Participating in civil proceedings in civil proceedings
Смазнова Мария Игоревна – магистрантка III курса, направление подготовки «Юриспруденция», ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
В статье путем сравнительного анализа обосновывается роль прокурора , которая в гражданском процессе носит особый характер, следует из его должностного положения, выражается в уникальных, присущих лишь ему полномочиях.
Ключевые слова: участники судопроизводства, прокурор, лица, участвующие в деле, защита прав и интересов лиц, КАС РФ, ГПК РФ, АПК РФ.
In the article, through a comparative analysis substantiates the role of the Prosecutor , which in civil proceedings is of a specific nature, from its official position, expressed in the unique, peculiar only to him the powers.
Key words: participants in the proceedings, the Prosecutor, the person participating in business, protection of rights and interests of individuals, CASS RF, CCP RF, the APC.
В современном процессуальном праве существует тенденция приравнивания всех лиц, участвующих в процессе, к одной общей категории - сторонам либо лицам, участвующим в деле. Особенно эта тенденция небезопасна для прокурора.
Согласно ст. 34 ГПК РФ [1], ст. 40 АПК РФ [2], ст. 37 КАС РФ [3] прокурор включен в состав лиц, участвующих в деле, и в соответствии со ст. 35 ГПК, ст. 41 АПК и ст. 45 КАС имеет права и обязанности. Кроме того, ст. 45 ГПК, ст. 52 АПК и ст. 39 КАС предусматривают отдельные нормы, касающиеся исключительно участия прокурора в процессе. Таким образом, права прокурора можно условно разделить на общие, присущие всем участникам судопроизводства (ст. 35 ГПК, ст. 41 АПК и ст. 45 КАС) и специальные (ст. 45 ГПК, ст. 52 АПК, ст. 39 КАС), касающиеся исключительно этого субъекта.
Общие и специальные права есть также у представителя [8, с. 8-14 ] (ст. 54 ГПК, ст. 62 АПК, ст. 56 КАС), третьих лиц (ст. ст. 42, 43 ГПК, ст. ст. 50, 51 АПК). В ст. 46 ГПК говорится о возможности органов государственной власти, местного самоуправления, организации или граждан обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Эти участники процесса имеют те же самые права, что и лица, участвующие в деле (ст. 35 ГПК).
Анализ указанных норм показывает, что действующий ГПК приравнивает прокурора к лицам, участвующим в деле, он, ввиду независимости суда, не имеет никакого особого статуса.
В действующей правовой системе нет ранее существовавшего «привилегированного» положения прокурора, однако нельзя приравнивать прокуроров к другим участникам процесса, к обычным представителям или органам власти, подобное приведет к окончательному сведению на "нет" его основной роли в современном процессуальном праве.
Путем сравнительного анализа органов власти и прокурора в действующем процессуальном праве попытаемся доказать, что роль прокурора продолжает оставаться «особой».
В процессуальной науке лица, участвующие в деле, определяются как участники процесса, имеющие самостоятельный юридический интерес (личный или общественный) к исходу процесса (решению суда), действующие в процессе от своего имени, имеющие право на совершение процессуальных действий, направленных на возникновение, развитие и окончание процесса, на которых распространяется законная сила судебного решения [7, с. 42 ].
Юридический интерес, как прокурора, так и органов власти следует рассматривать отдельно от интересов других участников процесса (стороны, третьи лица). Как у прокурора, так и у органов власти нет личного интереса в решении суда. Эти субъекты действуют для защиты чужих интересов.
Однако если в соответствии со ст. 46 ГПК и ст. 53 АПК органы власти обращаются в суд в защиту чьих-либо интересов исключительно в случаях, предусмотренных законом, то в ст. 45 ГПК и ст. 52 АПК таких ограничений нет. Сравнение юридического интереса органов власти и прокуратуры показывает, что круг гражданских дел, в которых может участвовать и которые может инициировать прокурор гораздо шире, но самое главное - он не ограничен случаями, предусмотренными законом. В этом и есть основное отличие между указанными субъектами.
Совершенно по-иному закон излагает полномочия органов власти и прокурора в рамках административного судопроизводства. Так, анализ ст. 38 КАС позволяет заключить, что для органов власти при обращении в суд каких-либо ограничений нет, прокурор же, в соответствии со ст. 39 КАС, обращается в суд лишь в определенных, предусмотренных законом случаях.
Следующим критерием отличия интереса органов власти от интереса прокуратуры является субъектный состав. Прокурор, руководствуясь ст. 45 ГПК, ст. 39 КАС и ст. 52 АПК, может обратиться в защиту интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований, в отличие от органов власти.
Второй признак - право на совершение процессуальных действий от своего имени.
Некоторые процессуальные действия прокурор совершать не может. К примеру, заключать мировое соглашение. Также при отказе истца от иска, поданного прокурором, суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 45 ГПК). Помимо этого, отказ прокурора от иска не влечет прекращения производства по делу. В совершении аналогичных процессуальных действий ограничены и органы власти.
Следующее ограничение на совершение процессуальных действий от своего имени следует из Приказа Генпрокуратуры России от 10.07.2017 № 475 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» [4], согласно которому правом на изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска обладает прокурор, предъявивший иск. Прокурор, предъявивший иск, может предоставить в письменной форме участвующему в процессе прокурору перечисленные полномочия. Аналогичным образом могут быть ограничены полномочия конкретного представителя органа власти.
Особенностью, отличающей прокурора от органов власти, при анализе указанного критерия являются его право и обязанность, предусмотренные ст. ст. 320, 376, 391.1 ГПК и п. 10 вышеназванного Приказа, заключающиеся в своевременном реагировании на незаконные и необоснованные судебные постановления путем принесения апелляционных, кассационных и надзорных представлений. Необходимость апелляционного, кассационного обжалования судебных постановлений по арбитражным делам, перечисленным в ст. 52 АПК, и иным делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор, а также внесения представления о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора следует из п. 2 Приказа Генпрокуратуры России от 07.07.2017 № 473 «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном процессе» [5].
Анализируемое процессуальное действие имеет двоякую природу. Так, с точки зрения гражданского, арбитражного и административного процесса - это право прокурора, а с точки зрения выполнения должностных функций - это его обязанность, неисполнение которой может повлечь дисциплинарную служебную ответственность.
ГПК не предусматривает возможность совершения подобных процессуальных действий никем другим из участвующих в гражданском деле лиц.
Из второго признака следует третий - взаимосвязь волеизъявления лица или лиц, в интересах которых находится дело на рассмотрении суда, с правом на совершение процессуальных действий прокурора.
Такая взаимосвязь зависит от конкретной формы участия прокурора в гражданском процессе. Как уже указывалось ранее, прокурор вправе инициировать возбуждение гражданского судопроизводства и давать заключение по делу.
При подаче заявления прокурор напрямую связан с волеизъявлением лица, в защиту интересов которого он обращается в суд.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 45 ГПК при отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. В отличие от ГПК согласно ч. 5 ст. 39 КАС суд принимает отказ прокурора от иска и прекращает производство по административному делу лишь в случае, если он связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований.
В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявят об отказе от иска.
Указанное положение закона подчеркивает производный характер участия прокурора в процессе в зависимости от волеизъявления конкретного лица.
Законом предусмотрены исключения из указанных общих правил. Так, в соответствии со ст. 45 ГПК заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В отличие от прокурора относительно органов государственной власти в ст. 46 ГПК [1] говорится, что они могут обратиться в защиту законных интересов лишь недееспособного или несовершеннолетнего гражданина.
Кроме того, как указывалось ранее, прокурор может обратиться в суд в защиту интересов РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований.
Участие прокурора в гражданском процессе в порядке ч. 3 ст. 45 ГПК (ч. 5 ст. 52 АПК и ч. 7 ст. 39 КАС) прямо не связано с волеизъявлением лица, подавшего иск, поскольку следует из закона.
Не требуется волеизъявления конкретного лица, участвующего в процессе, и при внесении прокурором представления в вышестоящую инстанцию о пересмотре судебного акта.
И, наконец, четвертый признак - распространение на лиц, участвующих в деле, в установленных законом пределах законной силы судебного акта.
Вступивший в законную силу судебный акт прямого действия как на прокурора, так и на орган власти не имеет.
Независимо от формы участия прокурора в гражданском процессе, в соответствии с п. 9 Приказа Генерального прокурора РФ от 10.07.2017 № 475 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» [ 4] участвующим в гражданском процессе прокурорам в целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, во всех необходимых случаях необходимо ставить перед судом вопрос о принятии обеспечительных мер, заявлять ходатайства о приостановлении действия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, если такие ходатайства не были заявлены на стадии предъявления иска (заявления).
Полагаем, что органы власти, как лица, участвующие в деле, могут также ходатайствовать о принятии мер по обеспечению иска.
В отличие от органов власти прокурор после принятия законного, с его точки зрения, судебного акта осуществляет надзор за исполнением этого акта в соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 12 мая 2009 г. № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» [6]. Таким образом, прокурор способствует распространению на лиц, участвующих в деле, в установленных законом пределах законной силы судебного акта.
Подводя итог сказанному, отметим, что прокурор является лицом, участвующим в деле, с присущими ему особенностями, и его нельзя приравнивать к таким участникам процесса, как органы власти. Анализ процессуального положения прокурора показал: несмотря на то, что есть сходные черты с иными лицами, участвующими в деле (органами государственной власти, органами местного самоуправления), этот субъект занимает особую роль в процессуальном законодательстве. Его особый статус следует из его должностного положения, выражается в уникальных, присущих лишь ему полномочиях, таких как право принесения представления на решение суда по гражданскому делу.
Список литературы
1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) //Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
4. Приказ Генпрокуратуры России от 10.07.2017 № 475 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс»
5. Приказа Генпрокуратуры России от 07.07.2017 № 473 «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном процессе»// Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс»
6. Указание Генпрокуратуры РФ от 12.05.2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»// Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
7. Гражданское процессуальное право: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2004. (автор главы - М.С. Шакарян) – 465 с.
8. Кудрявцева В.П. Уплата государственной пошлины при обращении в суд: полномочия представителя // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. № 2. С. 8 - 14.
УДК 336.742