Реформация в Германии. Учение Лютера. Признание «естественного права». Особенности реформации в Англии. Генрих VIII. «Акт об супрематии»

Реформация в Западной и Центральной Европе представляла широкое обще-ственное движение, носившее в основе своей антифеодальный характер. По форме это была борь-ба против католической церкви, как известно, являвшейся главной идеологической опорой фео-дального строя.

Родиной Реформации стала Германия. Затем она быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной – самым крупным социальным движением Средневековья.

Началом Реформации считают выступления Мартина Лютера (1483-1546) в Виттенберге в 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций, с XII-XIII вв. служивших средством обогащения духо-венства. Второй крупнейший центр Реформации – Швейцария, где сформировались реформаци-онные взгляды бежавшего от преследований француза Жана Кальвина (1509-1564).

Идеологи Реформации в выдвинутых ими тезисах отрицали необходимость католической церкви с ее иерархической структурой. По их мнению, человека приобщают к благодати не таин-ства церкви, а личная вера, поэтому сторонники обновления церкви отрицали духовенство и его посредническую роль между богом и людьми. Единственным авторитетным источником для хри-стианина они признавали Священное писание, а не декреты пап. Они требовали уменьшения по-боров на содержание служителей церкви, отрицали ее права на землю. Поэтому Лютер доказывал, что нужно секуляризировать церковное имущество, распустить монастыри и разместить в них школы и больницы.

Выделяют следующие основные направления Реформации: буржуазное (М. Лютер, Ж. Каль-вин, Ульрих Цвингли (1484-1531)); народное, соединяющее требование упразднения католической церкви с борьбой за уничтожение феодальной эксплуатации, за установление равенства (Томас Мюнцер, анабаптисты1); королевско-княжеское, отражавшее интересы монархов и светских фео-далов, стремившихся укрепить свою власть и захватить земельные богатства церкви. Как уже от-мечалось, под идейным знаменем Реформации проходили Нидерландская и Английская револю-ции.

Концепция прав человека в их современном понимании восходит к эпохе Возрождения и Реформации в Европе, времени постепенного исчезновения феодального авторитаризма и религиозного консерватизма, которые доминировали на протяжении Средних веков. В этот период европейские ученые предпринимали попытки сформировать своеобразную светскую версию религиозной этики[2]. Хотя идеи прав и свобод личности в той или иной форме существовали в течение значительной части истории человечества, они не характеризовались заметным сходством с современной концепцией прав человека. Первым европейским документом о правах человека считаются «Двенадцать статей» 1525 года, манифест Реформации и Крестьянской войны в Германии, составлявший часть требований крестьян в борьбе за свои права. Первая статья документа перекликается с идеями М. Лютера, изложенными в его трактате о праве христианской общины оценивать доктрину и выбирать духовного наставника[7]; в какой-то степени можно сказать, что и весь документ в целом обязан своим появлением движению Реформации. Помимо социальных и политических требований, авторы заявили о праве на свободу совести; это право оказалось в центре активных дискуссий уже тогда, в XVI веке, когда собственно термин «права человека» ещё не существовал.

В отличие от Германии с инициативой Реформации в Англии выступили не подданные, а сам король. Генрих VIII, женатый на Екатерине Арагонской, родственнице императора Священной Римской империи Карла V, пожелал с ней развестись.

Но папа Климент VII не дал своего согласия на развод. Оскорбленный английский король в 1534 г. объявил, что церковь Англии выходит из подчинения римскому престолу. Были закрыты монастыри, а их имущество отошло к государству. Король присвоил себе право назначать епископов. Высшим должностным лицом английской церкви стал архиепископ Кентерберийский.

Даже эти ограниченные достижения Реформации едва не были утрачены, когда в 1553 г. королевой Англии стала Мария, дочь Генриха VIII от брака с Екатериной. Воспитанная в духе преданности католицизму, Мария вернула церковь Англии под власть папы римского и развернула преследования сторонников Реформации. За жестокости и насилия, творившиеся во время ее правления, она получила прозвище Марии Кровавой. После ее смерти английские протестанты добились в 1558 г. избрания королевой Елизаветы, дочери Генриха VIII от второго брака, не признанного католической церковью. Елизавета I вернулась к церковной реформе, которую начал ее отец.

В 1571 г. английский парламент принял закон «39 статей», в котором были изложены основные принципы вероучения английской протестантской церкви. Эта церковь получила название англиканской, а принципы ее вероучения — Англиканского символа веры. Подобно лютеранству, англиканская церковь признавала учение о спасении верой, а Священное Писание — единственным источником Божественного откровения, или истины. Но при этом она не отвергала и «добрые дела», т. е. обряды. Как и у лютеран, в англиканской церкви сохранялись два таинства — крещение и причащение. Но в отличие от них она сохранила пышное католическое богослужение, а также епископальньп: строй. Главой церкви считался король, а управление ею было сосредоточено в руках примаса — архиепископа Кентерберийского. Богослужение велось на английском языке, отвергались подчинение папе римскому, индульгенции, почитание икон и мощей, сокращалось количестве праздников.

Акт о супрематии (англ. ActsofSupremacy) — два парламентских акта (1534 и 1559), закрепившие разрыв Англиканской церкви с Католической в ходе Реформации и передавшие монарху верховные полномочия в Англиканской церкви. Акт о супрематии — парламентский акт, принятый 3 ноября 1534 года, провозгласивший Генриха VIII (и его преемников) единственным верховным земным главой Церкви Англии (англ. ChurchofEngland и лат.AnglicansEcclesia). В качестве главы Церкви Генрих VIII был в праве пользоваться «титулами, почестями, достоинствами, привилегиями, юрисдикцией и доходами, присущими и принадлежащими достоинству верховного главы Церкви». До этого английские короли, как и многие другие средневековые монархи, пользовались значительной властью над Церковью своего королевства, а именно: контролировали (и при необходимости изымали) её доходы, контролировали (а иногда напрямую осуществляли) духовные назначения. Акт о супрематии передал Генриху VIII, кроме этих традиционных привилегий монарха, ранее свойственные примасам права посещать епархии, визитировать духовенство, решать вопросы вероучения, изменять литургические чинопоследования, исправлять заблуждения и искоренять ереси. Единственным правом, на которое не покусился Генрих VIII, было совершение богослужений, хотя напрямую это ограничение Актом не предусмотрено. Акт о супрематии 1534 года действовал в течение всех последующих лет правления Генриха VIII и всего царствования его сына и преемника Эдуарда VI. Мария Кровавая, вступив на престол, отменила Акт в 1554 году, а впоследствии осуществила возвращение Англиканской церкви в лоно Католической.Елизавета I, вступив на престол, вернулась к политике Реформации. В 1559 году был издан новый Акт о супрематии, подтверждавший Акт её отца Генриха VIII, но называвший королеву не Верховным главой (англ. Supreme Head of the Church of England), аВерховнойправительницейЦеркви (англ. SupremeGovernoroftheChurchofEngland), полагая, что женщина не может быть главой Церкви. Принятие Акта сопровождалось требованием особой письменной присяги на верность королеве как главе Церкви всех клириков, гражданских чиновников, судей, преподавателей университетов и школьных учителей.

Акт о супрематии был отменён во время Английской революции, но затем восстановлен без изменений Карлом II, также требовавшим присяги вышеуказанных лиц (см. Акт о единообразии). Акт о супрематии сохраняет юридическую силу по настоящее время, определяя особую роль монарха Великобритании в Церкви Англии.

Наши рекомендации