Неделя о мытаре и фарисее


Неделя о мытаре и фарисее - student2.ru

субботу вечером перед вечерней пономарь ста­вит перед местной иконой Спасителя столик и полагает на нем Постную Триодь.

После прочтения 1 -и кафизмы (полностью) чтец творит земной поклон, прикладывается к местной иконе Спасителя, творит еще один земной поклон, берет со столика Триодь и полагает ее на правый аналой, у ко­торого должен канонаршить. Затем он отходит на обыч­ное место и называет глас, на который поется «Господи, воззвах...».

На утрене — катавасия «Яко по суху пешешество­вав...», а если еще не было отдания Сретения, то «Сушу глубородительную землю...» [1].

С этого дня и до Недели всех святых на утрене перед «Приидите, поклонимся...» в начале 1-го часа поскору читается евангельская стихира1.

Каждые воскресенье, среду и пятницу игумен читает «Оглашение» преподобного Феодора Студита [2].

На литургии — Апостол и Евангелие недели и Бого­родичное (если нет памяти великого святого2)3.

---------

1 В монастыре св.Филофея евангельская стихира поется.

2 То есть святого, которому совершается бдение или полиелей.

3 См. сноску 1 на с. 55.

Седмица сплошная (на трапезе разрешение на всё, кроме мяса).

Если с этой или другой подготовительной к Велико­му посту неделей совпадает память великого святого, то служба ему соединяется со службой Триоди. На вечерне поется первая «Слава» 1-й кафизмы, а две остальные «Славы» читаются.

Если святой дня не имеет славословия, то канон ему поется на повечерии накануне (в пятницу).

Неделя о блудном сыне

Чин пения катавасий и чтений на литургии такой же, как и в предыдущую неделю.

Катавасия (если данная неделя не совпадает с празд­ником Сретения) — «Моисейскую песнь...».

В среду и пятницу седмицы перед Неделей о блудном сыне полагается сухоядение, для восполнения двух не­достающих дней Святой четыредесятницы. В понедель­ник же — разрешение на скоромную пищу1.

Панихида в пятницу вечером перед Неделей мясопустной

Звон к службе на полчаса раньше обычного. Богоро­дичный канон на вечерне (или молебный канон) опуска­ется. С началом пения стихир на стиховне пономарь (в мантии) раздает братии свечи [3]. Масленки остаются возжженными до конца панихиды. После отпуста вечер­ни священник возгласом «Благословен Бог наш...» начи­нает великую панихиду. На панихиде поют певчие. Ко­ливо ставится перед местной Господской иконой [4]. Непорочны опускаются2, прочее — как на ктиторской панихиде (см. ч. 1, гл. 8). В конце панихиды чтец творит «схиму». Коливо раздается братии в нартексе.

---------

1 Обычно разрешения поста в понедельник нет. То есть на практике эта седмица не отличается от других.

2 В монастыре св. Павла Непорочны не опускаются.

Заупокойная суббота

После седальнов по второй кафизме — Непорочны на две статии. На каждой «Славе» — заупокойная екте-ния1 перед местной Господской иконой, где стоит блюдо с коливом (как и на ктиторcкой панихиде). Свечи бра­тии не раздаются. В третий раз коливо благословляется на заупокойной литии после божественной литургии, которая совершается в приделе-усыпальнице. В этот день на проскомидии читается весь заупокойный сино­дик («Куварас») [5].

Неделя мясопустная

После чтения на утрене по-обиходному поются по­лиелейные псалмы «Раби, Господа» (Пс. 134), «Испо-ведайтеся Господеви» (Пс. 135) и медленно — «На реках Вавилонских» (Пс. 136). С началом пения тропарей по Непорочнах гасится большое паникадило2. Перед 1-м часом читается евангельская стихира, на 1-м часе — «Ог­лашение» преподобного Феодора Студита. На литургии — причастны «Хвалите Господа с небес...» и «Радуйтеся, праведнии, о Господе...» (см. Типикон св. Саввы).

С этого дня до понедельника первой седмицы Вели­кого поста оставляется Богородичный канон на вечерне.

Сырная седмица

Во вторник и четверток пономарь оставляет антидор после литургии на следующий день (т. к. в среду и пяток литургия не совершается).

--------

1 Заупокойная ектения «Помилуй нас, Боже...» с молитвой «Боже ду­хов...» и возгласом «Яко Ты еси воскресение...», на котором благословля­ется коливо.

2 Как это обычно бывает после полиелея (см. ч. 1, гл. 5). То есть пение «На реках Вавилонских...» (равно как и «Покаяния отверзи...») не «усили­вается» чуждыми строгости и одухотворенности православного богослуже­ния театрализованными способами. Излишне и говорить о том, что музы­кальный характер и манера исполнения великопостных песнопений никак не выходят за рамки православного византийского церковного пения.

Во вторник и четверток вечером — великое повече­рие поскору. В среду и пяток утром — как обычно полу­нощница, но в средней части храма. После отпуста 1 -го часа — перерыв.

Через некоторое время — звон в будильный колокол и стук на три статии в деревянное било с обхождением во­круг собора. Читаются 3, 6, 9-й часы и изобразительны. На 6-м часе — чтение паримии. После изобразитель­ных — отпуст, если нет молебна. Если есть молебен, в конце изобразительных пономарь звонит в будничное же­лезное било.

Антидор священник не раздает. Блюдо с антидором ставится в притворе, возле чаши со святой водой.

Звон к вечерне на полчаса позже обычного времени. В ручное деревянное било не ударяют, а за 15 минут до начала вечерни знаменают в будильный колокол (в 9.15 вечера), в 9.30 знаменают в будничное большое деревян­ное било и в железное било и сразу же следует возглас священника «Благословен Бог наш...» в средней части храма. На вечерне в пяток совершается вход ради празд­. нования преподобным отцам1.

Если же в среду или пяток Сырной седмицы случится память великого святого, то совершается литургия свя­того Иоанна Златоуста, но в приделе.

Неделя сыропустная

Полиелей поется так же, как и в предшествующую неделю. После Недели сыропустной до Недели кресто­поклонной опускается пение полиелея (за исключени­ем Господских праздников и престольных праздников монастыря (панигиров)). На литургии в эту и прочие не­дели Святой четыредесятницы (до Недели ваий вклю­чительно) освящаются Агнцы для литургий Преждеос­вященных Даров. При пении «Достойно есть...» священ­ник «возносит» антидор, который пономарь оставляет для литургий Преждеосвященных Даров.

--------

1 Преподобным отцам совершается служба со звоном в малые коло­кола.

Наши рекомендации