Диагностика и изобличение ложности показаний

Диагностика и преодоление ложных показаний — центральная проблема допроса и расследованияв целом. Универсальных ме­тодов психодиагностики лжи не существует. Нет пробного кам­ ня истины, особых средств экспресс-диагностики лжи. Не явля­ ются надежными индикаторами лжи и психосоматические ре­ акции — тремор (дрожание) конечностей, частота дыхания, пересыхание слизистой полости рта, сужение или расширение сосудов, выражающиеся в побледнении или покраснении кожи лица. Не удается диагностировать ложь и по признакам речи — паузам, интонациям, лексическим особенностям.

Однако ложь не «явление в себе», она распознаваема. В со­ знании лжеца конкурируют два очага возбуждения — сфера чув­ ственно бедных ложных конструкций и тормозимый субъектом,


6. Диагностика и изобличение ложности показаний

но непроизвольно функционирующий интенсивный очаг жи­ вых- образных представлений подлинного события.

Ложь — средство управления поведением людей путем их дез-шформации. Лицо, противодействующее следствию и дающее заведомо ложные показания, вступает со следователем в пози-щонное противоборство, прогнозирует возможные действия следователя, пытается рефлексивно управлять его деятельнос­ тью. Лжец оценивает, как его ложные показания будут прини­ маться, расцениваться и использоваться следователем. При ак­ тивной, творческой лжи лжец стремится создать псевдомодель события, состыковать его элементы, выдумать причинно-след­ ственные связи, привязать их к определенным месту и времени.

Ряд повторных детализирующих вопросов неизбежно приво­ дит к вариациям вымысла, расстыкованности отдельных узлов этой псевдомодели. Чем меньше правды в показаниях, тем ус­ пешнее они изобличаются.

Сложнее те случаи, когда подследственное лицо, хорошо знающее обстоятельства дела, вводит в подлинную модель со­ бытия лишь отдельные ложные детали. Однако даже единствен­ ная вымышленная деталь события не может быть охвачена со­ знанием лгущего во всем многообразии ее проявлений. При повторных допросах эта деталь будет обрастать наспех приду­ манными особенностями, вызывать усиленную охранительную реакцию, психосоматические реакции1.

Процесс лжи связан со столкновением тормозных и возбуди­ тельных процессов, психологическим раздвоением личности

1 В целях детекции лжи в США, как известно, широко использует­ ся полиграф (лайдетектор) — система приборов, регистрирующих пси­ хосоматические реакции человека в тестовых ситуациях (аритмичность дыхания, частота пульса, изменение давления крови, электропровод­ ности кожи и др.). Еще Чезаре Ломброзо — итальянский криминалист

и тюремный врач — начал измерять у подозреваемых давление крови во время допроса и утверждал, что может диагностировать ложь таким способом. В действительности отдельные физиологические реакции нельзя связывать с сознательной ложью. Однако система этих реак­ ций, их комплекс позволяют специалистам делать статически досто­ верные выводы о сокрытии лицом каких-то обстоятельств. При этом *спытуемому задаются вопросы, нейтральные для невиновного и зна-1имые для виновного. Как отмечают полиграферы (специалисты по применению полиграфа), сама угроза приборного обследования явля­ ется во многих случаях стимулом к чистосердечному признанию, осо­ бенно после демонстрации возможностей полиграфа.

402 Глава 14. Психология допроса и очной ставки

(что в просторечии называется нечистой совестью), формирова­ нием в создании лгущего лица системы охранительных барье­ ров и т. д. Однако позиции лгущего всегда уязвимы. (Так, зая­ вив о том, что ему ничего не известно о расследуемом событии, человек как минимум должен указать, где он находился во вре­ мя совершенного преступления. И здесь неизбежно последует новое утверждение, ложность которого в конце концов может быть обнаружена.)

Стереотипные, заученные ложные показания выдают себя косной неизменностью, тогда как образные представления име­ ют соответствующую динамику. Одна и та же стереотипная ре­ чевая формулировка в показаниях нескольких лиц — как прави­ ло, свидетельство сговора о даче ложных показаний. Лгущий утрирует свое незнание,это также изобличает его. Кроме того,лгущего всегда подстерегает незнание хода расследования, име­ ющегося объема доказательств.

Преодоление установки допрашиваемого лица на дачу лож­ ных показаний требует от следователя анализа мотивов лжи и прогнозирования тех побуждений, которые могут привести к раскрытию данной личности, прогнозирования ситуации, в ко­ торой человек сделает откровенные признания. Необходимо так­ же определить границы зоны контроля (какое содержание скрыва­ ется, камуфлируется ложными утверждениями, какие сведения лицо может считать непоправимой утечкой информации).

Диагностируя ложность показаний, следователь может из­ брать одну из двух тактических возможностей: 1) изобличить лжеца при его первых попытках ввести следствие в заблужде­ ние; 2) позволить лжецу дать ложные показания и затем изоб­ личить его.

Выбор соответствующей тактической позиции обусловлен личностными качествами допрашиваемого, его моральной чув­ ствительностью к разоблачительным действиям следователя.

Однако изменение показаний и правдивое признание — пси­ хологически трудный процесс, связанный с изменением устано­ вочной позиции, мотивационной переориентацией, ломкой сложившегося стереотипа, эмоциональным напряжением. Пе­ реход от лжи к правде связан с внутриличностным конфлик­ том — борьбой с собой. Своевременное определение этого со­ стояния обвиняемого, убедительное аргументирование целесо­ образности правильного выбора — одна из тактических задач следователя. Человеку необходима психологическая помощь в его


§ 7. Приемы правомерного психического воздействия

движении от лжи к правде. (Следует учитывать, что неправдивые показания иногда могут давать и невиновные лица, стремясь эффективно доказать свою невиновность. Ложь не всегда свиде­ тельствует о виновности человека. Ложные показания могут давать и лица экзальтированные, стремящиеся оказаться в цен­ тре событий, привлечь к себе внимание.)

Одно из универсальных средств противодействия преступни­ ков следствию — создание ложного алиби. Как известно, алиби в уголовном процессе означает обстоятельство, исключающее пре­ бывание обвиняемого (подозреваемого) лица на месте преступле­ ния в момент его совершения. При расследовании преступлений, характер которых обусловливает присутствие преступника в оп­ ределенное время на определенном месте (убийство, телесное повреждение, кража, грабеж, разбой, поджог и др.), алиби подле­ жит доказыванию. Вывод о совершении преступления данным лицом будет необоснованным, если алиби подтверждается и хотя бы не исключается. Проверка алиби (и соответствующей контр­ версии — ложного алиби) — тактическая операция, требующая психологического анализа поведения человека.

Стратегией ложного алиби является фальсифицированное сме­ щение виновным своего пребывания на месте преступления или пребывания на этом месте потерпевшего. Опираясь на свои, как правило, житейские представления, он предвосхищает возможные рассуждения следователя, проигрывает его возможные версии.

В выборе фабулы фальсификации некоторые преступники проявляют большую изощренность.

Некто Г., убив в ссоре Л., зарыл его труп в свежезасыпанной моги­ ле, а вещи убитого отнес на пляж и оставил среди вещей купающихся. Обнаружив вещи, сторож пляжа сообщил об этом в милицию, но уго­ ловное дело не было своевременно возбуждено, поскольку посчитали, что Л. утонул случайно.

Случаи правдоподобных фальсификаций свидетельствуют о необходимости крайне критического подхода следователя ко всем «очевидным» происшествиям.

§ 7. Приемы правомерного психического воздействия на допрашиваемого, противодействующего следствию

Приемы правомерного психического воздействия — приемы преодоления противодействия следствию. Раскрытие смысла и значения имеющейся информации, бессмысленности и неле-

404 Глава 14. Психология допроса и очной ставки

пости ложных показаний, бесперспективности позиции запира­ тельства — основа стратегии следователя в ситуации противо­ действия следствию.

Для реализации этой стратегии нужна высокая рефлексив­ ность, информационная проницательность, гибкость, способ­ ность использовать получаемую информацию для развития про­ цесса расследования.

В преодолении противодействия лиц, пытающихся дезин­ формировать следствие, преимущество объективно на стороне следователя: он знает материал дела, имеет возможность тща­ тельно подготовиться к допросу, изучить личность допрашива­ емого лица, его сильные и слабые стороны, особенности его поведения в конфликтных ситуациях, использовать систему эффективных приемов преодоления противодействия.

Однако и у следователя возникают свои трудности. Приемы

и средства психического воздействия на допрашиваемых лиц имеют предусмотренные законом пределы. Законом запрещено домогательство показаний путем насилия, угроз и других незакон­ ных мер.

Статья 302 УК РФ. Принуждение к даче показаний: «1. Принуж­ дение подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля к даче показаний либо эксперта к даче заключения или показаний путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя или лица, производящего дознание, а равно другого лица с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание, —

наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, соединенное с применением насилия, издева­ тельств или пытки, —

наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет». Комментарий. В случае применения насилия или других не­ законных действий с согласия следователя или лица, производяще­ го дознание, иным присутствующим при допросе лицом, содеянное им квалифицируется как самостоятельное преступление против личности, а деяние указанного выше должностного лица — как дол­

жностное преступление — ст. 286 УК РФ.

При этом не имеет значения, принуждался ли допрашивае­ мый к даче ложных или правдивых показаний.

В судопроизводстве недопустимо психическое насилие — шантаж, угрозы, обман, необоснованные обещания, использо­ вание религиозных предрассудков, малокультурное™ допраши-


§ 7. Приемы правомерного психического воздействия

ваемого, незнание им своих прав и т. п. Наряду с этим суще­ ствуют и нравственно-психологические пределы воздействия. Затягивание нервно-эмоциональных срывов, усугубление тяже­ лых психических состояний нравственно недопустимы.

Однако при решении тактических задач неизбежны жесткие способы психического воздействия, ставящие поведение проти­ водействующего лица в рамки, ограничивающие его решения.

Приемы преодоления противодействия следствию, как пра­ вило, рассчитаны на критическое мышление обвиняемого, его анализ хода следствия. Иногда обвиняемый (подозреваемый) может предвосхитить успехи следствия, которые в действи­ тельности еще могут быть не достигнуты. Подведение обвиня­ емого к такому, отражению действительности в тактических целях не только не предосудительно, но и не противоправно. Это и составляет основу успешного тактического взаимодей­ ствия с ним.

Приемы психического воздействияимеют сверхзадачу — пси­хологически разоружить противодействующее лицо, содейство­ вать пониманию им негодности, порочности избранных средств противодействия, помочь ему изменить мотивацию поведения.

| Приемы психического воздействия — приемы не подавления воли допрашиваемого лица, а логического воздействия на его сознание. Они основаны прежде всего на выявлении внутренних противоречий в защитных действиях противодействующего лица.Основное их психическое назначение — демонстрация ненадеж­ ности ложных показаний, их обреченности на изобличение.

Ложность показаний изобличается прежде всего имеющимися доказательствами.Объем имеющихся доказательств — предмет

усиленной антиципирующей (предвосхищающей) деятельности допрашиваемого. Виновный, как правило, преувеличивает объем имеющихся доказательств, поскольку в его сознании уси­ ленно функционируют все существенные для расследования стороны совершенного им деяния. Защитная доминанта усугуб­ ляет эти процессы. (У лица, не совершившего преступление, не может возникнуть преувеличенного представления об объеме имеющихся у следствия доказательств.)

Допрашивая К., подозреваемого в убийстве, следователь рассмат­ ривал фотографии, которые были видны К. лишь с обратной стороны. Конверт, из которого были извлечены фотографии, с надписью «Лич­ но прокурору» лежал на столе. Допустимо ли это действие следовате­ ля, если даже на фотографиях были изображены пейзажи или попу-

406 Глава 14. Психология допроса и очной ставки

лярные киноактрисы? Допустимо, поскольку они ни к чему не обязы­ вали подозреваемого. Однако именно после этого К. признался в со­ вершении преступления, интерпретировав фотографии как уличающие его обстоятельства.

Правомерен любой тактический прием психического воздей­ ствия, если он не направлен на вымогательство признания, не свя­ зан с нарушением норм нравственности, прямой ложью, подавле­ нием воли подследственного лица.

Часто приемы психического воздействия реализуются в ост­ роконфликтной форме, вызывая фрустрационное состояние допрашиваемого лица, снижающее возможности его противо­ действия.

Для усилия фрустрационного воздействия основного улича­ ющего доказательства необходима соответствующая психологи­ ческая подготовка его предъявления допрашиваемому, времен­ ное переключение его внимания на обстоятельства, как бы благоприятствующие его легенде. Последующее контрастное воздействие психически будет более действенным.

Психологически обоснованный тактический прием должен отличаться избирательной направленностью — оказать наиболь­ шее воздействие на психическое состояние виновного и быть нейтральным в отношении невиновных, обладать шоковым воз­ действием — быть неожиданным, заранее непросчитанным доп­ рашиваемым лицом.

Шаблонные приемы,примитивные хитрости не только неимеют тактической действенности, но и раскрывают перед доп­ рашиваемымлицомтактическую беспомощность следователя.

Приемы психического воздействия на противодействующее лицо с цельюизменения его позиций иполучения правдивых показаниймогут быть подразделены на следующие подгруппы:

• приемы, основанные на использовании отдельных психо­ логических качеств личности допрашиваемого;

• приемы, основанные на доверии допрашиваемого лица к личности следователя;

• приемы осведомления допрашиваемого лица о наличии достоверной доказательственной информации;

• приемы, создающие у допрашиваемого преувеличенное представление об объеме имеющихся доказательств;

• приемы повышенного эмоционального воздействия, свя­ занные с предъявлением неожиданной информации.


§ 7. Приемы правомерного психического воздействия

Психологические приемы допроса в бесконфликтной ситуации:

• постановка личностно значимых вопросов, вовлекающих в беседу, снятие эмоциональной напряженности, формирование мыслительной задачи;

• актуализация интереса к обстоятельствам: а) входящим в предмет доказывания, б) содействующим обнаружению доказа­ тельств, в) необходимым для проверки и оценки доказательств, г) необходимым для достижения промежуточных целей рассле­ дования, д) тактически значимым для допроса других лиц;

• раскрытие гражданской значимости добросовестной пози­ ции и ситуации нерешительности допрашиваемого;

• раскрытие личностного смысла правдивых показаний;

• опора на положительные качества и личные заслуги допра­ шиваемого лица;

• оказание мнемической помощи: а) возбуждение ассоциа-ий по смыслу, временной и пространственной смежности, ходству и контрасту, б) привязка к личностно значимым обсто-тельствам, разноплановый детализирующий допрос.

Психологические приемы допроса в ситуации противодействия:

• установление психологического контакта, устранение эмо­ ционального и смыслового барьера, проявление сопереживания

и понимания психического состояния допрашиваемого;

• использование оперативно-розыскных и экспертных дан­ ных: а) предъявление доказательств по возрастающей степени их значимости, б) использование фактора внезапности, в) временная маскировка цели допроса и имеющегося объема доказательств, создание у допрашиваемого представления о значительном объе­ ме имеющихся доказательств, г) демонстрация осведомленнос-тиследователя в деталях расследуемого события, д) предъявление доказательств, требующих детализации показаний;

• раскрытие противоречий в показаниях, предъявление оп­ ровергающих доказательств;

• опора на положительные качества допрашиваемого, ис­ пользование антипатий к отдельным участникам преступления;

• постановка изобличающих косвенных вопросов, создание ситуаций, вызывающих проговорки.

Психологические приемы изобличения допрашиваемого во лжи:

• постановка вопросов, второстепенных с точки зрения доп­ рашиваемого, но фактически изобличающих причастность лица

к расследуемому событию;

• использование приема «развертывания лжи»;

408 Глава 14. Психология допроса и очной ставки

• повторный детализирующий допрос по одним и тем же обстоятел ьствам;

• создание преувеличенного представления об осведомлен­ ности следователя;

• внезапная постановка ключевых вопросов, предъявление решающих доказательств;

• использование акцентуаций характера, слабых мест лично­ сти допрашиваемого;

• раскрытие личностного смысла дачи правдивых показаний;

• создание психически напряженных состояний на фоне пренебрежения другими участниками группового преступления интересами допрашиваемого.

Значительная возможность оказания правомерного психи­ ческого воздействия заключается в системе предъявления дока­ зательств.

Приведем некоторые правила эффективного предъявления до­ казательств:

1) перед предъявлением доказательств задать все необходи­ мые вопросы, с тем чтобы исключить нейтрализующие их улов­ ки обвиняемого или подозреваемого;

2) изобличающие доказательства предъявлять в наиболее так­ тически целесообразных ситуациях, на фоне психического со­ стояния релаксации (расслабления) или напряженности в зави­ симости от личностных особенностей допрашиваемого лица;

3) предъявлять доказательства, как правило, по их возраста­ ющей значимости;

4) по каждому доказательству получить объяснение и фикси­ ровать эти объяснения;

5) при признании ложности ранее данных показаний немед­ ленно фиксировать новые показания и удостоверять их подпи­ сью допрашиваемого лица;

6) всемерно раскрывать криминалистическое значение предъявляемых доказательств.

Статья 303 УК РФ. Фальсификация доказательств: «1. Фальсифи­ кация доказательств по гражданскому делу лицом, участвующим в деле, или его представителем —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужден­ ного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.


§ 7. Приемы правомерного психического воздействия

2. Фальсификация доказательств по уголовному делу лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или защитник ком —

наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься опреде­ ленной деятельностью на срок до трех лет».

<->

Диагностика и изобличение ложности показаний - student2.ru

Одно из основных средств психического воздействия — вопрос следователя. Он содержит в себе направленность следственного поиска, передает другому лицу информационную направлен­ ность спрашивающего. Так, вопрос: «Сколько человек находи­ лось в помещении?» — несет в себе сведения об информирован­ ности следователя о том, что в определенном месте, в опреде-

I ленное время находились люди, причастные к преступлению. Этот вопрос допускает и мысль о том, что следователю, возмож-

; но, известно и кто там находился.

В тактических целях вопрос можно поставить таким обра-! зом, чтобы ограничить меру информации для допрашиваемого лица или активизировать его предвосхищающую деятельность. Обвиняемый (подозреваемый) всегда знает то, что его изобли­ чает, и чувствует меру приближения вопроса следователя к изобличающим обстоятельствам. Он анализирует не только то, что спрашивается, но и то, для чего спрашивается. Вопросы следователя должны быть обоснованными, не носить характер ловушек (типа «где спрятаны вещи?», если не установлено, что

вещи похищены данным лицом).

В тактических целях следователь широко использует проти­ водействующие вопросы.

Противодействующие вопросыпарируют предыдущие ответы,вскрывают их несостоятельность, выражают негативное к ним отношение со стороны следователя, противодействуют ложным

установкам допрашиваемого. Эти вопросы-реплики демонстри­ руют информационную вооруженность следователя по рассле­ дуемому эпизоду, предупреждают о невозможности ввести след-

I ствие в заблуждение.

Изобличающие вопросыиспользуются в ситуации противо­действия следствию. Они связаны с изобличением ложности показаний.

Чем ближе следователь к тактическому выигрышу, тем выше опасность для обвиняемого, тем активнее его оборонительные действия. Реорганизация его оборонительных действий поспеш-

410 Глава 14. Психология допроса и очной ставки

на, в ней обнаруживаются слабые места. Все это свидетельству­ ет о необходимости идти на создание трудных, иногда остро­ конфликтных ситуаций, содействующих тактическому успеху следователя.

Напряженные психические состояния обвиняемого вызыва­ ются, конечно, не грубостью, не психическим наследием, а по­ дачей в наиболее подходящие моменты такой информации, которая резко нарушает сложившийся стереотип поведения на допросе, делает невозможным продолжение избранной линии поведения.

Действенный тактический прием изобличения виновного путем оказания на него правомерного психического воздей­ ствия — использование улик поведения. Поведение виновного после совершения преступления психологически резко отлича­ ется от поведения невиновного. Так или иначе, но поведение преступника после совершения преступления обусловлено фак­ тором преступления, причинно связано с ним.

К уликам поведения относятся: посещение места происше­ствия с целью фальсификации подлинных обстоятельств, меры по дополнительному сокрытию следов преступления, отрица­ ние очевидных факторов в силу гипертрофии защитной доми­ нанты, молчание о разоблачающем факте, о лицах, связанных с преступлением или знающих о нем, сообщение о деталях собы­ тия, которые могут быть известны только преступнику, и др.

Позиция допрашиваемого лица, его причастность к рассле­ дуемому событию диагностируются и по некоторым внешним проявлениям его поведения на допросе:

• невиновный, как правило, отвечает на прямое обвинение бурной отрицательной реакцией; виновный часто придержива­ ется выжидательной позиции — ждет, чтобы допрашивающий выложил все карты;

• невиновный постоянно обращается к конкретным пунктам обвинения, опровергает их фактическими доводами;

• виновный уходит от соприкосновения с конкретными об­ винениями, особенно избегает повторного возврата к главному обвинению; его поведение более пассивно;

• невиновный аргументирует свою невиновность общим со­ циально-положительным стилем своего поведения, положи­ тельными личностными качествами; социально деформирован­ ный виновный пренебрегает подобными аргументами;


§ 7. Приемы правомерного психического воздействия

• невиновный остро переживает перспективу позора, осуж­ дения сослуживцев, начальства, близких и знакомых;

• виновный интересуется лишь возможным наказанием. Поведенческие особенности допрашиваемого не имеют до­

казательственного значения. Однако они могут быть использо­ ваны для определения тактических приемов расследования.

В тех случаях, когда в поведении обвиняемого проявляются колебания в выборе линии поведения, необходимо использо­ вать прием накопления положительных ответов. Вначале задают­ ся такие вопросы, на которые можно получить лишь положи­ тельные ответы, формирующийся стереотип продуктивного вза­ имодействия может облегчить в дальнейшем получение ответов

и на трудные вопросы.

Действия следователя, предъявляемая им информация могут иметь большую силу воздействия, если касаются слабого места

в позиции обвиняемого, если эта информация допускает много­ значность ее трактовки. Особенно большую изобличающую силу имеет получение следователем таких сведений, которые мо­ гут быть известны лишь участнику расследуемого события.

Успешность допроса зависит от превосходства рефлексирую­ щей деятельности следователя над рефлексирующей деятельно­ стью обвиняемого.

Позиция запирательства обвиняемого или подозреваемого не должна перерастать в межличностный конфликт между этими лицами и следователем. Владея эффективной тактикой рассле­ дования, используя имеющиеся доказательства, приемы право­ мерного психического воздействия, следователь изобличает ви­ новного, а не конфликтует с ним.

В процессе допроса следователь сталкивается с различными индивидуальными проявлениями психологической зашиты и психического отчуждения.

Психологическая защита индивида— способ стабилизацииличности в критических условиях конфликта, связанный с уст­ ранением или ослаблением чувства тревожности путем обесце­ нивания предмета конфликта. При этом сфера сознания инди­ вида ограждается от травмирующих воздействий путем либо конверсии(от лат. conversio — превращение), т. е. превращенияранее значимого явления в незначимое, либо регрессии, т. е. за­ мены сложных задач более простыми, либо проекции — наделе­ ния другого человека недостойными, обесценивающими его ка­ чествами.

412 Глава 14. Психология допроса и очной ставки

Возникновение психологической защиты может быть значительным препятствием во взаимодействии следователя с допрашиваемым. Еще более сложные ситуации разрыва комму­ никативного контакта могут возникнуть при психологическом отчуждении личности.

Отчужденность личности— это нарушение основного меха­низма ее социализации — идентификации, благодаря которой индивид осознает себя как часть социума. Он чувствует себя отверженным, потерянным, враждебным обществу. При этом доминирующим способом поведения становится негативизм — установка на глобальное несогласие с партнером общения, а часто и на отказ от общения. В ряде случаев отчужденность личности и связанная с этим дезидентификация, атрофия соци­ альных чувств ведут к совершению преступления. Алкоголизм, хулиганство, жестокость, садизм коррелируют с отчужденностью личности.

Отчуждение личности связано с разрывом эмоциональных контактов с людьми, с всепоглощающим чувством одиночества. Многие правонарушители отчуждены от первичных социальных групп: семьи, трудового коллектива, друзей. При этом дефор­ мируется механизм социального общения индивида, механизм его сознания.

Отчуждение личности может быть связано с социальной де­ задаптацией, неприспособленностью к социальной жизни. Эта неприспособленность является следствием, например, крайне низкой социальной культуры индивида и проявляется в виде бродяжничества, тунеядства, других видах преступного образа жизни. Но отчужденной личностью может быть и высокообра­ зованный человек, сознательно отрицающий ценности, полити­ ческую систему, уклад жизни общества.

Отчужденность иногда является следствием временной пси­ хической подавленности личности — депрессии. При этом пси­ хические функции индивида затормаживаются, резко сужается его мотивационная1 сфера, возникает общая пассивность поведе­ ния. Очевидно, что это состояние крайне затрудняет получение показаний. Однако и здесь существуют известные оптимальные способы достижения взаимодействия. Учитывая, что допраши­ ваемый испытывает тоску, отчаяние, нередко мучительные стра­ дания из-за непоправимых последствий совершенного деяния, следователь может показать перспективы социальной реабили­ тации данной личности.


§ 8. Психология допроса свидетелей

Продумывая тактику допроса, следователь должен учиты­ вать, что отчуждение нередко связано с совершением преступ­ ления, которое может выступать как психотравмируюший фак­ тор. Зона психической травмы бдительно охраняется индиви­ дом. Все, что связано с преступлением, воспринимается болезненно, субъект стремится избежать каких-либо разговоров об этом. Поэтому вначале вопросы следователя должны быть связаны только с социально-положительными связями данной личности, с дорогими для данного лица воспоминаниями и т. д.

В процессе допроса поведение следователя постоянно кор­ ректируется в зависимости от динамики психического состоя­ ния допрашиваемого лица. При этом важно фиксировать, в свя­ зи с чем происходит смена его настроений (радость, разочаро­ вание, неудовлетворение, опасливость), изменения в способах коммуникации (дерзость, грубость, резкость, угодливость и

т. п.). Необходимо учитывать как вербальную, так и паравер-бальную информацию.

Наши рекомендации