Курс 3 семестр, 2 курс 4 семестр
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебная дисциплина «Гражданский процесс» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 (030900.62) Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 мая 2010 г. №464, которыми должен обладать выпускник:
а) общекультурных (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
б) профессиональных (ПК):
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).
Результаты освоения дисциплины
Результаты обучения | Формируемая компетенция (с указанием кода) | Примечание | |
Знания | 1. Сущность и содержание основных понятий, категорий гражданского процессуального права | осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3); имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); | |
2. Особенности и содержание институтов общей и особенной частей гражданского процессуального права | владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); | ||
3. практика применения положений гражданского процессуального законодательства | владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); | ||
Умения | 1. свободно ориентироваться в гражданском процессуальном законодательстве и в иных нормативных актах, регулирующих процессуальную деятельность | способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); способен толковать различные правовые акты (ПК-15); способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16) | |
2. правильно применять и использовать понятия и категории гражданского процессуального права, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в сфере гражданского процесса | способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); способен толковать различные правовые акты (ПК-15); способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16) | ||
3. правильно составлять и оформлять гражданские процессуальные акты и документы | способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13) | ||
Владения (навыки/опыт деятельности) | 1. грамотно разрешать предлагаемые практические ситуации | обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен толковать различные правовые акты (ПК-15); | |
2. составлять процессуальные документы | владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13) | ||
3. обоснованно и уверенно отстаивать свою позицию по спорным вопросам | способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13); способен толковать различные правовые акты (ПК-15); способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16). |
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б3.Б.7. Базовая часть» ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 (030900.62) Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция: «Теория государства и права», «Логика», «Конституционное право», «Гражданское право», «Административное право», «Финансовое право», «Налоговое право».
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В целом общая трудоемкость дисциплины (модуля) «Гражданский процесс» составляет 8 зачетных единиц, 288 часов. Итоговая форма контроля – зачет, экзамен.
При очной форме обучения дисциплина преподается в 3 и 4 семестре. В этом случае аудиторная нагрузка составляет 126 часов, в том числе: лекций - 36 часов, практических – 86 часов, КСР-4 часа, (всего контактных часов – 126), на экзамен – 45 часов, СРС – 117 часов.
При заочной форме обучения дисциплина преподается в 9 семестре. Аудиторная нагрузка составляет 32 часа, в том числе: лекций – 8 часов, практических – 20 часов, кср-4 (всего контактных часов – 32), на зачет, экзамен – 13 часов, СРС – 243 часов.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ДЛЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
по дисциплинеГражданский процесс
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
по дисциплинеГражданский процесс
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Виды самостоятельной работы:
· изучение нормативного материала, материалов практики, основной и дополнительной литературы в целях самоподготовки;
· решение задач по заданию преподавателя;
· конспектирование материалов судебной практики и научной литературы по заданию преподавателя;
· подготовка к занятиям, проводимым в интерактивной форме;
· анализ научных и практических проблем гражданского процесса на основе изучения публикаций в юридической периодике и составление эссе;
· составление проектов гражданско-процессуальных документов.
Основной формой контроля за самостоятельной работой студентов являются семинарские и практические занятия.
Формы текущего контроля
- опрос;
- проверка решения задач;
- проверка конспектов;
- проверка и обсуждение в группе подготовленных аннотаций, рецензий, эссе, документов;
- проверка материалов подготовленных на интерактивных занятиях.
Форма рубежного контроля – собеседование, контрольная работа, тестирование.
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины –зачет , экзамен.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Этапы освоения дисциплины
Этапы | Результаты обучения | Формируемая компетенция (с указанием кода) | Примечание | |
1 этап | Знания | 1. Сущность и содержание основных понятий, категорий гражданского процессуального права | осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3); имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); | |
2. Особенности и содержание институтов общей и особенной частей гражданского процессуального права | владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); | |||
3. практика применения положений гражданского процессуального законодательства | владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); | |||
2 этап | Умения | 1. свободно ориентироваться в гражданском процессуальном законодательстве и в иных нормативных актах, регулирующих процессуальную деятельность | способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); способен толковать различные правовые акты (ПК-15); способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16) | |
2. правильно применять и использовать понятия и категории гражданского процессуального права, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в сфере гражданского процесса | способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); способен толковать различные правовые акты (ПК-15); способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16) | |||
3. правильно составлять и оформлять гражданские процессуальные акты и документы | способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13) | |||
3 этап | Владения (навыки/опыт деятельности) | 1. грамотно разрешать предлагаемые практические ситуации | обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен толковать различные правовые акты (ПК-15); | |
2. составлять процессуальные документы | владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13) | |||
3. обоснованно и уверенно отстаивать свою позицию по спорным вопросам | способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13); способен толковать различные правовые акты (ПК-15); способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16). |
Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно с ежегодным обновлением банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.
Рейтинг-план дисциплины
Гражданский процесс
направление подготовки: 40.03.01 (030900.62) – Юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
курс 2, семестр3, 2015/2016 г.г.
Количество часов по учебному плану 144, в т.ч. аудиторная работа 64 ч. (лекций – 18 ч., практических занятий – 44 ч.), самостоятельная работа студентов 80 ч.
Преподаватели: Горелов М.В. к.ю.н., Жемалетдинов Р.М. к.ю.н., Коледина М.В. ассистент, Семенова Е.Ю. ст. преподаватель.
Кафедра: гражданского процесса
Виды учебной деятельности студентов | Балл за конкретное задание | Число заданий за семестр | Баллы | ||
Минимальный | Максимальный | ||||
Модуль 1 | |||||
Текущий контроль | |||||
1.Аудиторная работа | |||||
Практическое занятие по теме 1 Предмет, метод и система гражданского процессуального права. Практическое занятие по теме 1 1.Опрос 2. Выступление с докладами | |||||
Практическое занятие по теме 2. Принципы гражданского процессуального права. Практическое занятие по теме 2 1. Интерактив/ 2. Опрос | |||||
Практическое занятие по теме 3. Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права других лиц. Представительство в суде. Практическое занятие по теме 3 1. .Интерактив: Анализ трудной ситуации 2.Опрос | |||||
Практическое занятие по теме 4. Процессуальные сроки Практическое занятие по теме 4 1.Решение задач 2. Диспут | |||||
Рубежный контроль Тестирование | |||||
Модуль 2. Гражданские процессуальные правоотношения и их субъекты. | |||||
Текущий контроль | |||||
1.Аудиторная работа | |||||
Практическое занятие по теме 5. Подведомственность гражданских дел. Подсудность. Практическое занятие по теме 5 1.Интерактив: Понятийный анализ 2.Диспут | |||||
Практическое занятие по теме 6. Судебные расходы и судебные штрафы. Практическое занятие по теме 6 1.Решение задач 2.Интерактив: Мозговой штурм | |||||
Практическое занятие по теме 7. Судебное доказывание и доказательства Практическое занятие по теме 7 1. Интерактив: Сократический диалог 2.Опрос | |||||
Практическое занятие по теме 8. Иск и право на иск. Практическое занятие по теме 8 1.Интерактив: Анализ трудной ситуации 2.Опрос | |||||
Рубежный контроль Тестирование | |||||
Поощрительные баллы | |||||
1. Публикация статей | |||||
2. Участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. 1. Участие в одном из указанных мероприятий 2. Получение призового место в одном из указанных мероприятий | |||||
3. Участие в научных и научно-практических конференциях. 1. В качестве члена орг. группы 2. В качестве участника без доклада 3. В качестве участника с докладом | |||||
4. Выполнение заданий повышенной сложности 1. Решение задач повышенной сложности на 1 практическом занятии 2. Изучение дополнительной литературы (монографической и публикаций в юр. периодике) | |||||
Посещаемость ( баллы вычитаются из общей суммы набранных баллов) | |||||
1.Посещение лекционных занятий | -6 | ||||
2. Посещение практических (семинарских, лабораторных занятий) | -10 | ||||
Итоговый контроль | |||||
Зачет (дифференцированный зачет) | - | ||||
Рейтинг-план дисциплины
Гражданский процесс
направление подготовки: 40.03.01 (030900.62) – Юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
курс 2, семестр4, 2015/2016 г.г.
Количество часов по учебному плану 144, в т.ч. аудиторная работа 62 ч. (лекций – 34 ч., практических занятий – 18 ч.), самостоятельная работа студентов 42 ч.
Преподаватели: Горелов М.В. к.ю.н., Жемалетдинов Р.М. к.ю.н., Коледина М.В. ассистент,Семенова Е.Ю. ст. преподаватель.
Кафедра: гражданского процесса
Виды учебной деятельности студентов | Балл за конкретное задание | Число заданий за семестр | Баллы | ||
Минимальный | Максимальный | ||||
Модуль 3 Производство в суде первой инстанции | |||||
Текущий контроль | |||||
1.Аудиторная работа | |||||
Практическое занятие 1 по теме 9 Возбуждение гражданского дела. Подготовка дела к судебному разбирательству. 1. Интерактив: Коллоквиум (устный). 2.Тестирование | |||||
Практическое занятие 2 по теме 9 Медиация в гражданском процессе Судебные извещения и вызовы. Судебное разбирательство гражданских дел. 1. Решение задач 2. Опрос | |||||
Практическое занятие по теме 10 Постановления суда первой инстанции. 1. Интерактив: Мозговой штурv 2. Диспут | |||||
Практическое занятие по теме 11. Приказное производство 1.Решение задач 2. Опрос | |||||
Практическое занятие по теме 12 Заочное производство 1.Решение задач 2. Опрос | |||||
Рубежный контроль Тестирование | |||||
Модуль 4 Производство по пересмотру судебных постановлений | |||||
Текущий контроль | |||||
1.Аудиторная работа | |||||
Практическое занятие по теме 14 Производство по делам возникающим из публичных правоотношений. 1. Решение задач 2. Интерактив | |||||
Практическое занятие по теме 15 Особое производство. 1. Интерактив: Мозговой штурм 2.Диспут | |||||
Практическое занятие по теме 16 Производство в кассационной и надзорной инстанциях. 1.Интерактив. 2.Диспут | |||||
Практическое занятие по теме 17 Пересмотр вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам 1.Интерактив: Сократический диалог 2.Диспут | |||||
Рубежный контроль Тестирование | |||||
Поощрительные баллы | |||||
1. Публикация статей | |||||
2. Участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. 1. Участие в одном из указанных мероприятий 2. Получение призового место в одном из указанных мероприятий | |||||
3. Участие в научных и научно-практических конференциях. 1. В качестве члена орг. группы 2. В качестве участника без доклада 3. В качестве участника с докладом | |||||
4. Выполнение заданий повышенной сложности 1. Решение задач повышенной сложности на 1 практическом занятии 2. Изучение дополнительной литературы (монографической и публикаций в юр. периодике) | |||||
Посещаемость ( баллы вычитаются из общей суммы набранных баллов) | |||||
1.Посещение лекционных занятий | -6 | ||||
2. Посещение практических (семинарских, лабораторных занятий) | -10 | ||||
Итоговый контроль | |||||
Экзамен | |||||
Образцы заданий для проведения текущего контроля:
Пример задачи:
Истец обратился с заявлением о признании незаконным отказа в назначении пенсии по инвалидности. В связи с его смертью суд в порядке процессуального правопреемства допустил к участию в деле в качестве истца его жену, которая предъявила дополнительные требования о взыскании выходного пособия при увольнении Г. и судебных расходов. Решением суда исковые требования удовлетворены.
Оцените правильность действий суда, и подробно аргументируйте свой ответ?
Пример экзаменационного билета:
«Утверждено»
на заседании кафедры гражданского процесса
(протокол №5, от 14 января 2016 г.)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт права
Дисциплина: «Гражданское процессуальное право»
Билет №6
1.Понятие принципов гражданского процессуального права, их система и классификация.
2.Понятие, задачи, значение стадии судебного разбирательства.
3.Гражданин Алексеев В. За совершенное преступление отбывает в настоящее время наказании в колонии общего режима г.Челябинск.
Вопрос: Возможно, ли предъявить иск к гражданину Алексееву В. по месту отбывания наказания?
Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно с ежегодным обновлением банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.
Пример теста:
Какой вид представительства отсутствует в теории гражданского процесса и гражданском процессуальном законодательстве?
А) договорное (добровольное) представительство;
Б) законное представительство;
В) временное представительство;
Г) общественное представительство.
Понятийный анализ
Студентам предлагается для анализа понятие «объект гражданских процессуальных правоотношений» иперечень «пограничных случаев», т. е. явлений или предметов, включение или невключение которых в объем рассматриваемого понятия является неочевидным:
Юридический факт
«Мозговой штурм»
Для беседы преподавателем задается тема дискуссии: «Возможно, ли существование гражданского процессуального правоотношения вне рамок гражданского судопроизводства».
Ценные бумаги.
ПОПС-формула :
Студентам предлагается для обсуждения дискуссионный вопрос, является ли подведомственность условием предъявления иска.
При выступлении студенты строят свой ответ в соответствии с ПОПС–формулой, которая состоит из четырех элементов:
П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) - я считаю, что…
О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции -…потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) -..например…
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции - …поэтому..
Мозговой штурм»
Тема дискуссии: «В чем состоят особенности судебного доказывания в гражданском процессе?».
Вопросы для проведения зачета:
1. Формы защиты прав и законных интересов. Право на судебную защиту.
2. Понятие гражданского процессуального права, его предмет и система.
3. Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы.
4. Метод гражданского процессуального права.
5. Источники гражданского процессуального права.
6. Виды и стадии гражданского судопроизводства (процесса).
7. Понятие и система принципов гражданского процессуального права.
8. Принцип состязательности в гражданском судопроизводстве.
9. Принцип диспозитивности в гражданском судопроизводстве.
10. Сочетание единоличного и коллегиального порядка рассмотрения дел в гражданском процессе.
11. Принцип устности.
12. Понятие и основания возникновения гражданских процессуальных правоотношений.
13. Субъекты гражданских процессуальных правоотношений и их классификация.
14. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность.
15. Понятие стороны в гражданском процессе.
16. Порядок замены ненадлежащего ответчика.
17. Процессуальное соучастие.
18. Процессуальное правопреемство.
19. Третьи лица в гражданском процессе: понятие и виды.
20. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора.
21. Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора.
22. Понятие и виды представительства в суде.
23. Полномочия судебных представителей и их оформление.
24. Понятие подведомственности и ее критерии.
25. Виды подведомственности.
26. Понятие подсудности.
27. Виды подсудности.
28. Судебные расходы и их виды.
29. Освобождение от судебных расходов и их распределение между сторонами.
30. Государственная пошлина.
31. Понятие, сущность и признаки искового производства.
32. Понятие и правовая природа иска.
33. Элементы иска.
34. Виды исков.
35. Право на иск и право на предъявление иска.
36. Встречный иск и порядок его предъявления.
37. Мировое соглашение сторон.
38. Обеспечение иска.
39. Понятие и стадии судебного доказывания.
40. Понятие судебных доказательств.
41. Классификация судебных доказательств.
42. Предмет доказывания.
43. Факты, не подлежащие доказыванию.
44. Распределение между сторонами обязанностей по доказыванию. Доказательственные презумпции: понятие и значение.
45. Относимость доказательств и допустимость средств доказывания.
46. Оценка доказательств.
47. Объяснения сторон и третьих лиц.
48. Свидетельские показания.
49. Письменные доказательства.
50. Вещественные доказательства.
51. Заключение эксперта.
52. Аудио- и видеозапись как средство доказывания в гражданском судопроизводстве.
53. Обеспечение доказательств.
54. Порядок предъявления иска и последствия его несоблюдения.
Вопросы для проведения экзамена
1. Формы защиты прав и законных интересов. Право на судебную защиту.
2. Понятие гражданского процессуального права, его предмет и система.
3. Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы.
4. Метод гражданского процессуального права.
5. Источники гражданского процессуального права.
6. Виды и стадии гражданского судопроизводства (процесса).
7. Понятие и система принципов гражданского процессуального права.
8. Принцип состязательности в гражданском судопроизводстве.
9. Принцип диспозитивности в гражданском судопроизводстве.
10. Сочетание единоличного и коллегиального порядка рассмотрения дел в гражданском процессе.
11. Принцип устности.
12. Понятие и основания возникновения гражданских процессуальных правоотношений.
13. Субъекты гражданских процессуальных правоотношений и их классификация.
14. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность.
15. Понятие стороны в гражданском процессе.
16. Порядок замены ненадлежащего ответчика.
17. Процессуальное соучастие.
18. Процессуальное правопреемство.
19. Третьи лица в гражданском процессе: понятие и виды.
20. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора.
21. Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора.
22. Понятие и виды представительства в суде.
23. Полномочия судебных представителей и их оформление.
24. Понятие подведомственности и ее критерии.
25. Виды подведомственности.
26. Понятие подсудности.
27. Виды подсудности.
28. Судебные расходы и их виды.
29. Освобождение от судебных расходов и их распределение между сторонами.
30. Государственная пошлина.
31. Понятие, сущность и признаки искового производства.
32. Понятие и правовая природа иска.
33. Элементы иска.
34. Виды исков.
35. Право на иск и право на предъявление иска.
36. Встречный иск и порядок его предъявления.
37. Мировое соглашение сторон.
38. Обеспечение иска.
39. Понятие и стадии судебного доказывания.
40. Понятие судебных доказательств.
41. Классификация судебных доказательств.
42. Предмет доказывания.
43. Факты, не подлежащие доказыванию.
44. Распределение между сторонами обязанностей по доказыванию. Доказательственные презумпции: понятие и значение.
45. Относимость доказательств и допустимость средств доказывания.
46. Оценка доказательств.
47. Объяснения сторон и третьих лиц.
48. Свидетельские показания.
49. Письменные доказательства.
50. Вещественные доказательства.
51. Заключение эксперта.
52. Аудио- и видеозапись как средство доказывания в гражданском судопроизводстве.
53. Обеспечение доказательств.
54. Порядок предъявления иска и последствия его несоблюдения.
55. Правовые последствия возбуждения гражданского дела.
56. Сущность, значение и задачи подготовки дела к судебному разбирательству.
57. Процессуальные действия по подготовке дела к судебному разбирательству.
58. Приостановление производства по делу.
59. Предварительное судебное заседание.
60. Понятие, значение и составные части судебного разбирательства.
61. Подготовительная часть судебного разбирательства.
62. Рассмотрение дела по существу в стадии судебного разбирательства.
63. Протокол судебного заседания.
64. Сущность и значение судебного решения.
65. Требования, предъявляемые к судебным решениям.
66. Устранение недостатков судебного решения вынесшим его судом.
67. Законная сила судебного решения.
68. Определение суда первой инстанции. Виды определений.
69. Заочное производство: понятие и значение.
70. Судебный приказ: понятие и значение.
71. Порядок выдачи и основания к отказу в выдаче судебного приказа. Отмена судебного приказа.
72. Производство по рассмотрению заявлений о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступ