прапорщикам, сверхсрочнослужащим, рядовому и сержантскому составу, курсантам военно-учебных заведений в соответствии с требованиями Положения о порядке присвоения классной квалификации военнослужащим.
Классная квалификация присваивается только последовательно.
Представление механиков-водителей и водителей машин к повышению классной квалификации имеет большое воспитательное значение и рассматривается как поощрение за безупречную службу и отличную профессиональную подготовку.
На повышение классной квалификации могут быть представлены только те военнослужащие, которые подают пример в соблюдении воинского долга и дисциплины, хорошо и отлично успевают по основным предметам боевой подготовки, образцово содержат и эксплуатируют вверенную им технику.
Повышение классной квалификации механиков-водителей (водителей) и подготовка классных специалистов из числа расчетов (экипажей) инженерных машин проводятся в ходе плановых занятий по вождению и тактико-специальной подготовки.
Механики-водители (водители) к концу первого года службы сдают испытания на 2-й класс, на втором году службы - на 1-й класс. Военнослужащие, входящие в состав расчетов (экипажей), к концу первого года службы сдают испытания на 3-й класс, на втором году службы - на 2-й класс.
Для руководства и обеспечения занятий по вождению приказом по части назначаются руководитель занятия, дежурный врач (фельдшер), дежурный по машинодрому (вододрому) и обслуживающий занятие личный состав, а также выделяются санитарная машина и тягач. В вузах может назначаться помощник руководителя занятия.
Занятия по вождению и выполнению инженерных задач проводятся: в учебных частях и подразделениях - в составе учебного взвода под руководством командира взвода или командира роты, в войсковых частях - в составе роты под руководством командира роты; в частях сокращенного состава занятия могут проводиться в масштабе батальона 1 под руководством командира батальона или его заместителя.
Обучение проводится на тех типах машин, на которые предназначены обучаемые. Количество машин на занятие определяется из расчета: вождение -1 машина на 2-3 обучаемых; выполнение задач - 1 машина на расчет (экипаж) или определяется исходя из требуемой наводки.
Непосредственно личный состав обучают:
в учебных частях и военно-учебных заведениях - инструкторы и командиры отделений;
в войсковых частях - командиры взводов, расчетов (экипажей) и наиболее подготовленные механики-водители (водители).
Обучение вождению проводится на специальных теоретических занятиях по изучению правил вождения, во время тренировок на тренажерах, на практических занятиях по вождению машин, других занятиях, связанных с выходом машин.