В качестве квалифицирующих признаков понятия лиц, участвующих в исполнительном производстве, следует предложить два элемента

· юридический интерес;

· способность выступать от своего имени в защиту своих интересов или интересов других лиц, либо способность защищать права и интересы других лиц от имени последних.

Эти два признака всех лиц, участвующих в исполнительном произ­водстве, являются связанными между собой в силу того, что одни из лиц, участвующих в исполнительном производстве (стороны), имея юридический интерес (материальный и процессуальный), защищают свои права или интересы, а другие (представители, прокурор, предста­вители государственных органов и общественности), также имея юри­дический интерес (процессуальный), в силу прямого указания закона защищают права и интересы других лиц.

Вполне обосновано разграничение юридического интереса на ма­териально-правовой и процессуально-правовой. Так, материально-правовой и процессуально-правовой интерес существует у сторон, поскольку возникновение и реализация права взыскания у сторон обусловлены как материально-правовыми, так и процессуальными факторами. Тем самым процессуальный интерес сторон означает пре­дусмотренную законом возможность в принудительном исполнении юрисдикционного акта, которая основывается на процессуальных нор­мах законодательства об исполнительном производстве. Материаль­но-правовой интерес сторон означает стремление к положительному материальному исходу исполнительного производства.

Представители образуют отдельную подгруппу лиц, участвующих в исполнительном производстве, поскольку защищают нрава и интере­сы других лиц от имени последних. Юридический интерес (в форме процессуально-правового) представителя сторон — это обусловленная законом (законное представительство) или волеизъявлением пред­ставляемого субъекта (договорное представительство) «потребность в защите» чужого права (интереса) от имени и в интересах самого пред­ставляемого в процессе принудительного исполнения юрисдикционного акта. Эта потребность в защите подтверждается надлежаще офор­мленными полномочиями.

Вторым обстоятельством, согласно которому целесообразно выде­лять лиц, участвующих в исполнительном производстве, в отдельную группу, является способность выступать от своего имени в защиту сво­их интересов или интересов других лиц, либо способность защищать права и интересы других лиц от имени последних.

Стороны.Согласно ст. 29 Закона «Об исполнительном производ­стве» сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник.

Взыскателем являются гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.

Должником являются гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить в пользу взыскателя опреде­ленные действия (передать денежные средства и иное имущество, ис­полнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполни­тельным документом) или воздержаться от их совершения.

Граждане по достижении ими возраста 18 лет могут осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей.

Несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может самостоя­тельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполни­тельном производствев случае объявления его полностью дееспособным (эмансипация), а также согласно ст. 21 ГК РФ в случае, когда за­коном допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет (ст. 13 СК РФ), гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приоб­ретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. При достижении указанного возраста граждане могут осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей.

Права несовершеннолетних осуществляются в исполнительном производстве законными представителями — их родителями, усыно­вителями, опекунами или попечителями.

Прекращение правоспособности или утрата дееспособности вле­чет обязательное приостановление исполнительного производства. Так, согласно п. 1, 2 ст. 20 Закона «Об исполнительном производ­стве» исполнительное производство подлежит обязательному приос­тановлению: в случае смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство, а также возбуждения ар­битражным судом производства по делу о несостоятельности (банк­ротстве) должника; в случае утраты должником дееспособности. Причем, согласно п. 1 ст. 57 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением ис­полнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений но авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитраж­ным судом заявления о признании должника банкротом.

В случае выбытия одной из сторон (смерть гражданина, реорганиза­ция юридического лица, уступка требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель обязан своим постановлением произвести заме­ну этой стороны ее правопреемником в порядке, установленном феде­ральным законом. В теории этот институт называется «правопреем­ством в исполнительном производстве».

Права и обязанности сторон урегулированы ст. 31, другими статья­ми Закона «Об исполнительном производстве», их можно разделить на общие и специальные.

К общим правам и обязанностям относятся, в частности, право сто­рон при совершении исполнительных действий знакомиться с матери­алами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять хода­тайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных дей­ствий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, воз­никающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в испол­нительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия либо бездействие судебного пристава-исполнителя.

Таким образом, объем общих прав и обязанностей, имеющихся как у взыскателя, так и у должника, является одинаковым, что определяется принципом равноправия сторон.

Специальные права и обязанности сторон закреплены в отдельных статьях Закона «Об исполнительном производстве» и подразумевают особые условия их осуществления и использования, в этом проявляет­ся действие принципа диспозитивности (отказ от исполнения, умень­шение требований, соглашение сторон, признание и т. п.).

Среди специальных обязанностей, которые установлены иными ста­тьями Закона «Об исполнительном производстве», следует выделить обязанность должника — уплатить исполнительский сбор и, как прави­ло, расходы по совершению исполнительных действий.

Другие специальные права сторон могут возникать из соответству­ющих обязанностей государственных органов, осуществляющих при­нудительное исполнение. Так, обязанности судебного пристава-испол­нителя известить должника о начале принудительного исполнения соответствует право должника на своевременное извещение. Обязан­ности суда или иного юрисдикционного органа на отсрочку, рассрочку исполнения судебного акта и актов других органов, а также изменение способа и порядка его исполнения соответствует право сторон обра­титься в суд или иной юрисдикционный орган, выдавший исполни­тельный документ с указанной просьбой.

Представители сторон. Граждане могут участвовать в исполнитель­ном производстве самостоятельно или через представителей. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя.Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить толь­ко лично, то при их исполнении должник не вправе действовать через представителя.

Участие организаций в исполнительном производстве осуществля­ется через их органы или должностных лиц,которые действуют в пре­делах полномочий, предоставленных им законами, иными норматив­ными правовыми актами или учредительными документами, либо через представителей указанных органов и должностных лиц.

Статья 33 Закона «Об исполнительном производстве» не ограни­чивает круг лиц, которые могут быть представителями сторон в ис­полнительном производстве. Ими могут быть любые граждане, в том числе сотрудники организации, адвокаты, работники юридических фирм, любой уполномоченный гражданин, не подпадающие под ис­ключения, предусмотренные ст. 36 Закона «Об исполнительном про­изводстве». Единственное требование к представителям — это нали­чие надлежащим образом оформленных полномочий на ведение дела.

Представителями в исполнительном производстве, по общему пра­вилу, могут быть лица, достигшие возраста 18 лет и не состоящие под опекой или попечительством. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть представителем, если он признан дееспособным в порядке, установленном ГК РФ (эмансипация и др.).

Хотя в Законе «Об исполнительном производстве» и не указано, но представителями в исполнительном производстве не могут быть адво­каты, принявшие поручения об оказании юридической помощи с на­рушением правил, установленных законодательством РФ об адвока­туре. В частности, адвокат не вправе принять поручение об оказании юридической помощи в случаях, если он по данному делу оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицам, интересы которых противоречат интересам лица, обратившегося с просьбой о ведении дела, или участвовал в качестве судьи, прокурора, следователя, лица, производившего дознание, эксперта, специалиста, переводчика, свиде­теля или понятого, а также если в расследовании или рассмотрении дела принимает участие должностное лицо, с которым адвокат состоит в родственных отношениях.

В исполнительном производстве необходимо различать обязатель­ное (законное) и добровольное (договорное) представительство.

Представители сторон имеют заинтересованность в исходе дела, ко­торая определяется непосредственно законом (законное представи­тельство), договором (договорное представительство) либо другим основанием, которое является юридическим. Юридический интерес (в форме процессуально-правового) судебного представителя — это обусловленная законом (законное представительство) или волеизъяв­лением представляемого субъекта (договорное представительство) «потребность в защите» чужого права (интереса) от имени и в инте­ресах самого представляемого в процессе принудительного исполне­ния юрисдикциоиного акта. Эта потребность в защите подтверждается надлежаще оформленными полномочиями.

Полномочия представителя должны быть подтверждены доверен­ностью, выданной и оформленной в том порядке, который устанавли­вается законодательством.

В соответствии со ст. 185 ГК РФ доверенность представляет письмен­ное уполномочие, которое одно лицо выдает другому — для представи­тельства перед третьими лицами. Доверенность — односторонняя сдел­ка и, следовательно, подчиняется требованиям, установленным для всех такого рода сделок в ст. 155 и 156 ГК РФ. Доверенность предъяв­ляется судебному приставу-исполнителю самим представителем либо направляется представляемым непосредственно судебному приставу-исполнителю.

Срок действия доверенности не может превышать 3 лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

Передавший полномочия другому лицу должен известить об этом выдавшего доверенность и сообщить ему необходимые сведения о лице, которому переданы полномочия. Неисполнение этой обязанно­сти возлагает на передавшего полномочия ответственность за действия лица, которому он передал полномочия, как за свои собственные.

В законе специально не оговорено участие в исполнительном про­изводстве адвоката, каким документом удостоверяется полномочие адвоката. По сложившейся практике, адвокат действует на основании ордера, выдаваемого юридической консультацией, в случаях, когда производится разовое обслуживание организации или гражданина. Если же с юридической консультацией заключен договор на постоян­ное юридическое обслуживание, то в нем указываются фамилия, имя и отчество адвоката, которому поручается исполнение договора со сто­роны юридической консультации. На основании этого договора орга­низация (гражданин-предприниматель), заключившая договор с юри­дической консультацией, выдает указанному адвокату доверенность.

Права и охраняемые законом интересы недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности, в исполнительном произ­водстве защищают законные представители — их родители, усынови­тели, опекуны или попечители, которые представляют документы, удостоверяющие их полномочия.

В исполнительном производстве, в котором должен участвовать на­следник лица, умершего или объявленного в установленном порядке умершим, если наследство еще никем не принято, в качестве предста­вителя наследника выступает опекун, назначенный для охраны на­следственного имущества и управления им.

Добровольное (договорное) представительство основано на согла­шении между стороной и лицом, осуществляющим представительство. Этот вид представительства основывается на договоре поручения (ст. 971-979 ГК РФ), на агентском договоре (ст. 1005-1011 ГК РФ), а также на трудовом договоре (контракте).

Представитель, участвующий в исполнительном производстве, имеет право на совершение от имени представляемого всех действий, связан­ных с исполнительным производством, т. е. знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий и другие.

Прокурор.Согласно п. 4 ст. 19 Закона «О судебных приставах» над­зор за исполнением законов при осуществлении судебными пристава­ми своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный проку­рор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 1 Закона «О проку­ратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и ук­репления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокура­тура РФ осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, орга­нами местного самоуправления, органами военного управления, орга­нами контроля, их должностными лицами, органами управления и ру­ководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными ми­нистерствами, государственными комитетами, службами и иными фе­деральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами уп­равления и руководителями коммерческих и некоммерческих органи­заций; надзор за исполнением законов судебными приставами.

Учитывая несовершенство законодательства об исполнительном производстве в части прокурорского надзора, Генеральным прокуро­ром РФ было подписано указание, в котором разъясняется, что орга­нам прокуратуры необходимо осуществлять надзор за исполнением законов и законностью правовых актов — в частности, за соблюдение закона при осуществлении судебными приставами своих функций как при обеспечении установленного порядка деятельности судов, так и при исполнении судебных актов и актов других органов; за исполне­нием законов, регламентирующих возбуждение исполнительного про­изводства; законностью постановлений судов по гражданским делам — в части соответствия законам постановлений судов общей юрисдик­ции по вопросам исполнительного производства.

Переводчикомможет быть любой дееспособный гражданин, дос­тигший возраста 18 лет, владеющий языками, знание которых необхо­димо для перевода.

Участие в исполнительном производстве переводчика реализует принцип национального языка исполнительного производства, кото­рый характерен ряду процессуальных отраслей права, в том числе исполнительному производству (Закон РСФСР «О языках народов РСФСР», ст. 38 Закона «Об исполнительном производстве»).

В ст. 43 Закона «Об исполнительном производстве» предусматри­вается возможность заявления отвода переводчику, если он является родственником одной из сторон, ее представителя или других лиц, уча­ствующих в исполнительном производстве, либо заинтересован в ис­ходе исполнительного производства, либо имеются иные обстоятель­ства, вызывающие сомнение в его беспристрастности.

По общему правилу при наличии оснований для отвода переводчик обязан заявить самоотвод. Однако если он этого не делает, отвод может быть заявлен взыскателем или должником. Вопрос об отводе перевод­чика решается судебным приставом-исполнителем.

Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.

Понятые— это лица, присутствие которых обязательно при совер­шении исполнительных действий, связанных с вскрытием помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо при­надлежащих должнику или другим лицам, осмотром, арестом, изъяти­ем и передачей имущества должника.

К понятым предъявляются определенные требования: дееспособ­ность гражданина; достижение возраста 18 лет; отсутствие заинтере­сованности в совершении исполнительных действий, родственных отношений, подчиненности и подконтрольности с участниками ис­полнительного производства или с другим понятым; количество по­нятых не может быть менее двух.

Закон «Об исполнительном производстве» не предусматривает воз­можности отвода понятых, но наличие заинтересованности может слу­жить основанием для устранения понятого из исполнительного произ­водства судебным приставом-исполнителем, а если этого не происходит, то основанием для обжалования действий судебного пристава-испол­нителя взыскателем или должником в суд в порядке, предусмотрен­ном ст. 90 Закона «Об исполнительном производстве».

В ст. 40 Закона «Об исполнительном производстве» перечислены права и обязанности понятых.В частности, понятой обязан удостове­рить своей подписью в акте соответствующего исполнительного дей­ствия факт, содержание и результаты исполнительных действий, при совершении которых он присутствовал. Понятой вправе знать, для со­вершения каких исполнительных действий он приглашается, на осно­вании какого исполнительного документа они совершаются, а также делать замечания по поводу совершенных действий. Замечания поня­того подлежат занесению в акт соответствующего исполнительного действия. По желанию понятого указанные замечания могут им заноситься собственноручно. Перед началом исполнительных действий, в которых участвуют понятые, судебный пристав-исполнитель разъяс­няет им их права и обязанности. Понятые имеют право на компенса­цию расходов, понесенных ими в связи с исполнением обязанностей понятых. Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий.

Общие положения об участии специалиста в исполнительном про­изводстве содержатся в ст. 41 Закона «Об исполнительном производ­стве».

Участие специалиста в исполнительном производстве необходимо для разъяснения возникающих при совершении исполнительных дей­ствий вопросов, требующих специальных знаний.

Функции специалиста в исполнительном производстве схожи с функциями эксперта в гражданском и арбитражном процессах. Спе­циалист должен быть лицом незаинтересованным. Наличие каких-либо обстоятельств, дающих основание для сомнений в его бесприст­растности, является поводом для заявления ему отвода (ст. 43 Закона «Об исполнительном производстве»).

Специалист имеет право: знать о своих обязанностях; получить воз­награждение за выполненную работу, проводимую в связи с соверше­нием исполнительных действий; знать о возможности применения уголовных санкций за отказ или уклонение от дачи заключения или дачу заведомо ложного заключения, хотя применение ст. 307 УК РФ в данном случае вызывает большие сомнения.

Обязанностями специалиста являются: обязанность явиться по вы­зову судебного пристава; дать объективное заключение по поставлен­ным вопросам; давать пояснения по поводу выполняемых им дей­ствий.

Исполнительный лист

Исполнительный лист на основании судебного акта, принятого ар­битражным судом первой или апелляционной инстанции, выдается тем судом, который принял соответствующий судебный акт. Исполни­тельный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом кассационной инстанции или Высшим Арбитражным Судом РФ, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривав­шим дело в первой инстанции.

Исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполне­нию. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его хода­тайству направляется для исполнения непосредственно арбитраж­ным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника.

По каждому судебному акту выдается один исполнительный лист, если настоящей статьей не установлено иное. В случаях, если судеб­ный акт принят в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков либо если исполнение должно быть произведено в различ­ных местах, арбитражный суд по ходатайству взыскателя выдает не­сколько исполнительных листов с точным указанием в каждом из них места исполнения или той части судебного акта, которая подлежит ис­полнению по данному исполнительному листу. На основании судеб­ного акта о взыскании денежных сумм с солидарных ответчиков по ходатайству взыскателя арбитражный суд может выдать несколько исполнительных листов по числу солидарных ответчиков с указанием в каждом из них общей суммы взыскания, наименований всех ответчи­ков и их солидарной ответственности.

Согласно ст. 320 АПК РФ в исполнительном листе должны быть указаны:

· · наименование арбитражного суда, выдавшего исполнительный лист; наименование и место нахождения иностранного суда, тре­тейского суда или международного коммерческого арбитража, если исполнительный лист выдан арбитражным судом на основа­нии решения такого суда;

· · дело, по которому выдан исполнительный лист, и номер дела;

· · дата принятия судебного акта, подлежащего исполнению;

· · наименование взыскателя-организации и должника-организа­ции, их место нахождения; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата, место рождения; место работы должника-гражданина или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуаль­ного предпринимателя;

· · резолютивная часть судебного акта;

· · дата вступления судебного акта в законную силу;

· · дата выдачи исполнительного листа и срок предъявления его к исполнению.

Если до выдачи исполнительного листа арбитражным судом предо­ставлена отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта, в испол­нительном листе указывается, с какого времени начинается течение срока действия исполнительного листа.

Исполнительный лист подписывается судьей и заверяется гербовой печатью арбитражного суда.

Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в следующие сроки: 1) в течение 3 лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке испол­нения судебного акта; 2) в течение 3 месяцев со дня вынесения оп­ределения о восстановлении пропущенного срока для предъявле­ния исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 322 АПК РФ.

Взыскатель, пропустивший срок для предъявления исполнительно­го листа к исполнению, вправе обратиться в арбитражный суд первой инстанции, рассматривавший дело, с заявлением о восстановлении пропущенного срока, если восстановление указанного срока преду­смотрено федеральным законом.

Заявление взыскателя о восстановлении пропущенного срока рас­сматривается в порядке, предусмотренном ст. 117 АПК РФ. По ре­зультатам рассмотрения заявления выносится определение. Копии определения направляются взыскателю и должнику. Определение арбитражного суда по вопросу о восстановлении пропущенного сро­ка для предъявления исполнительного листа к исполнению может быть обжаловано.

Полномочия арбитражного суда в исполнительном производстве

Под судебным надзором в исполнительном производстве следует понимать возможность совершения определенных процессуальных действий только при наличии санкции суда (арбитражного суда), а также обязанность суда рассматривать жалобы на действия судебного пристава-исполнителя и иски, вытекающие из отношений по прину­дительному исполнению.

Следует согласиться с тем, что взаимоотношения судебных приста­вов-исполнителей с судами общей юрисдикции можно охарактеризо­вать как процессуальное взаимодействие (процессуальное партнер­ство) определенных законом государственных органов (судов) и должностных лиц (судебных приставов-исполнителей), направленное на обеспечение интересов правосудия, защиту прав и законных инте­ресов граждан и организаций.

Процессуальное партнерство судов и судебных приставов-исполни­телей складывается по нескольким направлениям.

Во-первых, суд в ходе исполнительного производства принимает важные определения: о восстановлении пропущенного срока предъяв­ления исполнительного документа к исполнению (ст. 16 Закона «Об исполнительном производстве»); по вопросу о разъяснении судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (ст. 17 Закона «Об исполнительном производстве»); об отложении исполни­тельных действий на срок более 10 дней (ст. 19 Закона «Об исполни­тельном производстве»); об отсрочке или рассрочке исполнения вы­данного судом исполнительного документа, изменении способа и порядка его исполнения (ст. 18 Закона «Об исполнительном производ­стве»); о возобновлении исполнительного производства (п. 2 ст. 22 За­кона «Об исполнительном производстве»); о сокращении установлен­ных законом сроков приостановления исполнительного производства (п. 3 ст. 22 Закона «Об исполнительном производстве); о приостановлении исполнительного производства (ст. 24 Закона «Об исполни­тельном производстве»); о прекращении исполнительного производ­ства (ст. 24 Закона «Об исполнительном производстве»); об обраще­нии взыскания на имущество должника, находящееся у других лиц (ст. 48 Закона «Об исполнительном производстве»); о выплате работ­нику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа (ст. 74 За­кона «Об исполнительном производстве»).


Во-вторых,суд рассматривает жалобы на действия или бездействие судебного пристава-исполнителя (ст. 90 Закона «Об исполнительном производстве»). В случае подачи жалобы она подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде, в зависимости от вида исполнительного документа, по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в течение 10-дневного срока со дня совершения действия или отказа в совершении действия. Исходя из смысла Закона «Об ис­полнительном производстве», в суд могут быть обжалованы следующие постановления судебного пристава-исполнителя: о возбуждении испол­нительного производства (ст. 9 Закона «Об исполнительном производ­стве»); о возвращении исполнительного документа (ст. 10,26,73 Закона «Об исполнительном производстве»); об отложении исполнительных действий (ст. 19 Закона «Об исполнительном производстве»); об отказе в розыске должника или его имущества и о взыскании расходов по ро­зыску (ст. 28 Закона «Об исполнительном производстве»); обязываю­щее банк (иную кредитную организацию) осуществить продажу иност­ранной валюты или перевести денежные средства должника в иностранной валюте в банк (иную кредитную организацию), которые пользуются правом продажи иностранной валюты на внутреннем ва­лютном рынке Российской Федерации (ст. 47 Закона «Об исполнитель­ном производстве»); о взыскании расходов по совершению исполни­тельных действий, отнесении их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом «Об исполнительном производ­стве», а также возмещении органу или лицу, которые их понесли (ст. 84 Закона «Об исполнительном производстве»); о наложении штрафа на должника в случае неисполнения без уважительных причин исполнительного документа, обязывающего его совершить определенные дей­ствия или воздержаться от их совершения, в срок, установленный су­дебным приставом-исполнителем (ст. 85 Закона «Об исполнительном производстве»); о наложении штрафа за невыполнение законных требо­ваний судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве (ст. 87 Зако­на «Об исполнительном производстве»).

В-третьих, суд рассматривает исковые заявления в случае нарушения требований законодательства об исполнительном производстве. При этом эффективность судебного надзора определяется наличием особой юридической гарантии — гражданской или арбитражной процессуаль­ной формы.

Обжалование действий судебного пристава-исполнителя

В соответствии с п. 1 ст. 90 Закона «Об исполнительном производ­стве» на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению ис­полнительного документа, выданного арбитражным судом, или на от­каз в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебно­го пристава-исполнителя в 10-дневный срок со дня совершения дей­ствий (отказа в совершении действий). Следовательно, также стано­вится актуальным вопрос: в каком порядке следует рассматривать данные жалобы в арбитражном судопроизводстве?

Правила п. 1 ст. 90 Закона «Об исполнительном произ­водстве» являются новыми, изменяется подведомственность арбитражных судов, так как в их компетенцию законодатель включил значительную по объему категорию дел.

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельно­сти ненормативных правовых актов, решений и действий (бездей­ствия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-ис­полнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим прави­лам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с некоторы­ми особенностями, которые будут изложены ниже.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обра­тившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействи­тельными ненормативных правовых актов или о признании незакон­ными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (ст. 197 АПК РФ). При этом граждане, организации и иные лица впра­ве обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недей­ствительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (без­действие) не соответствуют закону или иному нормативному правово­му акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предприни­мательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуще­ствления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также государственные органы, органы местного са­моуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных право­вых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государ­ственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненорма­тивный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответ­ствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препят­ствия для осуществления предпринимательской и иной экономиче­ской деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 меся­цев со дня, когда гражданину, организации стало известно о наруше­нии их прав и законных интересов, если иное не установлено феде­ральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ст. 198 АПК РФ).

В заявлении должны быть также указаны:

· наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

· название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

· права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, наруша­ются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

· законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и дей­ствие (бездействие);

· требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) судеб­ного пристава-исполнителя должны быть также указаны сведения об ис­полнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ, а также текст оспар<

Наши рекомендации