Конкретно-социологический метод исследования государства и пра-ва.
Он состоит в исследовании государства и права на основе фактических данных государствоведения и правоведения. Правовой материал в этом случае рассматривается не на уровне абстрактных категорий, а на базе конкретных фактов. Социологический метод изучения государства и права включает в себя такие способы, как анализ статистических данных и различного рода документов, социально-правовой эксперимент, опросы населения, математические и статистические методы обработки материала и некоторые другие.
По справедливому утверждению известного французского социолога права Ж. Карбонье, «метод социологов индуктиведи фактологичен: этнографические описания, статистический анализ, анкеты, интервью и другие эмпирические исследования» .
Социологический метод, как и сравнительный, применяется исключительно широко в государственно-правовой сфере. Используя его, выясняют состояние общественных отношений и соответственно потребность в юридических нормах или их изменении, эффективность законодательных и правоприменительных актов, целесообразность тех или иных юридических процедур и действий юрисдикционных органов, целесообразность.
Цифры, факты, документы — это воздух социологии. Без них она существовать не может. Искажение статистики, «закрытые» цифры, безосновательно засекреченные документы сослужили недобрую службу отечественному государствоведению и правоведению в предшествующие десятилетия.
Рекомендации по укреплению государства, совершенствованию его механизма, развитию законодательства, улучшению правоприменительной деятельности, борьбе с преступностью лишь тогда будут обоснованными и реальными, когда они опираются на достоверные и полные факты повседневной государственной и правовой жизни.
Применение социологического метода в государственно-правовой сфере привело к формированию относительно самостоятельного направления в юридической науке — социологии государства и права. Она также является составной частью теории государства и права.
* Метод конкретно-социологических исследований - сбор, анализ и обработка правовой информации. Выявление социальной обусловленности юридических норм, престижа права в обществе. Конкретно-социологический метод позволяет установить и измерить роль социальных факторов, их влияние на государственно-правовое развитие общества.(Дальше из учебника Сырых)
Билет №4
1. Постклассическая юриспруденция (IV-VI вв. н.э.) . корпус юрис цивилис. Юридическое образование: школы в Бейруте и Константинополе.
2. Формально-юридический метод в правовом исследовании.
1.Постклассическая юриспруденция (IV-VI вв. н.э.) . корпус юрис цивилис. Юридическое образование: школы в Бейруте и Константинополе.
Итогом развития римского права стала правовая система, сформировавшаяся в эпоху Юстиниана (533 – 565 г. н.э) и получившая отражение в знаменитой и всеобъемлющей кодификации – в «Corpus iuris civilis» (Свод гражданского права). Данная система скопила в себе всю сокровищницу римского опыта, подвела ей итог и заложила основания современного правопорядка.
Именно кодификации Юстиниана и самому Юстиниану Европа обязана тем, что римское право имело для нее решающее значение. После распада и гибели западной римской империи император сохранившейся восточной ее части Юстиниан в VI в. н.э. предпринимает попытку вернуть утраченные территории. Он проявляет также политическую волю к восстановлению традиций римского классического права, открывая для этих целей юридические школы (самые крупные и известные в Берите (совр. Бейрут) и Константинополе) и создавая достаточно хорошо организованную систему обучения праву. Так, преподаватели в юридических школах были профессорами, состоящими на государственной службе.
Значение Юстиниановской кодификации трудно переоценить. Этот крупнейший труд во всей истории права по своему содержанию и влиянию является определяющим для развития современной юриспруденции.
В 528 г. н.э. Юстиниан создает комиссию под руководством профессора константинопольской школы Трибониана для создания свода всего действующего римского права на основе римской классической правовой традиции. Конституцией (указом) Юстиниана от 15 декабря 530 г. Deo actore было дано поручение Трибониану набрать сотрудников и составить грандиозный сборник iura – правовых норм. Была проделана колоссальная по объему работа. В данный Свод гражданского права (Corpus iuriscivilis) вошли все нормы действующего римского права за период 13-векового исторического развития. Было просмотрено 2000 книг, работ по юриспруденции, в Дигесты вошли более трех миллионов фрагментов из различных трудов римских юристов за 1400 лет. Перед комиссией стояла задача сохранить все самое ценное из всего наследия римского права. Задача была решена, цель достигнута, но Восточная Римская империя просуществовало недолго.
Император Юстиниан (527 – 566) – последний римский правитель, сумевший объединить большие части Восточной и Западной римской империи. Согласно одним авторам, это последний римский правитель, согласно другим – первый византийский. Юстиниан прекрасно осознавал, что государство основывается не столько на силе оружия, сколько на силе права, а сила права, в свою очередь, – в правовой определенности, ясности, разумности и справедливости законов. Поэтому он хотел устранить правовую неопределенность – многочисленные противоречия между ius и leges, ius vetus и ius novum (ius vetus – древнее римское право, содержащееся в трудах классических правоведов; ius novum – новое право, проистекающее из конституций императоров), и таким образом создать единую правовую систему и вернуть стабильность и справедливость римскому государству. Corpus начинался со следующих слов:
«Владыки нашего священнейшего принцепса Юстиниана право, очищенное и собранное из всего древнего права».
Сразу после вступления на престол Юстиниан приказал комиссии начать кодификационную работу. Комиссия работала в течение пяти лет, завершив систематизацию и обобщение римского права к 534 году.
В конечном итоге Corpus iuris civilis (Свод гражданского права, или просто Свод – «Corpus») состоял из четырех частей:
1. Codex – Кодекс Юстиниана (полное название – Novus codex Justinianus – «Новый кодекс Юстиниана»);
2. Digesta, или Pandectae (греч.) – Дигесты, или Пандекты;
3. Institutiones – Институции;
4. Novellae – Новеллы;
1. Codex – Кодекс Юстиниана (Novus codex Justinianus – «Новый кодекс Юстиниана»).
Кодекс – собрание императорских конституций-установлений (leges) от императора Адриана (117 г) до Юстиниана (527г), то есть за 400 лет. Число конституций - 4600. Кодекс делится на 12 книг, книги на 98 титулов, титулы на фрагменты. Книги, титулы и фрагменты пронумерованы для удобства цитирования. Такая нумерация заменяла современную постатейную нумерацию. Кодекс содержал нормы гражданского, государственного и уголовного права. Здесь описываются источники права, правовые процедуры, содержатся многочисленные положения, посвященные частному праву.
2. Digesta, или Pandectae (греч.) – Дигесты, или Пандекты.
Дигесты, известные так же под греческим названием Пандекты, – самая значительная и главная часть Corpus. Как и кодекс имели официальное значение и на них ссылались в судах. «Digesta» – от лат. «упорядоченное». Речь идет об «упорядочении» мнений юристов из 2000 книг, работ 39 великих римских юристов (обладавшиx iusrespondendi), упорядочении трех миллионов фрагментов из этих книг. Это была не просто компиляция, а творческий труд. Тексты группировались по темам в 50-ти книгах под заголовками. Комиссия состояла из 11 адвокатов, два чиновника и 4 ученых.
Наибольшее количество отрывков заимствовано из сочинений Ульпиана – до одной трети всего объема Дигест, и Павла – около одной шестой. Сочинения Папиниана составляли одну восемнадцатую часть, Юлиана – двадцатую, Помпония и Сервия Сцеволы – двадцать пятую, Гая – тридцатую, Модестина – сорок пятую, Марцелла – шестидесятую и т.д. Почти все из цитируемых юристов жили в период принципата (кроме Квинта Муция Сцеволы, Алфен Вара и Элия Галла).
Дигесты состояли из 9123 фрагментов, разбитых на 432 титула, объединенных в 50 книг. Основное содержание Дигест – фрагменты работ юристов (обладавшиx iusrespondendi), относящиеся к частному праву. Но многие фрагменты посвящены публичному праву, общей теории и философии права. В первом титуле первой книги содержаться классические, хрестоматийные определения правосудия, права, закона, науки права – юриспруденции. Здесь же говорится о разделении права на частное и публичное, цивильное право и права народов, приводится очень важный фрагмент работы Помпония о развитии и происхождении римского права.
3. Institutiones – Институции.
Институции – элементарный учебник гражданского права, он был создан комиссией в учебных целях для открывающихся юридических школ и рассчитан на начинающих юристов. Все великие римские юристы писали для своих учеников Институции (были институции Папиниана, Гая, Ульпиана и др.). Возникла идея создать лучший элементарный учебник по праву для упрощения процесса обучения. Но результат работы оказался столь удачным, что данный учебник стал законом – приобрел официальный характер и силу закона.
За основу Институций Юстиниана комиссией были взяты знаменитые Институции Гая, которые было дополнены институциями других авторов и некоторыми конституциями. Материалы были расположены в той же системе, что и у Гая (Personae – «лица», Res – «вещи», Actiones – «иски»).
Институции Юстиниана состояли из четырех книг:
1. Лица и семейное право
2. Вещи и права на вещи, завещания
3. Наследование по закону и обязательства
4. Обязательства по деликтам и искам
4. Novellae – Новеллы.
Новеллы – это сборник конституций самого Юстиниана, составленный позже Кодекса и Дигест. То есть собрание конституций, изданных императором Юстинианом за время правления. Новеллы состояли из трех сборников, посвященных в основном публичному и церковному праву, но содержащие нормы частного права (о браке и наследовании). Самый большой сборник содержит 168 новелл-конституций.
Первая частная юридическая школа, где учителя читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабином в 1 в. н. э. В 4-5 вв. существовало несколько таких школ с 4-летним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая, а также сочинения Папиниана и Павла. В 533 император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана.
Формально-юридический метод в правовом исследовании.
Юридические науки широко используют метод формально-юридического (или формально-логического) анализа исследуемого нормативного материала. Формально-юридический метод способствует изучению "догмы" права, выявлению формально-логических связей, абстрагированию от иных социально-экономических явлений (экономических, идеологических, политических). Этот метод имеет ограниченное применение, но важное значение с точки зрения формирования и функционирования права как целостного явления, "узнаваемого" людьми и контролируемого соответствующими институтами гражданского общества [1].
Один из основоположников исторической школы права Г. Гуго рассматривал юридическую догматику как одну из трех составных частей юриспруденции наряду с философией позитивного права и историей права. При этом под юридической догматикой он имел в виду сочетание доктрины и догмы позитивного права. Этот правовед трактовал юридическую догматику как "юридическое ремесло", для которого достаточно эмпирического знания об источниках действующего права [2].
По мнению Г.-Ф. Пухты, юридическая методология представляет собой открытую систему, способную к развитию и приспособлению к разным условиям. Системная сторона права с учетом своеобразия сущности права и его истории становится важным вопросом в исследованиях и Карла Фридриха фон Савиньи. Тем самым сторонники исторической школы права внесли существенный вклад в разработку догматического метода в Германии XIX в., подчеркнув, с одной стороны, системность права, а с другой - его действенность [3].
В русле юридико-догматической трактовки права сформировалась и аналитическая юриспруденция (Д. Остин, Ш. Амос и др.) [4]. Идеи данного направления получили дальнейшее развитие в трудах неопозитивистов в XX в. (Г. Харт и др.). Объясняя свой подход к праву и свою концепцию юридической науки, Г. Кельзен указывал, что чистое учение о праве есть теория позитивного права: позитивного права вообще, а не какого-либо конкретного правопорядка. "Это учение о праве, - утверждал он, - называется "чистым" потому, что оно занимается одним только правом и "очищает" познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле. Другими словами, оно стремится освободить правоведение от чуждых ему элементов" [13].
В целом позитивистские разработки формально-юридического метода внесли значительный вклад в развитие юриспруденции, в обогащение ее понятийного словаря и методологического арсенала. Своими исследованиями в области доктрины и догмы позитивного права они оказали большое влияние на процесс рационализации и совершенствования действующего права в духе соответствующих доктринальных положений об источниках, системе и структуре позитивного права, способах его толкования, унификации и систематизации, о надлежащих формах правотворчества, правоприменительной деятельности.
Представители естественно-правовых воззрений интерпретируют формально-юридический метод иначе. Как считает С. С. Алексеев, выражение "догма права" в области юридической деятельности и знаний означает то, что объективное (позитивное) право, существующее в данном обществе, в каждый данный момент, - это "то, что есть" - строго определенная реальность - "данность" и "неизменность". То есть действующее право, независимо от нашего отношения к нему и действий по его изменению, в каждый данный момент нужно понимать и применять таким, каково оно есть в действующих законах, иных источниках права [5].