Примечания к 5-й главе
1. Малую вечерню поют отцы, назначенные уставщиком. На всенощном бдении поют постоянные певчие.
2. В некоторых монастырях (и в Протате) перед бдением знаменают в великие колокола на три статии.
3. В древнем храме Протата свечу убирает не пономарь, а чтец. Однако в уставе святого Саввы говорится о том, что это должен делать пономарь.
4. В Великой Лавре первая статия («Слава») 1-й кафизмы («Блажен муж..») поется, вторая и третья читаются. В большинстве монастырей ограничиваются только пением первой статии.
5. Возжигаются не все свечи хороса, а только половина. Если хорос имеет, к примеру, восемь пар свечей, то возжигаются четыре пары. В некоторых монастырях на бдениях святым возжигают хорос «крестом», то есть одну пару свечей на восток, одну на запад, одну на север и одну на юг. На бдениях малых Господских и Богородичных праздников возжигают половину хороса, а на бдениях великих Господских и Богородичных праздников — весь хорос1.
6. Кандилопартис (κανδηλοπάρτης) — длинный деревянный шест с прикрепленными на верхнем конце металлическими крюком и воронкой и специальными отверстиями (см. рисунок на с. 214). Пономарь снимает кандилопартисом лампаду, вынимает из отверстия но-
---------------------------------------------
1 В настоящем тексте под великими Господскими праздниками подразумеваются двунадесятые Господские праздники, под малыми — праздник Обрезания Господня. Под великими Богородичными праздниками подразумеваются праздники Пресвятой Богородицы, в которые, подревней традиции, положено соборное служение божественной литургии (т. е. Благовещение и Успение), а под малыми – прочие праздники в честь Пресвятой Богородицы, на которые совершается бдение. Во многих же обителях разделения Господских и Богородичных праздников на «малые» и «великие» нет.
вый трутовый фитиль (трут — разновидность древесного гриба, растущего на буке)1 и заменяет им старый. Затем пономарь чистит пальцы о край воронки, вытирает их заранее приготовленным куском пакли и возвращает лампаду на место.
При помощи кандилопартиса раскачивают хорос и паникадила. Пономарь берется крюком за края двуглавых орлов, украшающих хорос, и приводит его в движение сначала со стороны Царских врат, затем с других сторон. Хорос висит на множестве цепей, и поэтому его невозможно раскачать весь полностью одним движением, в отличие от паникадил, которые можно зацепить снизу и раскачать, делая кругообразные движения.
7. Если паникадило маленькое, то оно возжигается полностью.
8. Литийница (‘αρτοκλασία) — деревянный, бронзовый или серебряный прибор с особыми подставками для двух стаканчиков (справа для елея, слева для вина), блюдцем для сухих зерен пшеницы впереди и большим блюдом для пяти хлебов в центре (см. рисунок на с. 215). Самая знаменитая и древняя литийница находится в монастыре святой Екатерины на Синае.
После благословения хлебов пономарь разрезает их на тонкие кусочки, полагает на поднос и поливает освященным вином (в случае необходимости можно добавить немного неосвященного вина). Освященный на литии елей вливается в лампаду святого в проскинитарии.
В древности отцы вливали благословленные елей и вино в соответствующие сосуды в келарне (место для хранения продуктов), а благословленную пшеницу смешивали с монастырской пшеницей в зернохранилище для благословения.
9. На стихирах на стиховне вечерни на всенощном бдении поклонение иконам не совершается.
-------------------
1 Обычно используются хлопчатобумажные фитили.
10. В летний период «Богородице Дево, радуйся...» поется поскору.
11. Если нет светильника, то пономарь дает чтецу зажженную свечу.
12. Речь идет о возгласе «Благословен Бог наш...» в начале бдения, который заменяется на «Слава Святей...»1.
13. В летний период, когда оставляется чтение, звонят в начале шестопсалмия.
14. В некоторых монастырях возжигают все ряды через одну свечу («пестро»).
15. На бдениях святому пророку Илии и святым архангелам колива не бывает. Также на бдениях в честь рождества Иоанна Предтечи, Рождества и Введения во храм Пресвятой Богородицы и Сретения Господня2.
16. В простой мантии — то есть в черной.
Если игумен во время бдения стоял на архиерейском месте в праздничной мантии, то в ней же он идет в трапезную.
1 Имеется в виду, что священнический возглас «Благословен Бог наш...» произносится в данный момент службы, потому что в течение бдения он еще не произносился.
2 В большинстве обителей только на бдениях святому пророку Илии и святым архангелам.
ГЛАВА 6
ЧИН ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ НА ГОСПОДСКИЕ И БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ