ІІ. Сретение Господне
При совпадении праздника Сретения с одной из подготовительных к Великому посту недель соединяются службы Октоиха и праздника. Служба Триоди совершается накануне.
Март
ІІІ. Память святых сорока мучеников.
Поскольку на утрене читается Евангелие, пономарь возжигает на второй «Славе» второй кафизмы лампаду и масленки креста Царских врат, остальные масленки и свечи.
-------
1 После освящения воды честным крестом священник, совершающий чин водосвятия, берет кусочек ваты, крестообразно касается им всех святых мощей и опускает его в водосвятную чашу.
2 В большинстве обителей коливо святому Иоанну Предтече бывает.
25/ІІІ. Благовещение Пресвятой Богородицы.
При совпадении праздника с Неделей ваий на утрене читается Евангелие Недели ваий.
Если Благовещение случится на Страстной седмице, то на трапезе не разрешается рыба, а только вино и елей «во славу Госпожи Богородицы».
Если Благовещение является престольным праздником монастыря и совпадает с Великим пятком, то совершается божественная литургия святого Иоанна Златоуста. Если оно совпадает с Великим вторником или четвертком, то, по определению Типикона, накануне утром совершается литургия Преждеосвященных Даров, а в самый день праздника разрешаются вино и елей.
Апрель
23/ІV. Память святого великомученика Георгия Победоносца.
Если праздник приходится на Страстную седмицу, то он переносится на Светлую. Благословляется коливо, в проскинитарии полагают икону святого.
Май
8/V. Память святого апостола Иоанна Богослова.
При совпадении праздника апостола с Преполовением пятидесятницы или праздником Вознесения службы святому и Триоди соединяются. При этом канон преподобному Арсению Великому поется на повечерии.
Июнь
11/VI. Празднование чудотворной иконе Божией Матери «Достойно есть».
Совершается праздничное бдение (панигир) в соборном храме Протата в Кариес.
Август
1/VIIΙ. Происхождение честных древ Креста Господня. Память святых мучеников Маккавеев.
Начало Успенского поста. В дни Успенского поста масло и вино разрешается только в субботу и воскресенье.
С началом славословия (обиходного) на утрене пономарь возжигает большое паникадило и ставит под ним столик. При пении последнего «Святый Боже...» в конце славословия (поется не так медленно, как на Воздвижение) совершается изнесение честного креста. Впереди идут два пономаря с выносными свечами и диакон с напрестольной свечой и кадилом.
При троекратном пении «Спаси, Господи, люди Твоя...» крест трижды обносится вокруг столика. Сразу же после этого, при пении «Еже радуйся ангелом приемшая...», следует исхождение к водосвятной чаше во двор монастыря (142-й псалом опускается)1.
Совершается уставное (как обычно в первый день месяца) малое освящение воды. В воду погружается честной крест. Вместо «Источник исцелений...» поется «Приидите, вернии...». Когда братия прикладываются к честному кресту, пономарь знаменает в будильный колокол и затем в ручное било (на три статии), обходя вокруг собора. По возвращении в собор произносятся ектений, совершается отпуст и читаются часы. На часах вместо «Трисвятого» — «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...»2.
Затем совершается божественная литургия. Благословляется коливо в честь святых мучеников Маккавеев. После трапезы священник с пономарем окропляют святой водой монастырь, сад и огород.
-------
1 Обычно 142-й псалом не опускается.
2 В большинстве обителей — неизменно «Трисвятое».
На вечерне, начиная с вечерни этого дня, поются молебные каноны Пресвятой Богородице1, с возжиганием масленок на больших подсвечниках и остальными особенностями (см. указания о молебных канонах в части I настоящей книги).
6/VIII. Преображение Господне.
После заамвонной молитвы — благословение винограда (подноса с гроздьями). Благословленные гроздья предлагаются на трапезе.
15/VIII. Успение Пресвятой Богородицы.
Попразднство Успения продолжается 13 дней2. После 22 августа снова начинают петь службы попразднства Успения, помещенные в Минее под числами с 17 по 22 августа [11].
29/VIII. Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.
Разрешение на вино и елей (как на Воздвижение, 14 сентября).
1 В обители св.Павла и во многих других Великий и Малый молебные каноны Пресвятой Богородице поются поочередно через день.
2 То есть попразднство Успения продляется на 6 дней по сравнению со сроком, установленным Типиконом св. Саввы, согласно которому оно продолжается 7 дней, до 22 августа.