Страстная седмица Великий понедельник

Полунощница. Утреня [23,24]. На престоле полагается икона Страстей Христовых («Жених Церковный», греч. «Νυμφίος»), и перед ней возжигается свеча.

На двупсалмии священник кадит, по обычаю, свя­щеннической кацией [25]. Икону Страстей Христовых износит священник, хотя в предшествующие века ее полагал в проскинитарии пономарь без особого чина из­несения.

После шестопсалмия и великой ектений поется «Ал­лилуйя» — дважды медленного распева и дважды оби­ходного [26]. Затем тропарь «Се Жених грядет в полуно-щи...» — дважды медленно и единожды обиходно. С началом пения тропаря в первый раз (в алтаре), священ­ник с иконой Страстей Христовых исходит через Цар­ские врата и полагает ее в проскинитарии. От Царских врат до проскинитария перед священником идет поно­марь с возжженной выносной свечой. Священник (сед­мичный) прикладывается к иконе, за ним подходят игу­мен и прочие отцы по чину. Пономарь возжигает свечу проскинитария.

На кафизмах полагается чтение. На седальне по третьей кафизме пономарь ставит перед Царскими вра­тами складной аналой для Евангелия и перед ним — го­рящую выносную свечу. Возжигается также свеча Цар­ских врат и масленки, которые горят до окончания стихир на стиховне.

На словах синаксария «В сей месяц...» — звон в же­лезное било. На 9-й песни священник, в мантии и епи­трахили, кадит священнической кацией.

Поются обычно хвалитны из «Άθωνιάς» Π. Филанфи­диса.

После отпуста — перерыв.

Часы 1, 3, 6-й.Чинопоследование часов обычное, без чтений.

9-й час и вечерня с литургией Преждеосвященных Да­ров. На литургии читается одно Евангелие, без Апостола. Великое повечерие. Поется трипеснец из Триоди.

Великая среда

Последняя литургия Преждеосвященных Даров и последнее чтение Четвероевангелия на часах. Вечером — малое повечерие без акафиста.

Великий четверток

Полунощница. Утреня. 1-й час. Утреня совершается по такому же чину, как и в Великий понедельник. При медленном пении в первый раз тропаря «Егда славнии ученицы...» икона Тайной вечери износится из алтаря и полагается в проскинитарии.

Перед чтением Евангелия пономарь устанавливает в положенном месте складной аналой для уставного чте­ния, которое бывает сразу после Евангелия, так как ка­физмы отстутствуют.

К утрене присоединяется 1-й час, на котором чтец читает под большим паникадилом паримию.

После отпуста следует перерыв. Великопостные пе­лены в соборе и прочее меняются на праздничные (не воскресные, но и не темные), которые остаются до ве­черни Великой субботы, совершаемой в субботу утром.

Таинство елеосвящения. 3-й и 6-й часы. Правило ко святому причащению. Перед елеосвящением знаменают в будильный колокол и в ручное било, трижды обходя вокруг собора (о таинстве елеосвящения см. ч. 1, гл. 3).

Перед правилом ко святому причащению — звон в железное било.

9-й час. Вечерня с литургией святителя Василия Вели­кого. На изобразительных — праздничное деревянное било, железное било и три статии великих колоколов.

Литургия — с соборным служением (см. ч. 1, гл. 6), в светлых облачениях.

С началом предначинательного псалма два пономаря возжигают свечи (масленки) всех подвесных крестов, остальные свечи и масленки, гентекии и весь хорос. На «Господи, воззвах...» кадят два диакона с сионами и праздничными воздухами.

Вход с Евангелием. На «Трисвятом» два пономаря кадят праздничными кациями. После Евангелия возжи­гается полностью большое паникадило. После «О Тебе радуется...» свечи, паникадило, масленки, гентекии и хорос гасятся.

Вместо Херувимской и причастна поется «Вечери Твоея тайныя...». «Вечери Твоея...» также многократно повторяется во время причащения верных и читком про­износится вместо «Да исполнятся уста наша...».

Трапеза совершается просто, по-будничному. Хотя в Триоди и говорится о разрешении на вино и елей, обыч­но разрешается только вино.

Вечером — малое повечерие без акафиста.

Великий пяток

Полунощница. Утреня. Наполунощнице — празднич­ное деревянное и железное била и 12 ударов в большой колокол, по-погребальному (πενθίμως, то есть «скорбно»). Седмичный священник кадит на двупсалмии, по обы­чаю. После шестопсалмия пономарь возжигает маслен­ки и свечи и ставит перед Царскими вратами складной аналой, а перед ним — две выносные свечи.

«Аллилуйя» и «Егда славнии ученицы...»— дважды медленно и единожды обиходно. Сразу же после пения в третий раз «Егда славнии ученицы...» начинается чтение первого Евангелия. Пономарь возжигает выносные све­чи (свечу Царских врат он не возжигает, так как освеще­ние достаточное).

Первое Евангелие страстям Господним читает игу­мен, а остальные — в порядке старшинства священники монастыря, облаченные в мантию и епитрахиль [27].

После первого Евангелия полагается уставное чте­ние. Время совершения других двух или трех чтений ус­танавливает уставщик [28].

Если совершается только одно чтение, то оно обычно следует после седьмого Евангелия.

Первые три антифона поются музыкально певчими [29], а остальные антифоны - отцами, назначаемыми ус­тавщиком. Три первые антифона начинаются на правом клиросе, следующие три — на левом и т. д. Каждый тро­парь антифонов поется дважды (если не всех, то, по крайней мере, первых трех1).

После пятого Евангелия пономарь убирает икону Тайной вечери из проскинитария и складной аналой, стоящий перед Царскими вратами. Возжженные вынос­ные свечи пономарь ставит у северной двери алтаря.

Чтец с певчим правого клироса входит в алтарь. Со­вершается изнесение иконы Распятия Христова. Впере­ди идет чтец, который канонаршит «Днесь висит на дре­ве...» [30], за ним — поющие певчий и его помощники (иногда певчий поет, стоя на своем месте, то есть на пра­вом клиросе), затем два пономаря с выносными свеча­ми, один или два диакона с напрестольными свечами и кадилами [31] и седмичный священник с иконой. Все находящиеся в храме выходят из стасидий и стоят с не­покрытыми головами.

Священник полагает икону Распятия в проскинитарии, кадит ее, прикладывается к ней и уходит в алтарь. Затем к иконе, полагая земные поклоны, прикладыва­ются игумен и прочие братия по чину [32].

Пономари ставят складной аналой и выносные свечи перед Царскими вратами, как они стояли до изнесения иконы.

--------

1 В старейших киновиях повторяются тропари всех антифонов.

После того как правый певчий закончит медленное «Днесь висит на древе...» — левый певчий повторяет его по-обиходному. Затем следуют прочие тропари анти­фонов.

После седьмого Евангелия и уставного чтения игу­мен читает 50-й псалом, и затем сразу следует восьмое Евангелие. 5-ю и 8-ю песни трипеснца поют отцы, на­значаемые уставщиком. 9-я песнь и эксапостиларии — «старческие». На 9-й песни священник кадит священни­ческой кацией.

Стихиры на «Хвалитех» и на стиховне — из «Άθωνιάς». Стихиры на «Слава» и «И ныне» поются медленно, му­зыкально [33].

По завершении одиннадцатого Евангелия пономарь переносит складной аналой от Царских врат на обычное место под большим паникадилом, так как двенадцатое страстное Евангелие читает первый диакон. Евангелие износится диаконом из Царских врат как обычно. После каждого из одиннадцати первых Евангелий поется «Сла­ва долготерпению Твоему, Господи, слава Тебе», после двенадцатого — «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

В конце — отпуст и перерыв.

Великие часы. Великие часы совершаются по тому же чину, что и в навечерие Рождества Христова, со следую­щими особенностями. Пономарь кадит не с воздухом, а с ручным платом [34]. На блаженнах нет колокольного звона. После изобразительных — отпуст и перерыв. Тра­пезы не бывает.

Великая суббота

Вечерня [35]. Перед началом службы — будильный колокол, ручное деревянное било (натри статии), празд­ничное деревянное било, железное било и большой ко­локол (по-погребальному, 12 раз).

Служба начинается с вечерни, потому что 9-й час читается утром. Пономари возжигают свечи (масленки)

всех подвесных крестов, остальные свечи и масленки, гентекии и хорос полностью. На «Господи, воззвах...» хорос раскачивается. Кадят два диакона. На «Слава» ус­тавщик, облаченный в мантию, творит «схиму» под большим паникадилом, уведомляя священников о со­вершении входа. Священники творят поклон, повернув­шись к архиерейскому месту, входят в алтарь и облача­ются в епитрахили и фелони (золотого или красного цвета).

Вход с Евангелием. Затем чтец читает паримии и Апостол. Евангелие читает первый диакон на обычном месте. Во время чтения Евангелия пономарь забирает из проскинитария икону Распятия и полагает вместо нее икону Положения во Гроб(τού ‘Επιταφίου Θρήνου) или Снятия со креста [36].

На «Рцем вси...» пономари устанавливают под боль­шим паникадилом подставку для плащаницы [37], а на «Исполним...» ставят возле северной алтарной двери вы­носные свечи. Чтец входит с непокрытой головой в ал­тарь и канонаршит стихиры на стиховне, поемые свя­щенниками. Игумен со священниками, при медленном пении «Егда от древа...» [38], берут плащаницу и, возло­жив ее на главы, трижды обносят вокруг святого престо­ла, а затем исходят из алтаря через северную дверь. Пе­ред священниками идут чтец-канонарх, два пономаря с выносными свечами и два кадящих диакона с напре­стольными свечами. Плащаница трижды обносится во­круг подставки и полагается на нее. Стихиры на стихов­не поют только священники1. Затем на «Слава» левый хор поет медленное «Тебе, одеющагося...» [39], а свя­щенники и остальные отцы по чину, полагая земные по­клоны, прикладываются к плащанице.

--------

1 Во время изнесения плащаницы из алтаря и ее троекратного обне­сения вокруг подставки канонарх идет рядом с несущими плащаницу священниками и канонаршит стихиры на стиховне, которые поют свя­щенники по очереди (по старшинству, начиная с игумена).

Совершается отпуст и гасятся все масленки, лампады и свечи. Плащаница украшается цветами.

Вечером — малое повечерие без акафиста.

Утреня. Благовест к утрене такой же, как и к вечерне. Священник возглашает «Благословен Бог наш...» перед плащаницей [40]. На двупсалмии — каждение, как обыч­но. После шестопсалмия пономарь возжигает масленки и свечи. После «Бог Господь...» и тропарей медленно по­ются седальны и канон (1-я и 3-я песни канона медлен­но поются певчими [41], а прочие песни — по-обиходному отцами, назначаемыми уставщиком). 9-я песнь — «старческая». Кадит священник. Пономарь в мантии раз­дает священникам и всем находящимся в храме свечи.

После третьего «Свят Господь Бог наш» следует ус­тавное чтение (чтец при этом стоит возле проскинитария). Игумен, священники и диаконы входят в алтарь и облачаются в епитрахили и фелони золотого цвета [42]. Когда священники облачатся, уставщик прерывает чте­ца и все возжигают свечи. Священники с пением похвал исходят из Царских врат.

Чтец стоит возле проскинитария и возглашает на каждый тропарь похвал один стих из 17-й кафизмы1. Игумен кадит храм и всю братию, говоря каждому: «Доб­рого Воскресения». Игумена сопровождают два диако­на, спереди и сзади.

Духовенство встает вокруг плащаницы лицом к вос­току, и каждый, начиная от игумена и до самого младше­го диакона, поет по одному тропарю похвал, затем снова игумен и остальные отцы по старшинству, заканчивая младшим диаконом, так же и в третий раз. Затем неско­лько тропарей антифонно поют клиросы и снова духо­венство в указанном порядке. Последний тропарь пер­вой статии духовенство поет медленнее. Далее следует ектения.

-------

1 Стихи Непорочных могут канонаршить и два чтеца по очереди. Второй чтец может стоять рядом с первым напротив местной иконы Пре­святой Богородицы, лицом к западу.

Тот же порядок сохраняется и на двух следующих статиях. На второй статии кадит второй по старшинству священник, а на третьей статии — третий. В конце свя­щенники поют тропари по Непорочнах [43] и после это­го уходят в алтарь. Затем следуют хвалитны из «Άθωνιάς» и великое славословие (медленного распева).

Пономарь дает отцам крест, рипиды и т. д. Соверша­ется обнесение плащаницы вокруг собора. Первым идет монах в мантии, ударяющий в ручное било. За ним — один монах с крестом, двое с фонарями и двое с рипидами [44]. Затем — соединившиеся хоры, поющие медлен­ный славник «Солнце, скрывшее...» («Τόν ‘ήλιον κρύψαντα») Германа Патрского1 [45].

За певчими следуют два монаха в мантиях, несущие выносные свечи, и священники, несущие на главах пла­щаницу. Звонарь по-погребальному (πενθίμως) звонит в большой колокол монастыря, а чтец, идя перед певчими, канонаршит славник.

Вокруг собора обходят трижды с остановками и диа­конскими прошениями. Два пономаря остаются в храме, поправляют лампады и убирают подставку для плаща­ницы.

Обойдя собор в последний раз, священники встают в дверях нартекса [46] и, подняв плащаницу, держат ее в таком положении до тех пор, пока все входящие в храм не пройдут под ней. Певчие стоят рядом, продолжая петь славник. Один пономарь с ручным платом кадит входя­щих в храм кацией, а второй пономарь, стоя напротив первого, окропляет их благовонной водой из особого со­суда.

Когда все пройдут под плащаницей, пение славника прекращается. Священники входят в алтарь Царскими вратами с пением «Благообразный Иосиф...»2. Монахи с
--------

1 См. Приложение 2, с. 206 .

2 По Типикону монастыря преподобного Дионисия, после того как все пройдут под плащаницей, предстоятель возглашает: «Премудрость. Прости». См. Τυπικόν Διονυσίου, σ. 487.

выносными свечами встают перед местными иконами Спасителя и Божией Матери. Певчие занимают свои стасидии. Священники трижды обносят плащаницу во­круг святого престола и на словах «... покрыв положи» полагают ее на престол.

Далее следуют паримия, Апостол и Евангелие, кото­рое, по обычаю, читает первый по старшинству диакон, затем отпуст и перерыв.

Часы 1, 3, 6, 9-й. Часы читаются поскору, без переры­ва между ними. На 9-м часе в проскинитарии полагает­ся икона Воскресения Христова («Сошествие во ад»), ко­торая не убирается до отдания Пасхи. На изобразитель­ных — праздничное деревянное било, железное било и великие колокола на три статии [47]. Возжигаются мас­ленки, все подвесные кресты и свечи.

Вечерня с литургией святителя Василия Великого. Со­вершается соборное служение. С началом предначина-тельного псалма пономари возжигают гентекии и весь хорос. На «Господи, воззвах...» на «И ныне»— вход с Евангелием. Прокимен не произносится. Чтец ставит под большим паникадилом складной аналой, лицом к востоку, и читает паримии. Пономари тушат гентекии и хорос. Во время чтения паримии из книги пророка Да­ниила один пономарь возжигает гентекии, хорос и малое паникадило, а второй разжигает праздничные кации. Чтец возглашает стихи, а игумен и за ним клиросы анти­фонно поют: «Господа пойте...»

На «Елицы во Христа крестистеся...» чтец убирает складной аналой, а пономари кадят праздничными ка­циями.

Затем под большим паникадилом читается Апостол. По окончании чтения чтец сразу возвращается в свою стасидию, не целуя руку игумена1. Игумен и за ним кли-
-------

1 По греческой традиции, литургисающий священник (при соборном служении — предстоятель) в конце чтения Апостола встает в Царских вратах и произносит: «Мир ти, чтущему». Чтец Апостола подходит к свя­щеннику и целует его благословляющую десницу. Эта особенность со­блюдается и в праздники и в будни.

росы поют «Воскресни, Боже...», а чтец возглашает по­ложенные стихи, стоя в своей стасидии.

Игумен, с пением «Воскресни, Боже...», разбрасыва­ет по всему храму лавровые листья из корзины. Поно­марь единожды ударяет в железное било для извещения звонаря. Следует одна статия великих колоколов.

Далее литургия святого Василия Великого, как обыч­но. Трапезы не бывает. Лавровые листья остаются на по­лу до крестного хода на Светлой седмице.

Страстная седмица Великий понедельник - student2.ru

Страстная седмица Великий понедельник - student2.ru

Наши рекомендации