Вопрос 48. Изменения в государственном строе и праве в годы I Мировой войны и Февральской буржуазно-демократической революции.
1 августа 1914 началась Первая Мировая война. В данный период продолжала действовать IV Государственная Дума. В своем большинстве депутаты поддержали царя и Правительство в данной войне. Только большевики выступили с лозунгом поражения своего правительства, выступали за превращение войны империалистической в гражданскую. Государственный аппарат был не готов к функционированию в чрезвычайных условиях войны. Возникла необходимость в создании специальных органов для координации действий правительства. В условиях начавшейся Первой мировой войны царизм осуществлял перестройку государственного аппарата, усиливал его централизацию. С этой целью царским правительством был издан ряд правовых актов, направленных на регулирование деятельности государственных органов в условиях войны, на усиление вмешательства государства в хозяйственную жизнь страны.
Во время войны 17 августа 1915 были созданы новые, чрезвычайные высшие правительственные учреждения. Та, особые совещания являлись высшими правительственными учреждениями, которые были подотчетны только царю. Их распоряжения были обязательны для исполнения всеми государственными органами, общественными организациями и отдельными гражданами.
Особое совещание по обороне являлось главным руководящим правительственным учреждением по всем основным военным вопросам, Его председателем являлся военный министр; в состав совещания входили: председатели Государственного совета и Государственной думы, по 9 представителей от Думы и Совета, 5 представителей от Военного министерства, по 1 представителю от Министерства финансов, Морского министерства, Министерства путей сообщения и ряда других министерств, представители Центрального военно-промышленного комитета, Земского и Городского союзов.
Основная задача особого совещания по обороне —решение таких вопросов, как осуществление высшего надзора за деятельностью всех казенных заводов, а также частных предприятий, производящих продукцию для армии и флота; создание новых предприятий, работавших на нужды фронта Для выполнения своих задач на местах совещание по обороне имело уполномоченных, которые назначались председателем совещания.
Особое совещание по продовольствию регулировало процесс закупок и распределения продовольствия в соответствии с военными нуждами. Его возглавлял министр земледелия, который получил широкие полномочия в продовольственном деле.
Особое совещание по топливу было создано в целях борьбы с топливным кризисом. Его возглавлял министр торговли и промышленности.
Основной задачей особого совещания по перевозкам топлива, продовольственных и военных грузов являлось регулирование работы транспорта так, чтобы в первую очередь обеспечить данную перевозку. Ею возглавлял министр путей сообщения, который имел широкие полномочия в деле регулирования работы транспорта.
В 1914 году появились две общероссийские буржуазные общественные организации: Всероссийский земский и Всероссийский городской союзы. Между съездами делами союза ведал главный комитет, состоявший из десяти членов во главе с главноуполномоченным. Роль местных органов союза выполняли губернские земские управы. Союзы земств и городов выполняли следующие функции: шефство над госпиталями, снабжение и снаряжение армии, размещение беженцев.
Так как функции земского и городского союзов совпадали, в 1915 году их деятельность была объединена. В центре и на местах были учреждены объединенные органы. 16 ноября 1915 года царским указом был создан единый союз, получивший название Земгор. В состав центрального органа Земгора входилиглавноуполномоченные обоих союзов и по 4 члена от главного комитета каждою союза. Был создан ряд комитетов и отделов. Земгор способствовал мобилизации на военное производство мелких и средних промышленных предприятий.
Мобилизацией для работы на военные нужды преимущественно крупных частных промышленных предприятий занимались военно-промышленные комитеты. Положение о военно-промышленных комитетах было утверждено в 1915 году. Они создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота всеми необходимыми предметами снаряжения и продовольствия.
1 сентября Россия была монархией без монарха, а этот день провозгласилась республика. По инициативе депутатов Гос. Думы возникло Временное правительство, куда вошли почти все структуры Совета Министров, во главе которого был князь Львов. Другие государственные организации были либо распущены, либо практически не работали. В связи с крушением самодержавия упраздняется канцелярия его величества. Остальные органы бездействовали. Временный комитет государственной думы выступал в роли общественного органа. Сохраняется Сенат, но внутри него упразднены особое присутствие, дисциплинарный суд, другие особые органы. Изменения происходят внутри совета министров. Упразднен ряд структур: ликвидирован департамент полиции (вместо него главный комитет полиции), Главные комитет печати (его заменила Всероссийская книжная палата). Создан уголовный розыск. Упразднен Синод, вместо него создано министерство по делам вероисповеданий. Появляются новые министерства: труда, продовольствия, призрения. Создан экономический совет, его цель - выработка общего экономического плана. Появляется ряд новых комитетов, комиссий, созданных на короткое время. Например, в марте 1917 при министерстве Юстиции создана чрезвычайная следственная комиссия по преступлениям царского режима.
В местном самоуправлении были созданы должности комиссаров губернских, городских и уездных. Впервые организовано повсеместное самоуправление, кое-где введено волостное правление и волостные думы.