Восточно-сирийская традиция
· 3-я основная восточная традиция.
От всех этих 3-х основных типов:
· александрийской
· анатолийской
· восточно-сирийской — реально ответвляются (ныне) существующие традиции:
· Антиохийская
· Византийская
· Иерусалимская
Восточно-сирийская традиция использовалась христианами восточных областей Антиохийского епископата, а также епископиями, находившимися за пределами империи (и, следовательно, не подчинявшихся Антиохии) — Персидских епископий, т.е. находящихся на территории Персии.
Восточно-сирийский обряд — это обряд христианской персии и восточной части Антиохийского патриархата.
Православные им давно перестали пользоваться (после того, как арабы опустошили это пространство), но он сохранился у несториан — в богослужении Церкви Востока.
(Несториане свою церковь называют Великая Церковь Востока).
Основная анафора — апостолов Адаи и Мани.
Восточно-сирийская традиция — довольно своеобразная. Существует и в настоящее время.
Ассирийцы служат на сирийском, хотя считают, что это арамейский язык.
Ассирийцы исповедуют несторианство в настоящее время и некоторые индусы.
Ассирийцы считают себя православными. Свое своеобразное богослужение считают национальной особенностью.
Восточно-сирийский обряд из всех восточных обрядов сохранил в наибольшей степени древние архаические черты.
[Хорошо бы знать основные анафоры:
· ап. Марка
· апостолов (впоследствии переработанная Иоанном Златоустом),
· кадакипра, переработанная Василием Великим
· анамнез.
Они называют ее анафорой святителя Григория. Но на самом деле она имеет черты анафор и Иоанна Златоуста, и Василия Великого — смешанная анафора
· анафора Иакова
апостолов Адая и Маия (см. в распечатке за I курс].
Западные обряды.
1) Римо-карфагенская
2) Галло-испанская группы.
Теперь сами обряды:
2. Галло-испанская группа:
· галльский (или галикарский) обряд древней Франции
· Испано-насорабский обряд (Испании):
Носарабы — это арабоговорящие христиане (после заоевания арабами Испании, Конкиста-Реконкиста — завоевания Испании арабами обратно (много веков арабы отвоевывали Испанию; наконец, отвоевали)
· кельтский обряд (островов Британии и Ирландии)
I. Римо-карфагенский
· это Римский обряд и
· Карфагенский обряд — про него ничего не известно
· это богослужение христиан Северной Африки — территории Магриба (где раньше проживал блж. Августин, Киприан Карфагенский), сейчас там проживают арабы.
· творения блж. Августина и Киприана Карфагенского — основные источники, по которым можно судить о Карфагенском обряде
(потом очень скоро эту территорию подчинили себе арабы)
[В Средневековье очень боялись Магриба: оттуда исходила некая военная арабская сила (в сказках западно-европейских появляются магрибские колдуны].
· нет никаких богослужебных текстов этого обряда.
* — Амвросианский обряд
· стоит особняком
· его можно назвать Медиоланским (по географическому признаку).
* — Аквилейский (Аквилей был патрирхат в Северной Италии)
Литургия в этих обрядах совершалась по Римскому чину, а все остальное — по галло-испанскому. Поэтому эти обряды своеобразны и стоят особняком.
Римо-карфагенская группа близка к Александрийской:
· литургия
· Римская месса имеет достаточно большое сходство с литургией ап. Марка.
[Для названия обряда главное — Литургия].
На востоке: все своеобразные обряды сохранились в переводах, чаще всего — у инославных (монофизитов, несториан…);
православные, несмотря на то, что в начале пользовались разными обрядами, со временем перешли к одному обряду — Византийскому.
На западе: не было никаких арабов, которые уничтожали целые провинции (кроме Испании); поэтому существовали достаточно независимо.
Однако при Карле Великом происходит унификации богослужения на всей территории империи (он создал Империю Каролингов).
Карл Великий хотел сделать так, чтобы во всей его империи служили одинаково, и при нем начался процесс унификации богослужения, а после его смерти — закончился.
И все эти обряды были запрещены и не используются.
На Западе служат только по Римскому обряду.
Как исключение,
· в Милане разрешают служить по Амвросианскому обряду.
в Испании — по испано-насорабскому обряду.
Остальных обрядов не существует.
Рим подчинил себе весь Запад.
Некоторые отождествляют богослужение католиков с Римским обрядом, а богослужение с Византийским. -
· Это не совсем правильно.
Есть такая реалия, как православные западного обряда:
· раньше были в Европе; потом их там запретили.
· сейчас они есть в Америке (есть несколько приходов православного западного обряда); они находятся под Антиохийским патриархатом. Они претендуют служить по галикарском обряду, но на самом деле, — это римский, немного измененный, обряд.
Из таблицы видно разнообразие (многообразие) христианских богослужебных традиций.
Мы должны уметь ориентироваться в этой таблице, но заучивать мы это не будем.
Обряд Константинополя называют Византийским обрядом (это не совсем корректное название).
Византийский обряд (из всех восточных) — наиболее разработанный и, наверное, наиболее совершенный (и красивый!).
Вся православная церковь, за исключением нескольких приходов в Америке, пользуется Византийским обрядом.
[В самих обрядах самих по себе ничего не м. б. еретического — это древняя традиция, они складывались с самых ранних времен.
Еретическое м. б. понимание; какие-то могут возникнуть впоследствии искажений.
В самом обряде, как таковом, ничего еретического быть не может].
№ 2.
Византийский обряд.
Тема: Грекоязычное богослужение на Православном Востоке.
В V-VI вв. и т.д. двумя основными городами, оказывавшими влияние на развитие нашего богослужения были:
· Константинополь (КПль) и
· Иерусалим.