Историческая литургика

ЛЕКЦИИ ПО ЛИТУРГИКЕ

Желтов Михаил Сергеевич

Л-№ 1.

На Западе: Литургия (греч.) — богослужение (о любом)

Литургика — наука о богослужении.

Тема: Предмет Литургика

Мы занимаемся исключительно христианской литургикой и к тому же — Православной, Византийского обряда.

Итак, предметом нашего курса является изучение богослужения Византийского обряда.

Разделы литургики, как науки:

Богослужебный (церковный) Устав

· изучение богослужения таким какое есть в настоящий момент.

· разнообразных правил: как правильно совершать службу.

Историческая литургика

· изучение истории формирования богослужения 3. Богословие литургическое некоторые понимают этот термин как:

· догматика, основанная не на святых отцах, а на богослужебных текстах,

· богословская проблематика самого богослужения (именно так понимает лектор)

· зачем нужно служить именно так,

· какой в этом богословский смысл

· как под это богослужение подвести догматическую богословскую базу

· это очень важный аспект литургики.

4. Литургический символизм (литургические интерпретации)

· разнообразные обряды и обычаи: их символическое истолкование (не в богословском смысле — видеть в происходящем некие духовные реальности, а в символическом — изобразительном смысле).

Отличие богословия от символизма:

Богословие — это выражение некой духовной реальности, напр. в богослужении: Евхаристия — это соединение со Христом (богословие м. б. достаточно сложным)

Символизм — это некоторая изобразительная ассоциация: напр. выход свещеносца со свечой м. изображать самые разные вещи:

· выход Иоанна Крестителя

· проповедь апостолов и т.д.

т.е. здесь не реальность определенная стоит за каким-то символом, а просто некоторое пояснение.

Литература.

1. Курс ПСТБИ “Введение в литургическое предание” — это часть литургики.

Главное в литургике — это Таинства, которые вы уже изучили в прошлом году.

2. Красовицкая Мария Сергеевна. Литургика / под ред. Севериненко Л. П. ПСТБИ, 1999.

В этой книге м. не читать 2-ю лекцию. Все остальное необходимо прочесть.

На экзамене будет спрашиваться материал в объеме лекций и этой книги.

3. Тафт. Византийский церковный обряд.

· известного западного литургиста. Это не лучшая его книга, но в ней есть основная библиография — книги по тому или иному вопросу.

4. Пентковский. Студийский устав…

· эти книги надо прочитать “от корки до корки”.

Далее: книги для обязательного ознакомления:

1) В их числе архиерейский чиновник (некоторые студенты не знают, как он выглядит).

Можно было бы попросить вас прочесть эти книги, но их слишком много…

2) архим. Гавриил (Голосов). Руководство по литургике… — на мой взгляд это лучшая книга по литургике на рус. яз.

3) Василий Розанов. Богослужебный Устав…

· сделал попытку свести в таблицы все указания Типикона и иных книг.

· переписал Типикон на рус. яз. и свел его в понятные таблицы.

Нужно научиться по Розанову составлять любую службу.

[Книга Субботина не самая лучшая. Лучше читать Никольского.

Я не советую вам пользоваться таблицами, составленными Неаполитанским, там очень много ошибок.

Богослужебные указания, изданные зарубежными авторами, так же содержат много ошибок.

Лекции отца Михаила — не для начинающих, там есть много тонкостей, которые понятны только тем, кто знает Устав].

Тема: Главное в богослужении.

Для чего нужно богослужение?

Главное, как и во всем христианстве, это спасение человека.

Христианство — это религия спасения:

· оно утверждает возможность встречи Бога и человека, и через это возможно спасение человека.

Богослужение — это то место, где Бог и человек встречаются:

· на уровне Таинств, где человек может причаститься Христу;

· на уровне других богослужений.

Человек обращается к Богу, и Бог слышит его молитву, — происходит встреча Бога и человека.

Такие общие темы, догматические, обсуждаются в курсе догматики, но специфическим образом.

Недавно вышла книга “Литургия Церкви”, написанная католиком, и, несмотря на это, эта книга в целом православная, особенно 1-я ее половина.

Кого интересуют богословские аспекты, тот может воспользоваться этой книгой.

Кунцлер М. Литургия Церкви.

Итак, для чего необходим культ?

· установленные обрядовые формы: Устав?

Для чего был нужен культ в Ветхом Завете? Ветхозаветный человек мыслил себя как человек, который умрет от встречи с Богом.

Бог говорит Моисею: “Не может человек увидеть Мое лицо, и не умереть”.

Ветхозаветный культ — это были те границы, в пределах которых человек мог чувствовать себя безопасно, общаясь со святыней.

В христианстве существует иное понимание. Лука говорит: “мы имеем доступ к Богу через Христа, во всей полноте”.

Что главное в Христианстве? — Это Спасительное действие Христово, Его искупление, совершенное на кресте.

Т. о. культ — это постоянное возобновление этого спасительного деяния (действа) Христа: совершая литургию, мы всякий раз вновь созерцаем Голгофскую жертву — как утверждает православная догматика.

И культ — это те образы, в которых доступным нам языком вновь и вновь актуализируются спасительные деяния Христа.

Бог создал мир, чтобы приобщить его к Своей Божественной жизни; Бог зовет творение к Себе.

И Богослужение — это, в некотором смысле, зов Божий, и мы можем ответить на него в культовых формах и войти в общение с Богом.

Для того, чтобы вступить (войти) в общение с другой личностью, необходима некоторая промежуточная Среда. Такой средой для нас является творение.

Поскольку творение является падшим (мы наблюдаем), то такой средой для нас является богослужение. Именно через богослужение мы приобщаемся к Творцу и вступаем с Ним в общение.

Некогда все было “добро зело”. затем грех исказил, лишил творение его святости.

И различные чины освящения восстанавливают творение в его первозданном совершенстве.

У Богослужения есть 2 основные направленности:

1) дар Божий, т.е. некоторый шаг Бога навстречу людям:

· Христос является в Святых Тайнах;

· Бог является в богослужении.

2) ответ Церкви на зов Божий: (богослужению по определению является церковным) — богослужение совершает Церковь), тем самым возводя своих членов к Богу.

Тема: Литургические семьи.

Мы будем изучать литургике (т.к. богослужение) Византийского обряда.

Что такое “Византийский обряд”?

В течение первых 3-х веков христианства в разных местах формировались разные местные традиции совершения богослужения (для разных областей христианского мира характерны разные анафоры — евхаристические молитвы).

Памятники II-III веков достаточно немногочисленны.

В IV веке Церковь переживает важное изменение: она перестает быть гонимой и христианство становится официальной религией Империи:

· ей не нужно было уже скрывать свое устройство

· значительно увеличилась по численности.

Это привело к тому, что появилась необходимость в создании церковных центров. Они существовали и раньше — и в 3-м веке: Антиохия, Александрия и Рим — были главными городами.

В 4-м веке это оформляется уже на правовом уровне:

· принимаются соответствующие Соборные каноны о возвышении тех или иных кафедр.

Церковь организовывалась т.о., что в каждой области есть некий центр, который со временем стал образцом для всех близлежащих епископий, храмов.

Соответственно, и богослужение такого Церковного центра стало парадигмой для богослужения всей области.

С этого времени м. говорить об устойчивых традициях, существующих в той или иной местности. В науке их иначе обычно называют обрядами:

Какие существуют обряды?

· восточные Все восточные обряды принадлежат к одной из 3-х больших групп:

1. Александрийская: (IV-VI вв.)

· это обряд Александрии и всего Египта — в IV и последующих веках — вплоть до их завоевания арабами.

После арабского завоевания греков стало там настолько мало, что они в своем богослужении со временем уподобились остальному греческому миру.

Т. о. своеобразная греческая Александрийская традиция умерла; осталась только в памятниках.

Но в Коптской Церкви она существует до сих пор.

От Александрийского обряда отделились: - коптская и — эфиопская традиции.

Основной анафорой Александрийского обряда была анафора ап. Марка.

2. Антиохийская или Западно-сирийская или Анатолийская традиция (более многочисленная).

· по имени греческого византийского диоцеза Анатоли, границы которого в целом соответствуют границам сохранения этой традиции.

“Анатоли” — “Восток”.

В диоцез Восток входили:

· Греция (современная)

· Малая Азия

· Сирия

· Палестина.

(Эту традицию называют Антиохийской неправильно, т.к. Антиохийская — одна из разновидностей данной традиции).

Сюда относятся богослужение:

· Антиохии (или Антиохийский обряд).

[Своеобразный грекоязычный Антиохийский обряд до нас не дошел, но он сохранился в Сирийском переводе богослужения сирийцев-монофизитов, который называют западно-сирийским богослужением].

Итак, Сирийская или сиро-яковитская — по разному можно называть.

Малой Азии: (в IV в. была).

Объединившись с Антиохийской малоазийская традиция к кон. IV в. привела к формированию Византийского обряда — это богослужение Константинополя, а со временем, и всех греко-язычных православных, а также и всех вообще православных — сейчас.

II. Анатолийское богослужение

(не путать с Антиохийским — одной из ветвей его).

Основная анафора Антиохии — анафора апостолов, со временем превратившаяся в анафору Иоанна Златоуста.

Иоанн Златоуст за основу своей анафоры взял древнюю Антиохийскую анафору апостолов.

Основную анафору Малой Азии Василий Великий переделал и она превратилась в анафору Василия Великого.

И та, и другая существуют в Византийском обряде в настоящее время.

Основным отличием обрядов является 1-е или 2-е традиционные анафоры.

Византийский обряд — это сложный комплекс, который, в основном, базируется на Малоазийском обряде, частично что-то заимствует из Антиохийской традиции и совсем чуть-чуть — из Александрийской традиции.

Языком богослужебным до IV в. по всей империи был греческий.

Даже латинский язык в богослужение вводится в IV веке (на Западе).

Византийский обряд начинает складываться с V-го века:

· собственно, с 330 г. — даты освящения Константинополя — начинает складываться,

· но как самостоятельная традиция — после Иоанна Златоуста — когда в ней появились 2-е основные анафоры

(для нас анафора — главное): анафора Василия Великого и анафора Иоанна Златоуста.

С этого момента можно говорить о самостоятельной традиции.

1) Традиция Армении -

· некий комплекс из Малоазийской традиции, на которую повлияла сильно Византийская традиция

· существует в настоящее время.

Традиция Иерусалима

· основная анафора ап. Иакова, брата Господня.

Когда-то в Грузии служили по древней Иерусалимской традиции, но с XI века грузины служат по Византийскому обряду.

Иерусалимская богослужебная традиция в самом Иерусалиме прекратила свое существование в VII веке после нашествия арабов.

Но она повлияла на многие традиции — и на армян. — потому что в Иерусалим ездили паломники в большом количестве.

Эти все обряды — как некий большой котел, в котором все перемешивалось, как-то изменялось.

Наши рекомендации