Понедельник 1-й седмицы (Чистый понедельник)

Утреня. 1-й час.Полунощница опускается, поэтому утром к службе звонят позднее обычного1.

На аллилуиарии после шестопсалмия чтец возглаша­ет положенные стихи (таким же образом, как и на «Бог Господь...») и по окончании кладет земные поклоны, по­вернувшись к клиросам.

В конце первой кафизмы пономарь ставит на месте для чтения складной аналой и возжигает над ним све­тильник. Поскольку на утрене полагаются три чтения, складной аналой не убирается до конца третьего чтения [8].

Первая стихира на стиховне (на утрене и на вечерне), всегда поется дважды, «аргосинтомо» (как славник) во всю Великую четыредесятницу. Третья стихира и слав­ник — по-обиходному. Во время пения стихир все при­кладываются к иконам и кланяются до земли, повернув­шись к клиросам и к Царским вратам.

Молитва «Небесный Царю...» в конце утрени — «старческая». Молитва святого Ефрема Сирина «Госпо­ди и Владыко живота моего...» читается во всех случаях каждым братом тайно, «во уме своем», как указывает Ти­пикон святого Саввы [9]2.

Когда чтец закончит три псалма 1-го часа, другой чтец возглашает под большим паникадилом «Заутра услыши глас мой...» со стихами, а в конце читком произ­носит «Слава» и творит земные поклоны, повернувшись к востоку, югу и северу. Первый чтец продолжает: «И ныне. Что Тя наречем, о Благодатная...»

---------

1 В монастыре св. Павла и во многих других полунощница не опуска­ется.

2 В монастыре св. Филофея и некоторых других обителях молитва преподобного Ефрема Сирина произносится священником вслух.

«Заутра услыши глас мой...» и «Стопы моя напра­ви...» поются клиросами антифонно. Тропари 1 -го и 6-го часа начинает петь правый клирос, а 3-го и 9-го — ле­вый. После отпуста следует перерыв (примерно 1-2 часа).

Часы 3-й и 6-й. За четверть часа до начала часов по­номарь звонит в будильный колокол. Приблизительно в 4.00 пополудни пономарь трижды сильно ударяет в боль­шое деревянное било и начинаются часы.

На часах горят только люцерны и лампады, кроме тех случаев, когда в проскинитарии полагается икона празд­нуемого святого (тогда возжигается и свеча проскинита­рия[10]).

После «Богородице, Ты еси лоза истинная...» полага­ется уставное чтение. Складной аналой убирается после чтения на 6-м часе. На «старческой» молитве 3-го часа «Владыко Боже...» пономарь шесть раз ударяет в боль­шое деревянное било.

Чтец после «Яко не имамы дерзновения...» остается под большим паникадилом для чтения паримии. В кон­це 6-го часа — отпуст и перерыв.

9-й час. Изобразительны, Вечерня.За четверть часа до начала службы пономарь звонит в будильный колокол. Около 7.00 пополудни пономарь девять раз ударяет в большое деревянное било. На 9-м часе — уставное чте­ние, сразу после которого убирается складной аналой. В конце 9-го часа не читается «Иже на всякое время...», но сразу «Слава, и ныне. Честнейшую херувим...». Священ­ник возглашает «Боже, ущедри ны...», и все творят зем­ные и поясные поклоны, читая про себя молитву святого Ефрема Сирина. После поклонов на клиросах поют бла­женны (на 8-й глас). Тропари и молитвы, начиная с «Лик небесный...» и далее, поскору произносит чтец. На «Лик небесный...» пономарь творит поклон игумену и знаменает в будничные деревянное и железное била к вечерне. Возвратившись в храм, пономарь возжигает священническую кацию для каждения на «Господи, воз­звах...».

После молитвы святого Ефрема Сирина на изобрази­тельных игумен сразу, без отпуста, начинает предначи­нательный псалом.

Молитва 9-го часа «Владыко Господи Иисусе Хрис­те...» опускается во всю Великую четыредесятницу, за исключением субботних и воскресных дней.

18-ю кафизму читает чтец, стоя возле правого боль­шого подсвечника лицом к западу (если нет литургии Преждеосвященных Даров). На второй «Славе» поно­марь возжигает масленки. После «Свете тихий» чтец чи­тает паримии.

Во время пения стихир на стиховне отцы приклады­ваются к иконам и творят под большим паникадилом три земных поклона — повернувшись к Царским вратам и клиросам.

Затем следует «Ныне отпущаеши...» и «Трисвятое». По «Отче наш...» антифонно поются клиросами «Бого­родице Дево, радуйся...» и прочие тропари. На каждом тропаре все творят один земной поклон. «Под Твою ми­лость...» поскору произносит чтец, и все творят малый (поясной) поклон. Совершается отпуст.

В первые два дня Святой четыредесятницы 144-й псалом «Вознесу Тя, Боже мой...» не читается, посколь­ку в эти дни нет трапезы.

В понедельник и вторник 1-й седмицы не вкушают антидор и не пьют святую воду. Братия хранят совер­шенное воздержание до литургии Преждеосвященных Даров в среду, на которой все причащаются (это особо строгий пост, называемый «трехдневкой» — «Τριήμερον»)1. Запрещаются также собрания и, вообще, лишние разго­воры.

Великое повечерие. За четверть часа до начала службы пономарь звонит в будильный колокол. Около 10.00 ве­чера пономарь 12 раз ударяет в большое деревянное било и начинается великое повечерие.

-----

1 См. также статью «О посте» в Приложении, с. 198.

Песнопения великого повечерия поют постоянные певчие обители, а Великий канон святого Андрея Крит­ского — отцы, назначаемые уставщиком.

На великом повечерии только одна «старческая» молитва — «Владыко Боже...».

После «Слава в вышних Богу...» чтец возглашает«По­мощник и покровитель», клиросы поют ирмос 1-й песни Великого канона1. Великий канон канонаршит чтец. По­номарь возжигает масленки [11]. На «Господи сил...» по­номарь кадит будничной кацией. На «Преславная При­снодево...» пономарь возжигает свечу Царских врат и открывает Царские врата, поскольку на каждом великом повечерии в 1-ю седмицу Великого поста читается Еван­гелие2. Масленки гасятся после отпуста.

В какой бы день Святой четыредесятницы ни случи­лась память великого святого, на вечерне полагается «Блажен муж...», а в конце вечерни — тропарь святому с Богородичном. Все великое повечерие — читком, без каждения и возжигания масленок. На полунощнице (пе­ред «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...») поются стихиры на литии святому. На утрене поется великое славословие. Часы — без кафизм. Совершается литургия Преждеосвященных Даров (в какой бы день ни случи­лась память великого святого, конечно, кроме субботы и воскресенья). На «Господи, воззвах...» — стихиры и славник святому. Совершается вход с Евангелием. Пос­ле последнего «Да исправится молитва моя...» читается Апостол и Евангелие святому. Причастен — «В память вечную...». После заамвонной молитвы — благословение колива.

На вечерне, утрене и на литургии Преждеосвящен­ных Даров возжигаются масленки (свечи) креста Цар-
-------

1 Великий канон может петься как после 69-го псалма «Боже, в по­мощь мою вонми...», так и после «Слава в вышних Богу...».

2 Так называемое «бденное» (τό τής παννυχίδοζ): в понедельник — Лк., 105-107 зач. (Лк. 21,8-36), во вторник — Мф., 16 зач. (Мф. 6, 1-13), в среду — Мк., 51 зач. (Мк. 11, 23-26), в четверток — Мф., 20 зач. (Мф.7,7-11),впяток-Ин.,50зач.(Ин. 15, 1-8).

ских врат, остальные масленки и свечи. На изобрази­тельных накануне, на полунощнице (на третьей «Славе») и на изобразительных в самый день праздника — звон в малые колокола на одну статию. Молитва святого Ефре­ма Сирина с поклонами опускается, начиная с вечерни предшествующего дня до окончания литургии Прежде­освященных Даров.

На трапезе — две выносные свечи. Чин о Панагии с понедельника до пятка не совершается.

Вторник 1-й седмицы

Служба — как и в понедельник, только звон утром в обычное время, поскольку есть полунощница. Всю 1-ю седмицу Великого поста полунощницу принято читать в средней части храма.

Среда 1-й седмицы

Совершается литургия Преждеосвященных Даров.

После 6-го часа пономарь звонит в будничное желез­ное било и начинается чтение правила по святому при­чащению (см. ч. 1, гл. 1). После перерыва в установлен­ное время начинается 9-й час. В конце изобразительных священник кадит храм (каждение может совершать диа­кон) и произносит отпуст1. После священнического воз­глашения «Благословено царство...» Царские врата за­крываются.

18-я кафизма читается под большим паникадилом. «Слава, и ныне. Аллилуйя (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне» чтец произносит сам. Свя­щенник произносит малую ектению и возглас, чтец — «Аминь» и продолжает чтение кафизмы.

На второй «Славе» пономарь возжигает масленки (свечи) креста Царских врат, остальные масленки и све-

-------

1 Отпуст произносится из Царских врат, как обычный отпуст по 6-м часе.

чи. На «Господи, воззвах...» священник кадит кадилом. Совершается вход с кадилом (если на этот день прихо­дится память великого святого, то с Евангелием).

Пономарь идет на вход раньше, поскольку стихира на «Слава, и ныне» короткая. Когда священник входит в алтарь, пономарь оставляет возжженную свечу перед от­крытыми Царскими вратами и удаляется.

После «Свете тихий» чтец, без куколя, читает под бо­льшим паникадилом паримии. После прокимна перед второй паримией чтец возглашает: «Повелите», священ­ник берет кадило с выносной свечой и, стоя перед свя­тым престолом лицом к жертвеннику, поднимает их, изображая знамение креста и возглашая: «Свет Хрис­тов», и затем, выйдя из Царских врат, он еще раз под­нимает их, изображая знамение креста, и возглашает: «... просвещает всех».

Чтец возглашает: «Притчей чтение» — и читает паримию.

После паримии чтец, стоя на том же месте, произно­сит стихи на «Да исправится молитва моя...». На словах «... жертва вечерняя» он каждый раз полагает земной по­клон, повернувшись к Царским вратам. На последнем «Да исправится...» чтец полагает земные поклоны, по­вернувшись к клиросам, и уходит. Если празднуется па­мять святого, то чтец читает и Апостол.

«Да исправится...» — 5-го гласа, кроме первого «Да исправится...» на первой литургии Преждеосвященных Даров, которое поется на 6-й глас медленно («древним» распевом). Священник при пении «Да исправится...» ка­дит углы святого престола, святой жертвенник и затем из Царских врат храм.

С началом ектений «Рцем вси...» пономарь закрывает Царские врата. На великий вход перед священником вы­ходит пономарь с выносной свечой [12]. В это время все присутствующие в храме падают ниц. Когда священник входит в алтарь, пономарь трижды ударяет подсвечни-

ком с выносной свечой в пол, извещая певчих о том, что можно продолжить прерванное пение.

Пономарь закрывает Царские врата и задергивает за­весу. Затем он нагревает до полного кипения теплоту и нарезает антидор. Антидор священник не возносит. Далее чинопоследование литургии Преждеосвященных Даров, как обычно.

После первой литургии Преждеосвященных Даров на трапезу идут с выносными свечами. В другие дни пос­ле литургии Преждеосвященных Даров трапеза со­вершается просто, по-будничному.

Четверток 1-й седмицы

В этот и в прочие дни, когда нет литургии, отцы сами берут антидор с блюда возле чаши со святой водой в при­творе.

Пяток 1-й седмицы [13]

Литургия Преждеосвященных Даров. После возглаше­ния «Преждеосвященная Святая святым» поется молеб­ный канон святому Феодору Тирону, а после него — причастен. После заамвонной молитвы — тропарь и Бо­городичен из Триоди. После благословения колива в честь святого — отпуст. По окончании богослужения ве­ликопостные пелены и покровы в соборе меняются на будничные, до вечерни в воскресенье.

Акафист Пресвятой Богородице. Перед началом пове­черия знаменают в будильный колокол и в ручное дере­вянное било, обходя вокруг собора трижды (в 8.30, 8.45 и 9.00), как перед будничной вечерней в течение всего года.

Пономарь устанавливает складной аналой перед местной Богородичной иконой и кладет на него книгу с акафистом Благовещению Пресвятой Богородицы. Меж­ду аналоем и иконой ставятся две выносные свечи, одна из которых — с праздничным кадилом и ладаном.

В 9.00 — железное било и одна статия колоколов [14]. Повечерие читается в средней части храма. С началом Символа веры пономарь возжигает масленки (свечи) креста Царских врат, другие масленки и свечи.

В пяток 1-й седмицы поется медленное «Взбранной Воеводе...», с началом которого священник в фелони ка­дит весь храм [15].

В конце «Взбранной Воеводе...» священник исходит к иконе Пресвятой Богородицы и нараспев читает пер­вую статию акафиста1. На каждом «Радуйся, Невесто не­невестная» и «Аллилуйя» священник кадит икону.

По прочтении первой статии, при пении «Взбранной Воеводе...» (обиходным распевом), священник соверша­ет каждение храма2. Затем пономарь убирает выносные свечи и складной аналой.

На первом акафисте читается Евангелие «бденное» (τό τής παννυχίδος)3·. В конце поется медленное «Красоте девства Твоего...»4.

Суббота 1-й седмицы

Коливо только заупокойное, поскольку коливо в честь святого благословляется в пяток.

Наши рекомендации