Понедельник 1-й седмицы (Чистый понедельник)
Утреня. 1-й час.Полунощница опускается, поэтому утром к службе звонят позднее обычного1.
На аллилуиарии после шестопсалмия чтец возглашает положенные стихи (таким же образом, как и на «Бог Господь...») и по окончании кладет земные поклоны, повернувшись к клиросам.
В конце первой кафизмы пономарь ставит на месте для чтения складной аналой и возжигает над ним светильник. Поскольку на утрене полагаются три чтения, складной аналой не убирается до конца третьего чтения [8].
Первая стихира на стиховне (на утрене и на вечерне), всегда поется дважды, «аргосинтомо» (как славник) во всю Великую четыредесятницу. Третья стихира и славник — по-обиходному. Во время пения стихир все прикладываются к иконам и кланяются до земли, повернувшись к клиросам и к Царским вратам.
Молитва «Небесный Царю...» в конце утрени — «старческая». Молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...» читается во всех случаях каждым братом тайно, «во уме своем», как указывает Типикон святого Саввы [9]2.
Когда чтец закончит три псалма 1-го часа, другой чтец возглашает под большим паникадилом «Заутра услыши глас мой...» со стихами, а в конце читком произносит «Слава» и творит земные поклоны, повернувшись к востоку, югу и северу. Первый чтец продолжает: «И ныне. Что Тя наречем, о Благодатная...»
---------
1 В монастыре св. Павла и во многих других полунощница не опускается.
2 В монастыре св. Филофея и некоторых других обителях молитва преподобного Ефрема Сирина произносится священником вслух.
«Заутра услыши глас мой...» и «Стопы моя направи...» поются клиросами антифонно. Тропари 1 -го и 6-го часа начинает петь правый клирос, а 3-го и 9-го — левый. После отпуста следует перерыв (примерно 1-2 часа).
Часы 3-й и 6-й. За четверть часа до начала часов пономарь звонит в будильный колокол. Приблизительно в 4.00 пополудни пономарь трижды сильно ударяет в большое деревянное било и начинаются часы.
На часах горят только люцерны и лампады, кроме тех случаев, когда в проскинитарии полагается икона празднуемого святого (тогда возжигается и свеча проскинитария[10]).
После «Богородице, Ты еси лоза истинная...» полагается уставное чтение. Складной аналой убирается после чтения на 6-м часе. На «старческой» молитве 3-го часа «Владыко Боже...» пономарь шесть раз ударяет в большое деревянное било.
Чтец после «Яко не имамы дерзновения...» остается под большим паникадилом для чтения паримии. В конце 6-го часа — отпуст и перерыв.
9-й час. Изобразительны, Вечерня.За четверть часа до начала службы пономарь звонит в будильный колокол. Около 7.00 пополудни пономарь девять раз ударяет в большое деревянное било. На 9-м часе — уставное чтение, сразу после которого убирается складной аналой. В конце 9-го часа не читается «Иже на всякое время...», но сразу «Слава, и ныне. Честнейшую херувим...». Священник возглашает «Боже, ущедри ны...», и все творят земные и поясные поклоны, читая про себя молитву святого Ефрема Сирина. После поклонов на клиросах поют блаженны (на 8-й глас). Тропари и молитвы, начиная с «Лик небесный...» и далее, поскору произносит чтец. На «Лик небесный...» пономарь творит поклон игумену и знаменает в будничные деревянное и железное била к вечерне. Возвратившись в храм, пономарь возжигает священническую кацию для каждения на «Господи, воззвах...».
После молитвы святого Ефрема Сирина на изобразительных игумен сразу, без отпуста, начинает предначинательный псалом.
Молитва 9-го часа «Владыко Господи Иисусе Христе...» опускается во всю Великую четыредесятницу, за исключением субботних и воскресных дней.
18-ю кафизму читает чтец, стоя возле правого большого подсвечника лицом к западу (если нет литургии Преждеосвященных Даров). На второй «Славе» пономарь возжигает масленки. После «Свете тихий» чтец читает паримии.
Во время пения стихир на стиховне отцы прикладываются к иконам и творят под большим паникадилом три земных поклона — повернувшись к Царским вратам и клиросам.
Затем следует «Ныне отпущаеши...» и «Трисвятое». По «Отче наш...» антифонно поются клиросами «Богородице Дево, радуйся...» и прочие тропари. На каждом тропаре все творят один земной поклон. «Под Твою милость...» поскору произносит чтец, и все творят малый (поясной) поклон. Совершается отпуст.
В первые два дня Святой четыредесятницы 144-й псалом «Вознесу Тя, Боже мой...» не читается, поскольку в эти дни нет трапезы.
В понедельник и вторник 1-й седмицы не вкушают антидор и не пьют святую воду. Братия хранят совершенное воздержание до литургии Преждеосвященных Даров в среду, на которой все причащаются (это особо строгий пост, называемый «трехдневкой» — «Τριήμερον»)1. Запрещаются также собрания и, вообще, лишние разговоры.
Великое повечерие. За четверть часа до начала службы пономарь звонит в будильный колокол. Около 10.00 вечера пономарь 12 раз ударяет в большое деревянное било и начинается великое повечерие.
-----
1 См. также статью «О посте» в Приложении, с. 198.
Песнопения великого повечерия поют постоянные певчие обители, а Великий канон святого Андрея Критского — отцы, назначаемые уставщиком.
На великом повечерии только одна «старческая» молитва — «Владыко Боже...».
После «Слава в вышних Богу...» чтец возглашает«Помощник и покровитель», клиросы поют ирмос 1-й песни Великого канона1. Великий канон канонаршит чтец. Пономарь возжигает масленки [11]. На «Господи сил...» пономарь кадит будничной кацией. На «Преславная Приснодево...» пономарь возжигает свечу Царских врат и открывает Царские врата, поскольку на каждом великом повечерии в 1-ю седмицу Великого поста читается Евангелие2. Масленки гасятся после отпуста.
В какой бы день Святой четыредесятницы ни случилась память великого святого, на вечерне полагается «Блажен муж...», а в конце вечерни — тропарь святому с Богородичном. Все великое повечерие — читком, без каждения и возжигания масленок. На полунощнице (перед «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...») поются стихиры на литии святому. На утрене поется великое славословие. Часы — без кафизм. Совершается литургия Преждеосвященных Даров (в какой бы день ни случилась память великого святого, конечно, кроме субботы и воскресенья). На «Господи, воззвах...» — стихиры и славник святому. Совершается вход с Евангелием. После последнего «Да исправится молитва моя...» читается Апостол и Евангелие святому. Причастен — «В память вечную...». После заамвонной молитвы — благословение колива.
На вечерне, утрене и на литургии Преждеосвященных Даров возжигаются масленки (свечи) креста Цар-
-------
1 Великий канон может петься как после 69-го псалма «Боже, в помощь мою вонми...», так и после «Слава в вышних Богу...».
2 Так называемое «бденное» (τό τής παννυχίδοζ): в понедельник — Лк., 105-107 зач. (Лк. 21,8-36), во вторник — Мф., 16 зач. (Мф. 6, 1-13), в среду — Мк., 51 зач. (Мк. 11, 23-26), в четверток — Мф., 20 зач. (Мф.7,7-11),впяток-Ин.,50зач.(Ин. 15, 1-8).
ских врат, остальные масленки и свечи. На изобразительных накануне, на полунощнице (на третьей «Славе») и на изобразительных в самый день праздника — звон в малые колокола на одну статию. Молитва святого Ефрема Сирина с поклонами опускается, начиная с вечерни предшествующего дня до окончания литургии Преждеосвященных Даров.
На трапезе — две выносные свечи. Чин о Панагии с понедельника до пятка не совершается.
Вторник 1-й седмицы
Служба — как и в понедельник, только звон утром в обычное время, поскольку есть полунощница. Всю 1-ю седмицу Великого поста полунощницу принято читать в средней части храма.
Среда 1-й седмицы
Совершается литургия Преждеосвященных Даров.
После 6-го часа пономарь звонит в будничное железное било и начинается чтение правила по святому причащению (см. ч. 1, гл. 1). После перерыва в установленное время начинается 9-й час. В конце изобразительных священник кадит храм (каждение может совершать диакон) и произносит отпуст1. После священнического возглашения «Благословено царство...» Царские врата закрываются.
18-я кафизма читается под большим паникадилом. «Слава, и ныне. Аллилуйя (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне» чтец произносит сам. Священник произносит малую ектению и возглас, чтец — «Аминь» и продолжает чтение кафизмы.
На второй «Славе» пономарь возжигает масленки (свечи) креста Царских врат, остальные масленки и све-
-------
1 Отпуст произносится из Царских врат, как обычный отпуст по 6-м часе.
чи. На «Господи, воззвах...» священник кадит кадилом. Совершается вход с кадилом (если на этот день приходится память великого святого, то с Евангелием).
Пономарь идет на вход раньше, поскольку стихира на «Слава, и ныне» короткая. Когда священник входит в алтарь, пономарь оставляет возжженную свечу перед открытыми Царскими вратами и удаляется.
После «Свете тихий» чтец, без куколя, читает под большим паникадилом паримии. После прокимна перед второй паримией чтец возглашает: «Повелите», священник берет кадило с выносной свечой и, стоя перед святым престолом лицом к жертвеннику, поднимает их, изображая знамение креста и возглашая: «Свет Христов», и затем, выйдя из Царских врат, он еще раз поднимает их, изображая знамение креста, и возглашает: «... просвещает всех».
Чтец возглашает: «Притчей чтение» — и читает паримию.
После паримии чтец, стоя на том же месте, произносит стихи на «Да исправится молитва моя...». На словах «... жертва вечерняя» он каждый раз полагает земной поклон, повернувшись к Царским вратам. На последнем «Да исправится...» чтец полагает земные поклоны, повернувшись к клиросам, и уходит. Если празднуется память святого, то чтец читает и Апостол.
«Да исправится...» — 5-го гласа, кроме первого «Да исправится...» на первой литургии Преждеосвященных Даров, которое поется на 6-й глас медленно («древним» распевом). Священник при пении «Да исправится...» кадит углы святого престола, святой жертвенник и затем из Царских врат храм.
С началом ектений «Рцем вси...» пономарь закрывает Царские врата. На великий вход перед священником выходит пономарь с выносной свечой [12]. В это время все присутствующие в храме падают ниц. Когда священник входит в алтарь, пономарь трижды ударяет подсвечни-
ком с выносной свечой в пол, извещая певчих о том, что можно продолжить прерванное пение.
Пономарь закрывает Царские врата и задергивает завесу. Затем он нагревает до полного кипения теплоту и нарезает антидор. Антидор священник не возносит. Далее чинопоследование литургии Преждеосвященных Даров, как обычно.
После первой литургии Преждеосвященных Даров на трапезу идут с выносными свечами. В другие дни после литургии Преждеосвященных Даров трапеза совершается просто, по-будничному.
Четверток 1-й седмицы
В этот и в прочие дни, когда нет литургии, отцы сами берут антидор с блюда возле чаши со святой водой в притворе.
Пяток 1-й седмицы [13]
Литургия Преждеосвященных Даров. После возглашения «Преждеосвященная Святая святым» поется молебный канон святому Феодору Тирону, а после него — причастен. После заамвонной молитвы — тропарь и Богородичен из Триоди. После благословения колива в честь святого — отпуст. По окончании богослужения великопостные пелены и покровы в соборе меняются на будничные, до вечерни в воскресенье.
Акафист Пресвятой Богородице. Перед началом повечерия знаменают в будильный колокол и в ручное деревянное било, обходя вокруг собора трижды (в 8.30, 8.45 и 9.00), как перед будничной вечерней в течение всего года.
Пономарь устанавливает складной аналой перед местной Богородичной иконой и кладет на него книгу с акафистом Благовещению Пресвятой Богородицы. Между аналоем и иконой ставятся две выносные свечи, одна из которых — с праздничным кадилом и ладаном.
В 9.00 — железное било и одна статия колоколов [14]. Повечерие читается в средней части храма. С началом Символа веры пономарь возжигает масленки (свечи) креста Царских врат, другие масленки и свечи.
В пяток 1-й седмицы поется медленное «Взбранной Воеводе...», с началом которого священник в фелони кадит весь храм [15].
В конце «Взбранной Воеводе...» священник исходит к иконе Пресвятой Богородицы и нараспев читает первую статию акафиста1. На каждом «Радуйся, Невесто неневестная» и «Аллилуйя» священник кадит икону.
По прочтении первой статии, при пении «Взбранной Воеводе...» (обиходным распевом), священник совершает каждение храма2. Затем пономарь убирает выносные свечи и складной аналой.
На первом акафисте читается Евангелие «бденное» (τό τής παννυχίδος)3·. В конце поется медленное «Красоте девства Твоего...»4.
Суббота 1-й седмицы
Коливо только заупокойное, поскольку коливо в честь святого благословляется в пяток.