Вечерня следующего дня
После вечерни поется молебный канон святому, память которого праздновалась (если есть соответствующая книга). Последование молебных канонов святым совершается по образцу молебного канона Пресвятой Богородице2.
-----------------
1 См.: Служебник. М., 1991. С. 349—351. В обители св. Павла коливо Богородичное и святым освящается, когда бывает служба со звоном и выше. После трапезы чтец произносит: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», и игумен (или в его отсутствие седмичный) ложкой крестообразно благословляет блюдо с коливом, произнося: «Во славу Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. За многая молитвы Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. В честь и память святаго (имя рек), его же и память совершаем». И чтец разносит коливо братии.
2 См. сноску 1 на с. 27.
ПРИМЕЧАНИЯ К 4--Й ГЛАВЕ
1. В зимний период — в середине второй кафизмы.
2. Шест (ξύλον) — длинный деревянный шест с тонкой свечой (тонкая хлопчатобумажная нить, дважды погруженная в растопленный воск) на конце. Используется для возжигания паникадил и гентекий (см. рисунок на с. 214).
3. При отсутствии малого паникадила, возжигается нижний ряд большого.
4. Стихи избранные (΄Εκλογή) поются на 2-й глас Ир-мология.
5. Каждение на 1-й песни канона совершается, если на утрене читается Евангелие.
6. Богородичный канон берется из Минеи. Если в Минее нет Богородичного канона, то поется Малый молебный канон Божией Матери или канон из Феотокариона. Богородичный канон поется на 6 со ирмосом, канон святого — на 8.
7. Это один из двух подсвечников, стоящих на святом престоле. Он называется «санданием» (σαντάνιον), как и все остальные подсвечники такого типа. (См. рисунок на с. 213).
8. Помазок (χριαλίς) — деревянная или металлическая палочка, на острие которой прикрепляется ватка для помазания (см. рисунок на с. 215).
9. В таком виде сохранился чин древней Церкви, по которому игумен, обмакнув в лампаду празднуемого святого два пальца правой руки (указательный и средний), помазывал елеем чело отцов.
10. Если празднуется два святых, то кондак поется второму святому (например, 4 декабря поется тропарь св. великомученице Варваре и кондак преподобному Иоанну Дамаскину).
Если в кондаке упоминается Пресвятая Богородица, то оставляется «Предстательством, Господи...».
ГЛАВА 5
ЧИН ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ
НА ПАМЯТЬ СВЯТОГО
Й час. Малая вечерня
лужба начинается в обычное время, как вседневная вечерня (9 часов вечера по византийскому времени). На «Славе» 9-го часа знаменают в будничное деревянное било и в железное било. После кондака часа пономарь полагает в проскинитарии икону празднуемого святого, возжигает перед ней свечу и сразу же разжигает праздничную кацию (пономарскую). Отпуста 9-го часа не бывает1.
Предначинательный псалом не «старческий», он читается чтецом. Ектений не бывает. Чтец сразу же называет глас, и певчий [1] правого клироса начинает поскору «Господи, воззвах...». Пономарь возжигает масленки.
На словах «...яко кадило пред Тобою» пономарь с воздухом начинает кадить праздничной кацией.
Стихословие псалмов («Положи, Господи...») опускается. Сразу же начинается пение стихир на 4, со стиха «От стражи утренния...». Канонаршит чтец. Третья и четвертая стихиры не «старческие», их поют отцы, назначаемые уставщиком.
Чтец произносит «Свете тихий» и сразу же возглашает прокимен дня. Возглашение священника «Вечерний
--------------
1 В большинстве обителей бывает.
прокимен» опускается. Затем чтец читает «Сподоби, Господи...» и сразу же канонаршит стихиры на стиховне (без ектений «Исполним...»). В конце стихир на стиховне пономарь тушит масленки. После этого — «Ныне отпущаеши...», «Трисвятое» и по «Отче наш...» тропари отпустительные. Священник возглашает: «Премудрость. Сый благословен...». «Утверди, Господи Боже...» произносит игумен. По окончании службы — трапеза.
Бдение
По древнему обычаю афонских монастырей снаружи соборного храма вешается деревянный крест с надписью: «Бдение» или «Имамы бдение» — для извещения отцов. Однако в наше время этот обычай поддерживается в немногих монастырях.
Когда заканчивается третья статия ручного била, в средней части храма начинается малое повечерие1. Знаменают в праздничное било, в железное било и в великие колокола на одну статию [2]. Пономарь разжигает священническую кацию. На повечерии, ради бдения, опускаются акафист, «И даждь нам, Владыко...», «Святый Ангеле...», «Богородице Дево, радуйся...»2 и каждение на «Достойно есть...».
После отпуста повечерия пономарь возжигает выносную свечу и ставит ее перед открытыми Царскими вратами. Священник, в мантии и епитрахили, кадит святой престол (без возгласа «Благословен Бог наш...») и исходит из Царских врат. Пономарь снимает куколь, возглашает «Повелите», берет выносную свечу, переносит ее на место для чтения (то есть к западу от большого паникадила) и отходит в ближайшую стасидию. После
----------------
1 Обычное время начала всенощного бдения на Святой Горе — 1 час ночи (т. е. через час после захода солнца).
2 В обители св. Павла «Богородице Дево, радуйся...» не опускается. На «Богородице Дево, радуйся...» седмичный иеромонах отверзает завесу царских дверей притвора.
того как священник покадит левый клирос, пономарь поставляет выносную свечу под крестом осиака, перед царскими дверями притвора (см. схемы на с. 217—218), и становится в стасидию.
После каждения осиака пономарь поставляет свечу под паникадилом притвора и встает в стасидию. После каждения притвора пономарь берет свечу и идет впереди священника до Царских врат, где и стоит (перед местной Господской иконой), пока священник не войдет в алтарь. Священник же становится сначала между большими подсвечниками, изображает кадилом крест и возглашает «Господи, благослови»1. Чтец отвечает: «Аминь». Священник, кадя, входит в алтарь и перед святым престолом возглашает «Слава Святей...». Пономарь тушит свечу, одевает куколь и ставит свечу на место [3].
Игумен читает предначинательный псалом. После произнесения диаконом великой ектений чтец возглашает «Муж. Аллилуйя», и певчие начинают медленное «Блажен муж...» на 8-й глас [4].
На словах «Господи, что ся умножиша...» пономарь берет шест, кланяется под большим паникадилом и возжигает свечи на гентекиях и половину свеч хороса [5]. Малую ектению произносит диакон. Чтец называет глас, и начинается медленное «Господи, воззвах...» Иакова Протопсалта.
Пономарь с помощью кандилопартиса [6] раскачивает хорос. Диакон, с воздухом и сионом, кадит храм.
«Положи, Господи...» обычно поется медленно, напевом «трисимон». Стихиры также медленные (из «Μουσικόν ΄Απάνθισμα» Иакова Протопсалта). Две первые стихиры поют певчие, две следующие стихиры — «старческие». Остальные стихиры поются поскору отцами, назначенными уставщиком. Славник — медленный (из
-----------------
1 Или становится под большим паникадилом и возглашает «Господи, благослови», не изображая кадилом знамения креста.
«'Αθωνιάς» Π. Филанфидиса или из «Δοξαστάριον Άργόν» Иакова Протопсалта). Совершается вход.
После «Свете тихий» чтец читает паримии при свете свечи, которую держит в руке, поскольку пономарь после входа тушит гентекии и хорос. По окончании паримии пономарь исходит в притвор, возжигает нижний ряд паникадила притвора [7] и ставит под ним складной аналой, лицом к востоку. Возвратившись в среднюю часть храма, пономарь возжигает выносную свечу и ставит ее под большим паникадилом. После просительной ектений чтец канонаршит поемую игуменом первую стихиру на литии из службы святому обители, и все исходят в притвор. Первым идет канонарх, затем поющий стихиру игумен, пономарь с выносной свечой, кадящий кадилом диакон в стихаре, ораре и куколе и седмичный иеромонах в епитрахили, фелони и куколе. Исходя из Царских врат, священник берет из проскинитария икону святого и полагает ее на складной аналой в притворе. Пономарь ставит выносную свечу за аналоем и задергивает завесу царских дверей.
Игумен занимает свою стасидию, священник — свою (см. схему на с. 220). Седмичный священник поет следующую стихиру (т.е. первую стихиру на литии празднуемому святому). Диакон, без куколя, кадит икону святого1 и братию в притворе и нартексе. Покадив, диакон отдает кадило пономарю, чтобы тот отнес его в алтарь, надевает куколь и занимает место в стасидии возле священника.
Во время литии пономарь проверяет лампады в средней части храма, а в начале славника на литии ставит под большим паникадилом литийницу [8] и возжигает на ней три свечи. В начале священнической молитвы «Владыко многомилостиве...» пономарь творит поклон игумену, берет его благословение и открывает завесу цар-
----------------
1 Обычно, кадя, он трижды обходит вокруг аналоя, на котором лежит икона.
ских дверей. Чтец возвращается в среднюю часть храма и после молитвы «Владыко многомилостиве...» канонаршит первую стихиру на стиховне (из «Μουσικον Άπάνθισμα»), которую поет правый клирос. Священник и диакон одевают куколи и в предшествии пономаря с выносной свечой относят икону обратно в проскинитарий. Затем священник с диаконом входят в алтарь.
После стихир на стиховне игумен поет славник (из «'Αθωνιάς» или из «Δοξαστάριον» Хурмузия Хартофилакса) и читает «Ныне отпущаеши...» [9]. После «Трисвятого» и «Отче наш...» медленно поется тропарь святому дважды (из «Μουσικόν ΄Απάνθισμα», даже если бдение совершается накануне воскресного дня. Затем медленно поется «Богородице Дево, радуйся...» [10] Берекетиса. Диакон исходит из алтаря приблизительно тогда, когда пение кратимы1 8-го гласа на словах «...душ наших» достигает середины (когда мелодия начинает переходить в резкий тетрахорд). Он кадит литийницу, затем отцов и, наконец, священника, который исходит из алтаря для чтения молитвы на благословение хлебов.
После молитвы на благословение хлебов священник и диакон целуют один из хлебов и возвращаются в алтарь, а чтец читает 33-й псалом «Благословлю Господа...». На словах «...яко несть лишения боящимся Его» чтец останавливается и возглашает: «Богатии обнищаша». Правый клирос поет этот стих полностью медленно и музыкально. Пономарь после ухода священника убирает литийницу.
Пономарь опускает светильник для чтения [11], зажигает его и ставит под ним складной аналой лицом к западу. Уставщик назначает для чтения кого-то из братии (не постоянного чтеца).
-----------------
1 Кратима (κράτημα) — букв, «задержка» пения. Особый прием византийского пения, заключающийся в пении в середине или конце песнопения одной мелодии со слогами, не имеющими смысла, например «э-нэ-на», «тэ-ри-рэм», «то-ро-ро».
После «Богатии обнищаша...» диакон возглашает «Господу помолимся», и священник произносит «Благословение Господне и милость Его...».
Учиненный чтец произносит название чтения (например: «Житие и страдания святаго и славнаго мученика (имя рек). Благослови, владыко»), и священник возглашает «Благословен Бог наш...» [12]. Чтец отвечает «Аминь» и начинает чтение. Примерно на середине чтения [13] знаменают в праздничное било, в железное било и в великие колокола на одну статию.
Уставщик в определенный момент извещает чтеца, и он прерывает чтение, произнося: «Того (тоя), святыми модитвами, Христе Боже, помилуй нас. Аминь». Чтение продолжается после второй кафизмы (в зимний период) или на трапезе (на обеде; а если чтение большое, то и на ужине). Пономарь тушит светильник и убирает аналой.
Затем (без ектений) игумен читает шестопсалмие.
«Бог Господь...» — медленное (из «Μουσικόν ‘Απάνθισμα»). Затем тропарь святому (медленно), «Слава» — тот же, «И ныне» — Богородичен поскору. В неделю — воскресный тропарь дважды, «Слава» — святому, «И ныне» — Богородичен.
В зимний период после второй кафизмы полагается второе чтение. Пономарь снова зажигает светильник и устанавливает складной аналой. В середине чтения пономарь берет шест, творит «схиму» и возжигает нижний ряд большого паникадила [14]. В летний период, когда не полагается второго чтения, пономарь возжигает паникадило на второй «Славе» второй кафизмы.
Полиелей «Раби, Господа» (Петра Ламбадария, на 5-й глас) поется медленно. На словах «Идоли язык...» пономарь разжигает праздничную кацию и на «Исповедайтеся Господеви...» начинает кадить с воздухом. Затем следуют избранные стихи святому и медленные «Слава», «Пребезначальное Божество...», «И ныне», «Всецарице...». При пении «Слава» пономарь гасит паникадило и
возжигает масленки, свечи на подсвечниках, лампаду и масленки креста Царских врат.
«От юности моея...» (медленное) и «Всякое дыхание...» — «старческие».
После чтения игуменом 50-го псалма чтец возглашает, стоя в своей стасидии: «Слава. Вторый». Правый клирос медленно поет, например: «Слава...», «Молитвами страстотерпца...». Чтец: «И ныне, той же». Левый клирос: «И ныне... Молитвами Богородицы...» Затем чтец канонаршит подобен святому (стихиру по 50-м псалме), который поет правый клирос. Каноны, как обычно, канонаршит чтец. Поются каноны Пресвятой Богородице на 6 (со ирмосом, повторяемым дважды) и святому на 8 (если есть 2 канона святому, то каждый — на 4). В конце каждой песни — катавасия. Диакон кадит на 1-й песни канона и на «Честнейшую...». Если есть мощи празднуемого святого, то бывает поклонение мощам по чину, описанному в 4-й главе. Независимо от того, есть мощи или нет, совершается помазание. «Всякое дыхание...» — медленное (Иакова Протопсалта), а стихи на «Всякое дыхание...» — поскору. Хвалитные стихиры (из «Μουσικον Άπάνθισμα») — медленные. Славник — как обычно. Славословие — медленное. 1-й час. На «Славе» пономарь знаменает в будильный колокол и в ручное било на три статии, обходя вокруг храма.
Часы 3-й и 6-й
Читаются в средней части храма. На «Славе» 6-го часа — праздничное било, железное било и одна статия великих колоколов.
Божественная литургия
После Евангелия на литургии пономарь возжигает половину хороса и гентекии. На Херувимскую песнь оба хора сходятся. Херувимская поется на глас, выбранный
регентом (не обязательно на глас недели). После заамвонной молитвы — благословение колива в честь и память святого [15].
Последование трапезы
В конце литургии вместо будильного колокола — одна статия колоколов. Игумен исходит в трапезную в простой мантии [16] с преднесением выносной свечи. В конце трапезы — Богородичное возношение (Чин о Панагии) (см. 3-ю главу).