Вечерня следующего дня

После вечерни поется молебный канон святому, па­мять которого праздновалась (если есть соответствую­щая книга). Последование молебных канонов святым совершается по образцу молебного канона Пресвятой Богородице2.

-----------------

1 См.: Служебник. М., 1991. С. 349—351. В обители св. Павла коливо Богородичное и святым освящается, когда бывает служба со звоном и вы­ше. После трапезы чтец произносит: «Слава, и ныне», «Господи, поми­луй» (трижды), «Благослови», и игумен (или в его отсутствие седмичный) ложкой крестообразно благословляет блюдо с коливом, произнося: «Во славу Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. За многая молитвы Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Ма­рии. В честь и память святаго (имя рек), его же и память совершаем». И чтец разносит коливо братии.

2 См. сноску 1 на с. 27.

Вечерня следующего дня - student2.ru

ПРИМЕЧАНИЯ К 4--Й ГЛАВЕ

1. В зимний период — в середине второй кафизмы.

2. Шест (ξύλον) — длинный деревянный шест с тонкой свечой (тонкая хлопчатобумажная нить, дважды погру­женная в растопленный воск) на конце. Используется для возжигания паникадил и гентекий (см. рисунок на с. 214).

3. При отсутствии малого паникадила, возжигается нижний ряд большого.

4. Стихи избранные (΄Εκλογή) поются на 2-й глас Ир-мология.

5. Каждение на 1-й песни канона совершается, если на утрене читается Евангелие.

6. Богородичный канон берется из Минеи. Если в Минее нет Богородичного канона, то поется Малый молебный канон Божией Матери или канон из Феотокариона. Богородичный канон поется на 6 со ирмосом, ка­нон святого — на 8.

7. Это один из двух подсвечников, стоящих на святом престоле. Он называется «санданием» (σαντάνιον), как и все остальные подсвечники такого типа. (См. рисунок на с. 213).

8. Помазок (χριαλίς) — деревянная или металлическая палочка, на острие которой прикрепляется ватка для по­мазания (см. рисунок на с. 215).

9. В таком виде сохранился чин древней Церкви, по которому игумен, обмакнув в лампаду празднуемого святого два пальца правой руки (указательный и сред­ний), помазывал елеем чело отцов.

10. Если празднуется два святых, то кондак поется второму святому (например, 4 декабря поется тропарь св. великомученице Варваре и кондак преподобному Иоанну Дамаскину).

Если в кондаке упоминается Пресвятая Богородица, то оставляется «Предстательством, Господи...».


Вечерня следующего дня - student2.ru

ГЛАВА 5
ЧИН ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ
НА ПАМЯТЬ СВЯТОГО

Й час. Малая вечерня


Вечерня следующего дня - student2.ru

лужба начинается в обычное время, как все­дневная вечерня (9 часов вечера по византий­скому времени). На «Славе» 9-го часа знаменают в будничное деревянное било и в железное било. После кондака часа пономарь полагает в проскинитарии икону празднуемого святого, возжигает перед ней свечу и сразу же разжигает праздничную кацию (по­номарскую). Отпуста 9-го часа не бывает1.

Предначинательный псалом не «старческий», он чи­тается чтецом. Ектений не бывает. Чтец сразу же называ­ет глас, и певчий [1] правого клироса начинает поскору «Господи, воззвах...». Пономарь возжигает масленки.

На словах «...яко кадило пред Тобою» пономарь с воз­духом начинает кадить праздничной кацией.

Стихословие псалмов («Положи, Господи...») опус­кается. Сразу же начинается пение стихир на 4, со стиха «От стражи утренния...». Канонаршит чтец. Третья и четвертая стихиры не «старческие», их поют отцы, на­значаемые уставщиком.

Чтец произносит «Свете тихий» и сразу же возглаша­ет прокимен дня. Возглашение священника «Вечерний
--------------

1 В большинстве обителей бывает.

прокимен» опускается. Затем чтец читает «Сподоби, Господи...» и сразу же канонаршит стихиры на стиховне (без ектений «Исполним...»). В конце стихир на стихов­не пономарь тушит масленки. После этого — «Ныне от­пущаеши...», «Трисвятое» и по «Отче наш...» тропари от­пустительные. Священник возглашает: «Премудрость. Сый благословен...». «Утверди, Господи Боже...» произносит игумен. По окончании службы — трапеза.

Бдение

По древнему обычаю афонских монастырей снаружи соборного храма вешается деревянный крест с над­писью: «Бдение» или «Имамы бдение» — для извещения отцов. Однако в наше время этот обычай поддерживает­ся в немногих монастырях.

Когда заканчивается третья статия ручного била, в средней части храма начинается малое повечерие1. Зна­менают в праздничное било, в железное било и в великие колокола на одну статию [2]. Пономарь разжигает свя­щенническую кацию. На повечерии, ради бдения, опус­каются акафист, «И даждь нам, Владыко...», «Святый Ангеле...», «Богородице Дево, радуйся...»2 и каждение на «Достойно есть...».

После отпуста повечерия пономарь возжигает вы­носную свечу и ставит ее перед открытыми Царскими вратами. Священник, в мантии и епитрахили, кадит свя­той престол (без возгласа «Благословен Бог наш...») и исходит из Царских врат. Пономарь снимает куколь, возглашает «Повелите», берет выносную свечу, перено­сит ее на место для чтения (то есть к западу от большого паникадила) и отходит в ближайшую стасидию. После

----------------

1 Обычное время начала всенощного бдения на Святой Горе — 1 час ночи (т. е. через час после захода солнца).

2 В обители св. Павла «Богородице Дево, радуйся...» не опускается. На «Богородице Дево, радуйся...» седмичный иеромонах отверзает завесу царских дверей притвора.

того как священник покадит левый клирос, пономарь поставляет выносную свечу под крестом осиака, перед царскими дверями притвора (см. схемы на с. 217—218), и становится в стасидию.

После каждения осиака пономарь поставляет свечу под паникадилом притвора и встает в стасидию. После каждения притвора пономарь берет свечу и идет впереди священника до Царских врат, где и стоит (перед местной Господской иконой), пока священник не войдет в ал­тарь. Священник же становится сначала между больши­ми подсвечниками, изображает кадилом крест и возгла­шает «Господи, благослови»1. Чтец отвечает: «Аминь». Священник, кадя, входит в алтарь и перед святым пре­столом возглашает «Слава Святей...». Пономарь тушит свечу, одевает куколь и ставит свечу на место [3].

Игумен читает предначинательный псалом. После произнесения диаконом великой ектений чтец возгла­шает «Муж. Аллилуйя», и певчие начинают медленное «Блажен муж...» на 8-й глас [4].

На словах «Господи, что ся умножиша...» пономарь берет шест, кланяется под большим паникадилом и воз­жигает свечи на гентекиях и половину свеч хороса [5]. Малую ектению произносит диакон. Чтец называет глас, и начинается медленное «Господи, воззвах...» Иакова Протопсалта.

Пономарь с помощью кандилопартиса [6] раскачива­ет хорос. Диакон, с воздухом и сионом, кадит храм.

«Положи, Господи...» обычно поется медленно, на­певом «трисимон». Стихиры также медленные (из «Μουσικόν ΄Απάνθισμα» Иакова Протопсалта). Две первые сти­хиры поют певчие, две следующие стихиры — «старчес­кие». Остальные стихиры поются поскору отцами, назначенными уставщиком. Славник — медленный (из

-----------------

1 Или становится под большим паникадилом и возглашает «Господи, благослови», не изображая кадилом знамения креста.

«'Αθωνιάς» Π. Филанфидиса или из «Δοξαστάριον Άργόν» Иакова Протопсалта). Совершается вход.

После «Свете тихий» чтец читает паримии при свете свечи, которую держит в руке, поскольку пономарь пос­ле входа тушит гентекии и хорос. По окончании пари­мии пономарь исходит в притвор, возжигает нижний ряд паникадила притвора [7] и ставит под ним складной ана­лой, лицом к востоку. Возвратившись в среднюю часть храма, пономарь возжигает выносную свечу и ставит ее под большим паникадилом. После просительной екте­ний чтец канонаршит поемую игуменом первую стихиру на литии из службы святому обители, и все исходят в притвор. Первым идет канонарх, затем поющий стихиру игумен, пономарь с выносной свечой, кадящий кадилом диакон в стихаре, ораре и куколе и седмичный иеромо­нах в епитрахили, фелони и куколе. Исходя из Царских врат, священник берет из проскинитария икону святого и полагает ее на складной аналой в притворе. Пономарь ставит выносную свечу за аналоем и задергивает завесу царских дверей.

Игумен занимает свою стасидию, священник — свою (см. схему на с. 220). Седмичный священник поет следую­щую стихиру (т.е. первую стихиру на литии празднуемо­му святому). Диакон, без куколя, кадит икону святого1 и братию в притворе и нартексе. Покадив, диакон отдает кадило пономарю, чтобы тот отнес его в алтарь, надевает куколь и занимает место в стасидии возле священника.

Во время литии пономарь проверяет лампады в сред­ней части храма, а в начале славника на литии ставит под большим паникадилом литийницу [8] и возжигает на ней три свечи. В начале священнической молитвы «Вла­дыко многомилостиве...» пономарь творит поклон игу­мену, берет его благословение и открывает завесу цар-

----------------

1 Обычно, кадя, он трижды обходит вокруг аналоя, на котором лежит икона.

ских дверей. Чтец возвращается в среднюю часть храма и после молитвы «Владыко многомилостиве...» кано­наршит первую стихиру на стиховне (из «Μουσικον Άπ­άνθισμα»), которую поет правый клирос. Священник и диакон одевают куколи и в предшествии пономаря с вы­носной свечой относят икону обратно в проскинитарий. Затем священник с диаконом входят в алтарь.

После стихир на стиховне игумен поет славник (из «'Αθωνιάς» или из «Δοξαστάριον» Хурмузия Хартофилакса) и читает «Ныне отпущаеши...» [9]. После «Трисвятого» и «Отче наш...» медленно поется тропарь святому дважды (из «Μουσικόν ΄Απάνθισμα», даже если бдение совершается накануне воскресного дня. Затем медленно поется «Бо­городице Дево, радуйся...» [10] Берекетиса. Диакон ис­ходит из алтаря приблизительно тогда, когда пение кра­тимы1 8-го гласа на словах «...душ наших» достигает середины (когда мелодия начинает переходить в резкий тетрахорд). Он кадит литийницу, затем отцов и, нако­нец, священника, который исходит из алтаря для чтения молитвы на благословение хлебов.

После молитвы на благословение хлебов священник и диакон целуют один из хлебов и возвращаются в ал­тарь, а чтец читает 33-й псалом «Благословлю Госпо­да...». На словах «...яко несть лишения боящимся Его» чтец останавливается и возглашает: «Богатии обнищаша». Правый клирос поет этот стих полностью медленно и музыкально. Пономарь после ухода священника уби­рает литийницу.

Пономарь опускает светильник для чтения [11], за­жигает его и ставит под ним складной аналой лицом к западу. Уставщик назначает для чтения кого-то из бра­тии (не постоянного чтеца).

-----------------

1 Кратима (κράτημα) — букв, «задержка» пения. Особый прием визан­тийского пения, заключающийся в пении в середине или конце песнопе­ния одной мелодии со слогами, не имеющими смысла, например «э-нэ-на», «тэ-ри-рэм», «то-ро-ро».

После «Богатии обнищаша...» диакон возглашает «Господу помолимся», и священник произносит «Благо­словение Господне и милость Его...».

Учиненный чтец произносит название чтения (на­пример: «Житие и страдания святаго и славнаго мучени­ка (имя рек). Благослови, владыко»), и священник воз­глашает «Благословен Бог наш...» [12]. Чтец отвечает «Аминь» и начинает чтение. Примерно на середине чте­ния [13] знаменают в праздничное било, в железное било и в великие колокола на одну статию.

Уставщик в определенный момент извещает чтеца, и он прерывает чтение, произнося: «Того (тоя), святыми модитвами, Христе Боже, помилуй нас. Аминь». Чтение продолжается после второй кафизмы (в зимний период) или на трапезе (на обеде; а если чтение большое, то и на ужине). Пономарь тушит светильник и убирает аналой.

Затем (без ектений) игумен читает шестопсалмие.

«Бог Господь...» — медленное (из «Μουσικόν ‘Απάνθισ­μα»). Затем тропарь святому (медленно), «Слава» — тот же, «И ныне» — Богородичен поскору. В неделю — вос­кресный тропарь дважды, «Слава» — святому, «И ны­не» — Богородичен.

В зимний период после второй кафизмы полагается второе чтение. Пономарь снова зажигает светильник и устанавливает складной аналой. В середине чтения по­номарь берет шест, творит «схиму» и возжигает нижний ряд большого паникадила [14]. В летний период, когда не полагается второго чтения, пономарь возжигает па­никадило на второй «Славе» второй кафизмы.

Полиелей «Раби, Господа» (Петра Ламбадария, на 5-й глас) поется медленно. На словах «Идоли язык...» поно­марь разжигает праздничную кацию и на «Исповедайтеся Господеви...» начинает кадить с воздухом. Затем сле­дуют избранные стихи святому и медленные «Слава», «Пребезначальное Божество...», «И ныне», «Всецарице...». При пении «Слава» пономарь гасит паникадило и

возжигает масленки, свечи на подсвечниках, лампаду и масленки креста Царских врат.

«От юности моея...» (медленное) и «Всякое дыха­ние...» — «старческие».

После чтения игуменом 50-го псалма чтец возгла­шает, стоя в своей стасидии: «Слава. Вторый». Правый клирос медленно поет, например: «Слава...», «Молитва­ми страстотерпца...». Чтец: «И ныне, той же». Левый клирос: «И ныне... Молитвами Богородицы...» Затем чтец канонаршит подобен святому (стихиру по 50-м псалме), который поет правый клирос. Каноны, как обычно, канонаршит чтец. Поются каноны Пресвятой Богородице на 6 (со ирмосом, повторяемым дважды) и святому на 8 (если есть 2 канона святому, то каждый — на 4). В конце каждой песни — катавасия. Диакон кадит на 1-й песни канона и на «Честнейшую...». Если есть мо­щи празднуемого святого, то бывает поклонение мощам по чину, описанному в 4-й главе. Независимо от того, есть мощи или нет, совершается помазание. «Всякое ды­хание...» — медленное (Иакова Протопсалта), а стихи на «Всякое дыхание...» — поскору. Хвалитные стихиры (из «Μουσικον Άπάνθισμα») — медленные. Славник — как обычно. Славословие — медленное. 1-й час. На «Славе» пономарь знаменает в будильный колокол и в ручное би­ло на три статии, обходя вокруг храма.

Часы 3-й и 6-й

Читаются в средней части храма. На «Славе» 6-го часа — праздничное било, железное било и одна статия великих колоколов.

Божественная литургия

После Евангелия на литургии пономарь возжигает половину хороса и гентекии. На Херувимскую песнь оба хора сходятся. Херувимская поется на глас, выбранный

регентом (не обязательно на глас недели). После заам­вонной молитвы — благословение колива в честь и па­мять святого [15].

Последование трапезы

В конце литургии вместо будильного колокола — од­на статия колоколов. Игумен исходит в трапезную в простой мантии [16] с преднесением выносной свечи. В конце трапезы — Богородичное возношение (Чин о Па­нагии) (см. 3-ю главу).

Наши рекомендации