ТЕМА 16. Трудовые споры и порядок их разрешения

Индивидуальные и коллективные трудовые споры и порядок их разрешения. Трудовые конфликты и порядок их раз­решения. Понятие и виды трудовых споров (индивидуальные и коллективные).

Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Комиссия по трудовым спорам (порядок образования и компетенция). Рассмотрение трудовых споров на производстве.

Рассмотрение трудовых споров в федеральных судах (служебно-трудовые споры сотрудников ОВД).

Категории дел, рассматриваемые в досудебном порядке.

Порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов).

Стадии разрешения коллективного трудового спора (конфликта).

Подготовка санкционированной забастовки.

Профсоюзы и их значимость в проведении забастовки.

Незаконные забастовки. Ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах и невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры.

3. Тематический план изучения дисциплины

для направления подготовки

40.03.01 – Юриспруденция

(2015 год набора)

№ темы Название темы Всего В том числе Примечание
      Лекции Семинары Контр. раб. Практич. занятия  
  Раздел 1. Введение в трудовое право.            
1. Предмет, метод, система, источники и принципы трудового права.        
  Раздел 2. Правоотношения по трудовому праву. Социально-партнерские отношения.            
2. Субъекты трудового права. Правоотношения в сфере труда.            
3. Социальное партнерство.            
4. Коллективные договоры и соглашения            
  Раздел 3. Осуществление трудовых прав.            
5. Правовое регулирование занятости и трудоустройства            
6. Трудовой договор. Защита персональных данных работника.       2**  
7. Рабочее время.            
8. Время отдыха.            
9. Оплата и нормирование труда.            
10. Гарантии и компенсации в сфере труда.            
11. Трудовой распорядок. Дисциплина труда.       2**  
12. Материальная ответственность работника и работодателя.       2**  
13. Охрана труда.            
  Раздел 4.Особенности регулирования труда отдельный категорий работников.            
14. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.       2**  
  Раздел 5.Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудовых споров. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства.            
15. Защита трудовых прав работников. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.            
16. Трудовые споры и порядок их разрешения.       2**  
  Контрольная работа            
  ВСЕГО:       10**  
  ЗАЧЕТ            
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме 10 часов (92%)  


Примечание

* учебное занятие проводится в активной форме

** учебное занятие проводится в интерактивной форме

Планы практических занятий

(для слушателей 2015 года набора)

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Целью изучения дисциплины «Трудовое право» объемом 108 часов - является формирование и выработка у обучающихся системного представления об этой отрасли как одной из ведущих отраслей российского права.

Это предполагает получение информации по таким важным для будущих специалистов правоохранительных органов вопросам, как:

1) отличие предмета правового регулирования «Гражданского права» и «Трудового права»;

2) субъекты «Трудового права», призванные осуществлять защитную функцию и юрисдикционную функцию;

3) отличие трудового договора от служебного контракта, содержание трудового договора, порядок заключения и прекращения трудового договора; ответственность работодателя за несоблюдение Федерального закона «О защите персональных данных»;

4) оплата труда, нормирование труда, ответственность работодателя за несвоевременную и не в полном размере выплату заработной платы работнику;

5) гарантии и компенсации работникам (сотрудникам органов внутренних дел) при исполнении государственных и общественных обязанностей;

6) дисциплинарная ответственность работников и сотрудников органов внутренних дел;

7) особенности регулирования труда отдельных категорий работников, в том числе и женщин, лиц с семейными обязанностями, несовершеннолетних работников;

и т. д.

Отмеченные направления в подготовке будущих специалистов необходимы для качественного решения профессиональных задач в их дальнейшей деятельности.

Задачи:

1)приобретение обучающимися знаний относительно основных теоретических положений институтов трудового права;

2)получение знаний о системе источников трудового права;

3)приобретение практических навыков применения трудового законодательства;

4)умение отобрать и проанализировать правовой материал для решения конкретных практических задач;

5)изучение судебной практики по трудовым спорам.

Изучение дисциплины «Трудовое право» призвано:

1)способствовать повышению у обучающихся общей и профессиональной культуры;

2)обеспечить изучение и усвоение обучающимися нормативных правовых актов, регламентирующих трудовые правоотношения и тесно связанные с ними правоотношения (по поводу занятости, профессиональной подготовке и переподготовке, трудовым спорам и т.д.);

3)обеспечить усвоение обучающимися основных направлений государственной политики в области социального партнерства, занятости населения, охраны труда, защиты трудовых прав работников.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных компетенций (ОК):

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6).

профессиональных компетенций (ПК):

в правоприменительной деятельности:

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

в экспертно-консультационной деятельности:

- способен толковать различные правовые акты (ПК-15).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

основные положения отраслевых юридических наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в отдельных отраслях материального и процессуального права (ОК-1, ПК-3,ПК-5,ПК-6,ПК-10);

законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права (ПК-4,ПК-7,ПК-10);

правоприменительную практику (ПК-5, ПК-15);

уметь:

оперировать юридическими понятиями и категориями (ПК-2);

анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения (ПК-3,ПК-5;ПК-10);

анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, давать квалифицированные юридические заключения и консультации (ПК-5,ПК- 6,ПК-7).

правильно составлять и оформлять юридические документы (ОК-1,ПК-7).

владеть:

юридической терминологией (ПК- 3,ПК-5, ПК- 6);

приемами юридической техники (ПК-3,ПК-7);

навыками работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами (ПК-3, ПК-4,ПК-5).

навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности (ПК-3,ПК-5;ПК-10);

навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики (ПК-4,ПК-7,ПК-10);

навыками разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права (ПК-5, ПК- 6, ПК-15);

навыками сбора, анализа и оценки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности (ПК- 3, ПК-6,ПК-11).

навыками, принятия необходимых мер по защите и обеспечению прав человека в процессе служебной деятельности (ОК-1,ОК-6,ПК-2,ПК-5,ПК- 6,ПК-15).

Дисциплина изучается в течение одного курса - третьем для заочной формы обучения, завершается сдачей зачета.

Рекомендации по видам занятий.

Изучение дисциплины «Трудовое право» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются: лекционное занятие; практическое занятие; консультация преподавателя (индивидуальная, групповая); проведение зачета.

При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.

Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:

▪ прослушивание лекционного курса;

▪ написание контрольной работы;

▪ чтение и конспектирование рекомендованной литературы;

▪ проведение практических занятий с выполнением заданий для самостоятельной работы, подготовкой ответов на вопросы для самоконтроля, решением практических задач (дополнительно).

Помимо устного изложения материала, в процессе лекций предполагается использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций содержания лекции, отражающих основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации.

Самостоятельная работа представляет собой подготовку к практическим занятиям; изучение и анализ нормативных правовых документов, а также учебников, учебных пособий, научных публикаций; подготовку к письменной работе (если она предусмотрена учебным планом); подготовку к зачету.

Предусмотрены формы контроля знаний учащихся: текущий контроль, зачет по итогам работы на 3 курсе (для слушателей заочной формы обучения). Зачет носит недефиринцированный характер, знания оцениваются оценками «зачтено» - «незачтено».

В качестве оценочных средств промежуточной аттестации могут использоваться тестовые задания.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Практическое занятие проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. На практических занятиях обучающимся совместно с преподавателем следует решать задачи, проводя их обобщенный анализ.

Практическое занятие является важной формой учебной работы, требующей от обучающегося тщательной подготовки. Для того, чтобы хорошо подготовиться к практическому занятию, обучающийся должен ясно представлять себе цели и задачи занятия.

Готовясь к практическим занятиям, обучающиеся должны изучить:

· конституционные нормы, нормы международного права, соблюдение которых обязательно при реализации права на труд;

· нормы трудового права;

· нормы иных федеральных законов, регулирующие отдельные вопросы, разрешаемые в ходе регулирования трудовых и служебно-трудовых отношений;

· нормативные правовые акты МВД России, иных министерств и ведомств по вопросам служебно-трудовых отношений;

· решения судебных органов по вопросам, изучаемым на занятии;

· достижения естественных, гуманитарных и других наук, знание которых необходимо для разрешения вопросов, возникающих в ходе применения норм трудового права;

· методические рекомендации для кадровых служб.

На каждом занятии обучающимся необходимо иметь Трудовой Кодекс Российской Федерации, рабочую тетрадь (48 л), письменные принадлежности, а также, в зависимости от темы занятия, федеральные законы, специальную литературу.

Рабочие тетради необходимы для конспектирования рекомендаций преподавателя по теме занятия.

В процессе практического занятия обучающиеся освещают отдельные вопросы темы и дополняют выступления своих товарищей; учатся формулировать и обосновывать решение конкретных вопросов, заданных проблемной ситуацией; защищать и отстаивать свое мнение в обсуждении вопросов темы. Заключение преподавателя, новые данные, полученные в ходе семинара или практического занятия, следует внести в записи, сделанные обучающимся в период самостоятельной подготовки к занятию.

РЕКОМЕНДАЦИИ К КОНСУЛЬТАЦИЯМ

Консультация - (от лат. слова consultatio – совещание, обсуждение) – одна из форм учебной работы в вузе. Консультации предназначены для оказания педагогически целесообразной помощи обучающимся в их самостоятельной работе. Они помогают не только обучающимся, но и преподавателю, будучи своеобразной обратной связью, с помощью которой можно выяснить усвоение обучающимися программного материала.

Проведение консультаций преследует определенные цели, а именно:

1) помочь обучающимся разобраться в трудных вопросах курса;

2) предоставить преподавателю возможность для попутного контроля за ходом и результатом учебной работы обучающихся;

3) сформировать рациональные приемы работы учащихся с источниками знаний.

Все консультации можно условно классифицировать по форме и содержанию:

- по форме выделяют: групповые, межгрупповые, индивидуальные

- по содержанию: вводные, тематические, перед зачетом.

Самая распространенная форма, используемая в учебном процессе, индивидуальная консультация. Зачастую такая консультация используется для сдачи, так называемых, «задолженностей» обучающихся. На практике они превращаются в унылое повторение пройденного материала. Лучше строить такую консультацию как диалог. Для этого необходимо преподавателю вопросы формировать так, чтобы побуждать обучающихся к размышлению. Поэтому важно не только то, что спросить, но и как. Именно здесь заложены личностные основы будущего диалога, его большие возможности в оказании помощи обучающемуся.

Вопросы, задаваемые учащимся на консультации можно разделить на 4 группы:

1. обусловленные их пробелами в знаниях или несформированностью учебных умений.

2. вызванные неточным, неадекватным восприятием и осмыслением материала, неверно сформированным способом деятельности.

3. нацеленные на получение дополнительной информации, расширяющей границы учебного курса.

4. проблемные, ориентированные на обсуждение, выявление точек зрения и предполагающие собственную, поисковую деятельность обучающегося.

Успешная подготовка обучающихся к консультации предполагает и анализ ответов на практических занятиях.

Очень важны консультации перед зачетом. На них важно обучающимся разъяснить, как будет проходить проверка знаний, в какой форме преподаватель будет задавать вопросы и каковы требования к ответам по данному предмету, чтобы обучающиеся со знанием дела готовились к зачету. Продуманные советы преподавателя по организации подготовки и сдачи зачета помогут учащимся рационально распределить время.

На консультации следует разъяснить только то, в чем обучающиеся сами не могут разобраться, но и в этом случае не следует разъяснять до конца, а необходимо дать лишь основу, которая необходима для самостоятельной проработки материала.

В настоящее время, когда значение самостоятельной работы обучающихся существенно возрастает, роль консультаций становится все важнее.

РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования предусматривается выделение в учебных планах вузов времени, отводимого обучающимся на самостоятельную (внеаудиторную) работу.

Самостоятельная работа является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам.

Самостоятельную работу можно подразделить на три вида.

Первый – это самостоятельная работа, проводимая под руководством преподавателей в часы, определенные расписанием занятий. Основная цель данного вида занятий состоит в обучении обучающихся методам самостоятельной работы с нормативными правовыми актами и учебной литературой.

Второй – самостоятельная работа, которую обучающийся планирует лично. Она может осуществляться в любое свободное от занятий время и заключается в самостоятельном изучении трудового законодательства, чтении учебной и научной литературы, периодических юридических изданий, изучении материалов судебной практики. В ходе нее обучающиеся могут повторять пройденный материал, дорабатывать конспекты лекций, самостоятельно изучать те или иные проблемы трудового права, готовить доклады (рефераты), выполнять контрольные работы (если они предусмотрены учебным планом), решать тесты и задачи. Самостоятельная работа может осуществляться дома, в учебном заведении и библиотеках.

Обучающимся рекомендуется посещать консультации, проводимые преподавателями. Консультации имеют в основном индивидуальный характер. При необходимости, в том числе перед проведением практических занятий, зачетов, могут проводиться групповые консультации. В ходе консультаций обучающимся оказывается помощь в освоении наиболее сложных вопросов учебного курса, уяснении отдельных проблем дисциплины «Трудовое право».

Третий вид – это самостоятельная работа, организуемая по отдельным учебным темам на основе соответствующих заданий. Задания разрабатываются кафедрами, исходя из учебного плана, учебной программы и тематического плана изучения дисциплины «Трудовое право». Обучающийся обязан выполнить все пункты (разделы) задания, что в конечном счете поможет ему освоить весь учебный материал и хорошо подготовиться к проведению семинара или практического (группового) занятия.

ЗАНЯТИЕ №1

Тема №6. Трудовой договор. Защита персональных данных работника.

Практическое занятие: 2 часа

Цель:

1. изучить общие положения института трудового договора (понятие трудового договора, существенные и дополнительные условия, виды трудового договора, порядок заключения, изменения и расторжения).

Организационно-методические рекомендации

Данная тема является одной из ключевых в трудовом праве, поскольку заключение трудового договора лежит в основе возникновения трудового правоотношения.

Во-первых, учащимся необходимо дать легальное определение трудового договора (ст.56 ТК РФ), выявить общее и отличное таких близких институтов как трудовой договор и гражданско-правовой договор. Необходимо иметь представление о требованиях, предъявляемых к содержанию трудового договора (ст.57).

Во-вторых, учащимся следует уяснить основания классификаций трудовых договоров: по субъектному составу (коллективный договор и «индивидуальный» трудовой договор) и срокам (заключенный на определенный и неопределенный срок или «срочный» и «бессрочный»). Преподавателю следует обратить внимание учащихся на нормы ТК РФ, которые закрепляют в качестве правила заключение трудового договора на неопределенный срок (ст. 58). Применение срочного трудового договора законодателем ограничено. Учащимся следует четко определить, в каких случаях допускается заключение трудового договора на определенный срок без согласия с работником, в каких случаях и при каких условиях заключение трудового договора на определенный срок допускается с письменного согласия работника и работодателя (ст. 58-59 ТК РФ).

В-третьих, при рассмотрении вопроса о порядке заключения трудового договора, требуется уяснить следующие моменты:

- в какой форме допускается заключение трудового договора (устной или письменной);

- общие основания заключения трудового договора;

– что понимается под «фактическим допущением к работе»;

- какие документы должны предъявить работники при трудоустройстве, в том числе и несовершеннолетние и что такое «трудовая книжка», каковы основные критерии ее ведения;

- что следует понимать под понятиями «необоснованный отказ при приеме на работу» и «деловые качества работника» (см.: п. 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 года).

В-третьих, особое внимание следует уделить изучению порядка проведения испытания при приеме на работу (ст.70, 71), а именно: запрет на установление отдельным группам работников, срок испытания, возможность его продления, порядок его оформления.

В-четвертых, учащимся предстоит разобраться с основаниями изменения трудового договора. Принципиальным являются положения, закрепленное в ст. 60, которое запрещает работодателю требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, и ст. 72 ТК РФ устанавливающей, что изменение условий трудового договора возможно только по соглашению сторон.

Формы изменения трудового договора являются:

- перевод: временный (ч. 2 ст.72), постоянный (ч. 1 ст.72), по медицинским показаниям (ст.73);

- изменения условий трудового договора по причинам, связанным с изменениями организационных или технологических условий труда (ст.74);

- при смене собственника, изменения подведомственности организации и ее реорганизации (ст.75);

- отстранения от работы (ст.76).

Изучая вопрос об изменении трудового договора, необходимо уяснить отличия перевода от перемещения.

В-пятых, необходимо понять действие механизма правового регулирования прекращения трудового договора. Для этого необходимо выяснить основания прекращения трудового договора, в частности, иметь представление о существующих классификациях оснований прекращения трудового договора (общие, специальные и дополнительные).

К общим основаниям следует относить основания, которые применимы ко всем работникам и перечислены в ст. 80, 81 (п.1-3, 5-6 ТК РФ). К специальным следует относить основания, применяемые к отдельным категориям работников (в частности, ст.81 п. 4, 7-10; ст.278 п.1, 2 ТК РФ). К дополнительным основаниям принято относить основания индивидуально установленные в трудовом договоре и в тех случаях, когда это допускается ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 278 п.3, ст. 307, 312, 347 ТК РФ).

Безусловно, учащимся следует обратить внимание на перечень гарантий при увольнениях работников различных категорий (ст. 82, 178-181 ТК РФ).

В ходе практического занятия и самостоятельной работы представляется целесообразным приобретение учащимися навыков оформления ряда документов: трудового договора, заявления о переводе на другую должность или в другое структурное подразделение, заявления об увольнении; трудовой книжки и приказа о назначении, переводе или увольнении работника.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте таблицу, в которой будут отражены отличия трудового договора и гражданско-правового договора.

Характеристики Гражданско-правовой договор Трудовой договор
Сфера отношений (публичная сфера или частно-правовая)
Определение
Субъектный состав
Предмет
Метод правового регулирования
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение

2. Составьте таблицу «Испытание при приеме на работу»

Испытание при приеме на работу (службу), его срок (на примере ТК РФ, ФЗ «О службе в органах внутренних дел» и ФЗ «О полиции» Не допускается Допускается
     

Задачи

Задача 1. Правомерно ли отказать при приеме на работу заявителю, если имеют место следующие основания:

- отсутствие гражданства Российской Федерации;

- отсутствие вида на жительство Российской Федерации;

- отсутствие постоянного места жительства;

- достижение пенсионного возраста;

- отсутствие регистрации по месту жительства;

- недостаточная квалификация, которая требуется федеральным законом для занятия данной должности;

- наличие квалификации, но окончание высшего учебного заведения, не являющегося федеральным государственным высшим учебным заведением;

- лицу, претендующему на вакантную должность секретаря, в связи с отсутствием приятной внешности;

- незнание государственного языка Российской Федерации;

- незнание государственного языка субъекта Российской Федерации;

- наличием у нее трех и более несовершеннолетних детей;

- наличие судимости.

Задача 2. При заключении трудового договора с шестнадцатилетним Михайловым начальник отдела кадров ООО «Перспектива» потребовал следующие документы:

- свидетельство о рождении;

- паспорт;

- трудовую книжку;

- пенсионное страховое свидетельство;

- индивидуальный налоговый номер;

- разрешение обоих родителей;

- справку о состоянии здоровья;

- аттестат об окончании школы;

- характеристику из школы.

Правомерно ли требование начальника отдела кадров? Какие документы имеет право потребовать работодатель при приеме на работу?

Задача 3. Кирсанова, узнав о тяжелом материальном положении Венедиктовой, пригласила ее в качестве домработницы. Венедиктова должна была производить уборку квартиры Кирсановой четыре раза в месяц. За это по устной договоренности Кирсанова выплачивала ей 10 000 рублей – по 2 500 рублей за одну уборку. По истечении одного года Кирсанова решила, что в услугах Венедиктовой больше не нуждается. В тот же месяц Венедиктова предъявила иск в суд. Предмет иска был сформулирован таким образом:

- признать сложившиеся отношения трудовыми;

- восстановить Венедиктову в должности домработницы Кирсановой;

- оплатить время вынужденного простоя;

- компенсировать моральный вред за незаконное увольнение;

- взыскать компенсацию за неиспользованный отпуск.

Решите дело.

Задача 4. Журавлева поступила на работу в качестве штукатура-маляра. В течение полутора лет с ней были заключены срочные трудовые договоры: первый - сроком на 5 месяцев, второй - на 3 месяца, третий - сроком на 6 месяцев. Свою позицию работодатель и представители кадрового отдела не объяснили. После истечения срока третьего договора Журавлева была уволена по п.2 ст. 77 ТК РФ. Не согласившись с увольнением, Журавлева обратилась с исковым заявлением в суд о понуждении работодателя заключить с ней трудовой договор на неопределенный срок и возмещении морального среда за необоснованное заключение трудовых договоров, заключенных с ней на срок до одного года.

Правомерно ли произвольное определение сроков трудового договора с штукатурами-малярами? Ответ обоснуйте нормами ТК РФ и подзаконными нормативными актами.

Задача 5. При приеме на работу в детское дошкольное учреждение «Ромашка» на должность методиста с Краюхиным был заключен трудовой договор, в котором оговаривалось, что срок испытания составит 6 месяцев. Кроме того, указывалось, что изначально размер оклада Краюхина будет установлен в размере 15 000 рублей, а после прохождения испытания составит 20 000 рублей. В момент заключения трудового договора от Краюхина потребовали подписать расписку, в которой содержались следующие обязательства:

- не разглашать сведения, полученные в связи с осуществлением трудовой деятельности, в частности, о тайне усыновления;

- не совмещать работу в других организациях.

Правомерны ли действия работодателя при составлении трудового договора?

Задача 6. За управление автомобилем «Лада-Калина» водитель ООО «Перевозки даром» Ветров был привлечен к административной ответственности в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год. Директор ООО «Перевозки даром» издал приказ о переводе его на должность технического работника сроком на год с условием, что после истечения срока административного наказания он займет прежнюю должность. По истечении этого времени Ветров пришел к директору с просьбой о переводе его на прежнее место работы. Но директор отказался это делать, сославшись на то, что соглашение о переводе было взаимным, изменения к трудовому договору были оформлены надлежащим образом, а с момента перевода прошло более одного года. Ветров не вышел на работу и был уволен по п.«а» п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ. После чего Ветров подал исковое заявление в суд с требованием признать перевод недействительным и восстановить его в должности водителя автомобиля «Лада-Калина» ООО «Перевозки даром».

Решите трудовой спор.

Задача 7. Кассир Кушнир неоднократно привлекалась к дисциплинарной ответственности, каждый раз КТС признавал незаконным наложение дисциплинарных взысканий. Кроме того, она неоднократно лишалась денежной компенсации за ненормированный режим рабочего времени и исполнение рабочих обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Считая действия администрации несправедливыми и назаконными, она написала заявление об увольнении по соглашению сторон, в тот же день она была уволена по п.1ст.77 ТК РФ. Через две недели Кушнир написала исковое заявление о восстановлении на работе, мотивируя его тем, что была вынуждена уволиться, так как ей были созданы невыносимые условия для работы.

Какое решение должен принять суд?

Задача 8.Медуница была принята на работу операционной медсестрой. Через 3 года после начала работы при проведении диспансеризации у нее была обнаружена экзема кожи рук, ей было предложено перейти на другую должность в связи с медицинским заключением. Медуница отказалась, после чего была уволена по п.8 ст.77 ТК РФ. Не согласившись с увольнением, она обратилась в суд. В судебном заседании она пояснила, что болезнь была у нее еще до поступления на работу и никоим образом не мешает ей выполнять свои трудовые обязанности.

Решите дело.

Задача 9.Гардеробщица Хвалова при исполнении своих обязанностей по хранению вещей украла из пальто Седого мобильный телефон “Samsung”стоимостью 3 500 рублей. После проведения следственных действий было установлено, что Хвалова неоднократно совершала кражи и у других клиентов учреждения. Суд приговорил Хвалову к уплате штрафа. После вступления решения суда в законную силу она была уволена по п.«г» п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ. Хвалова не согласилась с увольнением, так как считала, что только лишение свободы может явиться основанием для увольнения работника по данному основанию.

Правомерны ли действия работодателя?

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте понятие трудового договора.

2. В чем отличие трудового договора от смежных гражданско-правовых договоров?

3. Виды трудового договора.

4. Перечислите существенные условия трудового договора.

5. Перечислите дополнительные условия трудового договора?

6. Испытание при приеме на работу, его условия.

7. В отношении каких работников существует запрет на испытание при приеме на работу?

8.Трудовая книжка: понятие, правовое регулирование, порядок ведения.

9. Изменение трудового договора.

10. Перевод и перемещение: общее и отличное.

11.Временный перевод.

12.Общие основания прекращения трудового договора.

13.Порядок расторжения трудового договора по инициативе работника.

14.Порядок прекращения трудового договора по соглашению сторон.

15.Порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Наши рекомендации