Историческая литургика
ЛЕКЦИИ ПО ЛИТУРГИКЕ
Желтов Михаил Сергеевич
Л-№ 1.
На Западе: Литургия (греч.) — богослужение (о любом)
Литургика — наука о богослужении.
Тема: Предмет Литургика
Мы занимаемся исключительно христианской литургикой и к тому же — Православной, Византийского обряда.
Итак, предметом нашего курса является изучение богослужения Византийского обряда.
Разделы литургики, как науки:
Богослужебный (церковный) Устав
· изучение богослужения таким какое есть в настоящий момент.
· разнообразных правил: как правильно совершать службу.
Историческая литургика
· изучение истории формирования богослужения 3. Богословие литургическое некоторые понимают этот термин как:
· догматика, основанная не на святых отцах, а на богослужебных текстах,
· богословская проблематика самого богослужения (именно так понимает лектор)
· зачем нужно служить именно так,
· какой в этом богословский смысл
· как под это богослужение подвести догматическую богословскую базу
· это очень важный аспект литургики.
4. Литургический символизм (литургические интерпретации)
· разнообразные обряды и обычаи: их символическое истолкование (не в богословском смысле — видеть в происходящем некие духовные реальности, а в символическом — изобразительном смысле).
Отличие богословия от символизма:
Богословие — это выражение некой духовной реальности, напр. в богослужении: Евхаристия — это соединение со Христом (богословие м. б. достаточно сложным)
Символизм — это некоторая изобразительная ассоциация: напр. выход свещеносца со свечой м. изображать самые разные вещи:
· выход Иоанна Крестителя
· проповедь апостолов и т.д.
т.е. здесь не реальность определенная стоит за каким-то символом, а просто некоторое пояснение.
Литература.
1. Курс ПСТБИ “Введение в литургическое предание” — это часть литургики.
Главное в литургике — это Таинства, которые вы уже изучили в прошлом году.
2. Красовицкая Мария Сергеевна. Литургика / под ред. Севериненко Л. П. ПСТБИ, 1999.
В этой книге м. не читать 2-ю лекцию. Все остальное необходимо прочесть.
На экзамене будет спрашиваться материал в объеме лекций и этой книги.
3. Тафт. Византийский церковный обряд.
· известного западного литургиста. Это не лучшая его книга, но в ней есть основная библиография — книги по тому или иному вопросу.
4. Пентковский. Студийский устав…
· эти книги надо прочитать “от корки до корки”.
Далее: книги для обязательного ознакомления:
1) В их числе архиерейский чиновник (некоторые студенты не знают, как он выглядит).
Можно было бы попросить вас прочесть эти книги, но их слишком много…
2) архим. Гавриил (Голосов). Руководство по литургике… — на мой взгляд это лучшая книга по литургике на рус. яз.
3) Василий Розанов. Богослужебный Устав…
· сделал попытку свести в таблицы все указания Типикона и иных книг.
· переписал Типикон на рус. яз. и свел его в понятные таблицы.
Нужно научиться по Розанову составлять любую службу.
[Книга Субботина не самая лучшая. Лучше читать Никольского.
Я не советую вам пользоваться таблицами, составленными Неаполитанским, там очень много ошибок.
Богослужебные указания, изданные зарубежными авторами, так же содержат много ошибок.
Лекции отца Михаила — не для начинающих, там есть много тонкостей, которые понятны только тем, кто знает Устав].
Тема: Главное в богослужении.
Для чего нужно богослужение?
Главное, как и во всем христианстве, это спасение человека.
Христианство — это религия спасения:
· оно утверждает возможность встречи Бога и человека, и через это возможно спасение человека.
Богослужение — это то место, где Бог и человек встречаются:
· на уровне Таинств, где человек может причаститься Христу;
· на уровне других богослужений.
Человек обращается к Богу, и Бог слышит его молитву, — происходит встреча Бога и человека.
Такие общие темы, догматические, обсуждаются в курсе догматики, но специфическим образом.
Недавно вышла книга “Литургия Церкви”, написанная католиком, и, несмотря на это, эта книга в целом православная, особенно 1-я ее половина.
Кого интересуют богословские аспекты, тот может воспользоваться этой книгой.
Кунцлер М. Литургия Церкви.
Итак, для чего необходим культ?
· установленные обрядовые формы: Устав?
Для чего был нужен культ в Ветхом Завете? Ветхозаветный человек мыслил себя как человек, который умрет от встречи с Богом.
Бог говорит Моисею: “Не может человек увидеть Мое лицо, и не умереть”.
Ветхозаветный культ — это были те границы, в пределах которых человек мог чувствовать себя безопасно, общаясь со святыней.
В христианстве существует иное понимание. Лука говорит: “мы имеем доступ к Богу через Христа, во всей полноте”.
Что главное в Христианстве? — Это Спасительное действие Христово, Его искупление, совершенное на кресте.
Т. о. культ — это постоянное возобновление этого спасительного деяния (действа) Христа: совершая литургию, мы всякий раз вновь созерцаем Голгофскую жертву — как утверждает православная догматика.
И культ — это те образы, в которых доступным нам языком вновь и вновь актуализируются спасительные деяния Христа.
Бог создал мир, чтобы приобщить его к Своей Божественной жизни; Бог зовет творение к Себе.
И Богослужение — это, в некотором смысле, зов Божий, и мы можем ответить на него в культовых формах и войти в общение с Богом.
Для того, чтобы вступить (войти) в общение с другой личностью, необходима некоторая промежуточная Среда. Такой средой для нас является творение.
Поскольку творение является падшим (мы наблюдаем), то такой средой для нас является богослужение. Именно через богослужение мы приобщаемся к Творцу и вступаем с Ним в общение.
Некогда все было “добро зело”. затем грех исказил, лишил творение его святости.
И различные чины освящения восстанавливают творение в его первозданном совершенстве.
У Богослужения есть 2 основные направленности:
1) дар Божий, т.е. некоторый шаг Бога навстречу людям:
· Христос является в Святых Тайнах;
· Бог является в богослужении.
2) ответ Церкви на зов Божий: (богослужению по определению является церковным) — богослужение совершает Церковь), тем самым возводя своих членов к Богу.
Тема: Литургические семьи.
Мы будем изучать литургике (т.к. богослужение) Византийского обряда.
Что такое “Византийский обряд”?
В течение первых 3-х веков христианства в разных местах формировались разные местные традиции совершения богослужения (для разных областей христианского мира характерны разные анафоры — евхаристические молитвы).
Памятники II-III веков достаточно немногочисленны.
В IV веке Церковь переживает важное изменение: она перестает быть гонимой и христианство становится официальной религией Империи:
· ей не нужно было уже скрывать свое устройство
· значительно увеличилась по численности.
Это привело к тому, что появилась необходимость в создании церковных центров. Они существовали и раньше — и в 3-м веке: Антиохия, Александрия и Рим — были главными городами.
В 4-м веке это оформляется уже на правовом уровне:
· принимаются соответствующие Соборные каноны о возвышении тех или иных кафедр.
Церковь организовывалась т.о., что в каждой области есть некий центр, который со временем стал образцом для всех близлежащих епископий, храмов.
Соответственно, и богослужение такого Церковного центра стало парадигмой для богослужения всей области.
С этого времени м. говорить об устойчивых традициях, существующих в той или иной местности. В науке их иначе обычно называют обрядами:
Какие существуют обряды?
· восточные Все восточные обряды принадлежат к одной из 3-х больших групп:
1. Александрийская: (IV-VI вв.)
· это обряд Александрии и всего Египта — в IV и последующих веках — вплоть до их завоевания арабами.
После арабского завоевания греков стало там настолько мало, что они в своем богослужении со временем уподобились остальному греческому миру.
Т. о. своеобразная греческая Александрийская традиция умерла; осталась только в памятниках.
Но в Коптской Церкви она существует до сих пор.
От Александрийского обряда отделились: - коптская и — эфиопская традиции.
Основной анафорой Александрийского обряда была анафора ап. Марка.
2. Антиохийская или Западно-сирийская или Анатолийская традиция (более многочисленная).
· по имени греческого византийского диоцеза Анатоли, границы которого в целом соответствуют границам сохранения этой традиции.
“Анатоли” — “Восток”.
В диоцез Восток входили:
· Греция (современная)
· Малая Азия
· Сирия
· Палестина.
(Эту традицию называют Антиохийской неправильно, т.к. Антиохийская — одна из разновидностей данной традиции).
Сюда относятся богослужение:
· Антиохии (или Антиохийский обряд).
[Своеобразный грекоязычный Антиохийский обряд до нас не дошел, но он сохранился в Сирийском переводе богослужения сирийцев-монофизитов, который называют западно-сирийским богослужением].
Итак, Сирийская или сиро-яковитская — по разному можно называть.
Малой Азии: (в IV в. была).
Объединившись с Антиохийской малоазийская традиция к кон. IV в. привела к формированию Византийского обряда — это богослужение Константинополя, а со временем, и всех греко-язычных православных, а также и всех вообще православных — сейчас.
II. Анатолийское богослужение
(не путать с Антиохийским — одной из ветвей его).
Основная анафора Антиохии — анафора апостолов, со временем превратившаяся в анафору Иоанна Златоуста.
Иоанн Златоуст за основу своей анафоры взял древнюю Антиохийскую анафору апостолов.
Основную анафору Малой Азии Василий Великий переделал и она превратилась в анафору Василия Великого.
И та, и другая существуют в Византийском обряде в настоящее время.
Основным отличием обрядов является 1-е или 2-е традиционные анафоры.
Византийский обряд — это сложный комплекс, который, в основном, базируется на Малоазийском обряде, частично что-то заимствует из Антиохийской традиции и совсем чуть-чуть — из Александрийской традиции.
Языком богослужебным до IV в. по всей империи был греческий.
Даже латинский язык в богослужение вводится в IV веке (на Западе).
Византийский обряд начинает складываться с V-го века:
· собственно, с 330 г. — даты освящения Константинополя — начинает складываться,
· но как самостоятельная традиция — после Иоанна Златоуста — когда в ней появились 2-е основные анафоры
(для нас анафора — главное): анафора Василия Великого и анафора Иоанна Златоуста.
С этого момента можно говорить о самостоятельной традиции.
1) Традиция Армении -
· некий комплекс из Малоазийской традиции, на которую повлияла сильно Византийская традиция
· существует в настоящее время.
Традиция Иерусалима
· основная анафора ап. Иакова, брата Господня.
Когда-то в Грузии служили по древней Иерусалимской традиции, но с XI века грузины служат по Византийскому обряду.
Иерусалимская богослужебная традиция в самом Иерусалиме прекратила свое существование в VII веке после нашествия арабов.
Но она повлияла на многие традиции — и на армян. — потому что в Иерусалим ездили паломники в большом количестве.
Эти все обряды — как некий большой котел, в котором все перемешивалось, как-то изменялось.