Общая характеристика правил юридической техники
С позиций современной юридической техники к форме и содержанию юридического документа предъявляются достаточно жесткие требования. Независимо от вида, любой из них должен создаваться в соответствии с правилами юридической техники и с использованием специальных приемов.
Выделяют несколько групп правил, каждая из которых решает свою задачу, а в целом в результате следования этим требованиям документ приобретает необходимую системность, логичность, полноту, ясность, доступность и т.д. Кроме того, для достижения целей правового регулирования важно, чтобы в правовом акте не только содержалось отражение воли его субъекта, но и сделано это было в соответствующей форме при соблюдении всех процедурных требований. Поэтому обычно выделяют следующие группы правил (требований) юридической техники, которых необходимо придерживаться в комплексе:
1) содержательные;
2) логические;
3) структурные;
4) языковые (лингвистические);
5) формальные (реквизитные);
6) процедурные.
Содержательные правила (или «правила достижения социальной адекватности»[122]) предполагают соотносить юридические действия с той обстановкой, в которой они осуществляются. Это позволяет «не отрываться» от реальности, учитывать возможность достижения поставленных целей и задач предлагаемыми способами и средствами. Обязательно следует соблюдать требования законности, соответствия нормам морали, целесообразности (в правотворчестве), обоснованности, эффективности, современности, стабильности и др.
Логические правила дают возможность достижения поставленной цели оптимальным путем, минимизируя противоречия, которые могут появиться в следствие различного понимания содержания юридического документа разными субъектами.
Структурные правила позволяют сохранить целостность работы, уменьшить спонтанность ее содержания, придавая документу законченный последовательный характер.
Языковые (или лингвистические)правила обеспечивают ясность текста, его смысловую точность, максимальную доступность содержания для тех, кому документ предназначен.
Формальные (или реквизитные, документально-технические) правила, предусмотренные для конкретного вида правовых актов, требуют соблюдения при составлении текста соответствия формы и содержания, указания необходимых данных, позволяющих вести учет документов и их идентификацию.
Процедурные правила помогают предотвратить ошибки, злоупотребления со стороны должностных лиц, приводящие к неблагоприятным правовым последствиям.
Знание правил ЮТ не гарантирует достижения обозначенной цели, если они не реализуются через использование соответствующих приемов.
Содержательные правила
Юридико-техническое предназначение этой достаточно обширной группы правил - корректное отражение в правовом акте общественных потребностей, подлежащих правовой регламентации. Это требует обязательного соблюдения ряда условий:
-точное определение сферы и объема правового регулирования;
- обеспечение однородности правового регулирования;
- выбор соответствующего типа, методов и способов регулирования;
- определение уровня правового регулирования и юридической силы правовой нормы;
- урегулирование субъективных прав и юридических обязанностей сторон общественных отношений и др.
Во-первых,для того, чтобы нормативный акт имел оптимальную эффективность, необходимо как можно более точно определить сферу и объем правового регулирования, т. е. какие именно общественные отношения должны подпасть под действие права, насколько они общественно значимы и каким видом акта они должны обеспечиваться. Соблюдение данного требования позволяет, с одной стороны, устранить существующие правовые пробелы, в том случае, если эти отношения действительно нуждаются в государственном регулировании. С другой стороны, возможно, что этого и не требуется, поскольку рассматриваемые общественные отношения в достаточной степени урегулированы другими социальными нормами и «избыток» внимания со стороны государства может им только навредить.
Таким образом, в сферу действия права включаются только те общественные отношения, которые могут быть с учетом их специфики и задач государства урегулированы правовыми средствами. Эти отношения должны быть одновременно и общественно значимыми, а также допускать необходимость и возможность внешнего контроля поведения субъектов и применения мер государственного принуждения.
Здесь особенно важно, чтобы государство четко соблюдало пределы правового регулирования: не вмешивалось в частную жизнь своих граждан, минимально затрагивало те сферы общественной жизни, в которых существует своя специфика (наука, литература, искусство и т.п.).
При определении сферы и объема правового регулирования также необходимо учитывать наличие требующихся материальных, организационных и иных ресурсов, при помощи которых может быть обеспечена реализация соответствующих правовых норм.
Во-вторых, для обеспечения однородности правового регулирования необходимо в тексте правового акта правильно определить сам предмет регулирования – круг однородных общественных отношений, подлежащих правовой регламентации. Качество и эффективность любого нормативного акта напрямую зависит от правильного определения отрасли права. Следует учитывать и институциональную принадлежность рассматриваемых общественных отношений и адекватно определять содержание правового регулирования обозначенного рода или вида отношений.
Это требование актуально и для правоприменительных актов, поскольку недопустимо объединять в одном акте решения вопросов, не связанных между собой предметом спора.
В-третьих, отнесение общественных отношений к определенной отрасли права требует выбора соответствующего предмету регламентации типа регулирования (общедозволительного или разрешительного) в соответствии с характером общественного отношения – публично-правовым или частноправовым. Это дает возможность определить наиболее корректные способы правового регулирования и их допустимое сочетание (дозволения, обязывания, запреты). Здесь обязательно учитывать не только общие, но и отраслевые принципы регулирования, применять допустимые способы восполнения пробелов и преодоления коллизий, использовать специфические правовые конструкции и т.п. Выполнение таких требований позволяет избежать грубых ошибок при выборе методов регулирования как в правотворчестве, так и в правоприменении. Правильный выбор типа правого регулирования предполагает анализ природы правоотношений и правового положения субъектов, установление желательных форм их взаимодействия, способа защиты нарушенных прав, выработку процедуры реализации правовых норм в конкретных правоотношениях.
В-четвертых, правильное определение уровня правового регулирования предполагает установление юридической силы нормативного акта (законодательного или подзаконного), что зависит от значимости принимаемого документа, компетенции правотворческого субъекта и т.д. Частные вопросы, зависящие от особенностей конкретной правовой ситуации, могут быть оставлены на усмотрение самих субъектов, т. е. в сфере индивидуального правового регулирования (например, условия договора).
В-пятых, необходимость урегулирования субъективных прав и юридических обязанностей сторон общественного отношения, ставшего предметом нормативного правового акта. Все предоставленные субъективные права должны быть обеспечены возможностью их реализации, а установленные обязанности и запреты сопровождаться соответствующими санкциями за их нарушения. Это обеспечивает полноту правового регулирования и предупреждает возникновение негативных последствий.
Правила логики
Качество и эффективность правового регулирования зависят не только от корректного отражения в правовых актах общественных потребностей, подлежащих правовой регламентации, но и от того, как эти предписания сформулированы. Нарушение требований логики в правовом акте неизбежно приведет к неоднозначному толкованию, неправильному применению, а, значит, и не будет достигнута цель, поставленная субъектом правотворчества. Это касается и других правовых актов (толкования, применения). Поэтому соблюдение правил логики является обязательным требованием в юридико-технической деятельности любого вида, «наикратчайшим путем, позволяющим достичь намеченной цели в процессе выполнения юристом профессиональной работы»[123].
Основными логическими правилами являются следующие:
1) использование терминов в рамках одного акта (группы связанных актов) в одном значении, что исключает возможность полисемии и ошибок в толковании и правоприменении,
2) отсутствие противоречий (коллизий) как между положениями нормативного правового акта, так и между нормами различных актов,
3) согласованность положений нормативного правового акта, каждое из которых вытекает из предшествующих (в частности, регулятивные нормы должны предшествовать охранительным, материальные — процессуальным, нормы-принципы — обычным нормам и т. п.),
4) последовательность логических операций, применяемых при построении правовых норм (дизъюнкции, конъюнкции и т. п.): выражается с использованием союзов (и, или, либо), сложных предложений (если…, то…) и др.
5) истинность правового акта, т. е. его соответствие действительности.
Логические правила важны не только при создании нормативного правового акта, но также и в правоприменительной деятельности, и в процессе толкования права: субъект на основе логических посылок и суждений, применяя логические операции (выводы от противного, логические преобразования и др.), делает умозаключения о наличии или отсутствии факта, достоверности доказательств и т. п.
Структурные правила
Требования юридической техники, предъявляемые к строению правового акта, способствуют правильному расположению нормативного материала, следовательно, и удобному поиску правовой нормы и правильному ее толкованию. С точки зрения структурных правил юридической техники текст правового документа делится на несколько частей, каждая из которых содержит определенный набор элементов. Обязательными частями правового акта являются:
а) вводная (вступительная): в нормативных правовых актах она содержит реквизиты и преамбулу, а в правоприменительных — наименование дела, сторон, государственного органа и др.;
б) основная часть, которая, в свою очередь, имеет внутреннюю структуру (разделы, главы, статьи в нормативных правовых актах, либо описательная, мотивировочная и резолютивная в правоприменительных);
в) заключительная часть, где указываются сроки и порядок вступления в силу нормативных правовых актов, перечень отмененных актов, порядок обжалования (для правоприменительных) и другие элементы.
В структуре правового акта, кроме обязательных, могут быть и иные элементы (факультативные) — приложения, в которых размещаются перечни, таблицы, образцы документов и т. п.
Особые требования к организации текста правового акта предполагают наличие некоторых правил использования ссылок, сносок и приложений. Указанные правила исключают дублирование нормативного материала (ссылки) либо способствуют правильному восприятию правовой информации (к примеру, в примечании размещается информация, которую невозможно изложить в основном тексте без излишнего усложнения конструкции правовой нормы-дефиниции, исключения, оговорки, конкретизирующие норму или изменяющие условия ее действия).