Тема 4. Правовые системы общего права
Основные черты общего права. Исторические особенности формированияанглийского права. Роль судов в становлении прецедентного права. Место и роль закона (статута)в общем праве. Традиция толкования закона в английском праве. Обычай, правовые доктрины и разум как источники общего права. Правовая система Великобритании. Правовая система США.
Основные черты общего права
Одна из старейших правовых семей - семья общего права (common law), или англосаксонская правовая семья. В «узком» смысле собственно общее право – часть английского права (однако первая и главная), содержащего также право справедливости и статутное. Но термин «общее право» приобрел гораздо более широкое понятие, которое используют для обозначения всего английского права и для обозначения целой правовой семьи, возникшей на его основе. Семья общего права включает правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Индии, Новой Зеландии, а также государств – бывших колоний Британской империи. Английское право как исторически сложившаяся правовая модель, воспринимается в течение многих столетий далеко за пределами Великобритании. По мнению Р. Леже, «существует «мир английского права», который характеризуется определенным единством, не имеющим аналога в романо-германской правовой семье»[172]. Оно было и остается фундаментом всего «здания» общего права.
Регулятивное воздействие common law охватывает почти треть населения планеты и не уменьшается со временем, а наоборот, постоянно расширяется. В этой правовой семье следует различать группу английского и связанного с ним по своему происхождению права США. В первую группу входят наряду с Великобританией Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и бывшие колонии Британской империи (в настоящее время 49 государств являются членами Содружества). Право США, имея своим источником английское общее право, в настоящее время является самостоятельным.
Как отмечалось, ряд авторов признают принадлежность общего права и континентального права к т.н. западной правовой традиции. Однако есть принципиальные особенности, придающие common law как правовой семье весьма специфический характер:
1. Основу общего права составляют судебные решения, т.к. здесь традиционно право создавалось судьями.
2. Оно имеет «казуальный» характер, поскольку в нем доминирует «прецедентное право».
3. В общем праве не акцентируется деление материального права на публичное и частное
4. Включает собственно общее право, право справедливости, статутное право, при этом слабо выражено отраслевое деление.
5. Действует принцип приоритета процессуальных норм по отношению к нормам материального права («материальное право укрывается в прорехах права процессуального»; «средства защиты предшествуют праву»).
6. Проявляется высокий уровень независимости судебной власти в отношении к другим государственным властям.
7. Существует единая судебная «пирамида» во главе с Верховным судом, которому подведомственны как суды общей юрисдикции, так и специализированные.
8. Римское право оказало влияние в незначительной степени (дискуссионная точка зрения).
Исторические особенности формирования
Английского права
Как отмечал Р.Давид, «общее право - это система, несущая на себе глубокий отпечаток его истории, а эта история до XVIII века – исключительно история английского права»[173]. По влиянию на весь остальной мир формирование правовой системы Англии Р.Леже сравнивает «с формированием полюса в мире права»[174] и предлагает следующую периодизацию:
- формирование общего права (английского права после нормандского завоевания и до конца XV в.);
- эволюция английского права с конца XV в.: параллельное существование общего права, права справедливости и статутного права;
- модернизация английского права, начиная с 1832 г.; (этот этап включает в том числе и «эпоху Европы» - интеграцию права Европейского союза в английское право).
«Отправная точка» - 1066 год, когда Англия завоевана нормандцами. У них сильная централизованная власть, писаное право и королевские суды. Общего для всей Англии права еще не существовало. Большинство споров рассматривалось в местных (на основе локальных обычаев), либо церковных судах (на основе канонического права). Французское (нормандское) право действовало только для завоевателей. Король, осуществляя "высший суд", вмешивался в споры в лишь исключительных случаях.
В XII веке был образован Curia regis - суд особо знатных людей и особо крупных дел. Именно в его рамках складываются королевские суды - вполне самостоятельные структуры с собственной компетенцией (она установилась не сразу), отправляющие правосудие в своих округах с участием суда присяжных для постановления решений по фактическим вопросам. «Эти суды, не будучи суверенными судами, сумели утвердить свою независимость»[175]. В период между контрольными проверками судьи заседали в Вестминстере, отсюда и их знаменитое название – Вестминстерские суды.
Право, общее для всей Англии, охватывающее своим действием территорию всей страны, создавалось постепенно исключительно королевскими судами и первоначально они могли рассматривать лишь три категории дел: 1) дела, затрагивающие королевские финансы; 2) дела, касающиеся земельной собственности и недвижимости; 3) тяжкие уголовные преступления, затрагивающие мир в королевстве. Особая роль отведена процессу, степень публичности которого была весьма значительной.
Применяя в своих решениях местное право, королевские судьи приходят к осознанию необходимости его фиксации (формально common law считается неписаным правом). С конца XIII века в различных специальных изданиях полуофициально либо частным образом стали собираться судебные отчеты, где публиковались решения высших судов, на которые обычно и ссылаются как на прецеденты в последующих судебных постановлениях. «Общее право, создаваемое судами от решения к решению, является результатом работы ума, выражающего чувство справедливости, и благоприятной политической обстановки XIII века, который стал веком его создания»[176].
Когда к XV веку практически полностью исчезают другие суды, королевские суды становятся единственным органом правосудия. Королевские суды «в течение долгого времени будут решать большую часть дел благодаря своей выдающейся практике, сыгравшей решающую роль в образовании общего права»[177]. Только они могли реально обеспечить явку свидетелей в суд и исполнение вынесенных решений. Но средства судебной защиты прав, возмещения ущерба у судов были достаточно ограничены. В случае причинения ущерба одним лицом другому королевский суд мог присудить в качестве компенсации только: 1) землю, 2) ценную вещь, 3) деньги, 4) их сочетание. Другими словами, речь шла только об экономическом возмещении. Все суды, применявшие этот набор средств, стали называть «судами по праву» (имелось в виду общее право) – courts of law, а перечисленные средства защиты – «правовыми средствами», «средствами общего права».
И вплоть до XIX века королевские суды не стали «судами общей юрисдикции», поскольку были связаны узкой компетенцией, строго зависели от формальной процедуры, а частные лица были не вправе обращаться в эти судебные инстанции. Суды общего права оказывались бессильными, если истец хотел «неэкономического возмещения», поскольку не было предусмотрено других средств защиты. Таким истцам приходилось обращаться не к королевским судьям с исками, а к королю с петициями, или прошениями[178].
Петиции направлялись на рассмотрение канцлеру. Если он находил требования справедливыми, то выносил решения, предусматривающие новые средства защиты прав. Право справедливости, сложившееся со временем из этих решений, становится настоящим «соперником», способным со временем даже заменить собой формализованное общее право.
Главный девиз деятельности канцлера – «Справедливость основывается на праве». Ему подавался не иск, а жалоба, спор шел не о правах, а об интересах, выносилось не решение, а приказ. Это вмешательство объяснялось «велением совести». В результате возникают дополнительные нормы, называемые нормами права справедливости. «Средствами защиты по праву справедливости» становятся: исполнение в натуре нарушенного договорного обязательства; судебный запрет действия или бездействие лица; аннулирование договора или обязательства по договору.
С 1485 по 1832 гг. общее право действовало параллельно с правом справедливости. При этом в самой процедуре разбирательств существовала огромная разница. Суды общего права предусматривали публичную и гласную устную процедуру с участием присяжных, где судебный процесс – своеобразный турнир, а судья – арбитр, и каждая сторона должна предъявить свои доказательства. Канцлер же рассматривал дела в порядке процедуры, где придается большое значение письменным документам, и без участия присяжных. Принципы для вынесения решения в значительной степени были заимствованы из римского и канонического права.
И хотя в последующем обе эти системы формально были объединены в одну судебную систему, английское право сохранило специфическую структуру. Наряду с нормами общего права, оно включает и нормы права справедливости, вносящие дополнения или поправки в нормы общего права. Право справедливости трактуется английскими судьями как совокупность норм, которые исторически были призваны корректировать английское право, но представляют сегодня его неотъемлемую часть.
В 1832, 1833 и 1852 годах произошли радикальные правовая и судебная реформы, приведшие к серьезной модернизации английского права. Важные и глубокие изменения затронули и процессуальное, и материальное право. Однако оно по-прежнему развивалось в первую очередь судебной практикой.
В XIX в. были изданы законодательные акты, консолидирующие правовые нормы по наиболее значительным институтам права, но задача кодификации не ставилась. В 1873 - 1875гг. была значительно усовершенствована организация судов. Создание Верховного суда устранило формальное различие между судами общего права и судами справедливости и все суды получают право применять нормы общего права и нормы права справедливости. В настоящее время общее право включает уголовное право, договорное право и гражданскую ответственность. Право справедливости рассматривает споры о недвижимости, траст, правовое положение торговых товариществ, дела о несостоятельности, наследственное право.
И хотя структура современного английского права сильно отличается от структуры права в романо-германской правовой семье, наметилась линия сближения между английским и континентальным правом. Ему благоприятствует также более четкое осознание близости, которая существует у европейских стран, руководствующихся ценностями западной цивилизации.