Указания для чтения Апостола
Чтец должен получить благословение от служащего священника на облачение в стихарь и для чтения Апостола, после чего он выходит на указанное место для чтения положенного Апостола.
После того как хор пропоет "Трисвятое" и священник возгласит: "Мир всем", чтец произносит: "И духови твоему". Диакон: "Премудрость", чтец произносит прокимен. Хор поет прокимен, затем чтец произносит стих, а хор второй раз поет прокимен. Далее чтец произносит первую часть прокимна, а хор поет вторую часть. По окончании пения прокимна диакон возглашает: "Премудрость", а чтец произносит надписание апостольского чтения, например: "Деяний святых Апостол чтение", "Соборного послания Иоаннова чтение", "К Галатам послания святаго Апостола Павла чтение". Диакон: "Вонмем", чтец читает положеннее зачало Апостола.
По окончании чтения Апостола священник тихо произносить "Мир ти", чтец отвечает ему в таком же тоне: "И духови Твоему". Диакон: "Премудрость". Чтец после произнесения: "И духови Твоему" сразу же произносит: "Аллилуиа" (трижды). Хор поет: "Аллилуиа" (трижды). Чтец произносит стих, xop поет второй раз: "Аллилуиа", затем чтец произносит второй стих, а хор поет третий раз: "Аллилуиа". Чтец, перекрестившись, входит в алтарь южными дверями, берет благословение от служащего священника и затем разоблачается.
В некоторые дни положено два апостольских чтения и два прокимна. Порядок пения прокимнов таков: чтец произносит первый прокимен, хор поет этот прокимен, затем чтец произносит стих прокимна, а хор поет второй раз прокимен. Далее чтец вместо первой половины прокимна произносит второй прокимен. Хор также поет второй прокимен.
Некоторые прокимны имеют вставных слова, например: прокимны Богородичных праздников. "Песнь Богородицы", прокимен в Неделю свв. Отцев: "Песнь Отцев".
Аллилуарий всегда поется только три раза. В некоторых аллилуариях имеется один стих вместо двух; в таком случае его нужно разделить на две части или повторить. Если положено два аллилуария, следует взять первый стих из одного, второй стих из другого. На Литургии не читается более двух апостольских чтений, двух зачал. Если в какой-либо день приходится читать по три апостольских зачала, то они читаются как два, т.е. одно зачало читается "под зачало" с другим.
Примечание: Выражение "под зачало" означает то, что два Апостола читаются так, как-будто они составляют одно зачало, т.е. между чтением двух зачал не бывает большой остановки.
При чтении двух апостольских зачал соблюдается следующий порядок:
1. Сначала читаются зачала дневные (т.е. Рядовые), затем святым:
а) во все седмичные дни, кроме субботы;
б) в субботы от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых, т.е. в период пения Триоди постной и цветной.
в) во все воскресные дни (кроме недель перед Воздвижением и по Воздвижении, недели после Рождества Христова),
г) в дни отданий Богородичных праздников сначала читается рядовое зачало, а потом Богородице.
2. Читается апостол сначала святому, а потом - рядовой по субботам с Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее.
Примечание: В Апостоле встречаются зачала, обозначенные словом "от полу", т.е. от половины.
Псалтирь
Псалтирь печатается двояким образом: во-первых, с приложением Часослова и других "последований" - так называемая "Псалтирь с следованием", "Псалтирь с последованием", "Псалтирь следованная", во-вторых, только Псалтирь без "последований", на церковном языке называемая "Малою Псалтирью", "Псалтирью келейной".
Псалтирь иногда называют "Учительной", так как из всех церковных песнопений, содержащихся в богослужебных книгах, псалмы по преимуществу являются назидательными, учительными, гимнами. В псалмах вся Церковь и каждый верующий могут выражать свои благоговейные переживания, чувства покаяния и радости. По словам св. Василия Великого, "Псалтирь пророчествует о будущем, вспоминает о прошедшем... Она есть некая сокровищница благих наставлений; она врачует и застарелые душевные язвы, и тому, кто получил свежую рану, подает скорое исцеление; она подкрепляет немощное, охраняет здоровое, истребляет страсти. Она доставляет спокойствие душе, производит мир, укрощает бурные и мятежные помыслы. Псалом смягчает душу гневливую, уцеломудривает любострастную... Чему не наставит тебя Псалтирь? Ты научишься из нее и отличному мужеству, и строгому правосудию, и постоянному воздержанию, и совершенной щедрости, и образу покаяния, и полному терпению, ты научишься из нее всему доброму..." (Беседа на 1-й псалом).
В древней Руси Псалтирь была одним из предметов образования и являлась учебной книгой. Поэтому в Псалтири, как книге учительной, печатаются "статьи", научающие истинам веры во Единого Бога, славимого в Троице. К ним относятся:
а) Символ св. Афанасия, патриарха Александрийского;
б) Изложение о вере Анастасия, патриарха Антиохийского и Кирилла Александрийского в вопросо-ответной форме;
в) изложение о вере св. Максима Исповедника;
г) краткое поучение о крестном знамении и сложении перстов для совершения его и др.
Псалтирь разделена на 20 кафизм, а каждая кафизма - на три "Славы", или части; оканчиваемых словами: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу".
"Славы" иногда называются "статьями", "антифонами:". 17-я кафизма разделяется не только на три "Славы", но и на две половины. В ней перед 94 стихом ("Твой есмь аз, спаси мя") печатается слово: "среда, т.е. середина. Поскольку Псалтирь употребляется за Богослужениями в течение всего года, в начале ее находится указатель чтений. За кафизмами следуют "Пророческие песни", употребляемые в настоящее время только в Великом посту, и "Псалмы избранныя". В конце Малой Псалтири помещаются "Последование по исходе души от тела" и "Помянник", а в более полных изданиях - "Чин 12 псалмов" и наставление "От старчества о келейном правиле".
Следованная Псалтирь[9]
Следованная Псалтирь делится на 5 частей: Псалтирь, Часослов, Месяцеслов, Канонник, Семиднев[10].
Содержание 1-й части Следованной Псалтири
В первую часть Следованной Псалтири вошли псалмы, которые Церковь установила прочитывать в храме за богослужением в течение каждой седмицы. Кафизмы читаются на вечерне и утрени.
После 20-й кафизмы в Следованной Псалтири помещены избранные псалмы и величания к ним, которые поются в великие праздники после "Хвалите имя Господне". Они исполняются антифонно, двумя хорами; какому хору петь какой стих, обозначено на полях против псалма буквами "а" и "в". Величания расположены в том порядке, в каком следуют праздники по Месяцеслову. Кроме того, между величаниями недель Цветоносной и Фоминой помещены похвалы с 17-й кафизмой, поемые при погребении Спасителя в Великую Субботу.
Первая часть Следованной Псалтири заканчивается третьей главой, содержащей текст тропарей и молитв, читаемых после каждой кафизмы при келейной молитве. (В Малой Псалтири тропари и молитвы печатаются на ряду после каждой кафизмы). В Православной Церкви издревле существует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом умершего монаха, мирянина, а также диакона (над епископом и священником читается Евангелие, и только священнослужителями). Читать Псалтирь требуется стоя. Тот, кто первым приступает к чтению Псалтири над телом умершего, должен прежде всего прочитать "Последование по исходе души от тела".
Порядок чтения Псалтири по усопшим следующий:
"Молитвами свв. Отец... Аминь. Трисвятое по "Отче наш... " Тропари: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас...", "Слава", "Честное пророка Твоего Господи торжество...", "И ныне", '"Многая множества...", "Господи, помилуй" - 40 раз, молитва "Всесвятая Троица...", "Приидите, поклонимся" (трижды) и 1-я кафизма. На каждой "Славе" читается молитва: "Помяни Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося раба твоего (имя рек)... или рабу твою...'' Эта молитва находится в конце последования по исходе души. По окончании каждой кафизмы читается Трисвятое по "Отче наш" тропари и положенная на каждой кафизме молитва.
Следующая кафизма начинается словами: "Приидите, поклонимся". Псалтирь читается по всем умершим, кроме лиц, покончивших свою жизнь самоубийством.