Социально-экономическое развитие региона и налогообложение Волгоградской области
Введение
В настоящее время налоговая система Российской Федерации состоит из трех основных звеньев налогов, разграниченных по уровню власти: федеральные налоги, региональные и местные. Таким образом, каждый вид налогов, относящийся к тому или иному звену, закреплен за бюджетом определенного уровня.
В данной работе мы рассмотрим основы регионального налогообложения. Региональные налоги установлены налоговым законодательством Российской Федерации. Они действуют на территории соответствующего субъекта Федерации и обязательны к уплате. Важной особенностью региональных налогов является установление представительными и законодательными органами власти того или иного субъекта, соответствующих налоговых ставок, сроков и порядка уплаты. Кроме того, законодательные органы субъекта Российской Федерации устанавливают порядок применения налоговых льгот для регионального вида налога.
Кроме того, законодательным органам власти субъектам Российской Федерации было предоставлено право без каких бы то ни было ограничений вводить любое количество региональных и местных налогов. Именно поэтому, к началу появления Налоговой системы Российской Федерации в том виде, в котором мы сейчас ее наблюдаем, в стране существовало огромное количество региональных и местных налогов и сборов.
Поэтому в Налоговый Кодекс Российской Федерации было введение положение об установление перечня обязательных к уплате региональных и местных налогов. При этом ни один законодательный орган субъекта Российской Федерации не имеет права устанавливать собственные региональные налоги, не предусмотренные налоговым законодательством. Поэтому в настоящее время региональные налоги являются самым отлаженным элементом налоговой системы Российской Федерации.
Актуальность дипломной работы обусловлена недостаточной изученностью практики регионального налогообложения в условиях современного реформирования Налоговой системы Российской Федерации.
Целью работы является рассмотрение модернизации системы регионального налогообложения в современных условиях на примере Волгоградской области.
Предметом работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма регионального и местного налогообложения в Российской Федерации.
Объектом работы являются региональные налоги в Волгоградской области.
Исходя из актуальности работы и ее цели, определим задачи исследования:
- рассмотрение теоретических основ регионального налогообложения в Российской Федерации;
- изучение сущности налогов, влияющих на формирование доходной части региональных бюджетов;
- изучение основных видов налогов, влияющих на формирование доходной части регионального бюджета;
- анализ регионального налогообложения Волгоградской области на примере НДС;
- исследование основных направления развития регионального налогообложения в Российской Федерации.
1. Региональные налоги и их содержание
На сегодняшний день существуют разные виды налогов, являющиеся важной составляющей налоговой системы. Также налоги различаются по признакам.
Все налоги, которые действуют на территории Российской Федерации, делятся на три вида: федеральные; региональные; местные.
Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации в соответствии с действующим федеральным законодательством наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения.
Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.
Налоговая система, имеет три уровня и включает в себя федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Она представлена в приложении А.
Рассмотрим региональные налоги, включающие в себя транспортный налог, налог на игорный бизнес и налог на имущество организаций.
Транспортный налог
Введение транспортного налога осуществляется на территории каждого субъекта в соответствии с законами субъекта РФ и устанавливается главой 28 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Законодательные органы субъектов РФ определяют ставки налога по транспортному налогу в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы. На сегодняшний день существуют разные виды налогов, являющиеся важной составляющей налоговой системы. Также налоги различаются по признакам.
Лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, являются налогоплательщиками транспортного налога.
Объекты налогообложения: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные буксируемые суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.
Налоговые льготы устанавливаются пунктом 2 ст. 358 НК РФ, в нем представлены транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения:
1. Весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2. Автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3. Промысловые морские и речные суда;
4. Пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок;
5. Тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6. Транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
7. Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона, кражи документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8. Самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
9. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
10. Морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда. [5, c.45-46]
Регионам дано право на установление:
- льгот.
- ставок с возможностью их увеличения или уменьшения, дробления, привязки к году выпуска или экологическому классу транспортного средства. Ограничение есть для ставок по автомобилям мощностью более 150 л. с.: они меняются не более чем в 10 раз по сравнению с приведенными в НК РФ. Если регион не установил ставки, применению в нем подлежат те, которые указаны в НК РФ.
- порядка и сроков уплаты налога юридическими лицами.
В большинстве регионов РФ приняты соответствующие законы. Каждый из них по-своему использовал предоставленные ему права по уточнению порядка применения транспортного налога, из-за чего налицо значительные расхождения по всем 3 параметрам в разных регионах. Наиболее велики они в значениях ставок.
Периодически регионы корректируют установленные ими ставки налога, внося изменения в соответствующие законы. Изменения могут быть разного рода – от введения или отмены льгот до замены ставок (одной, нескольких или всех имеющихся).
В 2016 году в большинстве регионов РФ, имеющих свои ставки, их величина сохранена такой же, как в 2015-м. Однако есть регионы, внесшие изменения, например, Астраханская область; Камчатский край; Ненецкий автономный округ; Республика Коми; Республика Тыва.
Таблицы ставок транспортного налога по регионам 2016 года (а также, для сравнения, 2015-го), относящихся к легковому автотранспорту, приведены в приложении 1 и 2. Они наглядно отражают как многообразие ставок, так и изменения, произошедшие с наступлением 2016 года. Величины ставок в них указаны в рублях.
Налог на имущество организаций
Налог на имущество организаций устанавливается гл. 30 НК РФ и вводится на соответствующей территории законами субъектов РФ.
Законодательные (представительные) органы субъекта Федерации имеют право устанавливать следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, определенных НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу; налоговые льготы и основы для их использования налогоплательщиком.
Объекты налогообложения для организаций РФ: движимое и недвижимое имущество, в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Объекты налогообложения для иностранных организаций, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства: движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. [4, c.145-146]
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Законодательный орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.
В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:
1. Для города федерального значения Москвы: в 2014 году – 1,5 процента, в 2015 году – 1,7 процента, в 2016 году и последующие годы – 2 процента;
2. Для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 году – 1,0 процента, в 2015 году – 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы – 2 процента.
Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году – 0,4 процента, в 2014 году – 0,7 процента, в 2015 году – 1,0 процента, в 2016 году – 1,3 процента, в 2017 году – 1,6 процента, в 2018 году – 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
Налог на имущество НК РФ с 2015 года изменил в достаточной степени, еще больше выявив тенденцию его замены налогом на недвижимость, рассчитываемым от принципиально другой налоговой базы. Рассмотрим эти изменения.
Изменения по налогу на имущество с 2015 года условно делятся на 3 группы: дополнившие новый порядок обложения налогом от кадастровой стоимости; внесшие ряд изменений в старые правила исчисления налога от среднегодовой стоимости; установившие дополнительные обязанности представления информации по налогу.
Наиболее существенными оказались изменения по налогу на имущество, рассчитываемому по кадастровым данным:
– из перечня имущества, не облагаемого налогом на имущество организаций на спец режимах (УСН, ЕНВД), исключено то, стоимость которого определяется как кадастровая (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ);
– увеличен максимальный размер ставок налога для регионов, пошаговое изменение которых НК РФ предусмотрел еще в 2014 году (п. 1.1 ст. 380 НК РФ);
– для вычисления налога за неполный год введен коэффициент, снижающий его сумму в пропорции к фактическому количеству месяцев, в течение которых за налогоплательщиком имелась обязанность по уплате налога (п. 5 ст. 382 НК РФ);
– откорректирован ряд положений ст. 378.2 НК РФ. Их мы подробнее рассмотрим ниже.
Рост российской экономики напрямую зависит от развития регионов. Главным качественным показателем эффективности развития региона в целом – является улучшение социального развития региона.
Региональные власти заинтересованы в предложении привлекательных налоговых условий для потенциальных инвесторов, так как это связано с созданием новых рабочих мест и расширением источников налоговых поступлений в местный бюджет, что положительно будет сказываться на социальной обеспеченности граждан. Таким образом, устанавливая различные региональные ставки налогов и региональные льготы, субъекты создают возможность налоговой конкуренции между собой за инвестиции. В ряде регионов созданы специальные экономические зоны, в которых действует особый льготный налоговый режим.
Финансовые, в том числе налоговые, отношения в регионах должны быть органически увязаны с производственно-инвестиционным потенциалом территорий, что формирует созидательный импульс для регионального социально-экономического развития.
Заключение
Функционирование и развитие региональной экономической системы Российской Федерации происходит в условиях глубокого кризиса отечественной модели территориального воспроизводства. Современная специфика регионального развития России обуславливает особую важность переосмысления положений налоговой политики, прежде всего тех вопросов, которые связаны с пониманием роли налогов в жизнедеятельности общественной системы в целом, выявлением возможностей их использования для решения насущных воспроизводственных проблем территории, разработкой методических подходов к организации процесса налогового регулирования социально-экономической сферы регионов.
После рассмотрения основных положений региональных налогов, можно сделать заключение о том, что данные налоги представляют огромный интерес при их изучении. И оказывают непосредственное влияние на экономику субъектов РФ. В свою очередь федеральный бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики, повышения эффективности производства, средством привлечения дополнительных инвестиций для развития региональной экономики. Используя такой инструмент, как налоги, государство может стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие отдельных отраслей экономики. Это осуществляется посредством определения перечня налогов, налоговых ставок или налоговых льгот для отдельных хозяйствующих субъектов или видов деятельности. Регулирование и стимулирование региональной экономики осуществляется также посредством финансирования из федерального бюджета.
Но, к сожалению, региональное налогообложение сталкивается с рядом проблем, в частности: со снижением налоговых поступлений в бюджеты субъектов из-за отмены большинства региональных налогов; ограниченностью полномочий региональных властей; многочисленные судебные издержки по вопросам уклонения от уплаты налогов, просрочки платежей и т.д.
Для решения данных проблем необходимо увеличить доходность регионального государственного комплекса, укрепить развитие налогооблагаемой базы регионов. Следует законодательно закрепить следующие положения: основные правила разграничения конкурирующей компетенции федерации и субъектов; принцип субсидиарности в межбюджетных взаимоотношениях; основы бюджетного выравнивания: цели и задачи, направления, по которым осуществляется федеральная помощь бюджетам иных уровней и условия ее предоставления, формы финансового выравнивания, основы механизма согласования интересов федерации и субъектов в процессе распределения финансовых средств; механизм участия субъектов федерации в формировании государственной федеральной региональной политики.
Налогоплательщики
Объект налогообложения
Налоговая база
Налоговый период
Налоговая ставка
Порядок исчисления
Порядок и сроки уплаты
Налоговые льготы
III.Задача
ОАО «Квант» за налоговый период реализовало следующие группы товаров:
1) Товары детского ассортимента – на 250000 руб.;
2) Продовольственные товары на 400000 руб.
3) Непродовольственные товары – на 100000 руб.
В этом же налоговом периоде закупило продукцию у поставщиков по свободным ценам (без учета НДС):
1) Со ставкой 18% - на 155400 руб.
2) Со ставкой 10% - на 58300 руб.
Определить общую сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет ОАО «Квант».
1. Определим сумму НДС, начисленную по результатам реализации:
250 000 ×10% + 400 000×10% + 100 000 ×18% = 25 000 + 40 000 + 18 000 = 83 000 (руб.).
2. Определим сумму НДС, которую организация заплатила в составе цены
за товар поставщикам, принимаемую к возмещению:
155 400 × 10% + 58 300 × l8% = 15 540 + 10 494 = 26 034 (руб.).
3. Определим сумму, подлежащую перечислению в бюджет:
83 000 – 26 034 = 56 966 (руб.).
Ответ: 56 966 руб.
Список литературы
1. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учеб. / И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2013.
2. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация. Принципы. Методы. Рекомендации. Арбитражная практика. / Под редакцией А.В. Брызгалина. – М.: Юрайт – Издат, 2012.
3. Горобец, Ю.С. Определение основных факторов налогового потенциала / Ю.С. Горобец// Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 7.
4. Гончаренко Л.И. Налогообложение организаций финансового сектора экономики. – М.: Рид Групп, 2012.
5. Гвоздикова, А.В. Голищева Л.Е. и др. Налогообложение: планирование, анализконтроль / Гвоздикова А. В.- КНОРУС, 2012.
6. Дондоков, З.Б. Налоговый потенциал региона и проблемы его оценки /З.Б. Дондоков // Российское предпринимательство. - 2014. - № 5.
7. Дадашев А.З. Налоги и налогообложение: учеб. пособ. / А.З. Дадашев. – М.:
8. ИНФРА-М, 2008. – 464 с.
9. Дадашев А.З. Налоги и налогообложение: учеб. пособ. / А.З. Дадашев. – М.: ИНФРА-М, 2013.
10. Миндлин, Ю.Б. Налоговый механизм в социально-экономической системе региона / Ю.Б. Миндлин// Налоги и налогообложение. - 2012. - № 6.
11. Налоги в системе налогообложения в Российской Федерации / под ред. Н. Г. Дмитриевой, Д. Б. Дмитриева. Ростов н/Д: Феникс, 2014.
12. Налоги и налогообложение / под ред. Е. Б. Шуваловой, А. Е. Шувалова. М.: МЭСИ, 2014.
13. Слепнева, Л.Р. Факторы, определяющие величину налогового потенциала / Л.Р. Слепнева// Вестник Забайкальского государственного университета. - 2015. - № 2.
14. Чернова А. Н.НДС, его роль и место в налоговой системе Российской Федерации // Вестник Российского университета кооперации. 2011. № 1.
15. Чигвинцева Е.С.Применение национальной модели общественного благосостояния на региональном уровне // Вопросы регулирования экономики. 2015. Т. 1. № 2.
16. УФНС России по Волгоградской области. http://www. r34.nalog. ru.
Приложение А
Ставки транспортного налога по регионам на 2015 год
Приложение Б
Ставки налога на транспорт по регионам на 2016 год
Введение
В настоящее время налоговая система Российской Федерации состоит из трех основных звеньев налогов, разграниченных по уровню власти: федеральные налоги, региональные и местные. Таким образом, каждый вид налогов, относящийся к тому или иному звену, закреплен за бюджетом определенного уровня.
В данной работе мы рассмотрим основы регионального налогообложения. Региональные налоги установлены налоговым законодательством Российской Федерации. Они действуют на территории соответствующего субъекта Федерации и обязательны к уплате. Важной особенностью региональных налогов является установление представительными и законодательными органами власти того или иного субъекта, соответствующих налоговых ставок, сроков и порядка уплаты. Кроме того, законодательные органы субъекта Российской Федерации устанавливают порядок применения налоговых льгот для регионального вида налога.
Кроме того, законодательным органам власти субъектам Российской Федерации было предоставлено право без каких бы то ни было ограничений вводить любое количество региональных и местных налогов. Именно поэтому, к началу появления Налоговой системы Российской Федерации в том виде, в котором мы сейчас ее наблюдаем, в стране существовало огромное количество региональных и местных налогов и сборов.
Поэтому в Налоговый Кодекс Российской Федерации было введение положение об установление перечня обязательных к уплате региональных и местных налогов. При этом ни один законодательный орган субъекта Российской Федерации не имеет права устанавливать собственные региональные налоги, не предусмотренные налоговым законодательством. Поэтому в настоящее время региональные налоги являются самым отлаженным элементом налоговой системы Российской Федерации.
Актуальность дипломной работы обусловлена недостаточной изученностью практики регионального налогообложения в условиях современного реформирования Налоговой системы Российской Федерации.
Целью работы является рассмотрение модернизации системы регионального налогообложения в современных условиях на примере Волгоградской области.
Предметом работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма регионального и местного налогообложения в Российской Федерации.
Объектом работы являются региональные налоги в Волгоградской области.
Исходя из актуальности работы и ее цели, определим задачи исследования:
- рассмотрение теоретических основ регионального налогообложения в Российской Федерации;
- изучение сущности налогов, влияющих на формирование доходной части региональных бюджетов;
- изучение основных видов налогов, влияющих на формирование доходной части регионального бюджета;
- анализ регионального налогообложения Волгоградской области на примере НДС;
- исследование основных направления развития регионального налогообложения в Российской Федерации.
1. Региональные налоги и их содержание
На сегодняшний день существуют разные виды налогов, являющиеся важной составляющей налоговой системы. Также налоги различаются по признакам.
Все налоги, которые действуют на территории Российской Федерации, делятся на три вида: федеральные; региональные; местные.
Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации в соответствии с действующим федеральным законодательством наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения.
Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.
Налоговая система, имеет три уровня и включает в себя федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Она представлена в приложении А.
Рассмотрим региональные налоги, включающие в себя транспортный налог, налог на игорный бизнес и налог на имущество организаций.
Транспортный налог
Введение транспортного налога осуществляется на территории каждого субъекта в соответствии с законами субъекта РФ и устанавливается главой 28 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Законодательные органы субъектов РФ определяют ставки налога по транспортному налогу в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы. На сегодняшний день существуют разные виды налогов, являющиеся важной составляющей налоговой системы. Также налоги различаются по признакам.
Лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, являются налогоплательщиками транспортного налога.
Объекты налогообложения: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные буксируемые суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.
Налоговые льготы устанавливаются пунктом 2 ст. 358 НК РФ, в нем представлены транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения:
1. Весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2. Автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3. Промысловые морские и речные суда;
4. Пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок;
5. Тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6. Транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
7. Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона, кражи документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8. Самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
9. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
10. Морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда. [5, c.45-46]
Регионам дано право на установление:
- льгот.
- ставок с возможностью их увеличения или уменьшения, дробления, привязки к году выпуска или экологическому классу транспортного средства. Ограничение есть для ставок по автомобилям мощностью более 150 л. с.: они меняются не более чем в 10 раз по сравнению с приведенными в НК РФ. Если регион не установил ставки, применению в нем подлежат те, которые указаны в НК РФ.
- порядка и сроков уплаты налога юридическими лицами.
В большинстве регионов РФ приняты соответствующие законы. Каждый из них по-своему использовал предоставленные ему права по уточнению порядка применения транспортного налога, из-за чего налицо значительные расхождения по всем 3 параметрам в разных регионах. Наиболее велики они в значениях ставок.
Периодически регионы корректируют установленные ими ставки налога, внося изменения в соответствующие законы. Изменения могут быть разного рода – от введения или отмены льгот до замены ставок (одной, нескольких или всех имеющихся).
В 2016 году в большинстве регионов РФ, имеющих свои ставки, их величина сохранена такой же, как в 2015-м. Однако есть регионы, внесшие изменения, например, Астраханская область; Камчатский край; Ненецкий автономный округ; Республика Коми; Республика Тыва.
Таблицы ставок транспортного налога по регионам 2016 года (а также, для сравнения, 2015-го), относящихся к легковому автотранспорту, приведены в приложении 1 и 2. Они наглядно отражают как многообразие ставок, так и изменения, произошедшие с наступлением 2016 года. Величины ставок в них указаны в рублях.
Налог на имущество организаций
Налог на имущество организаций устанавливается гл. 30 НК РФ и вводится на соответствующей территории законами субъектов РФ.
Законодательные (представительные) органы субъекта Федерации имеют право устанавливать следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, определенных НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу; налоговые льготы и основы для их использования налогоплательщиком.
Объекты налогообложения для организаций РФ: движимое и недвижимое имущество, в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Объекты налогообложения для иностранных организаций, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства: движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. [4, c.145-146]
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Законодательный орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.
В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:
1. Для города федерального значения Москвы: в 2014 году – 1,5 процента, в 2015 году – 1,7 процента, в 2016 году и последующие годы – 2 процента;
2. Для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 году – 1,0 процента, в 2015 году – 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы – 2 процента.
Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году – 0,4 процента, в 2014 году – 0,7 процента, в 2015 году – 1,0 процента, в 2016 году – 1,3 процента, в 2017 году – 1,6 процента, в 2018 году – 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
Налог на имущество НК РФ с 2015 года изменил в достаточной степени, еще больше выявив тенденцию его замены налогом на недвижимость, рассчитываемым от принципиально другой налоговой базы. Рассмотрим эти изменения.
Изменения по налогу на имущество с 2015 года условно делятся на 3 группы: дополнившие новый порядок обложения налогом от кадастровой стоимости; внесшие ряд изменений в старые правила исчисления налога от среднегодовой стоимости; установившие дополнительные обязанности представления информации по налогу.
Наиболее существенными оказались изменения по налогу на имущество, рассчитываемому по кадастровым данным:
– из перечня имущества, не облагаемого налогом на имущество организаций на спец режимах (УСН, ЕНВД), исключено то, стоимость которого определяется как кадастровая (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ);
– увеличен максимальный размер ставок налога для регионов, пошаговое изменение которых НК РФ предусмотрел еще в 2014 году (п. 1.1 ст. 380 НК РФ);
– для вычисления налога за неполный год введен коэффициент, снижающий его сумму в пропорции к фактическому количеству месяцев, в течение которых за налогоплательщиком имелась обязанность по уплате налога (п. 5 ст. 382 НК РФ);
– откорректирован ряд положений ст. 378.2 НК РФ. Их мы подробнее рассмотрим ниже.
Рост российской экономики напрямую зависит от развития регионов. Главным качественным показателем эффективности развития региона в целом – является улучшение социального развития региона.
Региональные власти заинтересованы в предложении привлекательных налоговых условий для потенциальных инвесторов, так как это связано с созданием новых рабочих мест и расширением источников налоговых поступлений в местный бюджет, что положительно будет сказываться на социальной обеспеченности граждан. Таким образом, устанавливая различные региональные ставки налогов и региональные льготы, субъекты создают возможность налоговой конкуренции между собой за инвестиции. В ряде регионов созданы специальные экономические зоны, в которых действует особый льготный налоговый режим.
Финансовые, в том числе налоговые, отношения в регионах должны быть органически увязаны с производственно-инвестиционным потенциалом территорий, что формирует созидательный импульс для регионального социально-экономического развития.
Социально-экономическое развитие региона и налогообложение Волгоградской области