The evolution of the mechanism of legal regulation of the agreement supplies for state and municipal needs in russia
Николаев Вадим Борисович – магистрант 3 курса, направление подготовки «Юриспруденция», ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
Аннотация: В статье рассматриваются тенденции развития законодательства, регулирующего договор поставки для государственных и муниципальных нужд в России.
Ключевые слова: договор поставки, механизм правового регулирования, гражданское законодательство.
Abstract: the article considers tendencies of development of legislation regulating the supply agreement for state and municipal needs in Russia.
Key words: supply contract, the mechanism of legal regulation, civil law.
В эпоху рыночного реформирования России, договор поставки остается одним из самых востребованных. Законодательно основные положения о поставке закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), в § 3 и § 4 гл. 30. Договор поставки, является результатом эволюционирования, происходившего на протяжении всего времени возникновения и существования данной конструкции гражданско-правового договора в российском праве.
Гражданско-правовая конструкция, опосредующая отношения по поставке товаров, исходя из содержания законодательных актов Российской империи начиная с XVIII в. представляет собой традиционный отечественный договор.
Необходимо отметить, что договор поставки на начальном этапе развития обладал признаками договора купли-продажи, что свидетельствовало о соотношении поставки и купли-продажи как общее и частное.
Смена политического строя повлекла за собой усиление государственного регулирования процесса товарного обмена и, как следствие, изменение механизма регулирования договора поставки. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. был составлен на основе проекта Гражданского уложения[1, с. 207]. Но договор поставки больше не относился к самостоятельным договорам. И законодатель, и многие ученые относили его к разновидности договора купли-продажи[2, с. 155-158]. Также предлагалось вообще исключить договор поставки по причине отсутствия характерных особенностей данной гражданско-правовой конструкции[3, с. 23].
Но в связи с усилением механизма государственного регулирования имущественного рынка и развитием планово-административной системы гражданско-правовая конструкция договора поставки проявила себя как оптимальное средство, опосредовавшее доведение плановых заданий до конкретных организаций, участников производственного оборота. И как следствие, договор поставки становился все более независимым от купли-продажи.
Выделялись два вида договора поставки: 1) договор, заключение которого осуществлялось на основании государственного плана; 2) поставка, осуществляемая по усмотрению сторон. В цивилистической литературе отмечалась необходимость превалирования плана над договорными отношениями по воле сторон[4, с. 2], а сам договор поставки стал явлением, производным от системы планирования[5, с. 16].
В дальнейшем механизм правового регулирования договора поставки становился все более многоуровневым. К нормативно-правовым актам второй половины двадцатого века относились: Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик[6, с. 228], Гражданский кодекс РСФСР [7] и Положения о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления[8] и др. Достаточно подробное регулирование отношений по поставке товаров было обусловлено детальной регламентацией штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств.
К особенностям договора поставки в условиях плановой экономики относились: 1) отсутствие перехода права собственности при исполнении договора поставки; 2) перераспределение вещей между организациями, государственными органами; 3) перераспределение между субъектами договора штрафных санкций за неисполнение обязательств по договору.
В связи с отсутствием факта перехода права собственности стали считать, что отношения по договору поставки в отличие от договора купли-продажи не относятся к товарным[9, с. 85], и договор поставки стали трактовать как плановое обязательство, по которому предмет договора передавался в определенные сроки или срок в оперативное управление в соответствии с обязательным для субъектов плановым актом распределения продукции. Покупатель обязывался принять продукцию и оплатить ее по установленным ценам поставщику.
Вместе с тем передача поставщиком не распределенной в плановом порядке продукции покупателю в срок, не совпадающий с моментом заключения соглашения, также определялся как договор поставки (ст. 44 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г., ст. 258 ГК РСФСР 1964 г.).
Как следствие, на протяжении данного этапа развития договора поставки его непременным атрибутом являлось государственное планирование, что повлекло за собой еще большее обособление договора поставки от договора купли-продажи.
Впоследствии плановое регулирование отношений по поставке товаров отошло на второй план, уступив место гражданско-правовому регулированию, обусловленному рыночными отношениями субъектов гражданского права, а штрафная направленность гражданско-правовой ответственности сменилась компенсационной, имеющей восстановительную направленность.
Одним из основных нормативных актов, повлиявших на формирование современного понимания договора поставки, являлись Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (далее - Основы) 1991 г.[10]
В литературе указывалось на необходимость использования в легальном определении договора поставки вместо слова «товар предназначенный» «приобретаемый товар», поскольку при буквальном толковании из предмета поставки могло быть исключено имущество, охватываемое понятием «товары народного потребления»[11, с. 98]. Теперь дано новое определение договора поставки, данное в ст. 506 ГК РФ, более корректно обозначает предмет поставки. По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Другое отличие заключалось в том, что поставщик был назван продавцом, что свидетельствовало об укреплении позиции, согласно которой договор поставки считается разновидностью договора купли-продажи. Это становится очевидным при рассмотрении п. 2 ст. 79 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, в соответствии с которым к договору поставки применялись правила о договоре купли-продажи.
В ныне действующем Гражданском кодексе Российской Федерации договор поставки (§ 3) помещен в гл. 30 (купля-продажа), и к нему применяются общие положения о договоре купли-продажи (§ 1).
Некоторые ученые утверждают, что договор поставки следует выделить в самостоятельный вид, отличный от договора купли-продажи. Так, по мнению О.М. Олейник, единственное, что объединяет поставку и куплю-продажу, - это их правовая цель, т.е. направленность на передачу права собственности или иного производного вещного права на условиях возмездности и безвозвратности[12, с. 101].
Такого подхода придерживается Т.Е. Кукина, определяя договор поставки как «...соглашение между участниками поставочных отношений, в соответствии с которым один из участников (поставщик) обязуется передать в обусловленный срок (сроки) и за определенную цену другому участнику (покупателю) в собственность продукцию или товар (товары), определяемые родовыми признаками, а покупатель обязуется принять и оплатить их»[13, с. 45].
Соглашение о купле - продаже имеет предметом родовые товары и вещи.
Цена и срок исполнения и заключения договора поставки, как и купли-продажи, не совпадать может.
На современном этапе сближение договора поставки и купли-продажи обостряют проблему их отграничения четкого, так и соотношения другими договорами о передаче имущества договора поставки.
В то же время длительно время договор поставки отечественными учеными понимался как оптовой купли-продажи договор.
В заключение хотелось бы отметить, что роль договора поставки для государственных нужд продолжает оставаться значительной. Содержание новейших нормативно-правовых актов, опосредующих отношения по поставкам товаров для государственных нужд, способствует усилению ответственности поставщиков за нарушение условий договора, а также направлено на усиление контроля за целевым использованием средств государственного бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Тема госзакупок и развития федеральной контрактной системы продолжает быть актуальной на сегодняшний день. Нововведения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на наш взгляд, направлены в том числе на качественное улучшение договорной работы заказчика. Изменения затронули виды контрактов, порядок их заключения, изменения, расторжения и форму. Вводимые правила вполне объяснимы, поскольку контракт - правовая основа проводимой заказчиком закупки и гарантия удовлетворения его нужд. Контракт - правовое ядро всей системы госзаказа. Наряду с контрактом в законодательстве о федеральной контрактной системе используются и иные, однако, не менее значимые договорные конструкции.
На наш взгляд, все договорные конструкции, которые задействованы в процедурах закупки товаров для публичных нужд, можно разделить на две основные группы. Первая - это непосредственно государственный (муниципальный) контракт, т.е. договор, заключенный для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд заказчиком и победителем по итогам процедуры определения поставщика (п. п. 2, 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Вторая - договоры, опосредующие заключение государственного (муниципального) контракта или косвенно связанные с контрактом, однако имеющие значение для сторон контракта.
Закон № 44-ФЗ сохраняет исторически сложившееся подразделение контрактов по предмету на контракты по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг (п. 3 ч. 1 ст. 1). Законодатель уточнил, что теперь в предмет контрактов может входить в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества. Таким образом, был устранен вопрос о допустимости применения положений законодательства о публичных закупках в отношении аренды помещений. [14, с. 84]
На практике заказчики вынуждены прибегать к использованию конструкций смешанных контрактов (п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса РФ).[15] В связи с введением в гражданское законодательство рамочных и опционных договоров авторами стала активно обсуждаться возможность внедрения данных договорных конструкций для регламентации правоотношений в сфере госзакупок[16, с. 55-61].
Из основных проблем внедрения конструкции рамочного контракта в литературе отмечаются неразработанность процедуры отбора потенциальных поставщиков и их ранжирования, порядка заключения рамочного контракта и его существенных условий, необходимость внедрения мер по соблюдению центральным закупочным органом законодательства при проведении конкурентного отбора участников рамочных соглашений и т.д.[17, с. 35] Отметим тем не менее, что рамочный договор довольно эффективно используется в закупках для публичных нужд в зарубежных странах. Полагаем, что вопрос его внедрения в сферу госзакупок в России заслуживает изучения.
На основании изложенного мы считаем, что договорные конструкции в системе публичных закупок имеют вполне зримые перспективы развития[18].
В конечном итоге необходимо сделать вывод, что основными источниками регулирования отношений по договору поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, на которых зиждется и вся система законодательства по поставке товаров для нужд публичного образования, на данный момент необходимо считать Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и Закон № 44-ФЗ. Кроме того, нельзя не учитывать, что гражданское законодательство признает поставку товаров для государственных и муниципальных нужд особым институтом гражданского права.
Список литературы
1. Герценберг В.Э., Перетерский И.С. Обязательственное право. Гражданское уложение.Проект. Кн. V. - СПб., 1914. С.207.
2. Варшавский К.М. Подряды и поставки в Союзе ССР. - М., 1925. С. 155 - 158.
3. Кельман Е. Юридическая природа поставки // Еженедельник сов. юстиции. 1924. № 3-4. С.23.
4. Амфитеатров Г.Н. Нужен развернутый закон о договорах // Бюл. Госарбитража при СНК СССР. - М., 1933. № 19. С.2.
5. Курс советского гражданского права. Отдельные виды обязательств / Под ред. К.А. Граве и И.Б. Новицкого. - М., 1954. С. 16.
6. Исаченко В.Л., Исаченко В.П. Обязательства по договорам: В 2 т. - СПб., 1914. Т. 2. С. 228. 7. Гражданский кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407. (утратил силу) 8. Постановление Совмина СССР от 10.02.1981 № 161 «Об утверждении Положения о поставках продукции производственно-технического назначения и Положения о поставках товаров народного потребления: // СП СССР. 1981. № 9-10. Ст. 62.
9. Гражданское право: Учеб. / Под ред. Я.Ф. Миколенко, П.Е. Орловского. - М.: Юрид. изд-во М-ва юстиции СССР, 1938. С.85.
10. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик // ВСНД СССР и ВС СССР. 1991.№ 26. Ст. 733. (утратили силу). 11. Белоусов И. К вопросу о правовом регулировании отношений по договору поставки // Хоз-во и право. № 3 -. М.: Речь, 1995. С. 98.
12. Комментарий Гражданского кодекса Российской Федерации. - М.: БЕК, 1999. С. 101.
13. Кукина Т.Е. Договор поставки машинно-технической продукции: Автореф. дис. ... к. ю. н. -Волгоград, 2001. С. 45.
14. Тасалов Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: Монография. - М., 2016. С. 84 15. Решение ФАС России от 20 августа 2015 г. по делу № К-1002/15; решение ФАС России от 16 декабря 2014 г. по делу № К-1866/14 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». 16. Хрущев Р. Госзакупки: модель опционного договора // Конкуренция и право. 2012. № 6. С. 55 - 61.
17. Свининых Е.А. Рамочный контракт как средство централизации государственных закупок / Публичные закупки: проблемы правоприменения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (6 июня 2014 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М., 2014.С. 35.
18. Захаренко Д.С. Договорные конструкции в законодательстве о федеральной контрактной системе [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
УДК 336.742