Психология постановления приговора

Постановление приговора — последняя, завершающая часть судебного разбирательства. Вэтой части судебного разбиратель­ства и завершается познавательно-оценочная деятельность суда. Здесь учитывается весь комплекс обстоятельств, имевших место непосредственно в судебном разбирательстве: позиция проку­ рора и защитника, поведение потерпевшего, отдельных свиде­ телей и подсудимого. Совокупность поведенческих факторов, воздействующих на позицию судей, можно назвать судебной со­ циальной перцепцией.

Совещание судей по постановлению приговора представляет собой деятельность формально-неформальной группы. С одной стороны, совещание должно разрешить определенный перечень вопросов, предусмотренных законом, с другой — каждый член судейской коллегии может занять свою позицию.

На все вопросы, поставленные на разрешение суда, должен быть получен категорически утвердительный или отрицатель­ ный ответ («да», «нет»). Все вопросы решаются простым боль­ шинством голосов. Никто из членов судейской коллегии не вправе воздержаться от выражения своего мнения, а председа­ тельствующий высказывает его последним.

Суд основывает приговор лишь на тех доказательствах, кото­ рые были рассмотрены в судебном заседании. Исходными по­ сылками могут быть лишь суждения, опирающиеся на досто­ верно установленные факты. Все сомнения, которые не пред­ ставляется возможным устранить, толкуются в пользу подсудимого. Признание подсудимым своей вины может быть положено в основу обвинительного приговора лишь при его подтверждении совокупностью других установленных в судеб­ ном заседании доказательств.

Объективная всесторонняя оценка доказательств — основа пра­ вильного судебного решения.

В некоторых случаях судебные ошибки допускаются из-за поверхностного исследования доказательств, следствием чего могут быть как неоправданно жесткие, так и мягкие приговоры-


§ 2. Психология постановления приговора

Находящийся в нетрезвом состоянии Ш. подошел к группе лиц и нанес одному из них удар ножом в живот, от которого потерпевший через 30 минут скончался. Суд осудил Ш. за неосторожное убийство. Вывод о неосторожной вине был сделан на основании заявления под­ судимого о том, что он якобы не имел намерения убить потерпевшего,

а хотел лишь испугать его, однако из-за опьянения не рассчитал силу удара и в последний момент не сумел задержать руку.

В материалах дела имелись следующие данные: глубина раневого канала — 11 см; непосредственно перед нанесением удара Ш. совер­ шил хулиганские действия еще в отношении одного человека. Все эти сведения при тщательном их системном анализе должны были послу­ жить основанием для отклонения судебной версии о неосторожном убийстве. Приговор был отменен вышестоящим судом.

Составление приговора.Закон устанавливает ряд общих тре­бований к структуре приговора. Приговор состоит из следующих частей: 1) вводная; 2) описательная; 3) резолютивная. Он со-

. ставляется одним из судей и подписывается всеми судьями (осо­ бое мнение излагается отдельно в письменном виде). Приговор составляется в общедоступных, понятных выражениях. Описа­ ние преступного деяния в нем должно соответствовать установ­ ленным судом фактам.

В оправдательном приговоре не должны допускаться форму­ лировки, ставящие под сомнение невиновность оправданного.

Обоснование судебного решения должно содержать анализ доказательств, доводы, по которым суд принял во внимание

' одни доказательства и отверг другие. Решение о наказании фор­ мулируется так, чтобы при исполнении приговора не возникало \ никаких сомнений.

Сложный процесс постановления законного, обоснованно­ го, справедливого приговора требует глубокой аналитической деятельности судей — они призваны соотнести социально зна­ чимые психические дефекты данной личности с конкретными

: исправительными возможностями назначаемой меры наказа-

■ ния. Уголовно-правовое наказание — не акт мести, а средство ресоциализации нарушившей закон личности.

Глава 19. Психологические основы

ресоциализации осужденных (исправительная психология)

§ 1. Предмет и задачи исправительной психологии

Исправительная психологияизучает психологические основыресоциализации осужденных:

• восстановление нарушенных социальных качеств личнос­ ти, необходимых для ее полноценной жизнедеятельности в об­ ществе;

• проблемы эффективности наказания;

• динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих возможностей в различных условиях жизнедеятельности;

• соответствие исправительного законодательства задачам исправления осужденных.

Исправительная психология призвана выработать практичес­ кие рекомендации по ресоциализации осужденных, разрабаты­ вать средства и приемы психологической коррекции личности правонарушителей.

Ресоциализацияличности осужденных связана прежде всего

с их ценностной переориентацией, формированием у них меха­ низма социально-положительного целеполагания, отработкой прочных стереотипов социально-положительного поведения. Создание условий формирования адаптированного поведения личности — основная задача исправительных учреждений. Ре­ шение этой задачи связано с теоретической разработкой про­ блемы личностного исправления, личностной реконструкции в процессе исполнения наказания.

Сложные задачи, стоящие перед уголовно-исполнительны­ ми учреждениями, могут успешно решаться лишь на основе коренной перестройки их деятельности, комплексных соци­ альных и психолого-педагогических программ ресоциализации различных категорий осужденных.

Исправительная психология исследует закономерности и особенности жизнедеятельности человека, отбывающего нака-


§ 1. Предмет и задачи исправительной психологии

зание, положительные и отрицательные факторы условий соци­ альной изоляции для личностной самореализации индивида. Задача работников исправительных учреждений состоит в диаг­ ностике личностных дефектов осужденных, разработке обосно­ ванной программы их исправления, предупреждении тех мно­ гочисленных отрицательных «влияний тюрьмы», которые тра­ диционно содействуют криминализации.

Решение сложных проблем психодиагностики и психокор­ рекции отдельных категорий осужденных по силам только соот­ ветствующим специалистам в области ресоциализирующей пси­ хологии. В связи с этим отметим и острый дефицит в подобных кадрах, и крайнюю научную неразработанность проблем пени­ тенциарной психологии — теории личностной перестройки, социальной реконструкции осужденных.

В качестве общих задач исправительной психологии можно указать следующие:

• психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов ее об­ щей социализации, правовой социализации, а также дефектов

ее психической саморегуляции;

• разработка долгосрочной программы индивидуально-лич­ ностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;

• осуществление необходимых мер психотерапии, релакса­ ции, нивелирование личностных акцентуаций, психопатических проявлений, снятие всевозможных психологических барьеров, проявлений криминальной психологической защиты;

• разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;

• всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее психической активности, формиро­ вание социально-положительной микросреды;

• формирование социально-положительных жизненных пер­ спектив.

В настоящее время в связи с членством России в Совете Ев­ ропы пенитенциарная1 система в нашей стране должна соответ­ ствовать международным стандартам. В решении всех этих задач первостепенную значимость приобретает научная и практичес­ ки ориентированная современная пенитенциарная психоло-

1 Пенитенциарный (от лат. poenitentiarius — покаянный) — исправ­ ленный через покаяние, внутреннее самоочищение.

512 Глава 19. Психологические основы ресоциализации осужденных

гия — наука о внутренних, психических механизмах самореор­ ганизации личности. Исправить через покаяние — таков основ­ ной постулат пенитенциарной психологии.

В правовой доктрине наказанием именуется назначенная су­ дом от имени государства лицам, совершившим преступление, принудительная мера, выражающаяся в каре (совокупности уста­ новленных законом правоограничений, соответствующих каждо­ му виду этой меры), преследующая цели исправления осужден­ ных, предупреждения совершения новых преступлений как осуж­ денными, так и другими лицами и способствующая искоренению преступления. Но может ли кара быть средством исправления?

Исправление преступника— сложный психологизированныйпроцесс его личностной реконструкции. Драматизм психичес­ кого состояния преступников состоит в том, что своему жутко­ му, мерзкому преступлению они придают положительный лич­ ностный смысл, оправдывают себя путем обесценивания нару­ шенных ими ценностей, ограждения своего внутреннего мира от психотравмирующих воздействий, использования ложных, суррогатных замещений.

Исправить преступника — значит осуществить его глубин­ ную личностную перестройку, изменить личностную направ­ ленность, сформировать новый социально адаптированный стиль его жизнедеятельности. Но возможно ли достижение этих задач только методом наказания? Человека нельзя сформиро­ вать и тем более исправить методом устрашения, кары, прямого грубого принуждения. Одно и то же наказание по-разному дей­ ствует на разных людей.

Пенитенциарное воздействие— воздействие духовное. Лич­ность может самоизменяться только изнутри. Внешние же по­ буждения — лишь условие для принятия ею своих решений.

Исправление провинившейся личности может быть достиг­ нуто только через покаяние, чистосердечное самоосуждение — раскаяние, ее ценностную переориентацию, включение в сферу

ее стыда и совести нарушенной социальной ценности.

§ 2. Жизнедеятельность и психологическое состояние предварительно заключенных

и осужденных

Тюрьмы предварительного заключения, следственные изолято­ ры (СИЗО) — скорбное обиталище людей, суд над которымиеще не состоялся и которые могут быть еще признаны невинов-


§ 2. Жизнедеятельность осужденных

ными. Но их уже карают тяжелым тюремным режимом; тяже­ лым настолько, что, длительно пребывая в этих невыносимых условиях, человек становится способным на самооговор, чтобы побыстрее попасть в более приемлемые условия стационарного заключения.

В качестве примера можно привести выдержку из письма профессора В. Мерзоянова, незаконно арестованного за выс­ тупление против продолжающегося в стране производства хи­ мического оружия:

«Уважаемый господин Президент, прошу обратить внимание на ужасное положение узников, находящихся в следственном изоляторе тюрьмы Матросская тишина... В камерах 101 — 152, рассчитанных на 25 человек, помещается по 100 арестованных, люди могут спать только посменно. В камерах с трудом можно найти место даже для сидения.

В воздухе камер недостаток кислорода настолько велик, что нельзя зажечь спичку, не приблизившись к проему для передачи пищи... у многих заключенных на руках жесткие мозоли от длительного зависа­ ния на решетках окон, где дышать несколько легче. В камере обилие

| насекомых, а от вшей шевелятся и полотенца...

...В таких ужасных условиях находятся люди, вина которых еще даже не доказана. Да и осужденные судом имеют элементарные чело­ веческие права...»1

Мера пресечения в виде заключения под стражу применяет­ ся при «наличии достаточных оснований полагать, что обвиня­ емый, находясь на свободе, скроется от следствия и суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью».

Основным видом учреждения, в котором отбывается предва­ рительное заключение, является тюрьма (СИЗО), т. е. самый тяжелый режим наказания. Требования этого режима наказания грубо подавляют личность.

Нарушение этого режима (нередко произвольно определяе­ мого тюремной администрацией) влечет водворение в карцер на срок до 10 суток! (А несовершеннолетних — только до пяти су­ ток!) Обжалование произвола тюремной администрации воз­ можно только... через эту администрацию.

Ресоциализация осужденных осуществляется исправительны­

ми колониями общего, строгого, особого режимов и тюрьмой. (Ра-

1 Это письмо было направлено также во Всемирную организацию по борьбе за права осужденных — «Международную амнистию» — и было передано по радио «Свобода».

514 Глава 19. Психологические основы ресоциализации осужденных

нее существовавший усиленный исправительный режим отме­ нен в 1993 г.).

В исправительных колониях общего режима отбывают наказа­ ние лица, впервые осужденные к лишению свободы за соверше­ ние умышленных преступлений небольшой и средней тяжести.

Для них установлена трехступенчатая система условий содержания — обычные, облегченные и строгие. Лица, совер­ шившие особо тяжкие преступления, содержатся в колониях строгого и особого режима.

Все вновь прибывшие в колонию подвергаются полному обыску, а их вещи — досмотру. Осужденные проходят медицин­ ское освидетельствование и санитарную обработку. В период нахождения в карантинном отделении (15 суток) они знакомят­ ся с порядком и условиями отбывания наказания, со своими обязанностями и правами, установленными Правилами внут­ реннего распорядка исправительных учреждений. Осужденным разъясняется порядок применения технических средств надзора

и контроля, а в случаях, предусмотренных законом, — физичес­ кой силы, специальных средств, оружия и специальных под­ разделений (ст. 86 УИК РФ).

Комиссия во главе с начальником исправительной колонии распределяет вновь прибывших по отрядам с учетом их возмож­ ностей привлечения к труду, обучения в системе общего и про­ фессионального образования. Отныне обращение с ними пер­ сонала исправительного учреждения будет осуществляться на основе Минимальных стандартных правил обращения с заклю­ ченными, регламентированных ст. 69 УИК РФ.

Лица, отбывающие наказание в облегченных условиях исправительной колонии общего режима, после истечения од­ ной трети срока наказания могут быть переведены по решению суда для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселе­ ние. Злостные нарушители режима переводятся в условия стро­ гого содержания.

Отряды осужденных постоянно обновляются вновь прибыв­ шими, что значительно затрудняет процесс группового нормо-образования.

В исправительных колониях строгого режима содержатся лица, осужденные на срок более 10 лет, совершившие особо тяжкие преступления, и лица, ранее судимые за умышленные преступления. Это наиболее криминализированная часть пре­ ступников, трудно поддающаяся ресоциализации, укорененная

в криминальную субкультуру. Это стабильный контингент ис-


§ 3. Изучение личности осужденного

правительной колонии, с которым осуществляется длительная исправительная работа.

Исправительные колонии особого режима и тюрьма — уч­ реждения с ужесточенным режимом, в которых содержатся ре­ цидивисты.

Эти осужденные отбывают наказание в строгих условиях, постоянно находятся в запираемых помещениях. Их права в приобретении продуктов и предметов первой необходимости существенно ограничены. Тюрьма — исправительное учрежде­ ние особого режима, исполняющее наказание в виде лишения свободы в отношении лиц, представляющих особую обществен­ ную опасность. Отличается строжайшей изоляцией и подавле­ нием личности заключенного. Несовершеннолетние правонару­ шители содержатся в воспитательных колониях.

Наши рекомендации