Незаконный оборот оружия: криминологическая
Характеристика, причины и условия, предупреждение
К преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия, относятся: контрабанда оружия; незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; незаконное изготовление оружия; хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Незаконному обороту оружия способствует совершение таких преступлений, как небрежное хранение огнестрельного оружия; ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Анализ данных статистической отчетности и свидетельствует о тенденции расширения незаконного оборота оружия. По разным экспертным оценкам, в стране в незаконном обороте находится от 1,5 до 5 млн. единиц огнестрельного оружия. Из незаконного обращения органами внутренних дел ежегодно изымается свыше 300 тыс. единиц огнестрельного оружия. Неуклонно увеличивается и достигает 30 тыс. количество граждан, ежегодно привлекаемых к уголовной ответственности за различные преступления, связанные с незаконным оборотом оружия.
Выявление причин и условий, способствующих незаконному обороту оружия, имеет важное значение для его предупреждения. К ним относятся:
- недостаточная укрепленность границ РФ с рядом новых независимых государств, ранее входивших в СССР;
- наличие очагов локальных вооруженных конфликтов внутри России и вокруг нее;
- снижение уровня исполнительской, служебной и производственной дисциплины в учреждениях, на предприятиях и объектах, вовлеченных в оборот оружия;
- слабая техническая защищенность подобных объектов;
- ослабление жесткого государственного контроля за транспортировкой и перевозкой оптовых партий оружия и боеприпасов, что в значительной степени связано с трудностями и упущениями в сфере проведения экономических и социальных реформ;
- недостаточная эффективность функционирования государственной системы выявления и пресечения каналов незаконного оборота оружия в связи с их слабой материально-технической базой;
Совершению преступлений в сфере незаконного оборота оружия способствует отсутствие должной координации между подразделениями и службами органов внутренних дел и иными правоохранительными органами в области контроля за оборотом оружия
Предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, осуществляется на общесоциальном и специально-криминологическом уровне.
Исходя из причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, предупредительные меры в первую очередь должны быть направлены на осуществление компетентными органами государства контроля за спросом на оружие у законопослушной части населения; исключение возможности его незаконного удовлетворения; перекрытие каналов поступления оружия в нелегальный оборот; изъятие оружия из незаконного оборота.
Важное значение в предупреждении преступлений имеет выявление лиц, незаконно владеющих оружием; проведение работы среди населения по добровольной сдаче такого оружия в органы внутренних дел; привлечение к уголовной ответственности виновных в незаконном обороте оружия, предупреждение тем самым совершения других, более тяжких, преступлений.
Быстрому пресечению незаконного распространения оружия способствует своевременная постановка на оперативный учет каждого экземпляра похищенного или утраченного оружия. Проверка по данным этого учета каждого изъятого предмета позволила бы выявить и надежно перекрыть каналы утечки оружия.
Понятие и криминологические особенности
Должностных преступлений
Должностная преступность - совокупность совершаемых должностными лицами преступлений (и лиц, их совершивших) против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Общественная опасность этих преступлений состоит в том, что в результате их совершения серьезно нарушается нормальная, регламентированная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований страны, ущемляются права и законные интересы граждан или организаций, а в целом - интересы общества и государства.
Криминологической особенностью должностных преступлений является их совершение лишь должностными лицами, наделенными властными полномочиями либо осуществляющими организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции. К ним относятся, во-первых, представители власти, во-вторых - лица, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах и других войсках и воинских формированиях страны.
Криминологической особенностью должностных преступлений является также их значительное разнообразие.
В первую очередь это преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:
- злоупотребление должностными полномочиями;
- нецелевое расходование бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов;
- превышение должностных полномочий;
- отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или ее Счетной палате;
- незаконное участие в предпринимательской деятельности;
- получение взятки;
- служебный подлог;
- халатность.
Специфичным для должностной преступности является относительная стабильность и небольшое количество регистрируемых преступлений при высоком уровне их латентности.
Ежегодно в стране регистрируется около 22-25 тыс. этих преступлений, что составляет 0,8% от общего объема преступности в стране.
В структуре должностных преступлений преобладают: служебный подлог (35%), получение взятки (20%), злоупотребление должностными полномочиями (17%), превышение должностных полномочий (16%), халатность (9%).
Однако сложность обнаружения фактов совершения должностных преступлений, само служебное положение должностных лиц, их совершающих, создают значительные трудности правоохранительным органам в борьбе с этим видом преступности. Не случайно, по мнению экспертов, латентность должностных преступлений превышает 90%.