Восстановление трудовых прав осуществляется путем предоставления прежней работы, а при невозможности этого – другой равноценной работы (должности).

Вопрос 31.

 

Поводы для возбуждения уголовного дела

Принятие решения о возбуждении уголовного дела должно быть обоснованным. Для выполнения данного условия законом определены поводы и основание для возбуждения уголовного дела (статья 140 УПК РФ). Тем не менее, ни в статье 5 УПК РФ, содержащей свыше 60 определений и дефиниций уголовно-процессуального права, ни в указанной выше норме УПК РФ не дано понятия поводов для возбуждения уголовного дела. Для уяснения этого понятия следует обратиться к мнению составителей Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова, которые толкуют слово "повод как обстоятельство, способное быть основанием для чего-нибудь".

Учитывая сказанное, можно сказать, что повод вообще может служить отправным моментом к совершению каких-либо действий, а применительно к уголовному процессу повод побуждает должностных лиц, уполномоченных законом, приступить к проверке информации (заявлений, сообщений), указывающей на наличие в деянии признаков состава преступления (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Однако было бы ошибочно однозначно толковать, что наличие повода должно влечь за собой обязательное возбуждение уголовного дела. К примеру, в случае неподтверждения информации о совершенном преступлении в возбуждении уголовного дела может быть отказано (п. 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ).

Повод для возбуждения уголовного дела – это закрепленный в уголовно-процессуальном законе источник, из которого органу дознания, дознавателю, следователю или иному компетентному лицу становится известно о готовящемся, совершенном или совершаемом преступлении и наличие которого обязывает их принять соответствующее решение.

В ч. 1 ст. 140 УПК РФ указан перечень поводов к возбуждению уголовного дела, который не подлежит расширению.

Это источники информации, которые могут быть предоставлены органу дознания, дознавателю, следователю:

– заявление о преступлении;

– явка с повинной;

– сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Заявление о преступлении – наиболее распространенный в практике правоохранительных органов повод к возбуждению уголовного дела. Представляет собою адресованное должностным лицам государственных органов, уполномоченным возбуждать уголовное дело, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли или нет преступным деянием вред заявителю либо другим лицам и организациям.

Правила принятия заявлений о преступлении регламентированы в статье 141 УПК РФ.

В соответствии с положениями указанной нормы УПК РФ заявление о преступлении может быть сделано в устной и письменной форме.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Если устное заявление (сообщение) о преступлении сделано во время производства следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия (к примеру, в протокол допроса или очной ставки) или в протокол судебного заседания.

В том случае, когда гражданин или какое-либо должностное лицо (к примеру, руководитель учреждения, предприятия), обнаруживший кражу имущества в квартире, гараже, в учреждении и об этом сообщивший по телефону, не может лично присутствовать при составлении протокола устного заявления, то его заявление оформляется в форме рапорта лицом, получившим данное сообщение.

При составлении протокола лицо, сделавшее заявление о преступлении, предупреждается об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос, о чем делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

В том же случае, если письменное заявление о преступлении доставлено в орган, компетентный принять по нему соответствующее решение, не лично заявителем, а иным способом (почтой, другим лицом и пр.), то в ходе проверки этого заявления заявитель предупреждается об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ, о чем в его же заявлении делается отметка, подтверждаемая его подписью.

Называя заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела, законодатель выразил свое отношение к анонимному заявлению, которое в соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Такой запрет служит защитой граждан и должностных лиц государственных и негосударственных органов от клеветы и ложных доносов. Тем не менее, названная норма УПК РФ не содержит указания о том, как должен поступить дознаватель, следователь при получении такого заявления.

Авторы учебных и справочных юридических источников ссылаются на ведомственные акты Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, которые в какой-то мере регулируют этот вопрос. Так, в соответствии с указанными ведомственными актами анонимные заявления регистрации и рассмотрению не подлежат, передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности.

В случае подтверждения информации о преступлении поводом к возбуждению уголовного дела будет не само анонимное заявление, а непосредственное обнаружение сотрудниками органа дознания, осуществляющего проверку этого заявления, признаков преступления, о чем в соответствии со ст. 143 УПК РФ составляется рапорт. Этот рапорт и будет являться поводом к возбуждению уголовного дела, согласно п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ.

Явка с повинной – как повод для возбуждения уголовного дела, согласно закону и теории уголовно-процессуального права, это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении (ст. 142 УПК РФ). В случае явки с повинной лицо, совершившее преступление, лично является в правоохранительный орган и делает устное заявление либо может обратиться с повинной в письменном виде.

Явка с повинной как повод к возбуждению уголовного дела юридически будет возможной лишь тогда, когда органам предварительного расследования не известен факт совершения преступления (к примеру, одно из латентных преступлений, не зарегистрированное в установленном законом порядке). К примеру, в больницу с ножевым ранением поступил гражданин, о чем с опозданием было сообщено в милицию. В этот же день в милицию с заявлением о явке с повинной обратилось лицо, которое причинило ножевое ранение указанному выше гражданину.

В соответствии с ч. 2 ст. 142 УПК РФ заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном при принятии от гражданина заявления о преступлении, согласно ч. 3 ст. 141 УПК РФ.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников в соответствии с требованиями ст. 143 УПК РФ принимается управомоченным законом лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, предусмотренное в качестве повода для возбуждения уголовного дела в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, охватывает все прочие случаи получения сведений о преступлении кроме тех, что поступили в виде заявления о преступлении или заявления о явке с повинной.

Постановлениями Правительства РФ, различными ведомственными актами министерств и ведомств уставлена обязанность руководителей учреждений, предприятий и организаций сообщать в правоохранительные органы о совершенных или готовящихся преступлениях. Установлен согласованный с прокуратурой порядок направления таких сообщений в органы, имеющие право возбуждать уголовные дела.

К примеру, медицинские учреждения обязаны немедленно сообщать в органы милиции о случаях доставления в них лиц с наличием телесных повреждений насильственного характера. Руководители государственных предприятий и акционерных обществ обязаны сообщать о совершенных хищениях и недостачах, нарушениях техники безопасности, повлекших несчастные случаи на производстве.

Правоохранительные органы без чьего-либо сообщения или заявления в процессе своей деятельности обязаны выявлять или могут обнаружить готовящееся или совершенное преступление. При этом они по данному факту составляют рапорт и по своей инициативе возбуждают уголовное дело.

Основание для возбуждения уголовного дела

Уголовно-процессуальное законодательство дает четкую установку о том, что для возбуждения уголовного дела кроме повода необходимо наличие основания, т.е. достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ). Эти данные могут содержаться в первичных документах (заявлениях, сообщениях, явке с повинной, иных источниках – рапортах) и в направляемых вместе с ними материалах, а также материалах, собранных в период проверки сообщений о преступлениях.

Кроме того, данные об обстоятельствах совершенного преступления могут содержаться в материалах, непосредственно не связанных с сообщением о преступлении. К примеру, в материалах прокурорских проверок, проводимых не в связи с совершенным преступлением, а в плановом порядке и выявившим противозаконную деятельность конкретных лиц, содержащую признаки преступления, предусмотренного Особенной частью УК РФ.

Закон не требует, чтобы на момент принятия решения по вопросу о возбуждении уголовного дела обязательно были выявлены все элементы состава преступления, поскольку это, главным образом, задача последующих стадий уголовного процесса. Достаточно установить наличие события, содержащего некоторые признаки преступления, то есть иметь отношение к элементам объективной стороны и объекту преступления. Этого достаточно для вероятного, предположительного вывода о существовании общественно-опасного деяния, содержащего признаки конкретного преступления, предусмотренного одной из статей Особенной части УК РФ.

К примеру, обнаружение трупа человека с признаками насильственной смерти будет являться основанием для возбуждения уголовного дела, но не по факту убийства, а по факту обнаружения трупа, поскольку мог иметь место суицид. Или при обнаружении взлома сейфа, в котором хранились ценности, уголовное дело подлежит возбуждению по факту взлома сейфа, содержащего признаки кражи, но не по факту кражи. Факты убийства и кражи, указанные в примерах, предстоит установить следствию, а затем суду.

Вопрос 32.

 

Общие условия предварительного расследования — правовые положения (требования) организационно-правового характера, выражающие наиболее важные и специфические черты расследования и обеспечивающие эффективную деятельность по установлению истины.
В уголовно-процессуальном законе речь идет об общих условиях предварительного следствия. Однако в подавляющем большинстве случаев они распространяют свое действие и на дознание в силу ст. 120 УПК, указывающей на то, что при производстве дознания орган дознания руководствуется правилами, установленными для предварительного следствия.

К общим условиям предварительного расследования относятся следующие положения.

1.Соблюдение правил подследственности. Нарушение требований ст. 126 УПК, выразившихся в замене предварительного следствия на дознание, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона.*

* Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 8 декабря 1999 г. «О практике применения судами законодательства, регламентирующего направление уголовных дел для дополнительного расследованиям//Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. М., 2000. С. 381.

2.Процессуальная самостоятельность следователя. Это условие характеризует только предварительное следствие.
Содержание этих двух условий раскрыто в настоящей лекции выше.

3.Индивидуализация расследования путем выделения и соединения уголовных дел.
Согласно ст. 26 УПК, выделение дел допускается только в случаях, вызываемых необходимостью, если это не отразится на полноте и объективности исследования и разрешения дела.

Соединению в одно производство подлежат лишь дела:
а) по обвинению нескольких лиц в соучастии в совершении одного или нескольких преступлений;
б) по обвинению одного лица в совершении нескольких преступлений;
в) о заранее не обещанном укрывательстве этих же преступлений.

Соединение и выделение дел производится по постановлению лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судьи или по определению суда.*

* Более подробно об этом: Шарафутдинов Ш. Ф. Соединение и выделение уголовных дел и материалов в советском уголовном процессе. Уфа, 1990.

4.Своевременное начало производства предварительного расследования (ст. 129 УПК).

Предварительное расследование производится только после возбуждения уголовного дела. Орган дознания и следователь обязаны немедленно приступить к расследованию по возбужденным ими или переданным им делам.
Если уголовное дело возбуждено следователем и принято им к своему производству, то составляется единое постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству. В случае принятия к своему производству дела, возбужденного прокурором, следователь выносит отдельное постановление о принятии дела к своему производству. Копии этих постановлений орган дознания и следователь не позднее 24 часов направляют прокурору.

5.Сочетание единоличных и коллегиальных начал в расследовании преступлений (ст. 129 УПК).

По общему правилу расследование уголовного дела осуществляется единолично следователем. В то же время в случае сложности дела или его большого объема предварительное следствие может быть поручено нескольким следователям. Об этом указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела или выносится отдельное постановление. Один из следователей (руководитель группы, бригады) принимает дело к производству и руководит действиями других следователей. В этом случае участникам процесса разъясняется право на отвод любого из состава следователей.
Студентам не следует отождествлять следственную группу, бригаду, состоящую только из следователей, и следственную группу с привлечением оперативных работников (следственно-оперативную группу). Порядок создания и функционирования последней регулируется ведомственными актами.

6.Соблюдение сроков предварительного расследования(ст. 121 и 133 УПК).

7.Привлечение к участию в расследовании заинтересованных и иных лиц(ст. 1331-138 УПК).

Расследование характеризуется широким кругом его участников. В процессе расследования принимают участие специалисты, эксперты, потерпевшие, гражданский истец, гражданский ответчик, переводчики, защитники, подозреваемые, обвиняемые и др.

8.Недопустимость разглашения данных предварительного расследования(ст. 139 УПК).

Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения органа дознания, следователя или прокурора и в том объеме, в каком они признают это возможным.

В необходимых случаях участники процесса и другие лица предупреждаются о недопустимости разглашения данных расследования, о чем от этих лиц отбирается подписка с предупреждением об ответственности, предусмотренной ст. 310 УК.

9.Обязательность установления причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятия мер по их устранению(ст. 140 УПК).

10.Обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела(ст. 131 УПК).

Лицо, производящее дознание, следователь не вправе отказать подозреваемому, обвиняемому, их законным представителям и их защитникам, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям в производстве следственных действий по собиранию доказательств, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, могут иметь значение для дела.

Имеющими значение для дела являются обстоятельства, указанные в ст. 20,21 и 68 УПК, а равно все другие обстоятельства, выяснение которых может иметь значение для правильного расследования дела.

О результатах рассмотрения ходатайств сообщается лицу, заявившему ходатайство. При полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства следователь обязан вынести постановление с указанием мотивов отказа.

11.Соблюдение порядка и формы досудебной подготовки материалов(ст. 141-142 УПК и др.).

12.Использование специальных познаний и научно-технических средств (ст. 1331, 1441, 184 УПК и др.).

Специальные познания реализуются в уголовном процессе в двух основных формах: в форме участия специалиста в следственных действиях и форме производства судебных экспертиз.

Научно-технические средства используются непосредственно лицом, производящим дознание, следователем или специалистом для обнаружения, изъятия и закрепления доказательств, а также экспертами при производстве экспертиз.
13. Обязательность взаимодействия следователя с органом дознания; средствами массовой информации; населением(ст. 119,127, 128 УПК и др.).

Последние две формы взаимодействия характерны также для деятельности органов дознания.

Особое значение для решения задач уголовного судопроизводства имеет взаимодействие следователя с органом дознания.

Взаимодействие следователя и органа дознания — согласованная их деятельность, основанная на законе и подзаконных актах, с целью наиболее успешного и эффективного решения задач уголовного процесса.

Это взаимодействие обусловливается следующими объективными предпосылками:
а) общностью стоящих перед следователем и органом дознания задач по борьбе с преступностью;
б) различием полномочий этих органов;
в) специфичностью их сил, средств и методов борьбы с преступностью;
г) самостоятельностью следователя и органа дознания, вытекающей из отсутствия административной подчиненности их друг другу.
Необходимость взаимодействия следователя и органа дознания возникает:

при выезде на осмотр места происшествия, в том числе при раскрытии преступлений «по горячим следам»;

при решении вопросов о возбуждении уголовных дел по оперативным материалам;

после возбуждения уголовного дела, расследование которого отнесено к подследственности следователя;

в следственных группах с привлечением оперативных работников, создаваемых для расследования сложных дел и дел о преступлениях прошлых лет;

когда следователь испытывает затруднения в отыскании доказательств и их источников;

когда в процессе расследования требуется осуществление функций, специфически присущих органу дознания;

когда следователь один физически не может эффективно произвести конкретное следственное действие;

когда неизвестно местонахождение имущества, на которое должен быть наложен арест для обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества;

когда не обнаружено лицо, совершившее преступление и подлежащее привлечению в качестве обвиняемого;

при проведении предупредительно-воспитательной работы на обслуживаемом участке.

Правовой основой рассматриваемого взаимодействия являются нормы уголовно-процессуального законодательства, закона РФ от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», подзаконных актов Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ.

В правовой литературе различают процессуальные и организационные формы взаимодействия.

Процессуальные формы взаимодействия — способы взаимодействия, регламентированные уголовно-процессуальным законом.

Процессуальными формами взаимодействия являются:

поручение следователя органу дознания о производстве следственных и розыскных действий;

содействие органа дознания деятельности следователя по производству отдельных следственных действий;

уведомление следователя о результатах реализации оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания, до установления преступника;

производство по судебному решению контроля и записи переговоров (ст. 119, 127, 1741 УПК).

Организационные формы взаимодействия — способы взаимодействия, выработанные следственной и оперативно-розыскной практикой и регламентированные подзаконными актами.

К ним можно отнести:

извещение органом дознания следователя, обслуживающего участок, где совершено преступление, либо специализирующегося по делам данной категории, о начатом расследовании такого преступления;

направление следователю материалов проверки по данным, полученным оперативно-розыскным путем, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

ознакомление следователя с результатами оперативно-розыскной деятельности, имеющими отношение к возбуждаемым и расследуемым им уголовным делам;

согласованное планирование следственных действий и оперативных мероприятий по делам, находящимся в производстве следователя;

совместное обсуждение собранных по делу доказательств и оперативно-розыскных данных;

создание следственно-оперативной группы для раскрытия преступлений «по горячим следам», для расследования сложных и трудоемких дел, а также дел о преступлениях прошлых лет (не раскрытых ранее или возвращенных на дополнительное расследование);

создание следственно-оперативных групп для выезда на места происшествий;

взаимное информирование о наличии доказательств и оперативных данных, представляющих интерес для следователя и органа дознания;

осуществление организационного руководства взаимодействием со стороны руководителя горрайоргана внутренних дел.

14. Наличиепрокурорского надзора (ст. 211-217 УПК),ведомственного контроля (ст. 119,120,1271 УПК)и в ограниченных пределах судебного контроля (ст. 113, 209, 2202 УПК и др). Надзор прокурора осуществляется за своевременностью и правильностью исполнения законов органами дознания и предварительного следствия. При этом прокурор обладает обширными полномочиями по осуществлению данного вида надзора.
Ведомственный контроль за деятельностью лица, производящего дознание, осуществляется начальником органа дознания, а за деятельностью следователя — начальником следственного подразделения (отдела, части, комитета).

Начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.

Вопрос 33.

 

Предварительное следствие является основной формой предварительного расследования, которая обязательно производится по подавляющему большинству преступлений.

Предварительное следствие - это уголовно-процессуальный институт, т.е. совокупность норм законодательства, определяющих порядок производства предварительного расследования и одновременно это расследование преступления, производимое следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Разграничение форм предварительного расследования производится по ряду оснований. Предварительное следствие характеризуется наличием следующих особенностей.

По категориям тяжести расследуемых преступлений для данной формы типично, что большинство преступлений отнесено законодательством к предварительному следствию (производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам за исключением тех, для которых предусмотрена форма дознания (ч.2 ст.150 УПК РФ). В силу того, что не допускается производство дознания в отношении конкретных лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, а также заболевших после совершения преступления психическим расстройством, делающим невозможным назначение наказания или его исполнение (ст.433, 434 УПК РФ), по данной категории дел обязательно предварительное следствие, и в случаях установления в ходе дознания указанных обстоятельств уголовное дело должно быть направлено прокурору для определения подследственности.

Предварительное следствие осуществляется исключительно следователем. Согласно п.41 ст.5 УПК РФ следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. К числу органов и должностных лиц, управомоченных осуществлять предварительное следствие, относятся:

1) следователи прокуратуры (п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ);

2) следователи органов федеральной службы безопасности (п.2 ч.2 ст.151 УПК РФ);

3) следователи органов внутренних дел Российской Федерации (п.3 ч.2 ст.151 УПК РФ);

4) следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п.5 ч.3 ст. 151 УПК РФ).

Ранее (до 1 июля 2003 г.) к числу уполномоченных осуществлять предварительное следствие относились также следователи органов налоговой полиции.

Предварительное следствие может быть проведено также начальником следственного отдела (ч.2 ст.39 УПК РФ), прокурором (п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ).

Сроки производства по уголовным делам. В соответствии с ч.1 ст. 162 УПК РФ предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу. В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено

Согласно ч.4 ст. 162 УПК РФ срок предварительного следствия может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города и приравненным к нему военным прокурором и их заместителями. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями.

Итоговые документы: переченьитоговых решений исчерпывающе установлен Уголовно-процессуальным кодексом РФ: согласно ч.1 ст. 158 УПК РФ по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, производство предварительного расследования оканчивается в порядке, установленном главами 29 - 31 УПК.

1. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением: признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь составляет обвинительное заключение и после его подписания уголовное дело немедленно направляется прокурору (ч.6 ст.220 УПК РФ).

2. На основании ст. 213 УПК следователь вправе при соблюдении условий вынести постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования, копия которого направляется прокурору. Уголовное дело и уголовное преследование прекращаются при наличии оснований, предусмотренных ст. 24 - 28 УПК (ст.212).

3. В отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, по окончании предварительного следствия следователь выносит постановление (ст. 439):

1) о прекращении уголовного дела - по основаниям, предусмотренным ст. 24, 27 УПК, а также в случаях, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда;

2) о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

К промежуточным решениям можно отнести постановление следователя о приостановлении уголовного дела, о его возобновлении.

Таким образом, предварительное следствие – форма предварительного расследования, обладающая специфическими чертами и проводимая по подавляющему большинству уголовных дел.

Вопрос 34.

1. При наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, следователь выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого.

2. В постановлении должны быть указаны:

1) дата и место его составления;

2) кем составлено постановление;

3) фамилия, имя и отчество лица, привлекаемого в качестве обвиняемого, число, месяц, год и место его рождения;

4) описание преступления с указанием времени, места его совершения, а также иных обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с пунктами 1-4 части первой статьи 73 настоящего Кодекса;

5) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данное преступление;

6) решение о привлечении лица в качестве обвиняемого по расследуемому уголовному делу.

3. При обвинении лица в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, в постановлении о привлечении его в качестве обвиняемого должно быть указано, какие деяния вменяются ему по каждой из этих норм уголовного закона.

4. При привлечении по одному уголовному делу в качестве обвиняемых нескольких лиц постановление о привлечении в качестве обвиняемого выносится в отношении каждого из них.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 171 УПК РФ

Статья 172. Порядок предъявления обвинения

1. Обвинение должно быть предъявлено лицу не позднее 3 суток со дня вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого в присутствии защитника, если он участвует в уголовном деле.

2. Следователь извещает обвиняемого о дне предъявления обвинения и одновременно разъясняет ему право самостоятельно пригласить защитника либо ходатайствовать об обеспечении участия защитника следователем в порядке, установленном статьей 50 настоящего Кодекса.

3. Обвиняемый, содержащийся под стражей, извещается о дне предъявления обвинения через администрацию места содержания под стражей.

4. Обвиняемый, находящийся на свободе, извещается о дне предъявления обвинения в порядке, установленном статьей 188 настоящего Кодекса.

5. Следователь, удостоверившись в личности обвиняемого, объявляет ему и его защитнику, если он участвует в уголовном деле, постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого. При этом следователь разъясняет обвиняемому существо предъявленного обвинения, а также его права, предусмотренные статьей 47 настоящего Кодекса, что удостоверяется подписями обвиняемого, его защитника и следователя на постановлении с указанием даты и времени предъявления обвинения.

6. В случае неявки обвиняемого или его защитника в назначенный следователем срок, а также в случае, когда место нахождения обвиняемого не установлено, обвинение предъявляется в день фактической явки обвиняемого или в день его привода при условии обеспечения следователем участия защитника.

7. В случае отказа обвиняемого подписать постановление следователь делает в нем соответствующую запись.

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части 8 статьи 172 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. N 300-О

8. Следователь вручает обвиняемому и его защитнику копию постановления о привлечении данного лица в качестве обвиняемого.

9. Копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого направляется прокурору.

Вопрос 35.

 

Осмотр – исследование объектов в целях обнаружения следов преступления, предметов, которые могут служить вещественными доказательствами, выяснения обстановки происшествия и иных значимых для дела обстоятельств.

Осмотр производит: дознаватель, следователь или иное должностное лицо, ведущее расследование, в присутствии понятых, за исключением случаев, предусмотренных ст. 170 УПК РФ. Осмотр местности или помещений в некоторых случаях производит также суд (ст. 287 УПК РФ). В этом случае участие понятых не требуется.

Первоначально объект обследуется в том виде, в каком он был обнаружен в начале осмотра (статическая стадия), после производится более детальное изучение осматриваемого объекта, в ходе которого отдельные предметы могут перемещаться (динамическая стадия).

В ходе осмотра могут производиться соответствующие измерения, фото-, кино-или видеосъемка, составляться планы, схемы, изготовляться слепки и оттиски следов.

Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения.

Наружный осмотр трупа на месте обнаружения производится в присутствии понятых с участием врача-специалиста в области судебной медицины либо иного врача.

Перед следственным осмотром стоят три цели:

1. Обнаружение следов преступления. Следы здесь понимаются в широком смысле, в том числе к ним относятся предметы, обладающие признаками вещественных доказательств.

2. Выяснение других обстоятельств, имеющих значение для дела. Эта цель предполагает выяснение обстановки места осмотра, обнаружения трупа и т.д. Не является целью осмотра обнаружение разыскиваемых лиц, так как это одна из специальных целей обыска.

Основанием для проведения следственного осмотра являются сведения о том, что в результате обозрения объекта можно получить имеющую значение для дела информацию. Доступность объекта при осмотре сводит к минимуму необходимость применения здесь принудительных мер (оцепление, запрет дорожного движение в месте осмотра). Это позволяет проводить осмотр не только на основе уголовно-процессуальных доказательств, но и любых других данных (сообщений, сигналов, оперативно-розыскной информации и др.). Поэтому для производства осмотра не требуется вынесения специального постановления. Исключение составляет лишь принудительный осмотр жилища против воли проживающих в нем лиц. Ввиду своего минимально принудительного характера неотложный осмотр места происшествия может иметь место и до возбуждения уголовного дела

Освидетельствование – осмотр тела человека в целях обнаружения особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы. Ему можно подвергнуть подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, а также свидетеля с его согласия, за исключением случаев, когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний.

Производится оно следователем, без участия понятых. При освидетельствовании лица другого пола, сопровождающегося обнажением, следователь не присутствует. Освидетельствование в таком случае производится врачом.

Результаты всех видов осмотра, в том числе и освидетельствования, оформляются протоколом с соблюдением требований УПК РФ.

Следственный эксперимент – познавательный прием исследования имеющих отношение к конкретному уголовному делу событий, действий, обстановки или иных обстоятельств. Суть его заключается в воспроизведении в контролируемых и управл

Наши рекомендации