Психология постановления приговора
Постановление приговора — последняя, завершающая часть судебного разбирательства. Вэтой части судебного разбирательства и завершается познавательно-оценочная деятельность суда. Здесь учитывается весь комплекс обстоятельств, имевших место непосредственно в судебном разбирательстве: позиция проку рора и защитника, поведение потерпевшего, отдельных свиде телей и подсудимого. Совокупность поведенческих факторов, воздействующих на позицию судей, можно назвать судебной со циальной перцепцией.
Совещание судей по постановлению приговора представляет собой деятельность формально-неформальной группы. С одной стороны, совещание должно разрешить определенный перечень вопросов, предусмотренных законом, с другой — каждый член судейской коллегии может занять свою позицию.
На все вопросы, поставленные на разрешение суда, должен быть получен категорически утвердительный или отрицатель ный ответ («да», «нет»). Все вопросы решаются простым боль шинством голосов. Никто из членов судейской коллегии не вправе воздержаться от выражения своего мнения, а председа тельствующий высказывает его последним.
Суд основывает приговор лишь на тех доказательствах, кото рые были рассмотрены в судебном заседании. Исходными по сылками могут быть лишь суждения, опирающиеся на досто верно установленные факты. Все сомнения, которые не пред ставляется возможным устранить, толкуются в пользу подсудимого. Признание подсудимым своей вины может быть положено в основу обвинительного приговора лишь при его подтверждении совокупностью других установленных в судеб ном заседании доказательств.
Объективная всесторонняя оценка доказательств — основа пра вильного судебного решения.
В некоторых случаях судебные ошибки допускаются из-за поверхностного исследования доказательств, следствием чего могут быть как неоправданно жесткие, так и мягкие приговоры-
§ 2. Психология постановления приговора |
Находящийся в нетрезвом состоянии Ш. подошел к группе лиц и нанес одному из них удар ножом в живот, от которого потерпевший через 30 минут скончался. Суд осудил Ш. за неосторожное убийство. Вывод о неосторожной вине был сделан на основании заявления под судимого о том, что он якобы не имел намерения убить потерпевшего,
а хотел лишь испугать его, однако из-за опьянения не рассчитал силу удара и в последний момент не сумел задержать руку.
В материалах дела имелись следующие данные: глубина раневого канала — 11 см; непосредственно перед нанесением удара Ш. совер шил хулиганские действия еще в отношении одного человека. Все эти сведения при тщательном их системном анализе должны были послу жить основанием для отклонения судебной версии о неосторожном убийстве. Приговор был отменен вышестоящим судом.
Составление приговора.Закон устанавливает ряд общих требований к структуре приговора. Приговор состоит из следующих частей: 1) вводная; 2) описательная; 3) резолютивная. Он со-
. ставляется одним из судей и подписывается всеми судьями (осо бое мнение излагается отдельно в письменном виде). Приговор составляется в общедоступных, понятных выражениях. Описа ние преступного деяния в нем должно соответствовать установ ленным судом фактам.
В оправдательном приговоре не должны допускаться форму лировки, ставящие под сомнение невиновность оправданного.
Обоснование судебного решения должно содержать анализ доказательств, доводы, по которым суд принял во внимание
' одни доказательства и отверг другие. Решение о наказании фор мулируется так, чтобы при исполнении приговора не возникало \ никаких сомнений.
Сложный процесс постановления законного, обоснованно го, справедливого приговора требует глубокой аналитической деятельности судей — они призваны соотнести социально зна чимые психические дефекты данной личности с конкретными
: исправительными возможностями назначаемой меры наказа-
■ ния. Уголовно-правовое наказание — не акт мести, а средство ресоциализации нарушившей закон личности.
Глава 19. Психологические основы
ресоциализации осужденных (исправительная психология)
§ 1. Предмет и задачи исправительной психологии
Исправительная психологияизучает психологические основыресоциализации осужденных:
• восстановление нарушенных социальных качеств личнос ти, необходимых для ее полноценной жизнедеятельности в об ществе;
• проблемы эффективности наказания;
• динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих возможностей в различных условиях жизнедеятельности;
• соответствие исправительного законодательства задачам исправления осужденных.
Исправительная психология призвана выработать практичес кие рекомендации по ресоциализации осужденных, разрабаты вать средства и приемы психологической коррекции личности правонарушителей.
Ресоциализацияличности осужденных связана прежде всего
с их ценностной переориентацией, формированием у них меха низма социально-положительного целеполагания, отработкой прочных стереотипов социально-положительного поведения. Создание условий формирования адаптированного поведения личности — основная задача исправительных учреждений. Ре шение этой задачи связано с теоретической разработкой про блемы личностного исправления, личностной реконструкции в процессе исполнения наказания.
Сложные задачи, стоящие перед уголовно-исполнительны ми учреждениями, могут успешно решаться лишь на основе коренной перестройки их деятельности, комплексных соци альных и психолого-педагогических программ ресоциализации различных категорий осужденных.
Исправительная психология исследует закономерности и особенности жизнедеятельности человека, отбывающего нака-
§ 1. Предмет и задачи исправительной психологии |
зание, положительные и отрицательные факторы условий соци альной изоляции для личностной самореализации индивида. Задача работников исправительных учреждений состоит в диаг ностике личностных дефектов осужденных, разработке обосно ванной программы их исправления, предупреждении тех мно гочисленных отрицательных «влияний тюрьмы», которые тра диционно содействуют криминализации.
Решение сложных проблем психодиагностики и психокор рекции отдельных категорий осужденных по силам только соот ветствующим специалистам в области ресоциализирующей пси хологии. В связи с этим отметим и острый дефицит в подобных кадрах, и крайнюю научную неразработанность проблем пени тенциарной психологии — теории личностной перестройки, социальной реконструкции осужденных.
В качестве общих задач исправительной психологии можно указать следующие:
• психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов ее об щей социализации, правовой социализации, а также дефектов
ее психической саморегуляции;
• разработка долгосрочной программы индивидуально-лич ностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;
• осуществление необходимых мер психотерапии, релакса ции, нивелирование личностных акцентуаций, психопатических проявлений, снятие всевозможных психологических барьеров, проявлений криминальной психологической защиты;
• разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;
• всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее психической активности, формиро вание социально-положительной микросреды;
• формирование социально-положительных жизненных пер спектив.
В настоящее время в связи с членством России в Совете Ев ропы пенитенциарная1 система в нашей стране должна соответ ствовать международным стандартам. В решении всех этих задач первостепенную значимость приобретает научная и практичес ки ориентированная современная пенитенциарная психоло-
1 Пенитенциарный (от лат. poenitentiarius — покаянный) — исправ ленный через покаяние, внутреннее самоочищение.
512 Глава 19. Психологические основы ресоциализации осужденных
гия — наука о внутренних, психических механизмах самореор ганизации личности. Исправить через покаяние — таков основ ной постулат пенитенциарной психологии.
В правовой доктрине наказанием именуется назначенная су дом от имени государства лицам, совершившим преступление, принудительная мера, выражающаяся в каре (совокупности уста новленных законом правоограничений, соответствующих каждо му виду этой меры), преследующая цели исправления осужден ных, предупреждения совершения новых преступлений как осуж денными, так и другими лицами и способствующая искоренению преступления. Но может ли кара быть средством исправления?
Исправление преступника— сложный психологизированныйпроцесс его личностной реконструкции. Драматизм психичес кого состояния преступников состоит в том, что своему жутко му, мерзкому преступлению они придают положительный лич ностный смысл, оправдывают себя путем обесценивания нару шенных ими ценностей, ограждения своего внутреннего мира от психотравмирующих воздействий, использования ложных, суррогатных замещений.
Исправить преступника — значит осуществить его глубин ную личностную перестройку, изменить личностную направ ленность, сформировать новый социально адаптированный стиль его жизнедеятельности. Но возможно ли достижение этих задач только методом наказания? Человека нельзя сформиро вать и тем более исправить методом устрашения, кары, прямого грубого принуждения. Одно и то же наказание по-разному дей ствует на разных людей.
Пенитенциарное воздействие— воздействие духовное. Личность может самоизменяться только изнутри. Внешние же по буждения — лишь условие для принятия ею своих решений.
Исправление провинившейся личности может быть достиг нуто только через покаяние, чистосердечное самоосуждение — раскаяние, ее ценностную переориентацию, включение в сферу
ее стыда и совести нарушенной социальной ценности.
§ 2. Жизнедеятельность и психологическое состояние предварительно заключенных
и осужденных
Тюрьмы предварительного заключения, следственные изолято ры (СИЗО) — скорбное обиталище людей, суд над которымиеще не состоялся и которые могут быть еще признаны невинов-
§ 2. Жизнедеятельность осужденных |
ными. Но их уже карают тяжелым тюремным режимом; тяже лым настолько, что, длительно пребывая в этих невыносимых условиях, человек становится способным на самооговор, чтобы побыстрее попасть в более приемлемые условия стационарного заключения.
В качестве примера можно привести выдержку из письма профессора В. Мерзоянова, незаконно арестованного за выс тупление против продолжающегося в стране производства хи мического оружия:
«Уважаемый господин Президент, прошу обратить внимание на ужасное положение узников, находящихся в следственном изоляторе тюрьмы Матросская тишина... В камерах 101 — 152, рассчитанных на 25 человек, помещается по 100 арестованных, люди могут спать только посменно. В камерах с трудом можно найти место даже для сидения.
В воздухе камер недостаток кислорода настолько велик, что нельзя зажечь спичку, не приблизившись к проему для передачи пищи... у многих заключенных на руках жесткие мозоли от длительного зависа ния на решетках окон, где дышать несколько легче. В камере обилие
| насекомых, а от вшей шевелятся и полотенца...
...В таких ужасных условиях находятся люди, вина которых еще даже не доказана. Да и осужденные судом имеют элементарные чело веческие права...»1
Мера пресечения в виде заключения под стражу применяет ся при «наличии достаточных оснований полагать, что обвиня емый, находясь на свободе, скроется от следствия и суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью».
Основным видом учреждения, в котором отбывается предва рительное заключение, является тюрьма (СИЗО), т. е. самый тяжелый режим наказания. Требования этого режима наказания грубо подавляют личность.
Нарушение этого режима (нередко произвольно определяе мого тюремной администрацией) влечет водворение в карцер на срок до 10 суток! (А несовершеннолетних — только до пяти су ток!) Обжалование произвола тюремной администрации воз можно только... через эту администрацию.
Ресоциализация осужденных осуществляется исправительны
ми колониями общего, строгого, особого режимов и тюрьмой. (Ра-
1 Это письмо было направлено также во Всемирную организацию по борьбе за права осужденных — «Международную амнистию» — и было передано по радио «Свобода».
514 Глава 19. Психологические основы ресоциализации осужденных
нее существовавший усиленный исправительный режим отме нен в 1993 г.).
В исправительных колониях общего режима отбывают наказа ние лица, впервые осужденные к лишению свободы за соверше ние умышленных преступлений небольшой и средней тяжести.
Для них установлена трехступенчатая система условий содержания — обычные, облегченные и строгие. Лица, совер шившие особо тяжкие преступления, содержатся в колониях строгого и особого режима.
Все вновь прибывшие в колонию подвергаются полному обыску, а их вещи — досмотру. Осужденные проходят медицин ское освидетельствование и санитарную обработку. В период нахождения в карантинном отделении (15 суток) они знакомят ся с порядком и условиями отбывания наказания, со своими обязанностями и правами, установленными Правилами внут реннего распорядка исправительных учреждений. Осужденным разъясняется порядок применения технических средств надзора
и контроля, а в случаях, предусмотренных законом, — физичес кой силы, специальных средств, оружия и специальных под разделений (ст. 86 УИК РФ).
Комиссия во главе с начальником исправительной колонии распределяет вновь прибывших по отрядам с учетом их возмож ностей привлечения к труду, обучения в системе общего и про фессионального образования. Отныне обращение с ними пер сонала исправительного учреждения будет осуществляться на основе Минимальных стандартных правил обращения с заклю ченными, регламентированных ст. 69 УИК РФ.
Лица, отбывающие наказание в облегченных условиях исправительной колонии общего режима, после истечения од ной трети срока наказания могут быть переведены по решению суда для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселе ние. Злостные нарушители режима переводятся в условия стро гого содержания.
Отряды осужденных постоянно обновляются вновь прибыв шими, что значительно затрудняет процесс группового нормо-образования.
В исправительных колониях строгого режима содержатся лица, осужденные на срок более 10 лет, совершившие особо тяжкие преступления, и лица, ранее судимые за умышленные преступления. Это наиболее криминализированная часть пре ступников, трудно поддающаяся ресоциализации, укорененная
в криминальную субкультуру. Это стабильный контингент ис-
§ 3. Изучение личности осужденного |
правительной колонии, с которым осуществляется длительная исправительная работа.
Исправительные колонии особого режима и тюрьма — уч реждения с ужесточенным режимом, в которых содержатся ре цидивисты.
Эти осужденные отбывают наказание в строгих условиях, постоянно находятся в запираемых помещениях. Их права в приобретении продуктов и предметов первой необходимости существенно ограничены. Тюрьма — исправительное учрежде ние особого режима, исполняющее наказание в виде лишения свободы в отношении лиц, представляющих особую обществен ную опасность. Отличается строжайшей изоляцией и подавле нием личности заключенного. Несовершеннолетние правонару шители содержатся в воспитательных колониях.