Примечания к 5-й главе

1. Малую вечерню поют отцы, назначенные устав­щиком. На всенощном бдении поют постоянные пев­чие.

2. В некоторых монастырях (и в Протате) перед бде­нием знаменают в великие колокола на три статии.

3. В древнем храме Протата свечу убирает не поно­марь, а чтец. Однако в уставе святого Саввы говорится о том, что это должен делать пономарь.

4. В Великой Лавре первая статия («Слава») 1-й кафизмы («Бла­жен муж..») поется, вторая и третья читаются. В больши­нс­тве монастырей ограничиваются только пением первой ста­тии.

5. Возжигаются не все свечи хороса, а только полови­на. Если хорос имеет, к примеру, восемь пар свечей, то возжигаются четыре пары. В некоторых монастырях на бдениях святым возжигают хорос «крестом», то есть од­ну пару свечей на восток, одну на запад, одну на север и одну на юг. На бдениях малых Господских и Богородич­ных праздников возжигают половину хороса, а на бде­ниях вели­ких Господских и Богородичных праздников — весь хорос1.

6. Кандилопартис (κανδηλοπάρτης) — длинный дере­вянный шест с прикрепленными на верхнем конце ме­таллическими крюком и воронкой и специальными отверстиями (см. рисунок на с. 214). Пономарь снимает кандилопартисом лампаду, вынимает из отверстия но-
---------------------------------------------

1 В настоящем тексте под великими Господскими праздниками под­разу­ме­ва­ют­ся двунадесятые Господские праздники, под малыми — празд­ник Обреза­ния Господня. Под великими Богородичными праздниками подразумеваются праздники Пресвятой Богородицы, в которые, подрев­ней традиции, положено соборное служение божественной литургии (т. е. Благовещение и Успение), а под малыми – прочие праздники в честь Пресвятой Богородицы, на которые совершается бдение. Во мно­гих же обителях разделения Господских и Богородичных праздников на «малые» и «великие» нет.

вый трутовый фитиль (трут — разновидность древесного гриба, растущего на буке)1 и заменяет им старый. Затем пономарь чистит пальцы о край воронки, вытирает их заранее приготовленным куском пакли и возвращает лампаду на место.

При помощи кандилопартиса раскачивают хорос и паникадила. Пономарь берется крюком за края двугла­вых орлов, украшающих хорос, и приводит его в движе­ние сначала со стороны Царских врат, затем с других сторон. Хорос висит на множестве цепей, и поэтому его невозможно раскачать весь полностью одним движени­ем, в отличие от паникадил, которые можно зацепить снизу и раскачать, делая кругообразные движения.

7. Если паникадило маленькое, то оно возжигается полностью.

8. Литийница (‘αρτοκλασία) — деревянный, бронзовый или серебряный прибор с особыми подставками для двух стаканчиков (справа для елея, слева для вина), блюдцем для сухих зерен пшеницы впереди и большим блюдом для пяти хлебов в центре (см. рисунок на с. 215). Самая знаменитая и древняя литийница находится в мо­настыре святой Екатерины на Синае.

После благословения хлебов пономарь разрезает их на тонкие кусочки, полагает на поднос и поливает освя­щенным вином (в случае необходимости можно доба­вить немного неосвященного вина). Освященный на ли­тии елей вливается в лампаду святого в проскинитарии.

В древности отцы вливали благословленные елей и вино в соответствующие сосуды в келарне (место для хранения продуктов), а благословленную пшеницу сме­шивали с монастырской пшеницей в зернохранилище для благословения.

9. На стихирах на стиховне вечерни на всенощном бдении поклонение иконам не совершается.

-------------------

1 Обычно используются хлопчатобумажные фитили.

10. В летний период «Богородице Дево, радуйся...» поется поскору.

11. Если нет светильника, то пономарь дает чтецу зажженную свечу.

12. Речь идет о возгласе «Благословен Бог наш...» в начале бдения, который заменяется на «Слава Свя­тей...»1.

13. В летний период, когда оставляется чтение, зво­нят в начале шестопсалмия.

14. В некоторых монастырях возжигают все ряды че­рез одну свечу («пестро»).

15. На бдениях святому пророку Илии и святым ар­хангелам колива не бывает. Также на бдениях в честь рождества Иоанна Предтечи, Рождества и Введения во храм Пресвятой Богородицы и Сретения Господня2.

16. В простой мантии — то есть в черной.

Если игумен во время бдения стоял на архиерейском месте в праздничной мантии, то в ней же он идет в тра­пезную.

примечания к 5-й главе - student2.ru

1 Имеется в виду, что священнический возглас «Благословен Бог наш...» произносится в данный момент службы, потому что в течение бдения он еще не произносился.

2 В большинстве обителей только на бдениях святому пророку Илии и святым архангелам.


примечания к 5-й главе - student2.ru

ГЛАВА 6
ЧИН ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ НА ГОСПОДСКИЕ И БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Наши рекомендации