Неделя о мытаре и фарисее
субботу вечером перед вечерней пономарь ставит перед местной иконой Спасителя столик и полагает на нем Постную Триодь.
После прочтения 1 -и кафизмы (полностью) чтец творит земной поклон, прикладывается к местной иконе Спасителя, творит еще один земной поклон, берет со столика Триодь и полагает ее на правый аналой, у которого должен канонаршить. Затем он отходит на обычное место и называет глас, на который поется «Господи, воззвах...».
На утрене — катавасия «Яко по суху пешешествовав...», а если еще не было отдания Сретения, то «Сушу глубородительную землю...» [1].
С этого дня и до Недели всех святых на утрене перед «Приидите, поклонимся...» в начале 1-го часа поскору читается евангельская стихира1.
Каждые воскресенье, среду и пятницу игумен читает «Оглашение» преподобного Феодора Студита [2].
На литургии — Апостол и Евангелие недели и Богородичное (если нет памяти великого святого2)3.
---------
1 В монастыре св.Филофея евангельская стихира поется.
2 То есть святого, которому совершается бдение или полиелей.
3 См. сноску 1 на с. 55.
Седмица сплошная (на трапезе разрешение на всё, кроме мяса).
Если с этой или другой подготовительной к Великому посту неделей совпадает память великого святого, то служба ему соединяется со службой Триоди. На вечерне поется первая «Слава» 1-й кафизмы, а две остальные «Славы» читаются.
Если святой дня не имеет славословия, то канон ему поется на повечерии накануне (в пятницу).
Неделя о блудном сыне
Чин пения катавасий и чтений на литургии такой же, как и в предыдущую неделю.
Катавасия (если данная неделя не совпадает с праздником Сретения) — «Моисейскую песнь...».
В среду и пятницу седмицы перед Неделей о блудном сыне полагается сухоядение, для восполнения двух недостающих дней Святой четыредесятницы. В понедельник же — разрешение на скоромную пищу1.
Панихида в пятницу вечером перед Неделей мясопустной
Звон к службе на полчаса раньше обычного. Богородичный канон на вечерне (или молебный канон) опускается. С началом пения стихир на стиховне пономарь (в мантии) раздает братии свечи [3]. Масленки остаются возжженными до конца панихиды. После отпуста вечерни священник возгласом «Благословен Бог наш...» начинает великую панихиду. На панихиде поют певчие. Коливо ставится перед местной Господской иконой [4]. Непорочны опускаются2, прочее — как на ктиторской панихиде (см. ч. 1, гл. 8). В конце панихиды чтец творит «схиму». Коливо раздается братии в нартексе.
---------
1 Обычно разрешения поста в понедельник нет. То есть на практике эта седмица не отличается от других.
2 В монастыре св. Павла Непорочны не опускаются.
Заупокойная суббота
После седальнов по второй кафизме — Непорочны на две статии. На каждой «Славе» — заупокойная екте-ния1 перед местной Господской иконой, где стоит блюдо с коливом (как и на ктиторcкой панихиде). Свечи братии не раздаются. В третий раз коливо благословляется на заупокойной литии после божественной литургии, которая совершается в приделе-усыпальнице. В этот день на проскомидии читается весь заупокойный синодик («Куварас») [5].
Неделя мясопустная
После чтения на утрене по-обиходному поются полиелейные псалмы «Раби, Господа» (Пс. 134), «Испо-ведайтеся Господеви» (Пс. 135) и медленно — «На реках Вавилонских» (Пс. 136). С началом пения тропарей по Непорочнах гасится большое паникадило2. Перед 1-м часом читается евангельская стихира, на 1-м часе — «Оглашение» преподобного Феодора Студита. На литургии — причастны «Хвалите Господа с небес...» и «Радуйтеся, праведнии, о Господе...» (см. Типикон св. Саввы).
С этого дня до понедельника первой седмицы Великого поста оставляется Богородичный канон на вечерне.
Сырная седмица
Во вторник и четверток пономарь оставляет антидор после литургии на следующий день (т. к. в среду и пяток литургия не совершается).
--------
1 Заупокойная ектения «Помилуй нас, Боже...» с молитвой «Боже духов...» и возгласом «Яко Ты еси воскресение...», на котором благословляется коливо.
2 Как это обычно бывает после полиелея (см. ч. 1, гл. 5). То есть пение «На реках Вавилонских...» (равно как и «Покаяния отверзи...») не «усиливается» чуждыми строгости и одухотворенности православного богослужения театрализованными способами. Излишне и говорить о том, что музыкальный характер и манера исполнения великопостных песнопений никак не выходят за рамки православного византийского церковного пения.
Во вторник и четверток вечером — великое повечерие поскору. В среду и пяток утром — как обычно полунощница, но в средней части храма. После отпуста 1 -го часа — перерыв.
Через некоторое время — звон в будильный колокол и стук на три статии в деревянное било с обхождением вокруг собора. Читаются 3, 6, 9-й часы и изобразительны. На 6-м часе — чтение паримии. После изобразительных — отпуст, если нет молебна. Если есть молебен, в конце изобразительных пономарь звонит в будничное железное било.
Антидор священник не раздает. Блюдо с антидором ставится в притворе, возле чаши со святой водой.
Звон к вечерне на полчаса позже обычного времени. В ручное деревянное било не ударяют, а за 15 минут до начала вечерни знаменают в будильный колокол (в 9.15 вечера), в 9.30 знаменают в будничное большое деревянное било и в железное било и сразу же следует возглас священника «Благословен Бог наш...» в средней части храма. На вечерне в пяток совершается вход ради празд. нования преподобным отцам1.
Если же в среду или пяток Сырной седмицы случится память великого святого, то совершается литургия святого Иоанна Златоуста, но в приделе.
Неделя сыропустная
Полиелей поется так же, как и в предшествующую неделю. После Недели сыропустной до Недели крестопоклонной опускается пение полиелея (за исключением Господских праздников и престольных праздников монастыря (панигиров)). На литургии в эту и прочие недели Святой четыредесятницы (до Недели ваий включительно) освящаются Агнцы для литургий Преждеосвященных Даров. При пении «Достойно есть...» священник «возносит» антидор, который пономарь оставляет для литургий Преждеосвященных Даров.
--------
1 Преподобным отцам совершается служба со звоном в малые колокола.