Процессуальный порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений
Одним из видов судопроизводства в гражданском процессе является производство по делам, возникающим из публичных (административных) правоотношений.
Необходимость самостоятельного существования этого вида судопроизводства предопределяется особенностями конституционных и административных правоотношений, выступающих в качестве предмета судебного разбирательства', которые не могут не учитываться в процессуальном порядке их рассмотрения и разрешения.
Многие процессуалисты справедливо обращают внимание на два обстоятельства:
1) неравноправное положение участников в регулятивных (конституционных, административных) правоотношениях, поскольку, с одной стороны, в них выступает орган государства, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с другой — гражданин, не имеющий таких полномочий;
2) специфическую функцию суда при рассмотрении этих дел, состоящую не в разрешении спора, как в исковых делах, а в осуществлении судебного контроля над законностью действий органов управления по отношению к гражданам и, в отдельных случаях, к организациям.
При производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, помимо общих правил искового производства, учитывается действие специальных норм (ч. 1 ст. 246 ГПК).
Как указывает М.К. Треушников, порядок рассмотрения и разрешения всех дел, возникающих из публичных правоотношений, характеризуют специфические по сравнению с исковым порядком правила, отражающие повышенную активность суда и прокурора в процессе.
Становление этого вида судопроизводства реально началось в 1961 г., когда граждане получили право обжаловать в суды наложенные административные штрафы. В том же году были приняты Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, где впервые был назван этот вид судопроизводства (ст. 1).
В 1964 г. принят ГПК РСФСР, в котором производство по делам из административных правоотношений было оформлено как самостоятельный вид судопроизводства (ст. 231 ).
Само название правоотношений, являющихся предметом судебной деятельности в этом виде судопроизводства, подчеркивает такую их особенность, как публично-правовой характер, которому присуща императивность и властность и выразителем которых являются государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации и должностные лица. Субъекты публичных правоотношений равны как участники процесса, но не равны в материально-правовых отношениях.
Таким образом, производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений, — это специфическое производство, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли суда по рассмотрению спора между неравными в материально-правовом плане субъектами.
Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:
• по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
• по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
• по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан России;
• иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Это не какое-либо ограничение прав граждан на обращение в суд. Перечень рассматриваемых судом дел, возникающих из публично-правовых отношений, не является исчерпывающим и может быть дополнен федеральным законом.
Дела, возникающие из публично-правовых отношений, рассматриваются судьей единолично. Коллегиальное рассмотрение дел этой категории может быть предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 246 ГПК при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публично-правовых отношений, не применяются правила о заочном производстве, установленные гл. 22.
Из этого следует, что дела данной категории не могут быть рассмотрены в отсутствие ответчика.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публично-правовых отношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Это дает право суду выйти за пределы заявленных требований и, например, в случае предъявления заявления об оспаривании нормативного правового акта в части проверить законность всего акта.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публично-правовых отношений, суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица.
Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица.
В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд.
В случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст. 131 и 132 ГПК. Если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья отказывает в принятии заявления.
Согласно ст. 248 ГПК судья отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу, если имеется вступившее в законную силу решение суда, вынесенное по заявлению о том же предмете. Если решения, действия (бездействие) должностного лица признаны законными или отсутствуют основания для признания нормативного правового акта (или его части) недействующим, любое другое лицо, полагающее, что его права нарушены этими решениями, действиями (бездействием), не вправе обращаться в суд, оспаривая эти же решения, действия (бездействие). Это относится и к оспариванию нормативных правовых актов.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности или законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт или соответственно органы и лиц, принявших оспариваемое решение или совершивших оспариваемое действие (бездействие).
Заявитель лишь указывает нормативный правовой акт или решение, действие (бездействие), которые, по его мнению, противоречат другому нормативному правовому акту большей юридической силы либо нарушают его права и свободы.
Суду предоставлено право по собственной инициативе истребовать доказательства при рассмотрении и разрешении дел, вытекающих из публично-правовых отношений. Должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении истребуемых доказательств, могут быть подвергнуты судом штрафу в размере до 10 МРОТ.
После вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.
Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
Правовую основу судебного контроля над действиями органов административного управления и должностных лиц, составляет Конституции РФ. В ст. 46 закреплено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия, в результате которых:
• нарушены права и свободы гражданина;
• созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
• на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК).
Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом гражданин или организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Суд рассматривает заявление в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения и действия (бездействие) которого оспариваются (ч. 1 ст. 257 ГПК). Неявка в судебное заседание кого-либо из них, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению заявления.
Факт нарушения прав и свобод должен доказать заявитель, для иллюстрации чего приведем следующий пример.
Заявитель - жители г. Углича обжаловали действия губернатора Московской области о вмешательстве в вопросы местного самоуправления. Эти действия выразились в том, что губернатор своим распоряжением сместил главу местного самоуправления Ч. и назначил главой Углича Ш., кроме того, распорядился средствами местного бюджета.
В судебном заседании заявитель доказал, что этими действиями губернатор области нарушил конституционные права и свободы граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в том числе распоряжения местным бюджетом (ст. 130-132 Конституции РФ). Требования заявителя судом были удовлетворены.
Прокурор принес протест по этому делу, где указал, что права заявителя актами губернатора не нарушены, дело суду по этому основанию не подведомственно и подлежит прекращению. Однако Верховный Суд РФ, отклоняя протест, указал, что права заявителя нарушены и подлежат защите в суде общей юрисдикции.
Суд признав, заявление обоснованным, выносит решение об обязанности соответствующих органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина и препятствие к осуществлению его прав и свобод.
Решение суда по заявлению направляется для устранения допущенных нарушений закона руководителю органа государственной власти, местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, действия которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу.
Суду и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения суда (ч. 3 ст. 258 ГПК).