Присваивает Прокурор субъекта РФ
- Младший советник юстиции;
- Юрист 1-го,2-го, 3-го класса;
Полномочия по назначению на должность и освобождению от должности
Наименование должности | Кем назначается | Сроки полномочий |
Генеральный прокурор | Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ | 5 лет |
Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры | Генеральным прокурором по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ | В законе не оговорены |
Прокуроры городов, районов, специализированных прокуратур и приравненные к ним прокуроры | Генеральным прокурором | В законе не оговорены |
Начальники главных управлений, управлений, отделов, их заместители, советники, старшие помощники, помощники по особым поручениям, старшие прокуроры и прокуроры главных управлений, управлений, отделов, прокуроры-криминалисты, старше следователи и следователи по особо важным делам Генеральной прокуратуры РФ. | Генеральный прокурор | Согласно трудовому договору |
Директора (ректоры) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры | Генеральный прокурор | Согласно трудовому договору |
Иные работники Генеральной прокуратуры | Генеральный прокурор или его заместители | Согласно трудовому договору |
Заместители прокурора, начальники отделов, старшие помощники, помощники, прокуроры-криминалисты, старшие следователи, следователи и их помощники прокуратур субъектов РФ, а также нижестоящих прокуратур | Прокурор субъекта РФ, приравненные к нему прокуроры | Согласно трудовому договору |
Работники районных (городских) прокуратур, не занимающие должности прокуроров и следователей | Прокуроры городов, районов и приравненные к ним | Согласно трудовому договору |
Аттестация прокурорских работниковосуществляется в целях проверки соответствия занимаемой должности, повышения квалификации, укрепления служебной дисциплины в отношении прокурорских работников, имеющих классные чины либо занимающих должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Задачи аттестациисостоят в совершенствовании деятельности органов и учреждений прокуратуры. Аттестация проводится не реже одного раза в 5лет.
Служебное удостоверение.Прокурорским работникам выдается служебное удостоверение установленного Генеральным прокурором РФ образца. Служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность прокурорского работника, его классный чин и должность. Служебные удостоверения прокуроров и следователей подтверждают их право на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные прокурорам и следователям Законом «О прокуратуре РФ».
Поощрение прокурорских работников осуществляетсяза примерное исполнение работниками своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и учреждениях прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности.
Дисциплинарная ответственностьпрокурорских работников наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, нарушение присяги.Работник, совершивший проступок, может быть временно, но не более чем на один месяц — до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания — отстранен от должности с сохранением денежного содержания в виде должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет. Отстранение от должности производится по распоряжению руководителя органа или учреждения прокуратуры, имеющего право назначать работника на соответствующую должность.
Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратурыосуществляется на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством о труде, о прохождении государственной службы, с учетом особенностей, закрепленных в Законе «О прокуратуре РФ».
Общим основанием прекращения службы является увольнение прокурорского работника. Законом предусмотрены особенности увольнения прокурорского работника в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры. В числе таких оснований предусмотрено достижение прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры — 65 лет (п. 2 ст. 43 ФЗ).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Предварительное расследование – регламентируемая уголовно-процессуальным законодательством правоохранительная деятельность уполномоченных на то органов по раскрытию преступления, изобличению подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, а также предупреждению и пресечению преступлений.
Задачи предварительного расследованиязаключаются в том, чтобы:
· при получении сведений о совершенном или готовящемся к совершению преступлении собрать доказательства, подтверждающие либо опровергающие эти сведения;
· пресечь или предотвратить совершение преступления;
· установить и изобличить преступника;
· обеспечить потерпевшему возмещение ущерба, причиненного преступником.
Предварительное расследование имеет две формы: дознание и предварительное следствие.
Дознание – это форма предварительного расследования, заключающаяся в возбуждении уголовного дела и производству неотложных следственных действий, выполнении письменных поручений следователя.
Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела.
ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В РОССИИ
Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания. Предварительное следствие – деятельность специально уполномоченных должностных лиц, состоящая в производстве следственных и иных процессуальных действий, применении мер процессуального принуждения и реализации иных полномочий, направленная на собирание, проверку и оценку доказательств и принятие решения о направлении уголовного дела в суд или его прекращении.
Производство предварительного следствия обязательнопо всем уголовным делам, за исключением дел о преступлениях небольшой и средней тяжести. Расследование в форме дознания по этим делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правилами производства предварительного расследования, самостоятельно, без передачи дела следователю, устанавливает все обстоятельства дела и завершает расследование. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения уголовного дела в суде. Осуществление предварительного следствия является главной функцией следователей.
Предварительное следствиепроизводится:
· Следственными органами Следственного комитета РФ;
· Следственными органами Следственного департамента МВД России;
· Следственными органами в составе ФСБ
· Следственными подразделениями ФСКН.
В систему СК РФ входят Главное следственное управление, следственные управления по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные управления, следственные отделы по городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы.
Следственный департамент МВД России входит в структуру центрального аппарата МВД в качестве органа, обеспечивающего в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве и возглавляющего органы предварительного следствия в системе МВД. На уровне субъекта РФ создано следственное управление (отдел, отделение, группа) при управлении (отделе, отделении, группе) внутренних дел района, города, района в городе, закрытом административно-территориальном образовании, на особо важном и режимном объекте, при линейном управлении (отделе) внутренних дел на транспорте.
В структуре ФСБ имеется следственное управление. В управлении ФСБ по субъектам РФ имеются следственные отделы (отделения). На районном уровне органы ФСБ не создаются, поэтому следственные органы тоже отсутствуют.
В центральном аппарате ФСКН в качестве структурного подразделения действует Следственный департамент, в структуру которого входят Следственное управление, Зонально-следственное управление, Методико-аналитическое управление.
В структуре региональных управлений ФСКН, управлений ФСКН по субъектам РФ имеются следственные службы, а в составе межрайонных отделов ФСКН – следственные отделения.
Задачи органов предварительного следствия:
· быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
· всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела;
· обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;
· обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
· обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;
· установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;
· выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.
Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме.
Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы следственные аппараты (системы структурных подразделений).Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.
СЛЕДОВАТЕЛЬ, ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ. ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ
Следователь – должностное лицо, которое уполномочено в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
Полномочия следователей как должностных лиц соответствующих ведомств, назначенных в установленном законом порядке, определены ст. 38 УПК РФ.
Следователь уполномочен:
· Возбуждать уголовное дело;
· Принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
· Самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве процессуальных действий, за исключением случаев, когда для этого требуется судебное решение или согласие руководителя следственного органа;
· Давать органу дознания письменные поручения, которые обязательны для исполнения.
Процессуальная самостоятельность следователя обеспечивается тем, что закон предоставляет ему право не согласиться с указаниями прокурора, которые касаются существа расследования, — о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объеме обвинения, направлении дела в суд или прекращении производства по делу. Во всех этих случаях следователь может не выполнять указания прокурора и представить дело со своими возражениями вышестоящему прокурору, который либо отменяет эти указания, либо поручает производство следствия другому следователю.Процессуальная самостоятельность включает в себя:
· самостоятельность принятия всех решений о направлении следствия и производстве следственных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено их санкционирование судом или руководителем следственного органа,
· полную персональную ответственность следователя за законность, обоснованность и своевременность принятых решений и проведенных действий.
ПРАВОВОЙ СТАТУС СЛЕДОВАТЕЛЯ
Следователь – это должностное лицо Следственного комитета РФ, ОВД, ФСБ или ФСКН, уполномоченное осуществлять предварительное следствие, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 38 УПК).
Следователь выполняет не только функцию уголовного преследования. Он обязан полно, объективно и всесторонне исследовать как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства; обоснованно применить меры принуждения, обеспечить права участников процесса (в том числе право на защиту); и в некоторых случаях разрешить все уголовное дело путем его прекращения.
Процессуальная самостоятельностьследователя является одной из главных характеристик его статуса. Она включает в себя:
· самостоятельность принятия всех решений о направлении следствия и производстве следственных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено их санкционирование судом или руководителем следственного органа,
· полную персональную ответственность следователя за законность, обоснованность и своевременность принятых решений и проведенных действий.
Гарантии процессуальной самостоятельности следователя состоят в том, что следователь вправе не согласиться с указаниями прокурора и представить свои письменные возражения руководителю следственного органа.
Кроме того, следовать вправе не исполнять некоторые указания руководителя следственного органа в случае своего несогласия с ними. В этом случае следователь представляет дело вышестоящему руководителю следственного органа со своими возражениями (ч. 3 ст. 39 УПК).
Следователь вправе:
· давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий,
· требовать от органов дознания содействия при производстве следственных действий (обыска),
· вносить представления, которые подлежат обязательному рассмотрению.
Следователь обязан:
· осуществлять расследование объективно,
· выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства
· принимать меры к обеспечению возмещения материального ущерба,устранению причин и условий, способствующих совершению преступления.
Требования, предъявляемые к кандидатамна должности следователей:
- гражданство РФ;
- высшее юридическое или специальное образование;
- соответствующие профессиональные и нравственные качества;
- способность по состоянию здоровья выполнять обязанности следователя.
Следователи имеют соответствующие должностные наименования, классные чины (прокуратура), специальные звания (органы внутренних дел), воинские звания (Федеральная служба безопасности и военная прокуратура).
ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ
Органы дознания – гос. органы и должностные лица, уполномоченные в соответствие с законом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (ст.5 УПК).
На органы дознания возлагаются:
- дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
- выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст.157 УПК) (осмотр места совершения преступления, обыск и выемка, задержание подозреваемого, допрос потерпевшего, свидетелей и подозреваемого)
Задачи органов дознания:
1. Охрана места совершения преступления до приезда профессионалов,
2. Установление очевидцев совершения преступления,
3. Выявление и задержание подозреваемого.