В качестве квалифицирующих признаков понятия лиц, участвующих в исполнительном производстве, следует предложить два элемента
· юридический интерес;
· способность выступать от своего имени в защиту своих интересов или интересов других лиц, либо способность защищать права и интересы других лиц от имени последних.
Эти два признака всех лиц, участвующих в исполнительном производстве, являются связанными между собой в силу того, что одни из лиц, участвующих в исполнительном производстве (стороны), имея юридический интерес (материальный и процессуальный), защищают свои права или интересы, а другие (представители, прокурор, представители государственных органов и общественности), также имея юридический интерес (процессуальный), в силу прямого указания закона защищают права и интересы других лиц.
Вполне обосновано разграничение юридического интереса на материально-правовой и процессуально-правовой. Так, материально-правовой и процессуально-правовой интерес существует у сторон, поскольку возникновение и реализация права взыскания у сторон обусловлены как материально-правовыми, так и процессуальными факторами. Тем самым процессуальный интерес сторон означает предусмотренную законом возможность в принудительном исполнении юрисдикционного акта, которая основывается на процессуальных нормах законодательства об исполнительном производстве. Материально-правовой интерес сторон означает стремление к положительному материальному исходу исполнительного производства.
Представители образуют отдельную подгруппу лиц, участвующих в исполнительном производстве, поскольку защищают нрава и интересы других лиц от имени последних. Юридический интерес (в форме процессуально-правового) представителя сторон — это обусловленная законом (законное представительство) или волеизъявлением представляемого субъекта (договорное представительство) «потребность в защите» чужого права (интереса) от имени и в интересах самого представляемого в процессе принудительного исполнения юрисдикционного акта. Эта потребность в защите подтверждается надлежаще оформленными полномочиями.
Вторым обстоятельством, согласно которому целесообразно выделять лиц, участвующих в исполнительном производстве, в отдельную группу, является способность выступать от своего имени в защиту своих интересов или интересов других лиц, либо способность защищать права и интересы других лиц от имени последних.
Стороны.Согласно ст. 29 Закона «Об исполнительном производстве» сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник.
Взыскателем являются гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.
Должником являются гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить в пользу взыскателя определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения.
Граждане по достижении ими возраста 18 лет могут осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей.
Несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производствев случае объявления его полностью дееспособным (эмансипация), а также согласно ст. 21 ГК РФ в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет (ст. 13 СК РФ), гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. При достижении указанного возраста граждане могут осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей.
Права несовершеннолетних осуществляются в исполнительном производстве законными представителями — их родителями, усыновителями, опекунами или попечителями.
Прекращение правоспособности или утрата дееспособности влечет обязательное приостановление исполнительного производства. Так, согласно п. 1, 2 ст. 20 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению: в случае смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство, а также возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника; в случае утраты должником дееспособности. Причем, согласно п. 1 ст. 57 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений но авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
В случае выбытия одной из сторон (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель обязан своим постановлением произвести замену этой стороны ее правопреемником в порядке, установленном федеральным законом. В теории этот институт называется «правопреемством в исполнительном производстве».
Права и обязанности сторон урегулированы ст. 31, другими статьями Закона «Об исполнительном производстве», их можно разделить на общие и специальные.
К общим правам и обязанностям относятся, в частности, право сторон при совершении исполнительных действий знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия либо бездействие судебного пристава-исполнителя.
Таким образом, объем общих прав и обязанностей, имеющихся как у взыскателя, так и у должника, является одинаковым, что определяется принципом равноправия сторон.
Специальные права и обязанности сторон закреплены в отдельных статьях Закона «Об исполнительном производстве» и подразумевают особые условия их осуществления и использования, в этом проявляется действие принципа диспозитивности (отказ от исполнения, уменьшение требований, соглашение сторон, признание и т. п.).
Среди специальных обязанностей, которые установлены иными статьями Закона «Об исполнительном производстве», следует выделить обязанность должника — уплатить исполнительский сбор и, как правило, расходы по совершению исполнительных действий.
Другие специальные права сторон могут возникать из соответствующих обязанностей государственных органов, осуществляющих принудительное исполнение. Так, обязанности судебного пристава-исполнителя известить должника о начале принудительного исполнения соответствует право должника на своевременное извещение. Обязанности суда или иного юрисдикционного органа на отсрочку, рассрочку исполнения судебного акта и актов других органов, а также изменение способа и порядка его исполнения соответствует право сторон обратиться в суд или иной юрисдикционный орган, выдавший исполнительный документ с указанной просьбой.
Представители сторон. Граждане могут участвовать в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя.Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то при их исполнении должник не вправе действовать через представителя.
Участие организаций в исполнительном производстве осуществляется через их органы или должностных лиц,которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через представителей указанных органов и должностных лиц.
Статья 33 Закона «Об исполнительном производстве» не ограничивает круг лиц, которые могут быть представителями сторон в исполнительном производстве. Ими могут быть любые граждане, в том числе сотрудники организации, адвокаты, работники юридических фирм, любой уполномоченный гражданин, не подпадающие под исключения, предусмотренные ст. 36 Закона «Об исполнительном производстве». Единственное требование к представителям — это наличие надлежащим образом оформленных полномочий на ведение дела.
Представителями в исполнительном производстве, по общему правилу, могут быть лица, достигшие возраста 18 лет и не состоящие под опекой или попечительством. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть представителем, если он признан дееспособным в порядке, установленном ГК РФ (эмансипация и др.).
Хотя в Законе «Об исполнительном производстве» и не указано, но представителями в исполнительном производстве не могут быть адвокаты, принявшие поручения об оказании юридической помощи с нарушением правил, установленных законодательством РФ об адвокатуре. В частности, адвокат не вправе принять поручение об оказании юридической помощи в случаях, если он по данному делу оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицам, интересы которых противоречат интересам лица, обратившегося с просьбой о ведении дела, или участвовал в качестве судьи, прокурора, следователя, лица, производившего дознание, эксперта, специалиста, переводчика, свидетеля или понятого, а также если в расследовании или рассмотрении дела принимает участие должностное лицо, с которым адвокат состоит в родственных отношениях.
В исполнительном производстве необходимо различать обязательное (законное) и добровольное (договорное) представительство.
Представители сторон имеют заинтересованность в исходе дела, которая определяется непосредственно законом (законное представительство), договором (договорное представительство) либо другим основанием, которое является юридическим. Юридический интерес (в форме процессуально-правового) судебного представителя — это обусловленная законом (законное представительство) или волеизъявлением представляемого субъекта (договорное представительство) «потребность в защите» чужого права (интереса) от имени и в интересах самого представляемого в процессе принудительного исполнения юрисдикциоиного акта. Эта потребность в защите подтверждается надлежаще оформленными полномочиями.
Полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в том порядке, который устанавливается законодательством.
В соответствии со ст. 185 ГК РФ доверенность представляет письменное уполномочие, которое одно лицо выдает другому — для представительства перед третьими лицами. Доверенность — односторонняя сделка и, следовательно, подчиняется требованиям, установленным для всех такого рода сделок в ст. 155 и 156 ГК РФ. Доверенность предъявляется судебному приставу-исполнителю самим представителем либо направляется представляемым непосредственно судебному приставу-исполнителю.
Срок действия доверенности не может превышать 3 лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.
Передавший полномочия другому лицу должен известить об этом выдавшего доверенность и сообщить ему необходимые сведения о лице, которому переданы полномочия. Неисполнение этой обязанности возлагает на передавшего полномочия ответственность за действия лица, которому он передал полномочия, как за свои собственные.
В законе специально не оговорено участие в исполнительном производстве адвоката, каким документом удостоверяется полномочие адвоката. По сложившейся практике, адвокат действует на основании ордера, выдаваемого юридической консультацией, в случаях, когда производится разовое обслуживание организации или гражданина. Если же с юридической консультацией заключен договор на постоянное юридическое обслуживание, то в нем указываются фамилия, имя и отчество адвоката, которому поручается исполнение договора со стороны юридической консультации. На основании этого договора организация (гражданин-предприниматель), заключившая договор с юридической консультацией, выдает указанному адвокату доверенность.
Права и охраняемые законом интересы недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности, в исполнительном производстве защищают законные представители — их родители, усыновители, опекуны или попечители, которые представляют документы, удостоверяющие их полномочия.
В исполнительном производстве, в котором должен участвовать наследник лица, умершего или объявленного в установленном порядке умершим, если наследство еще никем не принято, в качестве представителя наследника выступает опекун, назначенный для охраны наследственного имущества и управления им.
Добровольное (договорное) представительство основано на соглашении между стороной и лицом, осуществляющим представительство. Этот вид представительства основывается на договоре поручения (ст. 971-979 ГК РФ), на агентском договоре (ст. 1005-1011 ГК РФ), а также на трудовом договоре (контракте).
Представитель, участвующий в исполнительном производстве, имеет право на совершение от имени представляемого всех действий, связанных с исполнительным производством, т. е. знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий и другие.
Прокурор.Согласно п. 4 ст. 19 Закона «О судебных приставах» надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов судебными приставами.
Учитывая несовершенство законодательства об исполнительном производстве в части прокурорского надзора, Генеральным прокурором РФ было подписано указание, в котором разъясняется, что органам прокуратуры необходимо осуществлять надзор за исполнением законов и законностью правовых актов — в частности, за соблюдение закона при осуществлении судебными приставами своих функций как при обеспечении установленного порядка деятельности судов, так и при исполнении судебных актов и актов других органов; за исполнением законов, регламентирующих возбуждение исполнительного производства; законностью постановлений судов по гражданским делам — в части соответствия законам постановлений судов общей юрисдикции по вопросам исполнительного производства.
Переводчикомможет быть любой дееспособный гражданин, достигший возраста 18 лет, владеющий языками, знание которых необходимо для перевода.
Участие в исполнительном производстве переводчика реализует принцип национального языка исполнительного производства, который характерен ряду процессуальных отраслей права, в том числе исполнительному производству (Закон РСФСР «О языках народов РСФСР», ст. 38 Закона «Об исполнительном производстве»).
В ст. 43 Закона «Об исполнительном производстве» предусматривается возможность заявления отвода переводчику, если он является родственником одной из сторон, ее представителя или других лиц, участвующих в исполнительном производстве, либо заинтересован в исходе исполнительного производства, либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности.
По общему правилу при наличии оснований для отвода переводчик обязан заявить самоотвод. Однако если он этого не делает, отвод может быть заявлен взыскателем или должником. Вопрос об отводе переводчика решается судебным приставом-исполнителем.
Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.
Понятые— это лица, присутствие которых обязательно при совершении исполнительных действий, связанных с вскрытием помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, осмотром, арестом, изъятием и передачей имущества должника.
К понятым предъявляются определенные требования: дееспособность гражданина; достижение возраста 18 лет; отсутствие заинтересованности в совершении исполнительных действий, родственных отношений, подчиненности и подконтрольности с участниками исполнительного производства или с другим понятым; количество понятых не может быть менее двух.
Закон «Об исполнительном производстве» не предусматривает возможности отвода понятых, но наличие заинтересованности может служить основанием для устранения понятого из исполнительного производства судебным приставом-исполнителем, а если этого не происходит, то основанием для обжалования действий судебного пристава-исполнителя взыскателем или должником в суд в порядке, предусмотренном ст. 90 Закона «Об исполнительном производстве».
В ст. 40 Закона «Об исполнительном производстве» перечислены права и обязанности понятых.В частности, понятой обязан удостоверить своей подписью в акте соответствующего исполнительного действия факт, содержание и результаты исполнительных действий, при совершении которых он присутствовал. Понятой вправе знать, для совершения каких исполнительных действий он приглашается, на основании какого исполнительного документа они совершаются, а также делать замечания по поводу совершенных действий. Замечания понятого подлежат занесению в акт соответствующего исполнительного действия. По желанию понятого указанные замечания могут им заноситься собственноручно. Перед началом исполнительных действий, в которых участвуют понятые, судебный пристав-исполнитель разъясняет им их права и обязанности. Понятые имеют право на компенсацию расходов, понесенных ими в связи с исполнением обязанностей понятых. Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий.
Общие положения об участии специалиста в исполнительном производстве содержатся в ст. 41 Закона «Об исполнительном производстве».
Участие специалиста в исполнительном производстве необходимо для разъяснения возникающих при совершении исполнительных действий вопросов, требующих специальных знаний.
Функции специалиста в исполнительном производстве схожи с функциями эксперта в гражданском и арбитражном процессах. Специалист должен быть лицом незаинтересованным. Наличие каких-либо обстоятельств, дающих основание для сомнений в его беспристрастности, является поводом для заявления ему отвода (ст. 43 Закона «Об исполнительном производстве»).
Специалист имеет право: знать о своих обязанностях; получить вознаграждение за выполненную работу, проводимую в связи с совершением исполнительных действий; знать о возможности применения уголовных санкций за отказ или уклонение от дачи заключения или дачу заведомо ложного заключения, хотя применение ст. 307 УК РФ в данном случае вызывает большие сомнения.
Обязанностями специалиста являются: обязанность явиться по вызову судебного пристава; дать объективное заключение по поставленным вопросам; давать пояснения по поводу выполняемых им действий.
Исполнительный лист
Исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом первой или апелляционной инстанции, выдается тем судом, который принял соответствующий судебный акт. Исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом кассационной инстанции или Высшим Арбитражным Судом РФ, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.
Исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника.
По каждому судебному акту выдается один исполнительный лист, если настоящей статьей не установлено иное. В случаях, если судебный акт принят в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков либо если исполнение должно быть произведено в различных местах, арбитражный суд по ходатайству взыскателя выдает несколько исполнительных листов с точным указанием в каждом из них места исполнения или той части судебного акта, которая подлежит исполнению по данному исполнительному листу. На основании судебного акта о взыскании денежных сумм с солидарных ответчиков по ходатайству взыскателя арбитражный суд может выдать несколько исполнительных листов по числу солидарных ответчиков с указанием в каждом из них общей суммы взыскания, наименований всех ответчиков и их солидарной ответственности.
Согласно ст. 320 АПК РФ в исполнительном листе должны быть указаны:
· · наименование арбитражного суда, выдавшего исполнительный лист; наименование и место нахождения иностранного суда, третейского суда или международного коммерческого арбитража, если исполнительный лист выдан арбитражным судом на основании решения такого суда;
· · дело, по которому выдан исполнительный лист, и номер дела;
· · дата принятия судебного акта, подлежащего исполнению;
· · наименование взыскателя-организации и должника-организации, их место нахождения; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата, место рождения; место работы должника-гражданина или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
· · резолютивная часть судебного акта;
· · дата вступления судебного акта в законную силу;
· · дата выдачи исполнительного листа и срок предъявления его к исполнению.
Если до выдачи исполнительного листа арбитражным судом предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта, в исполнительном листе указывается, с какого времени начинается течение срока действия исполнительного листа.
Исполнительный лист подписывается судьей и заверяется гербовой печатью арбитражного суда.
Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в следующие сроки: 1) в течение 3 лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта; 2) в течение 3 месяцев со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 322 АПК РФ.
Взыскатель, пропустивший срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, вправе обратиться в арбитражный суд первой инстанции, рассматривавший дело, с заявлением о восстановлении пропущенного срока, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.
Заявление взыскателя о восстановлении пропущенного срока рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 117 АПК РФ. По результатам рассмотрения заявления выносится определение. Копии определения направляются взыскателю и должнику. Определение арбитражного суда по вопросу о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению может быть обжаловано.
Полномочия арбитражного суда в исполнительном производстве
Под судебным надзором в исполнительном производстве следует понимать возможность совершения определенных процессуальных действий только при наличии санкции суда (арбитражного суда), а также обязанность суда рассматривать жалобы на действия судебного пристава-исполнителя и иски, вытекающие из отношений по принудительному исполнению.
Следует согласиться с тем, что взаимоотношения судебных приставов-исполнителей с судами общей юрисдикции можно охарактеризовать как процессуальное взаимодействие (процессуальное партнерство) определенных законом государственных органов (судов) и должностных лиц (судебных приставов-исполнителей), направленное на обеспечение интересов правосудия, защиту прав и законных интересов граждан и организаций.
Процессуальное партнерство судов и судебных приставов-исполнителей складывается по нескольким направлениям.
Во-первых, суд в ходе исполнительного производства принимает важные определения: о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению (ст. 16 Закона «Об исполнительном производстве»); по вопросу о разъяснении судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (ст. 17 Закона «Об исполнительном производстве»); об отложении исполнительных действий на срок более 10 дней (ст. 19 Закона «Об исполнительном производстве»); об отсрочке или рассрочке исполнения выданного судом исполнительного документа, изменении способа и порядка его исполнения (ст. 18 Закона «Об исполнительном производстве»); о возобновлении исполнительного производства (п. 2 ст. 22 Закона «Об исполнительном производстве»); о сокращении установленных законом сроков приостановления исполнительного производства (п. 3 ст. 22 Закона «Об исполнительном производстве); о приостановлении исполнительного производства (ст. 24 Закона «Об исполнительном производстве»); о прекращении исполнительного производства (ст. 24 Закона «Об исполнительном производстве»); об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у других лиц (ст. 48 Закона «Об исполнительном производстве»); о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа (ст. 74 Закона «Об исполнительном производстве»).
Во-вторых,суд рассматривает жалобы на действия или бездействие судебного пристава-исполнителя (ст. 90 Закона «Об исполнительном производстве»). В случае подачи жалобы она подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде, в зависимости от вида исполнительного документа, по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в течение 10-дневного срока со дня совершения действия или отказа в совершении действия. Исходя из смысла Закона «Об исполнительном производстве», в суд могут быть обжалованы следующие постановления судебного пристава-исполнителя: о возбуждении исполнительного производства (ст. 9 Закона «Об исполнительном производстве»); о возвращении исполнительного документа (ст. 10,26,73 Закона «Об исполнительном производстве»); об отложении исполнительных действий (ст. 19 Закона «Об исполнительном производстве»); об отказе в розыске должника или его имущества и о взыскании расходов по розыску (ст. 28 Закона «Об исполнительном производстве»); обязывающее банк (иную кредитную организацию) осуществить продажу иностранной валюты или перевести денежные средства должника в иностранной валюте в банк (иную кредитную организацию), которые пользуются правом продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (ст. 47 Закона «Об исполнительном производстве»); о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, отнесении их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом «Об исполнительном производстве», а также возмещении органу или лицу, которые их понесли (ст. 84 Закона «Об исполнительном производстве»); о наложении штрафа на должника в случае неисполнения без уважительных причин исполнительного документа, обязывающего его совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем (ст. 85 Закона «Об исполнительном производстве»); о наложении штрафа за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве (ст. 87 Закона «Об исполнительном производстве»).
В-третьих, суд рассматривает исковые заявления в случае нарушения требований законодательства об исполнительном производстве. При этом эффективность судебного надзора определяется наличием особой юридической гарантии — гражданской или арбитражной процессуальной формы.
Обжалование действий судебного пристава-исполнителя
В соответствии с п. 1 ст. 90 Закона «Об исполнительном производстве» на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или на отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в 10-дневный срок со дня совершения действий (отказа в совершении действий). Следовательно, также становится актуальным вопрос: в каком порядке следует рассматривать данные жалобы в арбитражном судопроизводстве?
Правила п. 1 ст. 90 Закона «Об исполнительном производстве» являются новыми, изменяется подведомственность арбитражных судов, так как в их компетенцию законодатель включил значительную по объему категорию дел.
Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с некоторыми особенностями, которые будут изложены ниже.
Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (ст. 197 АПК РФ). При этом граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ст. 198 АПК РФ).
В заявлении должны быть также указаны:
· наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
· название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
· права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
· законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
· требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.
К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ, а также текст оспар<